Каналы город наш питают. Часть третья, завершающая Разное Фото

Части первая и вторая.

Сегодня мы начинаем путешествие от станции метро «Гафура Гуляма», с места, которое среди горожан известно как «Ганга». Для молодых читателей скажу, что в девятиэтажке, что рядом со станцией метро, некогда находился магазин индийских товаров, названный по имени великой индийской реки Ганг. Именно поэтому наш город и приобрел такой вот неофициальный топоним – этноним.

А место здесь историческое – рядом находится жилой массив с еще более древним, и достаточно свирепым названием – Джангох – (транскрипция — Жангоб). Почему свирепое? Да потому, что в 1784 году именно здесь, на берегах протекавшего рядом канала произошла битва войск сын хокима даха Шейхантаур — Юнуса – ходжи со «сборной командой» из остальных трех жилых районов города, в которой и решился вопрос – кому именно управлять Ташкентом. В итоге — главой города стал именно Юнус-ходжа.

А канал так и стали называть – место битвы. Протекал он с северо-востока на юго-запад, неся свои воды по центру Старого города и разделяя его на две не очень равные половины. Его вода расходилась по многочисленным махаллинским садам города, наполняла хаузы и арыки. Сам он брал свое начало от основного городского канала – Бозсу – прародителя многих водостоков Ташкента.

Сегодня наиболее известные места, по которым можно примерно определить часть его течения – это парк имени Абдуллы Кадыри, древний старогородской базар Чорсу, он же Эски – Джува (Старая башня), и одноименная с базаром станция метро. Сегодня только специалистам известно точное его направление, так как сей канал на всем своем протяжении ныне протекает по гидротехническим трубам.

Впрочем, не он один — его сосед – канал Лабзак, также отходивший от главного канала столицы, тоже отсутствует на карте Ташкента. А ведь когда-то он тоже представлял собой еще один водный поток, отходивший от основного русла Бозсу и орошавший земли Даха Шейхантаур. О нем сегодня напоминает лишь старинный топоним и одноименная улица, некогда называвшаяся Полиграфической…

От «Ганги» мы направляемся на север Ташкента, благо, улица Себзар прямая, как стрела из махалли Укчи. Здесь находится еще один объект нашего пристального внимания. На перекрестке мы выезжаем влево, на улицу Нурафшон, а затем поворачиваем направо, на узенькую улочку, которая и выведет нас к каналу Кечкурук. Здесь он отходит от канала Калькауз, и именно в этом месте мы можем насладиться всей мощью этого вроде бы небольшого потока.

Я попросил перевести мне этот гидроним, и получил нечто удивительное – оригинальное название Qichqiriq или Қичқириқ переводится как «крик, вопль». Вот уж даже не знаю, какую версию вам предложить. В общем, пусть каждый сам придумает свою, интересную, версию…

В этой точке города его течение образует настоящий водопад, рядом с которым находится ресторан – Шаршара, названный так именно из-за местной достопримечательности.

Кечкурук

Во времена древности глубокой старинный канал Калькауз заходил в город несколько восточнее ворот Тахтапуль (вот уж место – слияние нескольких древних топонимов), а Кечкурук протекал на этом участке фактически под городской стеной, а затем, уже за ней, буквально падал в глубокую лощину, образуя тот самый водопад.

Кечкурук на Шаршаре

Правда, в «ванную», куда попадал грохочущий поток, были уложены огромные камни. Вероятно, для того, чтобы не допустить еще большего размыва дна и не вызвать тем самым обрушения участка оборонительной стены.

Сегодня в «Шаршаре» можно не только вкусно покушать и хорошо отдохнуть, но и, особенно летом, в палящую жару, можно насладиться природным эффектом «радуги», возникающим от мелких брызг водопада, и прохладой на красивой террасе, сооруженной на берегу древнего «поителя» этого участка нашей столицы.

Кечкурук Шаршара

Примечателен тот факт, что Кечкурук «уходит» на северо-запад города, обводняя земли, которые некогда входили лишь в городскую округу, представляя собой сельскохозяйственные угодья – пригородные сады, бахчи и поля жителей города и расположенных неподалеку кишлаков.

Ныне это жилые массивы, получившие свое название от настоящего природного потока, попадающего в город со стороны Дендропарка. Это речушка, канал, водный поток – как ни назови – все равно – черный камыш – Каракамыш. Видимо, назван был так из-за обилия этой растительности вдоль своих берегов.

Каракамыш

На входе в город он протекал в глубоком каньоне, часть которого еще в прошлом веке была выровнена с помощью тех самых гидротехнических труб. Сегодня также сохранились участки его берегов, где к воде попросту не спуститься – круто очень.

Приезжая иногда по служебным делам в район завода «Зенит», бывает, замечаю местных рыбаков, уютно устроившихся в тени деревьев. Это вдоль современной улицы Юкори Каракамыш. Странно, раньше казалось, что здесь не должно быть рыбы. Подошел, спросил, и показали мне не только пескариков на корм кошкам, но и маринку. А уж она – то любит чистую воду.

Каракамыш1

Но дальше с этим каналом происходит тоже, что и с другими. Люди не берегут, что имеют, а потому вода со стихийных автомоек сбрасывается обратно, баклажки летят в воду сотнями, так что можно наблюдать целые острова из пластика…

Немногим известно, что Каракамыш дает начало еще одному водному потоку. Это малоизвестный в городе канал Дамарык. Еще его называют Дамаши. Он образуется от слияния Каракамыша и Кечкурука. Таким образом, небольшой по своей протяженности Кечкурук связывает несколько удаленный Каракамыш с бозсуйской водной системой.

Часть вод Каракамыша уходит под землю, и его нижнее течение можно наблюдать много дальше – уже за парком «Оймомо», откуда он и уходит за город, к Нижнему Бозсу.

А Дамарык продолжает свой неспешный путь, и, путешествуя вдоль его берегов, можно увидеть и мирно сидящих рыбаков, и любителей искупаться, и даже удивительную картину – тополь, растущий прямо посредине водного потока. Каким образом он там оказался – тайна сия великая есть. Скорее всего, каналу поменяли направление течения (а, может быть, он решил отнять часть лавров у Амударьи, недаром ее второе имя – Джейхун – бешеная, и решил сам найти новый путь) – кто знает…

Здесь, на крутых берегах канала пока еще сохранились действительно плакучие ивы, высокие тополя, красивые чинары, в кронах которых нашли себе укрытие не только простые воробьи и сороки. Здесь можно увидеть скворца, не совсем обычного для наших мест, рыбоядного зимородка, и, поговаривают, где-то рядом можно «лицезреть» и диких перепелов.

К сожалению, и здесь есть места, могущие и должные привлечь внимание, как экологов, так и других, самых разных заинтересованных в природной чистоте, ведомств.

Уважаемые читатели! Хотя бы ВЫ – не губите наши каналы, подумайте о будущем!!!

Мы разворачиваемся и направляемся в ташкентские «Черемушки». Именно так неофициально назывался массив Чиланзар. Есть здесь канал – загадка, которую попытался разгадать известный ташкентский блоггер Александр Райков a.k.a. ‘Carpodacus’.

Я заранее говорю, что не совсем согласен с ним, и имею свою точку зрения по поводу еще одного источника живительной влаги, но все — таки должен признать – его исследовательское путешествие заслуживает огромного внимания и глубочайшего уважения.

Все дело в том самом канале, по имени которого названы и улицы, и проезды, и даже целый жилой массив с махаллинской застройкой. Это канал Изза (в переводе – низина). Именно из-за него у меня возникли разногласия, разночтения, заочный спор, если хотите, с талантливым автором и «въедливым» и внимательным «ташкентоходом».

Он, канал, действительно является правым отводом того самого малого Анхора, который доходит аж до поселка «Солнечный», где находится рынок канцтоваров. Проследить дальше – у меня карты «не хватает».

Дамарык

Дамарык1

Дамарык2

Дамарык3

Дамарык4

Александр считает, что канал Изза, в отличие от моей версии (о ней ниже), строго привязанной к электронной карте города, уходит в виде небольшого арыка в сторону улицы Катта Каъни, пересекая каким-то образом, вероятно, под землей, жилой массив Ал-Хорезми-2, выходя на поверхность на улице Курилиш. А отсюда, по его мнению, Изза направляется за кольцевую автодорогу.

Для установления истины Александру пришлось совершить целый пеший поход, буквально «просканировав» очень большую территорию, и ведя фотолетопись своих похождений. То есть, он сделал то, на что не отважится никто другой — коллекционер открыток или экскурсовод…

Но, смею возразить:
Первое: по историческим данным, на берегах именно этого канала находилось древнее поселение Канглы-курган, оно же Фазыл – курган, именем которого названа улица, проходящая мимо моего родного 14-го квартала Чиланзара – улица Фазылтепа. Этот самый холм существует и поныне, находясь неподалеку от конечной автостанции автобусов за номерами 2, 8 и других.

Второе – уже моя, личная версия. Она, как я уже говорил, привязана к моей любимой, именно электронной карте столицы.

Итак, после подхода к современной улице Аль — Хорезми канал Изза уходит под землю, в трубы, и делится там на три части. Одна часть уходит влево, и попадает на Домбрабадское православное кладбище, где и заканчивает свой путь, разливаясь на небольшие арыки.

Вторая часть, ненадолго «выныривая» из трубы на поверхность, проходит вдоль улицы Хакимхон, затем, опять же под землей, следует до автостанции, ранее именовавшейся «Подмосковной», где и «делится» своим именем с вышеупомянутыми улицами и жилым массивом.

Третья же часть, в свою очередь, также «ныряет» в трубы, затем появляется на поверхности у начала улицы Катта Хирмонтепа, и протекает вдоль нее до своего пересечения с улицей Лутфи.

Здесь практически круглый год можно наблюдать живописную картину под названием «Автомойка» — стихийные «автомойщики» вымоют до блеска вашего «железного коня» за достаточно сходное вознаграждение.

А затем, также, как и многие другие водотоки города, вновь попадает в подземную трубу, где и соединяется со своей второй частью, выходя на поверхность именно в месте расположения вышеупомянутого древнего поселения, и вскоре впадает в Нижнее Бозсу чуть ниже торгового комплекса «Урикзор»…

Так или нет, пусть нас с Александром рассудят специалисты — гидрологи. Истина в другом – каналы, древние и современные, действительно питают наш город не только водой. Они дарят нам прохладу в летние дни, наполняют городские озера – водохранилища, и, конечно же, являются особыми, каждый по своему, достопримечательностями седого и вечно молодого Шаша.

P.S. Вдоль улицы Ширин, там, где колледж дизайна, есть еще один, не особо широкий арык. И он тоже направляется в сторону автостанции. Может быть, это еще один отвод канала – загадки? Кто из читателей ответит?

Святослав Морской

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.