Каналы город наш питают. Часть первая Разное Фото
Как всем известно, наш город буквально пронизан сетью водных каналов. Мы каждый день переходим через них, переезжаем, стоим на мостах и просто любуемся текущими водами. Все каналы обеспечивают наш город водой – где-то – питьевой, а где – просто поливной. Но, в то же время мы, особенно молодое поколение, частенько путаем названия водных артерий города, или просто не знаем, какой из них, откуда берет начало и где заканчивается. Давайте будем разбираться…
И начнем мы наши «разбирательства» с самого, пожалуй, известного канала – Бозсу.
Начало Бозсу, в виде еще достаточно скромного русла, можно найти в соседнем городе — Чирчике, где он отходит от бурной одноименной реки.
Мне же приходилось бывать в поселке Кибрай, рядом с местом расположения всем известной ТашГРЭС. Именно там Бозсу становится тем самым большим потоком, оправдывающим свое название. Мне его перевели, как «многоводная река». Есть и еще два варианта перевода – «светлая вода, текущая с целины (целинных земель)», или «резвая свободная вода».
Здесь канал достаточно чистый, правда, пить его воду без кипячения экологи вряд будут рекомендовать. Но вот ловить рыбу – это пожалуйста. И водится здесь не только маринка – одна из самых распространенных пресноводных рыб. Можно выловить и сазанчика приличных размеров, и змееголову, попадаются, говорят рыбаки, даже судаки, но не часто. О карасях они даже не заикаются – те частенько прямо-таки заглатывают крючок.
На этом участке возможно использование обычных весельных лодок, и даже моторных катеров – благо, и глубины, и ширина реки позволяют. Я, правда, не замечал этих плавсредств, но, вполне возможно, у живущих по берегам акватории жителей они есть.
Но вот местные пацаны до сих пор используют в своих заплывах накачанные автомобильные шины, каковые использовались и в наше время. Лишь только в городе уже много лет я не замечаю подобных средств переправы, а здесь, в области, подобные «традиции» оказались живучими.
Будь у меня возможность, с удовольствием прошел бы до самого города на приличном плавсредстве, типа моторного катера, но, увы, прогулочные катера у нас отсутствуют. А жаль…
После входа в город, пройдя под кольцевой автомобильной дорогой, канал наполняет водой небольшую низину, и образует старую добрую зону отдыха, что в треугольнике улиц Богишамол и Дурмон йули. Это то самое озеро, о котором я как – то рассказывал – знаменитая «Гидра», где сегодня купание не рекомендуется.
Ну, а дальше, наполнив чашу парка «Ташкентлэнд», канал направляется к центру столицы. Здесь начинаются владения спортсменов – байдарочников и каноистов. Неподалеку расположена их тренировочная база. Здесь самое спокойное место для спортивных занятий – широкое русло и спокойное течение.
Стоя на перекидном мосту через канал, на территории «Экспоцентра», с удовольствием смотрю на проходящие по поверхности воды байдарки с ловкими молодыми парнями и девушками. Они легко управляются с веслами, уверенно держат курс и скорость, а я вспоминаю наши заплывы на, казалось бы, тяжелых, неповоротливых шлюпках Ял-6 по редко спокойным водам седой Балтики…
Красиво, величаво пройдя зеленую зону выставочного комплекса, наш Бозсу отдает в правую сторону новый канал – Калькауз, уходящий на северо-запад столицы. И здесь происходит странная метаморфоза – Бозсу исчезает, как будто бы его никогда и не было!
Куда он исчезает, где его продолжение и окончание? Среди картографов нет единого мнения. А поэтому канал, проходящий мимо центральной площади столицы, носит здесь уже другое наименование – Анхор. Но самое интересное в том, что, внимательно рассмотрев карту города, можно найти исчезнувшее вроде бы название в другой его части – в так называемом Старом городе.
Один его рукав появляется, как из-под земли (именно из – под нее), позади спортивного комплекса «Жар», а другой — неподалеку от супермаркета «Самарканд-Дарвоза», буквально вплотную к старинной улице, названной по имени выдающегося мусульманского богослова средневекового Востока – Сузук-ота, где находится и его мавзолей.
До этого места канал протекает в гидротехнических трубах, и лишь потом выходит на поверхность. Как, например, и канал Зах, служащий продолжением и началом нового русла Бозсу (впрочем, его частенько называют Нижним Бозсу), вообще полностью течет под землей, и о его точном местонахождении можно лишь догадываться.
Впрочем, один участок мне известен. Стоит только прийти к новым зданиям Национальной библиотеки имени Навои и гостинице «Хайат Ридженси». Это примерно здесь, то есть там, под землей…
А что же Анхор – спросите вы?
Сначала вспомним, что в центре города он имеет приличную глубину, и здесь, в еще совсем недавние годы, с двух старых урдинских мостов местные мальчишки без особого риска прыгали в воду с довольно приличных высот. Ныне мода на подобный вид купания канула в Лету.
Затем сей канал умудряется пройти западнее, наполнить чашу озера в Национальном парке имени Алишера Навои и… тоже вроде бы исчезнуть, подарив своему левом отводу новое имя – Бурджар – «волчий овраг». Когда-то, во времена не столь далекие, там, где сейчас некое увеселительное заведение, раскачивалась так называемая «тарзанка».
Даже для тех из нас, кто не умел плавать, она давала возможность почувствовать всю мощь потока воды, рвущегося с небольшой плотины, расположенной чуть выше по течению.
А куда же сам Анхор исчезает? Куда девается вода из озера в парке? Многие думают, что воду сбрасывают в канал Ак-Тепе, построенный в конце тридцатых годов прошлого столетия, как отвод канала Бурджар, для подачи воды на Ак-Тепинскую ГЭС.
Разгадка проста, как мир. С обратной стороны любимого парка ташкентцев есть пешеходный мост через новый канал – Ак-Тепе. Это не просто мост – это акведук – «водный путь» (aqua – вода, dukos — путь). Именно внутри него и проходят сбросовые воды озера, попадая в новое русло канала, имеющего на Чиланзаре название – «Малый Анхор». А он, в свою очередь, наполняет чашу еще одного излюбленного места отдыха ташкентцев – парка имени Гафура Гуляма.
(Во времена моей юности находились храбрецы, нырявшие в небольшой водоворот, образующийся в месте стока воды в акведук, и выплывавшие на поверхность уже на той стороне, на улице Чиланзарской. Видимо, там есть какая-то «воздушная подушка», позволявшая сорвиголове дышать при столь рискованном заплыве).
Именно здесь от него отходит арык, в котором мы, в бетонированной его части, на нашем квартале, будучи пацанами, в жаркие летние дни с удовольствием купались и даже ловили пескарей. Кто-то может не понять меня, но, жареные на раскаленном противне, они казались вкуснее вкусного.
А канал тот так и называется – Чабан-ота. Он проходит по многим кварталам Чиланзара, где-то уходит под землю, где-то проходит по поверхности, а потом «ныряет» в нижний Бозсу, заканчивая свой недолгий путь…
Моя двоюродная бабушка в моем далеком детстве рассказывала мне про многие водные «пути» Ташкента. С нескрываемым удовольствием вспоминала про никому ныне неизвестный, довольно древний канал Чаули. В тридцатых годах прошлого столетия сей водный поток начинался из того самого озера, что в современном «Ташкентлэнде» и проходил по знаменитой «Кашгарке», где и проживала в те годы, бабушка Мария. Кстати, этот водосток и сегодня можно увидеть в этом самом озере. Смотреть придется, правда, очень внимательно…
Оказывается, в канале можно было не только купаться – в нем тоже водилась рыба, и охотников до нее хватало. Лишь спустя годы в него стали сбрасывать и промышленные отходы, и загрязнять всем, что только могли сбросить и местные жители, в том числе. А потому довольно скоро канал приобрел репутацию «сточной» канавы, и после знаменитого ташкентского землетрясения был полностью забран в трубы.
Трасса его движения мало кому известна, но найти один из участков может каждый. Нужно только пройти по массиву Кашгар по внутриквартальной улочке от Алайского базара в сторону средней школы №5. Именно здесь дорога устремляется вниз, а затем у дома за № 27 резко поднимается вверх, к школе. Именно здесь, под землей, и протекает ныне забытый водный поток.
Окончание его пути можно увидеть рядом с вокзалом, если пройтись вдоль малой кольцевой в сторону Сарыкульки. Именно здесь, рядом с мостом через древний Салар, буквально под новым рестораном, и находится зарешеченный водосток того самого канала Чаули.
А что же Салар, какова его история? По древним преданиям нашей столицы, некогда правителем города и округи был некий Зал (вариант — Зол). Его сын – могучий Рустам (кстати, герой многих преданий и легенд), занимал пост верховного главнокомандующего войсками – сипахсалара. Ему-то и приписывает народная молва заслугу в проведении этого водного потока.
По разным данным, длина канала составляет либо шестьдесят, либо шестьдесят пять километров. Но дело даже не в этом. Дело в том, что лет ему никак не меньше, чем упомянутому Бозсу, и был он во времена не столь далекие более полноводным, чем его основной конкурент.
К тому же именно здесь, рядом с вокзалом, еще совсем недавно стояла водовзводная башня – творение Г.М. Сваричевского. Совсем рядом находился Саларский переулок, в котором и работала артезианская скважина, снабжавшая весь Новый город вкуснейшей водой. В сутки жители заказывали до пятнадцати тысяч ведер наичистейшей питьевой воды.
Лет этак несколько назад Салар тоже можно было считать городской сточной канавой. Все, кому не лень, сбрасывали сюда самые разные стоки. Сегодня канал, к счастью, стал несколько более чистым. Настолько, что в него даже вернулась «маринка» — любительница чистой воды. А около старого моста гуси создали вполне себе натуральное посольство – «Embassy of gueses».
Этот древний поилец города проходит мимо знаменитой старой «Тезиковки», частенько ныряет в трубы и доходит до улицы Чаштепинской, где и сливается с еще одним каналом – Джун, образуя новую водную артерию столицы. Определить это место несложно – над ним постоянно вьются стаи чаек. Говорят, это души погибших моряков — моих собратьев …
Морской Святослав Георгиевич.
«Начало Бозсу, в виде еще достаточно скромного русла, можно найти в соседнем городе — Чирчике, где он отходит от бурной одноименной реки».
Вода в канал Бозсу поступает из реки Чирчик посредством деривационного канала, отходящего от Газалкентского гидроузла.
long59[Цитировать]
Спасибо .интересная статья .но разобраться в хитросплетении каналов я так до конца и не могу . В пору моего детства помню Чаули .мы ее называли Чилья и была она сплошь из грязи и тины .как болото .протекала за 98 и 32 школами .дальше уходила в трубу. А вот до сих пор загадка как называется река в овраге .расположенном за Актепе . Эта речка ниже впадает в канал Актепе . На ней стоит 167 школа .часть футбольного поля уже сползла в овраг .на противоположном берегу -туберкулезный диспансер . раньше была улица Исаакяна .за мостом уже называласьулица Аносова .по этим улицам проходит маршрут 34 автобуса .который не меняется уже почти 50 лет
наталья косогова[Цитировать]
Зах-арык
long59[Цитировать]
«есть пешеходный мост через новый канал – Ак-Тепе»
это теперь он пешеходный , а много лет назад по нему ездили автомобили и троллейбусы.
Но в конце 50-х. движение закрыли, хотя троллейбусные провода висели до 70-х.
long59[Цитировать]
«А куда же сам Анхор исчезает? Куда девается вода из озера в парке?»
не надо открывать Америку.
Вода в этот канал поступала из гидросооружения возле «Дома специалистов».
Затем канал шёл через Беш-Агачь, наполнял воды Комсомолки и проходил в внутри моста.
Кстати, вода в мосту доверху не доходила и можно было свободно плыть на другой берег.
Что я много раз и делал в 60-х годах когда жил на Большевике.
long59[Цитировать]
«подарив своему левом отводу новое имя – Бурджар – «волчий овраг».»
Бурджар начинался от гидрозатвора возле киностудии и протекал дальше на Чиланзар.
long59[Цитировать]
В разное время я проживала в районе трех названных каналов. Помню Салар, довольно полноводный, в конце 50-х. Детворой мы бегали к нему через строящийся тогда стадион Старт. Потом был Чиланзар. Вспоминаю страшные откосы Бурджара. В начале 60-х с ул. Чиланзарской ходил автобус в район Комсомольского озера и тогда ходили слухи об упавшем в Бурджар автобусе . А вот Анхор протекал прямо за домом. Был грязным, с зарошим кустами берегами. Но тем не менее нам доставляло удовольствие в жаркие дни плавать по течению до озера вместе ондатрами.
Спасибо — опять вернулась в детство!
Tatjana[Цитировать]