Реальный Остап Tашкентцы Искусство История

Если помните, уже была публикация Арслана Джаббарова о том, что Остап Бендер — ташкентец. Тема получила продолжение с другого ракурса. Спасибо за ссылку на источник Арустану Жолдасову. ЕС.

После выхода «12 стульев» литературоведы, критики, историки и просто любители литературы занялись поисками прототипов героев романа, зная, что все без исключения персонажи написаны с натуры, со знакомых и друзей. Например, Никифор Ляпис-Трубецкой был списан с поэта Осипа Колычева, старого одесского друга авторов. Колычев действительно сотрудничал с двумя десятками изданий, каждому предлагая стихи «на злобу дня». Прототипом Авессалома Изнуренкова был некто Глушаков, человек окололитературный, давший в двадцатые годы сотни тем для фельетонов и карикатур всем московским сатирическим журналам. Нашли даже Полесова, слесаря со средним образованием. Им оказался сосед Ильи Ильфа, механик. Он скупал на Сухаревском рынке металлолом и конструировал дома мотоцикл. Киса Воробьянинов – двоюродный дядя Евгения Петрова и Валентина Катаева. Даже архитектурные сооружения были взяты не с потолка. Так, общежитие имени Бертольда Шварца – один к одному дом и комната Ильфа, где, кроме матраца на кирпичах, стола и стула, не было ни одного предмета. Как-то знакомый авторов М. Штих показал им особнячок – богадельню для старух. Именно этот особнячок и фигурирует в романе, хотя история, разыгранная в его стенах, имеет другой источник.

Лишь один персонаж оставался без прототипа. Это главный герой романа Остап Бендер. Поиски велись на самом серьезном уровне, и версии были самые различные. Б.Е. Галанов, написавший книгу «Ильф и Петров. Жизнь и творчество», полагал, что прототип Остапа – некий Митя Бендер, одесский знакомый авторов. Р.А. Александров в книге «Прогулки по литературной Одессе» называет Митю Агатова – по всей видимости, это тот же человек, живший в шикарном зале квартиры № 4 дома 33 на улице Петра Великого. Стоит упомянуть, что Митя Агатов действительно стал литературным прототипом, но не в «12 стульях», а в повести Катаева «Растратчики». Литературовед Л.М. Яновская утверждала, что Остап Бендер списан со старшего брата Ильфа Александра Файнзильберга, художника, носящего псевдоним Сандро Фазини. Сегодня можно смело говорить о том, что Лидию Марковну ввело в заблуждение фото из журнала в архиве Ильфа, где Сандро Фазини запечатлен с шарфом вокруг шеи и подписью под фотографией: «Одесский апаш». Так на французский лад называли некогда налетчиков и хулиганов. В двадцатые годы шарфы носили тысячи одесских франтов согласно моде того времени. Внимательный читатель должен заметить, что даже в романе Остап Бендер шарфы меняет несколько раз – то на нем старый шерстяной, то полушелковый румынского оттенка.

И все-таки настоящий прототип был найден.

Ильф и Петров один в один списали Остапа со своего друга Осипа Шора. Его биография еще более интересна, чем эпизоды, уместившиеся в романе.

Реальный Остап

Осип Вениаминович Шор родился в 1899 году в Никополе (сейчас это Днепропетровская область), но через год его родители, купец Вениамин Шор и его супруга, дочь банкира Екатерина Бергер, переехали в Одессу, где и провел свою юность Осип, или Остап, как его называли близкие. Обстановка в семье была творческая, и благодаря ей старший брат Осипа Натан стал поэтом-футуристом Анатолием Фиолетовым, а их сводная сестра Эльза Раппопорт – известной художницей. Остап же проявил свои таланты совсем на другом поприще.

Остап Шор был определен в мужскую гимназию Илиади. Этот факт из биографии позаимствовали авторы романа: упоминается, что Бендер учился там же. Общей у Шора и Бендера была и внешность: оба высокие (рост Осипа Шора составлял 190 см), красивые, атлетического телосложения, в весьма эпатажной одежде: пиджаке, надетом на тельняшку, и непременно белом шарфе. После гимназии Шор поступил в университет, но учиться ему было скучно. Он хотел жить легко и красиво, но на это требовались деньги. Как известно, великий комбинатор знал 400 относительно честных способов изъятия денег у населения. Осип Шор знал 500. Упомянем лишь о нескольких эпизодах из его насыщенной жизни.

Курица, несущая золотые яйца

У Остапа Шора были друзья из различных слоев общества. Однажды главарь местной шайки Васька Косой поделился с Остапом своей печалью: хотел взять банк, да он неприступен: дверь весит кило двести, да к тому же оборудована новейшим научным изобретением – кодовым замком. Шор не поленился сходить в банк и тут же успокоил приятеля: если не удается зайти через вход, нужно проникнуть в банк через выход. Оговорив свой процент от операции, Остап посоветовал Ваське Косому и его подельникам переодеться в трубочистов и среди бела дня открыто проникнуть в банк через трубы, гарантировав, что они совсем не привлекут к себе внимания. Ограбление удалось.

Остап спас бизнес и другого своего приятеля, купца Евлампия Кутякина. Торговал купец вином, отправляя его в разные города. А в качестве консерванта использовал сахар. Однако его вино прокисало раньше, чем прибывало в пункт назначения. Все бы ничего, если бы не объявившийся конкурент Кутякина, виноторговец Розенбаум. Шор взялся уладить дело. Как бы между делом он поделился с Розенбаумом секретом своей бабки: чтобы вино не прокисло, нужно добавить в него борной кислоты. В итоге покупать у Розенбаума вино отказались даже самые горькие пьяницы, и купец разорился.

Раввину Берштейну, жаловавшемуся на облупившееся здание синагоги,  Остап Шор посоветовал… продавать места в Раю. Святой отец долго думал, после чего повесил на стене своей синагоги план Рая с расстановкой мест и прейскурантом. Каждый мог зарезервировать себе уютное местечко по своему положению и доходу. Прихожане кричали, спорили и пихались локтями, выбирая себе райское обиталище.  В итоге Берштейн отремонтировал не только синагогу, но и собственный дом.

Говорят, что гения от обывателя отличает необычный взгляд на обычные вещи. Как-то раз Остап Шор шел по одной из захолустных Одесских улочек и увидел у забора общипанную курицу. Казалось бы, куда прозаичнее: любой из нас не обратил бы на нее внимания или в крайнем случае брезгливо обошел мутантку. Но только не Шор. Он мгновенно сообразил, что лысая курица будет нести золотые яйца. Остап накинул на бедняжку пиджак и ускорил шаг. Представил свое открытие Остап на сельскохозяйственной выставке. Он представился профессором и заявил, что путем многочисленных скрещиваний ему удалось вывести гениальную породу куриц, которых не нужно ощипывать! Безусловно, это экономит и время, и финансы. Вскоре о лысой курице — мечте всех мясников и домохозяек – стало известно всюду. Газеты пестрели фотографиями и статьями об уникальном виде куриц как революции в птицеводстве. Было создано специальное научное общество, предводителем которого и стал Остап Шор, исполнявший роль седовласого ученого. Он организовал платные лекции, на которые записывались агенты со всех птицефабрик Украины и России. Вскоре фирма «Идеальная курица» заключила контракты на поставку лысых куриц сотням птицефабрик. Конечно, ни одной лысой курицы они больше не увидели. А профессор растворился вместе с полученным авансом. Одураченные мясники нашли курицу с привязанной к ней запиской: «Одесским селекционерам удалось вывести курицу без костей и даже без головы».

Ошибка бандитов

Революционные события застали Бендера в Петрограде. Он решил, что с него хватит, и отправился к родным в Одессу. В кармане у него не было ни копейки, но великого комбинатора это не смущало. Услышав, что на агитационный пароход требуется художник, он нанялся писать плакаты, хотя никогда не держал в руках кисти. Впрочем, в шахматы он тоже не играл, но это не помешало ему объявить себя гроссмейстером и участвовать в шахматном турнире. Шор наведывался пожарным инспектором в различные учреждения и получал откуп, и даже умудрился из чисто меркантильных соображений жениться на хозяйке мясной лавки, ставшей прототипом мадам Грицацуевой. Эти эпизоды из биографии Шора хорошо всем знакомы по роману и фильмам. А вот о самых пикантных фактах писатели умолчали. По приезду в голодную Одессу Остап Шор устроился работать в уголовный розыск. Не то чтобы ему особенно туда хотелось, просто в этом месте шор нашел хоть какое-то подобие порядка. За первые три революционных года власть в Одессе менялась более десятка раз, кругом сновали бандиты и жулики менее щепетильных, чем у Шора, взглядов. Нужно отметить, что из бывшего мошенника получился старательный опер. Остап Шор с ретивостью выполнял свои должностные обязанности: благодаря острому уму мгновенно вычислял воришек, на допросах зверствовал так, что всегда доставал всю нужную информацию, при оказании сопротивления на арестах ликвидировал бандитов безжалостно. Конечно, он несколько раз перешел дорожку крупному авторитету Мишке Япончику, раскрыв ограбления банков и арестовав всех виновных. Сегодня трудно поверить, но прототипы двух самых знаменитых литературных героев — Остапа Бендера и Бени Крика — люто ненавидели друг друга. Япончик считал Остапа своим личным врагом и прилюдно распорядился его ликвидировать.

Однажды вечером бандиты схватили Остапа на Ланжероновской улице и повели на расстрел в портовые доки. Но надо знать Остапа. Проходя мимо кафе Фанкони, сыщик сумел затеять ссору с кем-то из биржевых маклеров, сидевших за уличным столиком. Началась потасовка, в ходе перестрелки четверо киллеров погибли, а Остап не получил ни царапины. Но по трагическому стечению обстоятельств Япончику все-таки удалось отомстить прыткому оперу.

Бандиты устроили покушение на чекиста, но, введенные в заблуждение фамилией, убили его брата — талантливого молодого поэта Анатолия Шора (Фиолетова), который через несколько дней собирался жениться на молодой поэтессе Зинаиде Шишовой (её стихи были тогда в моде, например, эти строки: «…Радикальное средство от скуки — ваш изящный мотор-лендоле. Я люблю ваши смуглые руки на эмалевом белом руле…»).

В мебельной мастерской на Дерибасовской счастливая пара обсуждала покупку мебели для их будущей квартиры. Жених смотрел влюбленными глазами на свою избранницу, красавицу поэтессу Зинаиду Шишову, когда его окликнули: «Господин Шор?» «Да?» — отозвался мужчина, после чего прозвучали четыре выстрела. Мужчина умер мгновенно. По ошибке бандитов это был старший брат Остапа, Натан Шор, известный под псевдонимом Анатолий Фиолетовый.

Остап не был на похоронах брата. Все эти дни он искал убийц. И нашел. Вычислив убийцу, сыщик лично явился в бандитскую «малину» во Втором Заливном на Пересыпи, выложил именное оружие на стол и спросил: «Кто из вас, подлецов, убил моего брата?». В широком пиджаке, матросской тельняшке и «капитанке» на голове, Шор, страшный и могучий, долго стоял перед кающимся убийцей. А потом …простил его. Всю ночь Остап провел у бандитов. При свете огарков они пили чистый спирт, не разбавляя его водой. Читали стихи убитого поэта и плакали. С первыми лучами солнца Остап спрятал в деревянную кобуру маузер и беспрепятственно ушел, чтобы снова начать борьбу с бандитами не на жизнь, а на смерть.

Остап очень болезненно воспринял убийство брата. Вскоре он поклялся больше не брать в руки оружия. Через некоторое время уволился из уголовного розыска и уехал путешествовать по стране. В силу своего импульсивного и решительного характера он постоянно попадал в опасные передряги. Так, в 1922 году оказался в Москве, а точнее, в Таганской тюрьме, куда угодил за драку с человеком, оскорбившим жену одного известного поэта. Но когда узнали, что он был инспектором Одесского угро, тут же освободили.

В Москве он часто появлялся на литературных вечерах, где встречался со своими старыми знакомыми земляками. К этому времени относится его знаменитая фраза: «Мой папа был турецкоподданный». Он повторял ее часто, особенно, когда речь заходила о воинской обязанности. Дело в том, что дети иностранных граждан освобождались от воинской повинности.

В 1934 году Шор уезжает в Челябинск помогать своему другу Василию Ильичеву, директору тракторного завода, поднимать народное хозяйство. В 37-м Ильичева арестовывают сотрудники НКВД в его служебном кабинете. Остап затевает с ними драку, что было, без сомнения, смелым поступком. Его арестовали, но он опять совершил нечто выдающееся — сбежал. Долгое время скрывался в Ленинграде, а затем перебрался в Москву, где жил у своего одесского приятеля, уже известного автора «Трех толстяков» и «Зависти» Юрия Олеши. Но еще задолго до этих событий Остап сформулировал некоторые свои взгляды, которыми Ильф и Петров наделили любимого героя. В частности, и для литературного персонажа, и для его прототипа характерна такая фраза: «У меня с советской властью возникли за последний год серьезные разногласия. Она хочет строить социализм, а я нет».

Во время Великой Отечественной войны Остап пытается пробиться в блокадный Ленинград, где находятся его родственники. Это ему не удается. В конце концов из-за всех мучений у него развилась серьезная болезнь — экзема, которая переросла со временем в рак кожи. Больного Остапа эвакуируют в Ташкент, куда эвакуировалась его сестра. Здесь Осипа вылечили.

После войны Остап Шор с сестрой переехал в Москву. Детей у него не было — семьёй Осип Вениаминович так и не обзавелся, сестра Эльза Раппопорт (кстати, первая жена Леонида Утёсова) работала на «Мосфильме» костюмером-гримером.

Шор вышел на пенсию по инвалидности, но до последних лет жизни работал проводником поездов дальнего следования, не захотев переквалифицироваться в управдомы, о чем мечтал Остап-Сулейман-Берта-Мария. 15 дней он ехал на поезде в Ташкент, 15 дней — обратно в Москву, месяц жил у сестры в столице в крохотной комнатёнке, носил потертый макинтош и сандалеты, и по старости лет уже ни с кем не общался. Правда, часто навещал хворающего Юрия Олешу в Лаврушинском переулке. Его и самого преследовали недуги — Остап ослеп на один глаз.

В 1978 году, перенеся два инфаркта, прототип Остапа Бендера скончался  в возрасте 80-ти лет и был похоронен Востряковском кладбище в Москве.

Знаменитым же Шор стал благодаря тому, что как на духу описал все перипетии своего путешествия из Петрограда в Одессу друзьям — Ильфу и Петрову. А старший брат Петрова — Валентин Катаев сказал им, что эта одиссея тянет на роман. Увидев успех своего «близнеца», Осип Шор, в стиле настоящего Бендера, впоследствии нередко напоминал Ильфу и Петрову, что было бы неплохо получить с них деньги «за эксплуатацию образа». Но писатели отшучивались…

Источник:

http://naviga-tor.ru/content/shor-osip.html
http://tatianis.ucoz.ru/publ/osip_shor_neizvestnye_pokhozhdenija_velikogo_kombinatora/35-1-0-112

и другие открытые сайты Интернета

6 комментариев

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.