Музей меннонитов в Хиве Искусство История Фото

Пишет Ольгана

28 августа в музее меннонитов в Хиве прошло торжественное мероприятие, на котором в дар музею были переданы ценные экспонаты.

В последние годы интерес к истории и культуре немецких и голландских меннонитов (меннониты – последователи вождя анабаптистского движения в Нидерландах Менно Сименса) возрастает во всем мире. Музеи меннонитов-переселенцев открыты и пользуются большой популярностью в Голландии, Польше, Германии, Канаде, Украине – землях, на которых преследуемые за свою веру меннониты находили пристанище.

Не так давно открывшийся на территории знаменитого государственного музея-заповедника Ичан-Кала музей меннонитов – живая иллюстрация истории сотен немецких и голландских семей, волею судеб оказавшихся на хорезмской земле.

Трудолюбивая самобытная община меннонитов за пятидесятилетний период своего пребывания в Хорезме смогла заметно вписать себя в историю этой земли и достойно, в самых непростых условиях, отстоять духовные ценности. Несмотря на мытарства, меннониты сохранили не только свою культуру, традиции и язык («пляттдойч»), но и многое привнести в культуру народов, на землях которых жили. Так, жители Хорезма переняли полезные навыки меннонитов по возделыванию новых видов огородных растений, опыт по уходу за скотом. В быт зажиточных хорезмийцев вошли предметы мебели меннонитов – умелых мастеров по дереву. Один из школьных учителей Вильгельм Пеннер имел камеру и занимался фотографией. Он обучил фоторемеслу Худайбергана Деванова, который в последствие стал первым фотографом и оператором Средней Азии.

Идея создания музея меннонитов на земле Хорезма появилась еще в 2008 году, когда Хиву посетила делегация немцев – потомков тех меннонитов, которые жили в селе Ак-мечеть с 1883 по 1997 годы. А организаторами открытия музея выступили: директор исторического музея-заповедника Ичан-Кала Шоназар Матякубов, главный хранитель фонда Азад Каримов и заместитель директора по вопросам инвестиций и маркетинга Максудбек Абдурасулов.

Приятным сюрпризом для руководства музея стало письмо из Германии от нашей бывшей соотечественницы – Маргариты Генриховны Унру-Цыгановой, которая изъявила желание подарить в фонд музея старинный голландский сундук, дневники своего деда и фотографии из семейного архива. И вот гостья из Германии приехала в Хорезм, чтобы лично передать в музей ценные подарки.

На торжественном мероприятии, посвященному этому событию, директор музея-заповедника Ичан-Кала Шоназар Матякубов в своей вступительной речи отметил, что основная цель создания музея меннонитов – показать толерантность народа Хорезма к чужеземцам иной веры, в данном случае, к немецким и голландским переселенцам, оставившим свой глубокий след на узбекской земле.

Маргарита Генриховна, рожденная в Бухарской области, рассказала, как ее семья выживала в непростые годы, как помогало немцам местное население, а в заключении на узбекском языке сказала слова благодарности узбекскому народу.

Свой дар – старинный комод, изготовленный немецким мастером, передал музею житель Хивы Алишер Кадыров.

В середине 30-х гг. прошлого столетия среди голландских меннонитов-переселенцев оказалась и семья всемирно известной польской певицы Анны Герман, которая появилась на свет 14 февраля 1936 г. в Ургенче. Известно, что бабушка и мама певицы всю жизнь хранили традиции своего рода и дома разговаривали на родном «пляттдойч». В музее меннонитов будет создан памятный стенд Анны Герман.

Российский биограф певицы, автор книг о ней, Иван Ильичёв и узбекистанский биограф певицы Ольгана Нафикова передали в дар музею материалы о жизни и творчестве Анны Герман, рассказав в своем выступлении о годах, проведенных семьей певицы на хорезмской земле.

В ближайшем будущем в планах руководства музея наладить связь и организовать «круглый стол» по теме истории меннонитов с музеями Польши и Германии, учитывая все возрастающие в последнее время деловые и дружественные связи между Узбекистаном и этими странами.

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry
5

25 комментариев

  • Виктор Арведович Ивонин:

    Очередная аптека Каплана

      [Цитировать]

  • Tatjana:

    Не поняла, с какого же года жили тут меннониты? В одном месте пишут с 1883, в другом — 50-ти летняя история.
    Вы уж как-то определитесь. Скорее всего появились меннониты здесь в 30-х, раскулаченные в Украине и бежавшие в Ср. Азию, а потом уже высланные в 40-х.

      [Цитировать]

    • Ольгана:

      Пятидесятилетний период — имеется в виду пребывание меннонитской общины с 1883 г. (когда в Хорезм прибыли приглашенные ханом переселенцы) и до середины 30-х гг., когда начались массовые репрессии и выселение.

        [Цитировать]

    • Ольгана:

      «Трудолюбивая самобытная община меннонитов за пятидесятилетний период своего пребывания в Хорезме…»
      Слова «история» здесь не прозвучало.
      Если Вы имели в виду вот это: «…Хиву посетила делегация немцев – потомков тех меннонитов, которые жили в селе Ак-мечеть с 1883 по 1997 годы», здесь речь идет не об общине, а о единичных семьях.

        [Цитировать]

  • Виктор Арведович Ивонин:

    Так я тоже не понял. В Узбекистане существует Закон «О Свободе совести». Этим законом запрещено миссионерство и прозелитизм. Спрашивается, кто давал разрешение на пропаганду религиозной секты?
    Почему в Узбекистане любому иностранцу дозволено вытирать задницы Законами Республики Узбекистан?

    История общины немцев, исповедующих меннонитскую религию, хорошо изучена учёными историками Узбекистана. Среди них особенно выделяются труды специалиста по религиоведению Нелли Христиановна Кнауэр. Недавно в Ташкенте вышла монография Диларом Иноятовой, в которой подробно описана жизнь и деятельность хивинской общины немцев. Её труды переведены на немецкий язык и опубликованы в Германии.

    Вот и надо было открывать Музей хивинских немцев, а не музей меннонитов. В музее выставлены экспонаты, сделанные руками немцев. Так причём здесь меннонитское вероисповедание. Вы понимаете, что сделано в Хиве. Открыт музей меннонитов. Приходит экскурсия детей из ближайшей школы. Первым делом спрашивают кто такие меннониты. Гид музея в подробностях раскрывает особенности вероисповедания меннонитов. Дальше дети спрашивают, что сделали меннониты, а им отвечают, что они много чего хорошего сделали. От этого детям сразу же хочется стать меннонитами. Вот так, работают миссионеры.

    Я не понимаю, почему узбекские законы все кому не лень попирают ногами. Ясно же написано, что миссионерство (пропаганда религии) и прозелитизм (переманивание верующих) запрещены. Ясно же написано, что свершение таких действий, наказывается двумя годами исправительных работ. Уже и фамилии известны кого в суд приглашать: — «директор исторического музея-заповедника Ичан-Кала Шоназар Матякубов, главный хранитель фонда Азад Каримов и заместитель директора по вопросам инвестиций и маркетинга Максудбек Абдурасулов.»

    В Узбекистане церковь отделена от государства. Поэтому пусть меннониты справляют свои дела в особых местах. А государственные музеи не должны быть пунктами пропаганды религий.

      [Цитировать]

    • Ольгана:

      Г-н Ивонин, я понимаю, что особо умным людям всегда хочется показать свою грамотность, особенно в тех вопросах, где они чего-то до конца недопонимают…
      То, что создан музей истории меннонитов, которые общиной проживали на территории Хорезма и сохранили свою идентичность — в этом нет ничего зазорного, и ни в коем случае нет пропаганды их религиозного вероисповедания. Если бы на территории Узбекистана общиной проживали православные старообрядцы и был создан старообрядческий музей — Вы это тоже назвали бы пропагандой секты?
      Затем, Вы пишете «немцы» и даже приводите труд Дилором Иноятовой (о хивинской общине немцев). А Вы в курсе, откуда вообще эти «немцы» появились? Что это немцы голландского происхождения? Поэтому не нужно всех «немцами» записывать. Кстати, Дилором Иноятова в своем труде пишет об истории Ак-мечетских меннонитов именно после переселения их в Хорезм, лишь кратко коснувшись истории их появления на территории Туркестана. Глубоко вдаваться в этнические корни меннонитов, которых она везде так и именует (лишь изредка — немцами), автор не стала. Кстати, не так давно опубликована книга «Путь меннонитов в Хиву». Так что это путь не немцев, а именно меннонитов, и хан Хорезма прекрасно знал, подписывая разрешение на переселение меннонитов в свои земли, кто они по национальности — именно голландцы или смешанные голландцы с немцами в виду их исторического передвижения из Голландии в Пруссию (на территории современной Польши). Да, произошло невольное смешение религиозного и национального понятий в отношении этих людей, поэтому их так и стали именовать — меннониты, подразумевая голландцев и немцев.
      Между прочим, на Украине, (точнее, в Запорожье, в Молочанске), откуда эти меннониты приехали в Хорезм, их не называют немцами вообще.
      И еще одна особенность меннонитов — это их язык «пляттдойч», который также доказывает их голландское происхождение. Голландские меннониты из устья Вислы говорили на своём диалекте – Plattdeutsch (пляттдойч), на котором говорят только так называемые «немцы», эмигрировавшие из окрестностей Данцига, то есть бывшие голландские переселенцы. Из диалектов Ингвеоны (так называемых «прагерманских племён»), включающих в себя племена кимров, тевтонов, англов, саксов, фризов и других, возникли древнефризский, древнеанглийский, а также древнесаксонский языки. Нижнесаксонксий диалект (древненижнегерманский) и был Plattdeutsch. На нём говорили саксы на северо-западном побережье Германии и в Нидерландах.
      «Важное доказательство голландского происхождения меннонитов Пруссии заключается и в том, что голландский язык первоначально употреблялся духовными наставниками меннонитов в их богослужебных собраниях. Этот язык в Данциге был в употреблении при богослужениях еще в 1780 году… Разговорным языком меннонитов и поныне остался тот Plattdeutsch, который мало отличается от прежнего их языка (голландского) и поэтому, вероятно, так легко ими был усвоен. Богослужебным же и литературным их языком теперь является исключительно литературный немецкий язык. Это последнее обстоятельство вводит многих, не знающих истории меннонитов, в заблуждение и дает им повод ошибочно считать меннонитов немцами. Но ведь язык не всегда и не обязательно совпадает с национальностью…» (П. Я. Браун «Кто такие меннониты», раздел II, гл. «О языке и национальности меннонитов», стр. 22).
      Люди, которые интересуются своей историей, хотят знать историю своих предков, приходят в подобные музеи. И в хивинском музее Вы не найдете ни портрета Менно Сименса — основателя меннонитского течения, ни молитвенников, а только путь следования меннонитов в Хорезм и предметы быта. Еще раз вопрос: где ж тут пропаганда секты??? И если «плохая» пропаганда заключается в том, чтобы люди научились трудиться (основной постулат меннонитов) — то уже действительно бред.

        [Цитировать]

      • Усман:

        «Если бы на территории Узбекистана общиной проживали православные старообрядцы и был создан старообрядческий музей — Вы это тоже назвали бы пропагандой секты?» — Вы не поверите — они-таки проживали. И баптисты проживали. И проживали-таки компактно. Баптисты принимают в свою секту. А вот старообрядцы не принимают. Старообрядцем надо родиться.

          [Цитировать]

  • Виктор Арведович Ивонин:

    Ольгана, я Ваших меннонитов не трогал и не трогаю. Как молились, так пусть и молятся. Как соблюдали свои вековые традиции, так пусть и соблюдают. Как выходили из Голландии, так пусть и выходят. Мне до этого дела нет. Их всего-то в Общине 108 человек насчитывалось. А сейчас и вовсе ни одного не осталось.

    И не ругайтесь со мной. Бесполезно. Это обо мне Иван Андреевич Крылов писал: — «А Васька слушает, да ест». Это он давно сочинил. А намедни, в гробу перевернулся, покряхтел и прошептал: — «И как я с этим Васькой-то опростоволосился». Потом стёр целую строку и поверх, прямо на гробовой доске гениально написал: — «Ивонин слушает, да ест!».

    Вы лучше со Скляревским ругайтесь. Это он никак не выставит на своём сайте, то что я ему для Вас послал. Это материал о хивинских немцах меннонитах. Там всё о них подробно написано. Прочитали бы вечерком и утихомирились.

    И Ваши голландцы мне тоже до лампочки. Пусть чем хотят, тем и занимаются. Пусть что хотят, то и исповедуют. Тем более, что в 1926 году в Узбекистане их было аж 6 человек, — 1 кальвинист, 1 меннонит и 4 католика. Затем они стремительно размножились и в 1979 году в Узбекистане их насчитали уже, целых 13 человек (чёртова дюжина). К 1989 году родили ещё 6 человек. Итого — 19. В 2022 году будет очередная перепись населения. Вот тогда и узнаем остался ли хоть один голландец в Узбекистане.

    А ещё, в порядке информации, расскажу Вам. что в 2012 году в Германии под моей научной редакцией вышла книга на немецком языке о немцах Узбекистана. Часть книги написано мной. В этой книге есть приличный раздел о хивинских немцах. Естественно, что я редактировал и этот раздел. Если почитаете этот материал, то убедитесь, что хивинские немцы (меннониты) представлены в добром свете, при этом акцент сделан не на их религиозных воззрениях, а на том, что они сделали и какую роль сыграли в жизни тогдашнего Хорезма. Именно поэтому, Посольство Германии в Узбекистане вручает эту книгу, каждому немцу, который прибывает в Узбекистан с целью установления деловых контактов в Узбекистане. Это для того, чтобы они знали, что немцы в Узбекистане жили и внесли должный вклад в его экономику.

      [Цитировать]

    • Ольгана:

      «Если почитаете этот материал, то убедитесь, что хивинские немцы (меннониты) представлены в добром свете, при этом акцент сделан не на их религиозных воззрениях, а на том, что они сделали и какую роль сыграли в жизни тогдашнего Хорезма…»
      Тогда вообще не понимаю Ваших недовольств и весьма агрессивных высказываний.
      А в целом — мне тоже до лампочки Ваше мнение ))
      Ну, а Ваши заблуждения по поводу немцев-голландцев — Вы не из их рода-племени, Вам нечего и доказывать.

        [Цитировать]

  • Иван Ильичёв:

    Да уж… На дворе 2019 год, а некоторым все неймется, видимо, вспомнить лихие 30-е… Инакомыслие и религиозные преследования… Запреты…Пропаганда… Человек, который комментировал эту публикацию — видимо, соскучался по тем страшным годам. И это совсем не смешно… Скажу сразу, я не меннонит, но довольно хорошо и подробно изучал и продолжаю изучать историю по этому вопросу. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понимать, что музей истории (кого бы то ни было, чего бы то ни было) — это музей истории, а не религиозная пропаганда. Исторически сложилось, что именно Хива стала одним из приютов для переселенцев голландско-немецкого происхождения, которых на протяжении более двух столетий обобщенно имеют меннонитами. Не всегда в силу их религиозной приверженности, а в большей части для национальной идентификации. Хотя, если быть точным, меннониты — это понятие изначально возникшее именно как религиозное, но с годами и с веками (так бывает и мы с вами ничего не может с этим сделать) — религиозное понятие прочно приросло к национальному. Абсолютно везде, где жили голландские переселенцы — в Польше (Пруссии), Российской Империи (Украина, Кубань, Кавказ), Средней Азии (Хива) — их именовали меннонитами. И если в 18 веке в тогдашней Пруссии (нынешней Польше) этих переселенцев все больше именовали голландацами (OLENDER — этот топоним до сих пор сохранился в Польше), то уже в 19 веке, когда эта общность мигрировала на Юг Российской Империи (нынешние города Запорожье и Молочанск) — их называли не иначе как меннонитами. Среди этих меннонитов уже были и баптисты, и адвентисты, но народ «упрямо» называл их всех меннонитами. Так уж исторически сложилось. По поводу переселения меннонитов в Хиву есть прекрасный исторический труд «Trek to Central Asia» авторства Franz Bartsch — он на английском языке, доступен в интернете, частично опубликован на русском языке. Так вот там четко прописаны причины, предпосылки переезда меннонитов с Юга России в Хиву. Это исторический факт, который не вычеркнуть. И до присоединения Хорезмской земли к СССР — меннониты на территории села Ак-Мечеть жили своей общиной не только как национальная общность, но и как религиозная. Хивинский Хан дал им эту свободу и поэтому до прихода советской власти эти люди действительно были религиозной общностью. Но с приходом власти Советов любая религия в стране была запрещена — под запрет попали и православные, и мусульмане, и меннониты, и адвентисты — все абсолютно без исключения! В 1936 году эту общину депортировали из Ак-Мечети. И сейчас о меннонитах в Хиве осталась только память местных жителей, которые прекрасно помнят, кто жил с ними по соседству. О какой религиозной пропаганде может идти речь, если речь идет о уважении к истории. Факт проживания меннонитов в Хиве — это такая же часть узбекской истории, как и любые другие. Причем здесь религиозная пропаганда?
    Музей в Хиве открыли НЕ меннониты, его открыли узбеки. И на открытии из всех присутствующих была только одна крещеная меннонитка — Маргарита Унру-Цыганова, которая лучше многих знает историю своих предков и никогда не называла себя немкой в том понимании, в котором мы все привыкли. Она живет в Германии, но корни у нее — голландские, ее предки также прибыли в Среднюю Азию с Юга России, а до этого из Пруссии (Польши).
    Этот музей — посвящен ИСТОРИИ появления меннонитской общности в Хиве, их быту, их прогрессивному образу жизни и их влиянию на жизнь местного населения. Крайне важно отметить, что меннониты НИКОГДА не занимались религиозной пропагандой и не известно НИ ОДНОГО случая, когда местное население под давлением или влиянием меннонитов переходило в их вероисповедание. Узбеков-меннонитов вы не найдете, хотя они и жили бок о бок друг с другом.
    Поэтому и этот музей в Хиве — никакая не пропаганда. Тогда уж, если мерить такими понятиями, то ханские гаремы — это пропаганда разврата, а лобное место в Москве — пропаганда казней и насилия. И тогда надо вообще запретить слушать песни Анны Герман только потому, что ее предки были меннонитами и тоже имели отношение к истории Узбекистана.
    В завершение этого комментария хочу отметить две важные вещи:
    -я не первый раз в Узбекистане и год от года вижу изменения в лучшую сторону что касается исторического туризма. Насколько открытее стал Узбекистан для мира. И на этом фоне открытие такого музея — еще один показатель толерантности Узбекистана к тем малым общностям, которые в своей время в силу исторических обстоятельств проживали на Его территории. Это возможность сотням и тысячам туристов из Голландии и Германии прикоснуться к частичке истории своих предков (прикосновение к истории — это ведь не пропаганда, правда же?), это также и возможность для местной узбекской молодежи узнать историю своего края, потому что именно Хорезмийцы поддержали меннонитов в трудную минуту и дали им приют, а те в ответ отблагодарили их неплохим вкладом в развитие. Что плохого в том, что узбекские дети, приходя в этот музей узнают, что почти девяносто лет назад рядом с Хивой было меннонитское поселение, что это были очень трудолюбивые и хозяйственные люди? Ведь религией меннонитов был в первую очередь ТРУД. И с этой точки зрения каждому из нас неплохо бы стать отчасти меннонитом.
    -в тех странах, где меннониты оставили свой след — а это Голландия, Германия, Польша, Украина и Узбекистан — сегодня открыты исторические и этнографические музеи истории этих переселенцев. И это исторические экспозиции. В Польше или на Украине людям не приходит в голову, вспоминая историю меннонитов, говорить о какой-то религиозной пропаганде. Речь только о истории и о делах давно минувших дней. В Польше даже празднуется ДЕНЬ КОЛОНИСТА, т.е. переселенца. И праздник этот проходит в тех поселениях голландцев, которые до сих пор сохранились на территории современной Польши. Везде — и в Польше, и на Украине, и в России — память о меннонитах в первую очередь как о трудолюбивых и очень высокоразвитых людях, высокообразованных! И вклад таких людей в историю того или иного государства невозможно нивелировать высказываниями подобного рода, ссылаясь на религиозную пропаганду. Пропаганда — это когда вас склоняют к отправлению религиозных обрядов. А в Узбекистане сейчас нет ни одного человека, который был бы привержен религиозным идеям меннонитов. Так что когда вам рассказывают историю — это нечто из другой области, совсем не религиозной пропаганды.

      [Цитировать]

  • Усман:

    Все, кто до меня тут что-то орал, вы все врете. Врете, потому что не называете главной причины, почему этих сектантов гнали из Голландии, из Пруссии, преследовали в СССР. А это — отказ от службы в армии, отказ от принятия присяги и отказ от ношения оружия. И бапттистов по этой же причине преследовали. А не за то, что они лбом пол прошибают. И врете еще потому, что не говорите, что их пригласила в Россию Екатерина II всего лишь по той причине, что она со своими ипарями коренное население истребила на территории страны. Решила пменять непокорных на послушных. Даже землю и кредиты меникам, лютикам и прочим анабаптистам давала на переселение, освобождала от налогов и временно от воинской повинности, чего коренное население не видело со времен Рюрика. А вот когда их стали призывать в армию, тогда и поняли, что допустили огромную ошибку. Вот и вся причина. Только долгий перечень сект присутствует: баптисты-шмаптисты, даже толстовцы. Вот и вся прамблема. А кто там они были: голя, немы или меря,- науке это неизвестно.

      [Цитировать]

    • Иван Ильичёв:

      О том, что меннониты — пацифисты и не брали в руки оружия известно даже на уровне википедии. И о том, при чьей власти в Российской Империи (Екатерина II) им дали волности и права в России — тоже известно. Ясно, что в статье об открытии музея не описывается вся доктрина меннонитов и их история. Поэтому никакого вранья нет. Вы думаете, люди, которые годами исследуют данную историческую тему, не знают азов? Да, меннонитам и кредиты давали чтобы они устроились на российской земле, и из Пруссии они сбежали потому что пацифизм не позволял. В этом есть что-то плохое? Какая в этом была проблема? Не было бы меннонитов, прибрежные территории Польши до сих пор были бы болотами, осушало и облагоустраивало их не местное население… Круто ругать работяг-меннонитов, которые приходя везде показывали чудеса цивилизации в 18 и 19 веке, когда русские крестьяне спали на соломке. Только вот кто мешал всем так развиваться как это делали те, кто оказался поумнее?

        [Цитировать]

      • Евгений:

        Данциг, Эльбинг, Кенигсберг, Мемель и другие населенные пункты в пойме Вислы и в Восточной Пруссии случайно не меннониты построили?

          [Цитировать]

      • Усман:

        Уважаемый, чтобы Вы знали на будущее: если чужакам дают кредиты на благоустройство в новой стране, а местным — нет, то это называеся этнозамещение. И очень жаль, что сектанты участвовали в геноциде коренных народов, которым подобные кредиты под грабительские условия стали давать только при Столыпине. Да было уже поздно. Тевтон стоял при дверех.

          [Цитировать]

  • Виктор Арведович Ивонин:

    Всё таки необходимо объяснить, почему нужно заменить название Музея меннонитов на Музей хивинских немцев. Только я не буду. Надоело разжёвывать. Сами поймут, когда жареный петух клюнет и начнётся государственный переворот. Наивные люди. Как малые дети. Дальше своего носа ничего не видят. Одно скажу, из-за этой мелочи, рискуют государство потерять.

    Лучше я Вам о хивинских немцах расскажу. Читайте здесь: — https://bessler.livejournal.com/15986.html

      [Цитировать]

    • Галина:

      Боюсь спросить: неужели из-за того что не переименуют музей, может начаться госпереворот?

        [Цитировать]

    • Ольгана:

      Госудаоственный переворот??? Вы о чем, уважаемый )))
      Извините конечно, но демаогию развели Вы… слов нет.
      Дисуссия закрыта. Вступать в бесполезный спор нет ни желания, ни времени. Просто ощущение, что Вам нечем заняться на досуге…

        [Цитировать]

  • Виктор Арведович Ивонин:

    Так уже были в Кыргызстане и на Украине. Президента Акаева камнями закидали, а кортеж Президента Януковича обстреляли. Оба едва успели в Россию сбежать. Интересно, то что люди в Киеве с кастрюлями на головах ходили

      [Цитировать]

  • Виктор Арведович Ивонин:

    Музей меннонитов должен сыграть ту же роль, что кастрюли на головах киевлян

      [Цитировать]

  • Галина:

    Ну, если вместо головы кастрюли… пожалуй, вы правы- возможен переворот.

      [Цитировать]

  • https://youtu.be/sYj8x-OY26M Музыкальна пауза! Поёт Иван Ильичёв.

      [Цитировать]

  • Виктор Арведович Ивонин:

    Ещё раз убеждаюсь, что пока не разжуешь и в рот не положишь, не проглотят.

    Помнится мне, что с 2005 года зачастил в Узбекистан Директор Института экономики Российской Академии наук, академик Гринберг Руслан Семёнович. Совместные книги с учёными Института экономики Академии наук Республики Узбекистан стал в Москве выпускать. Всё надеялся, что наши учёные в этих книгах пропишут секреты нашей экономики, которая тогда быстрее всех среди стран СНГ устойчиво развивалась.

    Ездил, ездил, совместные книги выпускал, выпускал. Вдоль и поперек тексты вычитывал. Но так ничего и не вычитал. Наши учёные по советской привычке долго не думали, переписывали всё из российских источников, заменяли слово Россия на слово Узбекистан и выдавали это за Узбекские реформы. Сначала Гринберг ничего не понимал, а когда догадался, что наши учёные ему в совместные книги его же тексты под своими фамилиями выдавали, то так обиделся, что в момент Институт экономики Академии наук Узбекистана съел.

    А зачем есть то было. Пусть бы люди дальше работали. Академику нужно было ко мне подойти и я бы ему в два счёта главный секрет устойчивости экономики Узбекистана подарил. Объяснил бы ему почему у нас темпы роста раз в пять-восемь выше были. Ларчик-то просто открывался. Но не пришлось мне с ним встретиться. Академика так плотно наши выдающиеся учёные окружали, что подойти мне к нему так и не дали.

    А то бы рассказал я ему, что все успехи узбекской экономики заключались в том, что я, никому не говоря, потихоньку Статью Закона о финансах предприятия подправил. Поменял местами очерёдность платежей. Во всех странах СНГ было написано, что в первую очередь предприятие должно платить деньги в бюджет (налоги), а во вторую очередь — зарплату. А я подумал, подумал и строчки переставил местами.

    Получилось, что в Узбекистане в первую очередь стали платить зарплату и только потом платили деньги в бюджет. Поэтому самое нищее предприятие в Узбекистане, получив денежные крохи раздавало их рабочим, они работали и предприятие оставалось на плаву. А в России предприятие деньги получало и сразу отдавало их в бюджет. Рабочие сидели без зарплаты. Естественно, не работали. Предприятие останавливалось. Видите как всё логично и просто.

    Американские эксперты эту мою самодеятельность так и не раскусили. Поэтому, на всех международных конференциях в Европе, ехидные немцы непременно американцев спрашивали: — Что это за Узбекская загадка? Почему вы своими реформами до сих пор экономику Узбекистана не развалили?» После этого вопроса немцы млели от удовольствия, поскольку американцы каждый раз в лице менялись. У них, после этого вопроса лица сначала красными становились, а потом зеленели.

    Вот так и с музеем нужно сделать. Всего лишь название поменять. Из Музея меннонитов, Музей хивинских немцев сделать нужно. А потом будете смотреть как у американцев рожи сначала краснеют, а потом зеленеют. Получите большой удовольствие. Почитай, оргазм с Вами может случится.

      [Цитировать]

    • Галина:

      А мне наши бухгалтеры говорили как раз наоброт: их заставляли сначала платить налоги, а потом зарплату. Более того, налоги надо было платить независимо от того, перечислили тебе деньги за работу по договору или нет. Налоги платили согласно договору, и делали это в Казначействе. Механизм отъема денег на налоги такой, что ничего невозможно утаить. В этом весь ужас нашей системы. Представляете, к примеру, горхокимият не платит по договору деньги. Конечно, согласно закону надо прекратить оказывать услуги. Но вы же понимаете — это просто невозможно. Потому продолжаем работать. А налоги с нас сощелкивают в соответствии с договором, который лежит в Казначецстве. Вот так появляются банкроты.
      Так что, нет тут никакой загадки, а есть самый наглый беспредел.

        [Цитировать]

  • Виктор Арведович Ивонин:

    Это не беспредел. Это так и есть. Дело в том, что в 1997 году Президент решил омолодить Министерство финансов. К руководству пришли новые люди. А вскоре и весь аппарат заменили на молодых, причём все из банков. Вот тут то и началась катавасия. Если в 1996 году у нас был рост ВВП в размере 5,6%, то в 1997 году он был чуть больше 1%, хотя я рассчитывал, что он будет на уровне 7 с небольшим процентов. И вот так продолжалось аж 5 лет. Пока мы не стали стремительно отставать в темпах роста от соседнего Казахстана. Там был рост ВВП уже в 15%, а у нас выше трёх процентов так и не поднимался. За эти пять лет они выгнали все министерства и ведомства на сбор денег за свет, за газ, за воду и т.п. Но самое страшное то, что подписали какое-то постановление о том, что очередность платежей теперь будет другой — 50% в бюджет, а 50% зарплата. Естественно, что банки прекрасно знали, что бюджетными деньгами стоит Минфин и Зампред Кабмина, а за зарплатой никто не стоит. В лучшем случае директор какого-то очень крупного предприятия. Так что 50% зарплаты при дефиците денег никогда не выдавали.

    А потом был принят Гражданский Кодекс, в котором статьи «О Финансах предприятия» нет, в связи с чем, вскорости, очерёдность платежей превратилась в междусобойчик между Минфином и банками, который они списывали из Российских документов. Вот Вам и пятилетний простой с двухпроцентными темпами роста ВВП в 1997-2002 годах. Вот так работали наши пришлые в Минфин банкиры.

    Поэтому Ваш бухгалтер всё правильно сказал.

    А высокие темпы роста с 2003 года пошли после того, как я, с помощью стакана и воды, объяснил банкирам как надо вводить свободную конвертацию валюты в Узбекистане.

    Вот и сейчас я бы на пальчиках объяснил почему нужно переименовать Музей меннонитов, но не хочу. Тырят идеи. Карьеру себе делают или деньги зарабатывают. Это всегда в научных редакциях было. Дашь им свою рукопись, а через полгода читаешь под чьей-то фамилией.

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.