Ташкентская «Полкушка» на спутниковых снимках и не только История Старые фото Фото
Константин Балтин
В своей очередной статье я бы хотел собрать информацию, карты и снимки разных лет жилого района „Лолазор”, который в народе называют „Полкушкой”. Махалля „Лолазор” находится между улицами Шахрисабз, Миробад, Фидокор и Ойбек. В данной публикации я использовал фрагменты текстов из источников, ссылки на них ниже. История „Полкушки” отлично представлена на сайте oldtashkent.com. Ссылку на целую статью про „Полкушку” вы найдете в конце моей публикации.
„Полкушка” (название свое район берет от слова полк) не просто район, это часть истории и культуры Ташкента, которая связывает прошлое с настоящим. Этот район проходит через всю историю существования нового „старого Ташкента”, начиная с конца 19-го столетия, заканчивая нашими днями. Дома в этом районе выдержали испытания временем, включая землетрясение 1966 года, и являются свидетельством мастерства и качества строительства прошлого. Жители района ценят эти дома не только за их историческую значимость, но и за создание ощущения сообщества и принадлежности.
Первоначально здесь были казармы саперного батальона на окраине русской части города. От этих казарм теперь осталось только несколько зданий. Сохранившиеся двухэтажные казармы датируются концом XIX столетия. Таких строений с деревянными перекрытиями и лестницами на второй этаж раньше было больше. В начале пятидесятых годов XX века эти корпуса были приспособлены под жилые дома и тогда же был надстроен второй этаж.
На карте 1932 года видно, что трамвайные пути еще не сворачивают с ул. Кафанова на ул. Чехова, а идут прямо в центр города. С какого года трамвайные пути поворачивали на ул. Чехова?
Активное развитие и застройка района начались в начале 1950-х годов, когда было построено три дома в изысканном стиле неоклассицизма или сталинского ампира. Конец эпохи сталинского ампира пришелся на середину 1950-х годов, когда было принято постановление о „устранении излишеств в проектировании и строительстве”, что привело к изменению архитектурных приоритетов. Именно в это время выстраивается угловой дом на углу улицы Саперной, напротив будущего Дома моделей.
На спутниковом снимке 1965 года виден весь район „Полкушка”. Внизу видна стройка Саперной площади. Еще нет ул. Лахути, которая является продолжением ул. Шота Руставели. Строится Дом моделей. Напротив Дома моделей мы видим жилые дома т.н. „сталинки”. Внутри двора еще три „сталинки” (две параллельно себя и одна в один ряд со старыми двухэтажными корпусами). За северным двухэтажным корпусом — 27/3, стоят буквой „П” еще три двухэтажки. Их построили позже, думаю, что в сороковых годах. Перед корпусом 27/3 стоят двухэтажки и служебные постройки, мастерские. Там вроде бы было гаражное хозяйство. Сверху снимка мы видим ул. Кафанова, от которой отходит ул. Чехова (вверху снимка) и идет до Саперной площади.
На спутниковом снимке 1967 года видно, что построена гостиница „Россия”, Дом моделей, строится ул. Лахути.
Рядом с казармами находилось первое христианское кладбище, которое закрыли в 1877 году, поэтому улица, ведущая от ул. Чехова к ул. Госпитальной, называлась Старокладбищенским переулком. Постепенно территория кладбища была застроена жилыми домами. Тут же располагалась полковая церковь. Храм давно уничтожен, но некоторые двухэтажные здания казарм используются в качестве жилых домов по сей день, рассказывает Борис Голендер.
На спутниковом снимке 1965 года видно место, где раньше находилось первое христианское кладбище, которое закрыли в 1877 году. Оно находилось с левой стороны ул. Кафанова, если идти от Госпиталя к центру города. В самом верху снимка видна школа № 49. На месте кладбища стоят дома, то есть люди строили и жили прямо на костях.
Итак, беря за основу фактические данные исторического очерка А. И. Добросмыслова «Ташкент в прошлом и настоящем» (Ташкент, 1912): «Первое христианское кладбище, было у Камаланских ворот, где были похоронены храбрые русские войны, убитые при взятии Ташкента. Затем под кладбище было отведено место около крепости, по Самаркандской улице, где затем находился дом, занятый офицерскими квартирами. На этом кладбище хоронили в 1865 году. В 1866 году под кладбище было отведено еще небольшое место по Старо-Госпитальной улице против школы шелководства, где хоронили до половины 1872 года, когда вновь было отведено под кладбище новое место за Саларом.
Автор публикации на сайте oldtashkent.com пишет, что на месте старого кладбища всю жизнь был пустырь. Это не так. На спутниковом снимке 1965 года хорошо видно, что на всей территории бывшего кладбища плотная застройка. Думаю, что даже у таких глинобитных построек должен был быть фундамент? Значит, когда строили эти домишки и рыли фундаменты для них, должны были выкапывать могилы. Для меня это загадка, почему вообще застроили территорию кладбища, кощунство какое-то. На космическом снимке 1980 года видно, что застройки на территории кладбища все еще стоят. Пустырь образовался только в первой половине 80-х годов, когда стали строить новую линию метро и Проспект Космонавтов. Тогда близлежащие территории были расчищены, вместе с территорией кладбища и тогда же образовался большой пустырь. Позже на месте пустыря построили девятиэтажку, офицы, габусовский дом. Станция метро Ойбек и офисы вдоль Проспекта Космонавтов находятся прямо на территории бывшего кладбища. Габусовский дом (красный дом) не строили на территории бывшего кладбища. Надо очень осторожно относиться к рассказам людей про исторические факты. Надо верить только документам, картам, снимкам. Пересказы почти всегда искажаются, каждый додумывает и приукрашивает историю своими фантазиями. Обычно есть правдивая основа, например то, что было когда-то кладбище, но все остальное уже каждый рассказывает по-своему.
На снимке 1987 года слева виден пустырь (часть территории бывшего кладбища), который образовался только в начале 80-х годов в связи со стройкой метро и трассы. Сейчас на этом месте разные офисы.
Еще один интересные факт истории Ташкента связан с данным районом и именно с саперными казармами. В целом, история Ташкента богата и многообразна, и одна из её глав включает в себя уникальную историю еврейского населения города. Саперные казармы, о которых было упомянуто выше, играли важную роль в жизни еврейской общины ашкенази в Ташкенте. В период, когда евреям было разрешено служить только в инженерных войсках, многие из них выбрали остаться в Ташкенте после окончания службы. Они основали свои семьи и построили дома в районе, прилегающем к казармам, что способствовало формированию целого сообщества. Со временем, этот район стал разрастаться, и вплоть до новейшей истории в этих районах, через дорогу от Саперной и вдоль улицы Шота Руставели проживало очень много еврейских семей, и именно там находится и до наших дней синагога ашкенази.
На данном спутниковом снимке 1965 года можно увидеть всю ул. Кафанова, он ее начала у Госпитального рынка до самого конца в районе Туркменского рынка.
Фрагмент из воспоминаний о землетрясении 1966 года на ул. Кафанова: Подземный толчок, силу которого большая часть горожан оценивала не по мало кому известной тогда шкале Рихтера, а масштабами развалин, мы встретили в бывших байских конюшнях, выделенных сорок лет назад семье слесаря-ремонтника Ташкентских железнодорожных мастерских Федора Зайцева – моего прадеда, переехавшего в Узбекистан в третьей четверти ХIХ века. Вместе с соседями по общему двору с одним коллективным туалетом у центральных ворот и одной водопроводной колонкой там же, мы выскочили на улицу. Испуга или страха не было, скорее, любопытство и какой-то особый эмоциональный подъем, обусловленный нестандартной ситуацией. В квартиры больше не возвращались, чай кипятили на «мангалках», кои были в каждой семье. Ждали рассвета. Взрослые, чтобы пойти на работу, мы, чтобы посмотреть, как там родная школа. Школа № 49, в которую я только перешел из интерната для детей железнодорожников, была одной остановкой выше по улице имени матроса Кафанова. Можно было добежать, а можно и на автобусе № 9. Зайцем, естественно – пять копеек считались деньгами. Там были уже сранья. Центральное здание школы, с колоннами и шикарной парадной лестницей по центру, где училась еще моя мать, рухнуло. Колонны накренились, двери перекосились. Директор школы Рустам Хаитович Якубов, похоже, с раннего утра находившийся на развалинах вверенного ему учебного заведения, сразу же объявил нам об отмене занятий. И, по-моему, в тот же день – об отмене первых в нашей жизни школьных экзаменов. В 1967, 1968 годах, мы уже формировали бригады из таких же нуждающихся в деньгах детей и ломали заброшенные частные дома в центре Ташкента. На той самой улице имени матроса Кафанова. Продавали кирпичи, балки, кровельное железо. После школы, естественно. Запомнились подвалы заброшенных домов. В них было всё. К примеру, собрание сочинений Ленина под редакцией Зиновьева и Каменева. Некоторые тома даже под редакцией Троцкого, в алых сафьяновых переплетах с экслибрисом владельца библиотеки. Десятки патефонов, граммофонов, керосиновых ламп с выгравированным символом Вермахта на стекле, фонарей английской пограничной службы и еще чёрт знает чего. А еще – уникальные граммофонные пластинки в специальных футлярах, изнутри отделанных бархатом. Все это тащили домой, тщательно отмывали, чистили, приводили в порядок. Пластинки вечером «крутили» прямо в палисадах. В виду того, что на улице имени матроса Кафанова жило очень много еврейских семей, музыка, естественно, была соответствующей. «Еврейская комсомольская» Исаака Дунаевского, к примеру: «На рыбалке у реки пели песню рыбаки…»
Фрагмент из статьи „26 апреля 1966 года”: А мы жили на ул. Кафанова, 18 — в самом центре города. Когда тряхнуло, со стен и потолка посыпалась лепнина с кирпичами и камышом. Был сильный гул и зарево, поэтому первая мысль родителей была — война. Но они быстро взяли себя в руки и, оценив ситуацию, организовали выход всего нашего большого семейства на улицу. Проблемы была в том, что на окнах — решетки, а дверь заклинило. Пока папа с дядей открывали нам дорогу, мама одевала и обувала нас в то, что попадалось в руки в темноте — свет включать было нельзя. Вышли на улицу, а там уже почти все жители и нашего двора, и соседних домов — прямо по центру нашей Кафанова и сидели. И улица гудела уже от голосов. Когда чуточку пришли в себя — начался хохот от всеобщего внешнего вида. Но веселились недолго, — пока не зашли в дом. Его, по сути, уже не было — потолок обвалился, стены разошлись, к соседям можно было ходить через трещину. А на подушке у брата лежал кусок лепнины с кирпичом — ужас от этой картины затмил даже синяки он лепнины на спине. Взяли самое необходимое и вновь вышли на улицу. Мы с братом сели на велосипед и помчались в школу — 49-ю, которая была на углу Кафанова и Лахути. И увидели ее развалины, уцелел только новый спортзал. Но мы знали, что в старом здании школы (вход был из глубины двора) жил с директор с семьей. Мы — туда, и обомлели. Наш директор, Якубов Рустам Хаитович, встретил нас на крыльце своей развалившейся квартиры, на фоне обрушившихся балок — в черном костюме без единой пылинки, белоснежной рубашке и при галстуке. Именно эта картина поразила меня в то утро больше всего, и на всю жизнь в моем сердце — уважение к этому Человеку. Говорили, что так он встречал потом всех, кто навестил в тот день школу.
Уже позже, в 1970-е годы, было выстроено два четырехэтажных дома «77-й серии», которые и завершили собой ансамбль смеси архитектурных направлений и эпох. Таким образом, сейчас на этой территории мирно соседствуют здания конца 19-го века, дома 1930-х, 1950-х, 1960-х и 1970-х годов.
На космическом снимке 1976 года видно, что вокруг „Полкушки” построили много современных домов, постройки на месте старинного кладбища еще стоят, скоро здесь проведут трассу ведущую к Северному вокзалу, а в середине 80-х годов под трассой будет проходить новая линия метро.
На протяжении более 30 лет этот район хотят снести. В 2019 году в интернете была опубликована информация, что в центре Ташкента готовятся к сносу старинные дома в районе, известном под названием «Полкушка». Тогда предполагаемый застройщик проинформировал, что дома на этом участке все равно подлежат сносу до 2025 года.
Это аварийные дома, морально устаревший жилищный фонд. Ночью здесь полно кошек и есть крысиная нора. Если снос не будет произведен частной компанией, государство займется этим само. Предлагаемая городом цена за 1 кв. м жилья в этом районе составляет 250 долларов. Тогда же, в феврале 2019 года, Хокимият Ташкента опроверг принятие решения о сносе домов в махалле «Лолазор». В последнее время в социальных сетях была опубликована новость о сносе трехэтажных домов в Мирабадском районе, махалле «Лолазор» (Полкушка). Спешим оповестить о том, что ни хокимиятом Ташкента, ни хокимиятом Мирабадского района не было принято соответствующего решения о сносе жилых домов и постройке новых многоэтажных жилищных комплексов на территории махалли «Лолазор», – отметили в столичной администрации.
В этом районе, а именно в двухэтажном доме по адресу ул. Кунаева 27/3, жила моя семья на протяжении более 50 лет. В середине 50-х годов мой прадед, майор административной службы, получил двухкомнатную квартиру в которой прожил до конца своей жизни. Квартира была на первом этаже. Несущие стены были очень толстые, потолки высокие — более трех метров. В доме, я так думаю, с начала 50-х годов (то есть с момента его перестройки), было центральное отопление, газ, вода, которая подогревалась газовой колонкой. Все это было сделано очень качественно, потому что вплоть до конца первой декады XXI века все работало — плита, газовая колонка, холодильник „Днепр” 1953 года. Зимой дома было очень тепло, батареи были раскаленными, а летом в доме не было жарко. Прямо под окнами у нас был прекрасный палисадник, который был разбит в свое время моим прадедом. На пенсии он целыми днями возился в садике, это было его любимое занятие. До самого отъезда мы следили за этим палисадником. В огороде росла банановая пальма, которую каждую зиму надо было укутывать от холода (хотя она и так замерзала, а весной вырастала новая), розы, папоротник, топинамбур и много других растений. Летом, почти каждый день, мы поливали сад, и заодно тротуар и дорогу вокруг, чтобы, как говорили, было немного прохладнее и чтобы пыли было меньше. Часто прохожие останавливались, разглядывали палисадник, иногда даже фотографировали. После нашего отъезда новые хозяева квартиры полностью перестроили ее, а сад был уничтожен. Теперь там пустырь.
Насколько мне известно, в январе 2025 года „Полкушку” еще не снесли. Такие районы, как этот, являются не просто местом проживания для его жителей, но и своеобразным музеем под открытым небом, где каждый может прикоснуться к истории. Они могут не привлекать толпы туристов, как более известные исторические места, но для любителей истории и архитектуры они представляют неоценимую ценность. В таких районах можно найти уникальные архитектурные решения, которые не встретишь в других местах, и узнать о жизни города, его культуре и традициях.
В конце рекомендую вам посмотреть замечательное видео на Youtube, в котором показана почти вся „Полкушка”. Данное видео было снято в июне 2021 года.
Источники:
oldtashkent.com/tashkent-sovetskij/161-polkushka.html
oldtashkent.com/avtorskie-issledovaniya/kladbishche-na-ojbeke.html
uzmetronom.agency/2016/04/26/ulica_imeni_matrosa_kafanova
mytashkent.uz/2011/04/26/26-aprelya-1966-goda
mytashkent.uz/2019/02/05/proshhaj-polkushka
gazeta.uz/ru/2019/02/09/polkushka
dzen.ru/a/XGL-zsZWSgCs6lKr
retromap.ru
pastvu.com
На всех спутниковых снимках, на месте кладбища пустырь)
Смехов[Цитировать]
Нет, это неправда.
Константин[Цитировать]
Константин, большое спасибо за Ваше подробнейшее исследование. Весьма приятно что появляется новая смена старателей. Добавлю, что по карте 1913 года существовал не Старокладбищенский переулок, а тупик с таким названием. Подобная застройка территории кладбища частными домами произошла и в районе улиц Педагогической (Касьяновской) и Шпилькова.
Виктор Фесенко[Цитировать]
Полная застройка территории кладбища на космоснимке 1965 года:
Виктор Фесенко[Цитировать]
Спасибо!
Константин[Цитировать]
Всё детство моё прошло в районе Кафанова, Сапёрная, Полкушка, но только сейчас узнал о существовании этого кладбища. Учился в школе №49. Каждый день ходил мимо этого района. Никто их моих одноклассников, живших там, никогда не упоминал о нём. Родные мои так же ничего не говорили, а может быть и не знали….
Олег[Цитировать]
«Рядом с казармами находилось первое христианское кладбище…..
Тут же располагалась полковая церковь. Храм давно уничтожен, но некоторые двухэтажные здания казарм используются в качестве жилых домов по сей день»
Позвольте узнать, полковая Церковь находилась именно на территории Сапёрных казарм?
Ignoto Ignatenko[Цитировать]
Отвечу на свой вопрос про трамвайные пути на ул. Чехова. Нашел в интернете информацию, что в 1934 г. Ташгорсовет принял решение о переводе трамвайной сети на стандартную железнодорожную. 7 ноября 1937 г. введена новая ширококолейная линия по ул. Сапёрной (Кунаева), Чехова (Мирабадской), Кафанова (Аулиеота) до вокзала.
Константин[Цитировать]
Мемуариста в статье цитируют: «матрос Кафанов, матрос Кафанов». Почему матрос? Он был видным партийным деятелем.
Саид[Цитировать]
Я жил на ул. Джаркурганской ( Хамзинский район ) там тоже было мусульманское кладбище до 1930 — х годов. Сейчас на его месте Масложиркомбинат. Работники комбината как то жаловались , что в ночную смену по цехам гуляют приведения . Ломается посуда . Лопаются стёкла окон.
Гайрат[Цитировать]
можно спутниковый снимок ташкента 1976 года
yuriy fedorov[Цитировать]
Примерно в 1970 проезжал на трамвае по узкой части улицы Чехова от гостиницы Россия и удивлялся как трамвай не задевает дома стоящие впритык к трамвайным путям, особенно там где изгиб улицы..
AK[Цитировать]
Это одно. Я жил в районе базара Куйлюк. Туда ездил 5-й трамвай. Так вот он проезжал в притык к воротам частных домов на Куйбышевском шоссе. Представьте , ребёнок или дети выбегают из ворот . А там трамвай на скорости
Рустам[Цитировать]
Там ещё подоконники этих домов были на уровне земли — кошмар!
Олег[Цитировать]
Мои одноклассники, середины 70-х и 80-х годов жили на «Полкушке» и в районе напротив, на пересечении улиц Чехова и Сапёрной. И учительница начальных классов Ия Васильевна жила там же. Улица по Чехова и в самом деле была узкой, проезжая на трамвае при открытых окнах, можно было слышать о чём говорили два соседа через дорогу.
Azat[Цитировать]