Борис Ильич Зайденберг Искусство Ташкентцы

Борис Пономарев

Борис Ильич Зайденберг.

Ташкентцы очень сильно любят свой город. Многие из бывших жителей, в связи с возникшими в свое время обстоятельствами, были вынуждены его покинуть. Теперь они живут во многих странах мира, но продолжают любить свой Ташкент всем сердцем. Их ностальгию по этому замечательному городу можно легко обнаружить, зайдя во «всемирную паутину» — Интернет.

Жемчужиной этой сети, ностальгирующей по старому и горячо любимому людьми Ташкенту, является сайт «Письма о Ташкенте» (ПоТ), созданный в августе 2006 года чрезвычайно популярным ныне в нашем городе блогером Евгением Семеновичем Скляревским. Этот сайт ежедневно публикует на своих страницах материалы, посвященные важным событиям и воспоминаниям о нашем любимом стольном граде Узбекистана. Помимо этого сайта, в «Фейсбуке» (ФБ) — крупнейшей социальной сети Интернета, работающей с 2004 года, существует масса групп, состоящих из пользователей Интернета, которые жили в Ташкенте или живут в нем до сих пор, такие, как «Ташкент — город хлебный», «Ташкентское время» и т.п.

Строительство старого здания Главпочтамта в Ташкенте. На фотографии представлена часть здания, находившаяся на углу улиц Пушкина и Некрасова, при этом видны изваяния львов, на которых любила сидеть ташкентская детвора (в том числе и я).

В «ПоТ» и в указанных выше группах публикуется большое количество воспоминаний о старом Ташкенте и его фотографий, интересных откликов на подобного рода материалы. Довольно часто люди публикуют фотографии старого ташкентского здания Главпочтамта, которое было построено до Революции на Пушкинской улице между улицами Крылова и Некрасова. Оно было знаменито своими каменными изваяниями львов на входе в это здание со стороны угла улиц Пушкина и Некрасова, на которых любили сидеть дети «всех времен и народов». Что удивительно, при этом во многих откликах люди вспоминали хлебный магазин, находившийся на противоположном углу этих двух улиц. Это вызвало у меня массу воспоминаний, связанных с данным магазином, и подвигло меня на написание очередного повествования.

Старое здание Главпочтамта в Ташкенте (угол улиц Пушкина и Крылова). Вдали угадывается крыльцо хлебного магазина на углу улиц Пушкина и Некрасова.

Наша семья с момента начала Великой Отечественной войны и вплоть до землетрясения 1966 года жила в относительной близости от этого места, поэтому во время войны и несколько лет после нее была прикреплена к данному магазину для получения хлеба по продовольственным карточкам. Приходилось занимать очередь еще с ночи, и людям, стоящим в ней, химическим карандашом наносились на ладони соответствующие номера.

Вначале было много безобразий, связанных с данной очередью, но положение изменилось в лучшую сторону, когда директором этого магазина в середине войны был назначен только что вернувшийся с фронта инвалид, потерявший в боях руку. Это был Илья Зайденберг. Он железной (хотя и единственной!) рукой навел порядок и с очередью, и с выдачей положенных паек хлеба.
А когда пришла долгожданная Победа, особенно после того, как были отменены продовольственные карточки, он сделал возглавляемый им хлебный магазин, в полном смысле слова, образцово-показательным. Все в нем было как надо: большой ассортимент хлебо-булочных изделий, вежливость продавцов, чистота и соблюдение графика работы.

Он и его семья жили недалеко от дома: мы жили на Жуковской улице, а они — на параллельной Балыкчинской (позднее переименованной в улицу Хамида Алимджана). В ворота их двора буквально «втыкалась» короткая улица Маяковского, которая с противоположной стороны начиналась от главных ворот парка имени Эрнста Тельмана, расположенного на Ассакинской улице (Якуба Коласа), и эта улица Маяковского была известна тем, что на ней размещался чрезвычайно важный для нашего региона институт САНИИРИ (Среднеазиатский научно-исследовательский институт ирригации), а также тем, что на ней находился одноэтажный дом, в котором жил знаменитый ташкентский хирург «от Бога», профессионал чрезвычайно высокого класса Иван Иванович Орлов, спасший от смерти огромное количество человеческих жизней.
У супружеской четы Зайденбергов было двое сыновей: старший Борис, 1929 года рождения, и младший Виктор, 1936 года рождения. До войны вся эта дружная семья жила в Одессе, и в самом начале войны их эвакуировали в Ташкент под бомбежкой немцкой авиации. Город наш пришелся им по душе, и после войны они не вернулись в родные пенаты, а остались в Ташкенте.

Б. И. Зайденберг в роли комбата Орлова в киноэпопее «Освобождение».

Судьба Виктора почти ничем не отличалась от колеса Фортуны многих других советских юношей того времени: он окончил Стройфак САзПИ (Среднеазиатского политехнического института в Ташкенте) и стал инженером-сантехником. А вот судьба Бориса сложилась гораздо интереснее: в 1950 году он окончил актерский факультет Ташкентского театрально-художественного института имени А.Н.Островского.
И никого не удивило, что он выбрал себе такую профессию, так как Ташкент был городом, жители которого очень любили театр, кинематограф, актеров и актрис. Театры и кинотеатры в городе процветали. Процветал и Ташкентский театрально- художественный институт имени А.Н.Островского. Он «выдал на гора» очень большое количество актеров и режиссеров, ставших впоследствии знаменитыми. Навскидку назову несколько фамилий таких выдающихся личностей:

  1. Леонид Сергеевич Броневой — актер театра и кино, Народный артист СССР;
  2. Роман Денисович Ткачук — актер театра и кино, Народный артист УзССР и Заслуженный деятель культуры Польши;
  3. Георгий Эмильевич Юнгвальд-Хилькевич — кинорежиссер, сценарист, художник, Заслуженный деятель искусств РСФСР и Украины;
  4. Игорь Вадимович Ледогоров — актер театра и кино, Народный артист РСФСР.

Здесь я хочу немного отвлечься от основной темы своего повествования, чтобы отметить крайне любопытный для меня факт: перечисленные мной выше выпускники Ташкентского театрально-художественного института, за исключением Л.С.Броневого, до поступления в эту славную кузницу актерских и режиссерских кадров, окончили одну из лучших в то время в Ташкенте школ — школу №50 имени И.В.Сталина. Я думаю, что именно учеба в ней и стала первопричиной жизненного успеха этих талантливых деятелей театра и кинематографа.

В данной школе учились очень и очень многие люди, ставшие впоследствии известными представителями творческой, научной, технической, педагогической интеллигенции. В их числе были художник и скульптор Александр Александрович Волков, кинорежиссер, сценарист и драматург Анатолий Николаевич Эйрамджан (Тер-Григорян), режиссер, сценарист, композитор и художник Валерий Арменович Саруханов, член Академии наук Узбекистана, доктор физико-математических наук Тельман Дадаевич Раджабов, доктор биологических наук Николай Фёдорович Русанов, доктор исторических наук Михаил Николаевич Фёдоров, Заслуженный архитектор Узбекистана Серго Михайлович Сутягин, Заслуженный артист Узбекистана, дирижер, композитор Евгений Петрович Живаев и многие другие.

Я не принадлежал к этому Star Constellation (созвездию) талантов, к данной когорте знаменитостей, но горжусь тем, что тоже (в 1955 году) окончил именно эту школу, которая дала мне необходимый базовый объем знаний, и это, естественно, позволило мне успешно преодолевать все тяготы, неприятности и препоны, возникавшие на моем жизненном пути. А теперь возвращаюсь к основной теме моего повествования.

После окончания актерского факультета Ташкентского театрально-художественного института имени А.Н.Островского, Борис Ильич Зайденберг по распределению был направлен на работу актером в Магнитогорский драматический театр имени А.С.Пушкина. Отработав в этом театре положенные три года, он был приглашен на работу в Брянский областной драматический театр, в котором работал в течение почти десяти лет. Брянские зрители его обожали, коллеги по работе в театре вспоминают Б.И.Зайденберга как великолепного актера, спокойного, доброжелательного, искреннего, глубоко порядочного человека. Именно за отличную актерскую работу в этом театре он был удостоин в 1961 году почетного звания Заслуженного артиста РСФСР.

В 1962 году его приглашают на работу в город, в котором он родился, в Одесский русский драматический театр имени А.В.Иванова. В процессе работы в данном театре, его талант и яркая индивидуальность привели к тому, что он стал кумиром одесских зрителей. Именно в то время, когда Б.И.Зайденберг служил в этом театре, он начал играть в кино. Впервые он снялся в 1965 году в фильме «Гадюка» (режиссер Виктор Илларионович Ивченко, сценарист Григорий Яковлевич Колтунов) в роли командира красного эскадрона Дмитрия Васильевича Емельянова.

Советские кинозрители полюбили этого превосходного актера. Они были буквально потрясены его замечательным исполнением роли комбата Орлова в киноэпопее «Освобождение» о Великой Отечественной войне, состоявшей из пяти фильмов, снятой режиссером Юрием Николаевичем Озеровым по сценарию Юрия Васильевича Бондарева и Оскара Иеремеевича Курганова в период с 1968 года по 1972 год.

Лично мне очень понравилось его великолепное, необычайно достоверное, исполнение роли следователя прокуратуры Евгения Игнатьевича Миронова в фильме 1971 года «Инспектор уголовного розыска» (режиссер Суламифь Моисеевна Цыбульник, сценаристы Михаил Борисович Маклярский и Кирилл Иосифович Рапопорт). В 1973 году на экраны страны вышел новый фильм «Будни уголовного розыска», снятый тем же режиссером по сценарию тех же авторов. Данная кинокартина явилась своего рода продолжением предыдущего фильма, но на этот раз Евгений Игнатьевич Миронов действовал уже как подполковник милиции, а исполнитель данной роли Борис Ильич Зайденберг вновь доказал, что является актером исключительно высокого класса.

Борису Ильичу, однако, очень хотелось проявить себя не только в качестве актера, но и в профессии режиссера, и он стал с большим успехом ставить спектакли на сцене Одесского русского драматического театра имени А.В.Иванова. Все специалисты в один голос утверждали, что он был крепким режиссером, но при этом обязательно добавляли, что актером он был выдающимся, так как свои роли играл на уровне лучших столичных мастеров сцены.

Позже он почти полностью посвятил себя режиссуре. В 1980 году Борис Ильич стал работать режиссером-постановщиком в Одесском украинском музыкально-драматическом театре имени В.С.Василько, где он поставил 12 спектаклей, причем все они пользовались большим успехом у зрителей. Его достижения в режиссуре привели к тому, что он был приглашен работать доцентом (преподавать актерское мастерство) на кафедру оперной подготовки Одесской государственной консерватории имени А.В.Неждановой. Б.И.Зайденберг очень гордился этой работой, тем более, что он, как говорится, «пришелся ко двору», и ему затем присвоили звание профессора.Он поставил перед собой задачу передать свои знания новым поколениям, причем не только студентам Одесской консерватории, но и своим детям. И то, и другое получалось у него великолепно.

Б. И. Зайденберг в роли подполковника милиции Евгения Игнатьевича Миронова в фильме «Будни уголовного розыска».

Борис Ильич очень любил своих детей — дочь Юлию и сына Геннадия, и его роль в их становлении как актеров была чрезвычайно высока. Они тоже стали ведущими актерами Одесского русского драматического театра, и оба со временем получили почетное звание «Заслуженный артист Украины».
Общественность Одессы очень торжественно отметила 70-летие славного ташкентского одессита (или одесского ташкентца?!), и в этот день заполнила зал Русского драматического театра. Борис Ильич получил от мэра города поистине царский подарок — ключи от новой квартиры в престижном районе Одессы.

Вскоре после празднования данного юбилея, а именно 20 октября 2000 года, он скоропостижно скончался прямо на улице своей любимой Одессы, когда шел к себе домой, в новую элитную квартиру, и это печальное событие привело почитателей его таланта в состояние полнейшего шока. К великому сожалению, за всю его жизнь, насколько мне известно, не было снято ни одного фильма-спектакля с его участием, поэтому нам остается только смотреть кинофильмы, в которых он играл. Статистика, которая, как говорят, знает все, утверждает, что в течение своей жизни Борис Ильич Зайденберг сыграл 46 ролей в кино, и многие из этих фильмов имеются в свободном доступе в Интернете.

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.