О поездках Ильфа и Петрова в Узбекистан Искусство История

Назар Шохин

Поездки Ильи Ильфа и Евгения Петрова в Узбекистан до сих пор достаточно плохо исследованы историками и литературоведами. Между тем, произведения, связанные с указанными событиями, пусть и совсем небольшие, – это настоящая кладезь для изучающих послереволюционный быт Ташкента, Самарканда, Бухары, других среднеазиатских местностей. Мы попытаемся, разумеется, без пересказа работ (а они есть в Интернете), заострить внимание лишь на некоторых, связанных с узбекистанскими командировками известных литераторов, вопросах.

Так, из рассказа Ильфа «Перегон Москва – Азия» (1925 г.) мы узнаем, что его поездка в Самарканд в качестве представителя газеты «Гудок» мотивировалась тем, что именно этот город был тогда столицей, второй столицей Узбекистана (Узбекской ССР) (первой, напомним, короткое время была Бухара). В рассказе «Глиняный рай» (1925 г.) Ильф описывает Самарканд очень подробно.

Средняя Азия, пишет в своей шутливой манере Ильф, была захвачена русским царем, чтобы насильно навязать  местным народам… тульский самовар. Сегодня среднеазиатские республики, заключает автор, «это Ветхий завет плюс Советская власть и минус электрификация». Но людям, мечтающим о «добром, старом времени, когда все было так чудесно», Ильф все-таки советует съездить в первую очередь в Самарканд.

Знакомая Ильфа – Тая Лишина – вспоминает о его впечатлениях от поездки 1925 г.: «…слушать его, как всегда, было очень интересно. Мы увидели узенькие улочки Бухары и Самарканда, мечети и базары, верблюдов и пески пустынь, рельсы новых путей, глаза женщин в глухой парандже, школьниц с множеством косичек до пят и в пионерских галстуках».

Много ценной информации дает и третий источник – «Записные книжки» Ильфа. В них, например, есть такие строки: «Ташкент. Хороша его европейская часть. Старый город несравним с самаркандским… Улицы обсажены великолепными тополями и карагачами. К Ташкенту мы ехали через абрикосовые и яблочные, геометрически расположенные сады. Мимо молодых узких тополей. Мимо зеркальных рисовых полей. Мимо вагонов, груженных баранами».

В последних числах апреля 1930 г. Ильф и Петров совершили теперь уже совместную поездку по Средней Азии. Из этой командировки писатели привезли очерки «Бухара благородная», «Осторожно! Овеяно веками» и другие.

«Навстречу туристу, – читаем мы в «Бухаре благородной», – в пароконных экипажах едут совпартработники, прикрываясь от солнца портфелями». «Водопровод для Бухары – событие, конечно, большой важности, чем метрополитен, будь он построен для Москвы… Водопровод дает возможность бухарцам только любоваться своими водоемами, но отнюдь не пить из них воду».

Впечатления от двух поездок (первой, Ильфа, в 1925 г., и второй, совместной, Ильфа и Петрова, в 1930 г.) находят свое отражение и в других произведениях писателей, – например, в «Золотом теленке» (1931 г.), «Азии без покрывала» (1935 г.).

Среднеазиатские пейзажи литературного содружества Ильфа и Петрова достаточно необычны. Они по-настоящему добрые, дышат обстановкой 20-30-х годов ушедшего столетия. Место этих работ в истории литературы, краеведения очень заметно. Дело будущих исследователей – изучить путевые очерки, рассказы и заметки еще более подробно.

Иллюстрации: фото из сайта поклонников творчества Ильи Ильфа и Евгения Петрова (ilfipetrov.ru); рисунок из тома 5 изданного в 1961 году пятитомного собрания сочинений; обложка сборника «Осторожно! Овеяно веками» (Москва, Полигран, 1992); рисунок к «Золотому теленку» художника К.Ротова.

23 комментария

  • Ирина:

    15 октября исполняется 119 лет со дня рождения писателя Ильи Ильфа.

    Известный советский писатель Илья Ильф (настоящие имя и фамилия Илья Арнольдович Файнзильберг) родился 15 (3 по старому стилю) октября 1897 года в городе Одессе (ныне Украина) в семье банковского служащего.
    В 1913 году, окончив техническую школу, Илья в 16 лет начал трудовую деятельность, часто меняя место работы – чертежное бюро, телефонная станция, авиационный завод. Работал статистиком, бухгалтером, редактором юмористического журнала «Синдетикон», в котором публиковал свои стихи под женским псевдонимом.
    В 1923 году он стал профессиональным литератором и переехал в Москву. Работая в газете «Гудок», Илья Ильф печатал очерки и фельетоны в различных изданиях. Среди них журналы «30 дней», «Железнодорожник», «Смехач», газеты «Вечерняя Москва», «Правда» и «Литературная газета».

    В 1925 году после командировки в Среднюю Азию он написал серию очерков «Москва – Азия».

    В 1925 году Ильф познакомился с Евгением Петровым (настоящее фамилия Катаев), братом писателя Валентина Катаева.
    С 1926 года началась совместная работа Ильи Ильфа и Евгения Петрова: сочинялись темы для рисунков и фельетонов в журнале «Смехач», обрабатывались материалы для газеты «Гудок». По одной из версий, идея совместного творчества Ильфа и Петрова принадлежала Валентину Катаеву.
    В 1928 году в журнале «30 дней» была опубликована первая работа Ильфа и Петрова – роман «Двенадцать стульев», имевший большой успех у читателей и довольно холодно встреченный литературными критиками. Книгу молодых авторов тогда поддержал Владимир Маяковский. Еще до первой публикации цензура изрядно сократила роман; процесс «чистки» продолжался в течение десяти лет, и в итоге книга уменьшилась почти на треть.
    В конце 1920-х годов были опубликованы повесть «Светлая личность» (1928), цикл сатирических новелл «1001 день, или Новая Шахерезада» (1929).
    В 1931 году вышел в свет второй роман Ильфа и Петрова «Золотой теленок», новые похождения героя «Двенадцати стульев», получивший теплые отзывы критиков.
    С 1932 года писатели работали в газете «Правда», где были опубликованы фельетоны и сатирические рассказы, среди них «Веселящаяся единица», «Бронированное место»…
    В соавторстве с Евгением Петровым Ильф написал киносценарии к фильмам «Черный барак» (1933), «Однажды летом» (1936) Ханана Шмайна и Игоря Ильинского, «Цирк» (1936) Григория Александрова.
    В 1935 году писатели совершили путешествие в США, результатом которого явилась книга «Одноэтажная Америка», вышедшая в 1936 году.
    Давний туберкулез легких Ильфа, обострившийся во время путешествия, привел к его смерти 13 апреля 1937 года в Москве. Писатель был похоронен на Новодевичьем кладбище.
    Илья Ильф был женат на художнице Марии Тарасенко.
    В 1935 году в семье родилась дочь Александра, редактор и переводчик, посвятившая всю жизнь изучению литературного наследия Ильфа и Петрова, восстановившая в авторской редакции текст романа «Двенадцать стульев».
    В 1939 году посмертно была издана книга писателя «Записные книжки» (1925-1937).
    По произведениям Ильфа и Петрова были поставлены фильмы «Золотой теленок» режиссера Михаила Швейцера (1968), «Двенадцать стульев» Леонида Гайдая (1971), телефильмы «Ехали в трамвае Ильф и Петров» Виктора Титова (1971), «12 стульев» Марка Захарова (1976). В 1988 году по мотивам произведений писателей режиссером Aлeкcaндpом Пaшкoвcким был выпущен фильм «Светлая личность», в 1993 году Василий Пичул снял картину «Мечты идиота». В 2005 году вышли новые экранизации романов – «Двенадцать стульев» Максима Паперника и мини-сериал «Золотой теленок» Ульяны Шилкиной.

    За рубежом еще при жизни писателя вышли фильмы по его сценариям «Двенадцать стульев» (Чехословакия, Польша, 1933) режиссеров Мартина Фрича и Михала Вашиньски, Keep Your Seats, Please (Великобритания, 1936) режиссера Монти Бэнкса. После смерти Ильфа на Западе по мотивам романа «Двенадцать стульев» было выпущено несколько кинолент под названием «Тринадцать стульев»: в 1938 году — в Германии, в 1945 году — в Швеции, в 1957 году — в Бразилии. В 2004 году в Германии вышел фильм «Двенадцать стульев» режиссера Ульрике Оттингер. В 2010 году в Сербии режиссером Браниславом Кичичем был снят телевизионный фильм «Золотой теленок».

    1 апреля 2008 года в Одессе во дворе Литературного музея был открыт памятник Илье Ильфу и Евгению Петрову.

    Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
    https://ria.ru/spravka/20121015/772659576.html

      [Цитировать]

  • Ирина:

    Илья Ильф
    КНИГИ АВТОРА:
    Илья Ильф
    В электронной библиотеке
    http://aldebaran.ru/author/ilf_ilya/ можно скачать книги автора Илья Ильф в формате epub, fb2, rtf, mobi, pdf себе на телефон, андроид, айфон, айпад, а так же читать онлайн и без регистрации.

      [Цитировать]

  • Ирина:

    «Ташкент. Хороша его европейская часть. Старый город несравним с самаркандским. Русские улицы об- сажены великолепными тополями и карагачами.К Ташкенту мы ехали через абрикосовые и яблоч- ные, геометрически расположенные сады. Мимо мо- лодых узких тополей. Мимо зеркальных рисовых по- лей. Мимо вагонов, груженных баранами…»
    http://be2.aldebaran.ru/get_file/125472/84800/Fayinzilberg_I_Zapisniye_Knijki_1925_1937.a6.pdf?md5=732494eff6b89b8a9ab752eda276ab09&t=1475964719&s=yes

      [Цитировать]

  • Тахир:

    Если углубляться: вещи Ильфа для железнодорожной газеты «Гудок» — это путевые заметки. Работы же Ильфа и Петрова 1930 года написаны для «Женского журнала», отсюда их специфика: тематика освобожденной женщины Советского Востока. Название «Азии без покрывала» (1935) говорит само за себя. (Кстати, «Бухара благородная» подписана фамилией «Ф.Толстовский» (авторство Ильфа и Петрова не доказано на все 100%)). Талант Ильфа и Петрова в том, что они смогли в условиях советской газеты, комцензуры своим изящным словом передать (практически «между строк») все тонкости (позитивные/негативные) быта, — тот случай, когда форма превзошла содержание.

      [Цитировать]

  • Zelina Iskanderova:

    В сентябре 2012 года в моей программе «Вечера Еврейской Культуры» в Торонто прошел Вечер памяти Ильи Ильфа, и в его составе — выставка фото-работ Ильфа, который очень увлекался фотографией. Выставку привез вначале в Чикаго, а затем к нам в Торонто Лев Кричевский, шурин дочери Ильфа, переводчицы и редактора Александры Ильиничны Ильф, которая проделала воистину титаническую работу по сохранению и изданию наследия своего отца и их совместных работ с Евгением Петровым. На Вечере был показан и интереснейший фильм «Прогулка с Ильфом», к сожалению, я не нашла его на YouTube.
    Лев Кричевский родом из Баку, бывал в Ташкенте и очень тепло вспоминает о нем, даже тренировал одно время военных подводников на Сыр-Дарье! В частной беседе с нами он упоминал и о поездке Ильфа, а позднее Ильфа и Петрова в Среднюю Азию и их публикациях об этом. Лев Кричевский в свое время переехал в Москву, жил там и работал старшим тренером Вооруженных сил по подводному спорту в должности государственного тренера. В Израиле он вначале тренировал детей, а затем уже значительное время трудится как Арт-продюсер и журналист.
    Фрагменты записи с этого вечера можно посмотреть вот здесь:
    https://www.youtube.com/watch?v=jsCg25Fjbiw — «Илья Ильф и фотография»

    В конце об этом Вечере отзывается великолепный актер Павел Цитринель, долгие годы работавший в Театре Советской Армии в Москве и тепло друживший с выходцем из Ташкента, потрясающим актером Игорем Ледогоровым. — Тесен мир!
    Позднее мы беседовали по телефону с Александрой Ильф, когда она гостила в Израиле и успела посмотреть полную запись этого Вечера — она осталась им очень довольна! К этому времени ей удалось найти и многие работы её матери, любимой жены (и фото-модели!) Ильфа художницы Марии Тарасенко, и они вместе с Львом Кричевским мечтали о будущей выставке этих работ. Она также готова былп поддержать идею создания в Ташкенте Кенотафа погибшим/умершим там во время войны, места захоронения которых неизвестны, включая брата Ильфа Михаила (художник и фото-художник, пользовавшийся псевдонимами МАФ и Ми-фа). А на следующий год её не стало…

      [Цитировать]

  • MK:

    В начале 60-х в Ташкенте вышла маленького формата, но в твердом переплете книжка Ильфа и Петрова, составленная Вулисом. Там были тексты, не вошедшие в оранжевый пятитомник.
    Могу напутать, но она называлась «Осторожно, овеяно веками».
    Из содержимого помню только серию рассказов про Колоколамск.
    Думаю, что при желании в Ташкенте еще можно разыскать эту книжку у букинистов.

      [Цитировать]

  • Виктор Арведович Ивонин:

    Ага. У меня где-то должен быть этот сборник. Название я не помню. Но если память меня не обманывает в основном, это варианты фрагментов 12 стульев и Золотого телёнка. Но есть и совсем неизвестные мне вещи. Из всего что там представлено, помню только репортаж о чудодейственном фонтане, неожиданно забившем из под земли посередине центральной площади города. Возникший волею Господа Бога святой источник воды золотистого цвета и образованное им жёлто-коричневое озерцо, обнесли заборчиком. Круглые сутки к источнику прибывали паломники не только из города, но и из близлежащих деревень. Доморощенный священнослужитель непрерывно читал молитвы и благословлял болящих и страждущих на питие и излечение водой святого источника. В целях удобства паломников возле заборчика установили урну для пожертвований, которая непрерывно пополнялась. Но вот однажды, Священнослужитель и Хранитель чудодейственной воды, отдохнув с друзьями в некоем питейном заведении и хорошо проспавшись, вернулся к святому источнику и его не обнаружил. Расспросив прохожих, он узнал, что приезжали ремонтники. Раскопали место прорыва канализационной трубы , залатали её, а яму засыпали. Вот так чудодейственный фонтан и приказал долго жить.

      [Цитировать]

    • J_Silver:

      Это про жителей города Колоколамска — хорошие рассказы!
      И там хотели организовать курорт, потому как вода оказалась гораздо богаче по минеральным солям, чем любой мировой курорт… Кто-то купался, кто-то пил эту чудо-воду — потом, если не изменяет память, били организаторов…

        [Цитировать]

  • Усман:

    Такой афтор фантазер, что если возьмет псевдоним «Назар-фантазар», то это будет соответствовать действительности.

      [Цитировать]

    • Бердыбек:

      Усман:

      Такой афтор фантазер, что если возьмет псевдоним «Назар-фантазар», то это будет соответствовать действительности.

      Правильно, Усман! Вы как всегда правы! Молодых авторов сюда вообще пускать не надо! Они — тормоз на пути прогресса! Только мы с Вами, убеленные сединами, старые уважаемые аксакалы, можем доходить до истин! Слушайте, а может нам с Вами украсть какого-нибудь Рембрандта из музея, чтобы нас признали?

        [Цитировать]

      • Усман:

        Всё уже украдено до нас. Просто здесь дети ходят. А дети могут прочитать у Назара Шохина, что Бухоро-и-бидон была столицей Узбекской ССР. И выйдет большой конфуз и на экзаменах и для модераторов сайта, потому что Бухоро-и-бидон никогда не была столицей Узбекской ССР.

          [Цитировать]

  • lvt:

    В 1959г. Русский Драматический Театр им. Горького поставил «Золотого Телёнка». Благодаря этому событию я прочла инсценировку романа в 11 лет. Случилось это в поезде, по дороге на Декаду искусства и литературы УзССР. Галина Николаевна Загурская прихватила в дорогу пьесы, которые предполагалось обсудить на заседании художественного совета. Видимо, я сильно шумела или бегала по вагону… Уже не помню. Но Загурская вручила мне довольно толстую кипу листов и сказала, что я должна это прочесть. Это и был машинописный вариант инсценировки «Золотого телёнка». Навык читать диалоги у меня был. Я часто читала (или подчитывала) пьесы, которые попадали домой. НО в пространстве романа я заблудилась. Ведь там не было привычной системы координат «хороший -плохой». Действие двигал плохой человек Остап Бендер, а вокруг него суетились всякие жулики. Пьеса кончилась, а хороший положительный герой так и не появился. Я была в недоумении. Галина Николаевна даже спросила меня: «КАК?» Я пролепетала, что там все плохие… Загурская, видимо, готовилась к обсуждению на худсовете и сказала, что в театре нет актёра на роль Бендера. Я вдруг заявила, что играть должен Кторов. Фильм «Праздник св.Иоргена» я уже видела. Галина Николаевна просто возмутилась таким неподходящим выбором и прекратила «прения». Вот такой удивительный диалог Народной Артистки и 11-летней девочки состоялся в феврале 1959г. по пути в Москву. В том же году начались репетиции. Остапами стали Матвей Любанский и Новицкий. Паниковский -Хачатуров, кажется. Фунт -Евгений Злобин. Корейко — Дмитрий Алексеев. Абсолютно точно игралась сцена в сумасшедшем доме, которой не было в фильме. В спектакле было много интересного сделано художниками. Вальденберг и Ушаков соорудили на кругу подобие огромной вертикально стоящей книги. Страницы переворачивались. Герои на вращающемся кольце переезжали из одной главы в другую. Иногда живые персонажи общались с плоскими изображениями. Таким был продавец пива в киоске (где пиво только для членов профсоюза). Это был шарж на И.В.Радуна. Великолепно, без дураков, сделали Антилопу Гну. Она ездила вместе со сценическим кольцом и взрывалась с дымом и пламенем. Это заслуга семьи ташкентских пиротехников. Почему-то я плохо помню актёров в этом спектакле… Вспоминая репетиции, вижу на сцене А.О.Гинзбурга. Возможно, он и был режиссёром -постановщиком?

      [Цитировать]

  • long59:

    фильм-спектакль1966 года» 12 стульев»
    В середине 1960-х годов Александр Белинский поставил на Ленинградском телевидении спектакль «Двенадцать стульев» с Игорем Горбачевым, Николаем Боярским и Алисой Фрейндлих в роли Эллочки-людоедочки.

      [Цитировать]

  • long59:

    в 1962 году кубинцы сняли фильм:
    Двенадцать стульев (Las Doce Sillas ) / The Twelve Chairs.
    скачать можно здесь:
    http://rutracker.org/forum/index.php

      [Цитировать]

  • EC EC:

    Напомню, что у нас были публикации о том, что Остап Бендер из Ташкента!

    Реальный Остап

    Остап Бендер в Ташкенте

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.