Концерт Мстислава Ростроповича в Бухаре 24 апреля 1971 года Искусство История
Назар Шохин:
«Письма о Ташкенте», как известно, не раз приобщали читателя к различным граням творчества великого виолончелиста (например, заметками Реувена Миллера, Татьяны Перцевой, Евгения Абдуллаева и других авторов).
Нам бы хотелось рассказать об одной, все еще малоизученной странице его биографии – недолгом посещении им Узбекистана а, точнее, его единственном концерте на узбекистанской земле.
Запланированный в Ташкенте концерт Ростроповича из его среднеазиатско-казахстанского турне был неожиданно перенесен в малонаселенную глубинку, – в Бухару. Это было связано, возможно, с идеологическими причинами: «компрометировавший» себя связями с А.Солженицыным музыкант мог оказать «дурное влияние» на ташкентскую интеллигенцию.
В самой Бухаре, судя по публикациям, областному управлению и городскому отделу культуры запретили не только афишировать, но и извещать о концерте маэстро (кстати, лауреата Сталинской и Ленинской премий, народного артиста СССР). Надеялись пустить все дело на самотек. И все же зал местного театра (фото здания прилагается) оказался полным. Здесь же каким-то образом оказались любители серьезной музыки из Ташкента, Самарканда, Ферганы.
В исполнении Ростроповича и под аккомпанемент известного пианиста Александра Дедюхина были исполнены: «Ария» из оперы «Ринальдо» Генделя, «Экспромт» Шуберта, «Три песни в народном стиле» и «Грезы» Шумана, «Лунный свет» и «Менестрели» Дебюсси, «Интродукцию» и «Полонез» Шопена, сонату для виолончели и рояли Грига, «Сентиментальный вальс» Чайковского, «Танец огня» Мануэля де Фальи.
Местная газета «Советская Бухара» в своей, опубликованной во вторник, 27 апреля 1971 года маленькой заметке писала, что каждый номер вызывал «бурю оваций» (заметка прилагается).
В ташкентском аэропорту, по пути из Бухары, – откуда маэстро прилетел первым ранним рейсом, – ему разрешили дать небольшое интервью местным журналистам. Там он тепло рассказывал о памятниках Бухары, ее узких улочках, добрых людях древнего города, местных меломанах, бережно хранивших пластинки с музыкой «диссидента». И подарил узбекистанским читателям знаменитое фото (опубликовано в начале статьи).
Не менее интересны
размещенные в Интернете
воспоминания
Шахабутдина Зайнутдинова,
бывшего корреспондента
«Правды Востока»
о М. Ростроповиче
«Рыцарь музыки по прозвищу Подсолнух».
См.:
http://uz2002.ru/rycar-muzyki-po-prozvishhu-podsolnux
Это то самое «интервью
местным журналистам» и есть.
Тахир[Цитировать]
Так выглядел театр в 1971 году. Черное-белое фото из официального путеводителя
Гость[Цитировать]
Тогдашние новостройки
Театрал[Цитировать]
Мнения о том, был или не был концерт в Ташкент варьируются. Все помнят очереди к кассам консерватории и зала «Бахор» (а ведь концерт не мог быть сразу в двух местах, и это — весомый аргумент), но не помнят, не описывают самого действа, самого концерта. Упомянутые Татьяна Перцева и Шахабутдин Зайнутдинов определенно пишут, что гастролей Ростроповича в столице Узбекистана не было, «он не состоялся». Выяснять причины такой обструкции тогдашних властей — дело историков, архивистов.
Ткч-зпт[Цитировать]