Строчка из немецкого архива История Ташкентцы

Уважаемый редактор альманаха «Письма о Ташкенте», направляю Вам заметку «Строчка из немецкого архива». Надеюсь, она будет интересно читателям.
С почтением Анатолий Блинцов, живший и работавший в Ташкенте с 1971 по 2003 год после окончания Московского энергетического института.

Недавно познакомился со знатоком истории курортного гессенского городка Бад Вильдунген, где мы сейчас живем, Герхардом Кесслером. Сложите карту Германии пополам с запада на восток — от Кёльна до Лейпцига и еще раз пополам с севера на юг — от Гамбурга до Мюнхена. Теперь откройте карту и почти на пересечении изгибов карты вы найдете город Бад Вильдунген. Город с многовековой историей, сохранивший аромат средневековья, город с крупнейшим в Европе курортным парком и современными клиниками.

Сейчас мы с Г. Кесслером работаем над серией статей «Русские дворяне в Бад Вильдунгене». Господин Кесслер имеет доступ к архивам и приносит нам домой списки курортников, живших в отелях города до Первой Мировой войны, переплетенные в толстые тома. На каждый год имеется свой том и Кесслер оставляет мне каждый том на неделю. Перед первой мировой войной в город ежегодно на воды приезжало более тысячи русских дворян. В списке обитателей отеля Фюрстенхоф(Княжеский двор) фигурируют такие известные фамилии, как князья Мещерский и Орлов, княгини Голицына, Оболенская и Долгорукая, графиня Кутузова. Самой титулованной русской особой из бывавших в Бад Вильдунгене был Великий князь Константин, младший брат известного всем в Ташкенте Великого князя Николая Романова, дворец которого до сих пор украшает столицу Узбекистана.

Я мед пью, читая списки курортников и программы концертов, размещенные там. Моя жена Юля, прожившая в Ташкенте с 1949 по 2003 гг, то ли в шутку, то ли всерьез говорит, что я куротникам уделяю внимания больше, чем ей. Натыкаюсь на разные знакомые имена. Вот одна из находок, которой хочу с вами поделиться.

Запись от 17 мая 1914 года за номером 1934 ( у немцев все тщательно пронумеровано)- «Доктор медицины М. Слоним с женой и дочкой. Прибыл из Ташкента. Проживал на вилле Виктория, ул. князя Георга-Виктора, 11 а».
Сразу вспомнил могилу известнейшего ташкентского врача профессора Моисея Ильича Слонима во дворе старого ТашМИ. Сказал об этом Юле. Она мне в ответ: «Маруська Алмазова увела Бориса Удовиченко у профессорской дочки, — говорила баба Ляля, поджав губы». Я насторожился. Запахло интересным. Прошу, говорю, подробности. И она выдала. Вот они.
Баба Ляля – Юдифь Борисовна Брискина, тетя Юли, много лет проработала в Гидропроекте в Ташкенте. Её брат, отец Юли, Лев Борисович Брискин много лет работал главным инженером Средазгидроэнергостроя.
Профессорская дочка — Юдифь Моисеевна Слоним ( это она в 5-летнем возрасте была с родителями в Бад Вильдунгене в 1914 г.), доктор фмн, работала в ташкентской обсерватории. Первая жена Борьки — Бориса Антоновича Удовиченко. Детей у них не было.
Борис Антонович Удовиченко, профессор кафедры Электрические сети и системы Ташкентского политехнического института, отец Вадика Удовиченко, мужа Олечки Бастрыгиной и ближайшего сотрудника по Объединенномй диспетчерскому управлению энергосистемы Средней Азии Игоря Брискина, брата Юли.
Маруська Алмазова – вторая жена Бориса Антоновича Удовиченко, Мария Николаевна Алмазова, много лет проработавшая зав. отделом в Энергосетьпроекте. Маша- шоколадка звали её в молодости. Жили они с Борисом Антоновичем на ул.Фрунзе,48. У Марии Николаевны многие годы с Юдифь Борисовной был принципиальный спор, который так и остался неразрешенным, кто красивее – её невестка Оля или племянница Юдифь Борисовны Леночка Брискина (ныне Горянина), которые до сих пор дружат друг с другом, хотя Оля живет в Канаде, а Лена в Израиле. В Ташкенте остался только старший сын Оли – Игорь Удовиченко, как отец и дед окончивший энергофак ТашПИ.

В продолжение, как связь времени, Борис Антонович Удовиченко был руководителем диплома Нелли Николаевны Монаковой, тещи старшего сына Юли. А преддипломную практику она проходила в Энергосетьпроекте в отделе перспективного развития знергосистем, которым заведовала Мария Николаевна Алмазова.
Вот такая история открылась за строчкой из немецкого архива вековой давности.

А.Блинцов, Бад Вильдунген, май 2014

Про Юдифь Моисеевну Слоним  было две публикации: первая и вторая. ЕС.

6 комментариев

  • Фото аватара Владимир Дробов:

    Толик, твои эссе мне очень близки, все улицы и люди , о которых ты пишешь знакомы мне и очень памятны. Мимо домов , где жили Слонимы я ходил в школу каждый день,близкой подругой моей мамы была Маруся Слоним, ну а о моей дружбе с Игорем Юля хорошо знает. Юдифь Борисовна часто бывала в доме моего деда Дробова, они дружили с моей тётей Жекой. Все стальные, кого ту упоминаешь, так или иначе связаны друг с другом, или через знергофак , или по работе, а то и родственно. Ташкент моей молодости был довольно тесным городом, все друг друга знали и общались. Русская ( многонациональная) диаспора в Ташкенте была и остаётся уникальной, Я уже об этом не раз говорил . Сейчас нас всех разметало по разным странам, но все мы родом из детства, а оно прошло в Ташкенте.

      [Цитировать]

  • Фото аватара lvt:

    Я это «выдающееся » исследование читала в прошлом году. Мне стало скучно.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Алексей:

    Баба Ляля, наша Леночка с одной стороны, и Нелли Николаевна с другой стороны, связанные с семейством Удовиченко. А переплелись эти наши две ветви в доме отдыха знергетиков Нанай. Слава ведомственным домам отдыха СССР! :) От себя лишь добавлю, что действительно очень трудно выбрать какая красота краше: нашей Леночки или Оли Бастрыгиной.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Юлия:

    Ну что можно обо всем этом сказать? Как будто где-то на перекрестке неких виртуальных дорог, на зыбком перекрестке очень долго простояло пустое лукошко. И достоялось. В него откуда-то по очень сложной траектории упал золотой орешек. .. А через очень короткое время в лукошко посыпались и вовсе невиданные дары.
    Нанай – Нанай, поди узнай, где чей подарок….
    Через Германию неожиданно высветились дорожки –связи людей, проживших замечательные годы своей жизни в Ташкенте. Ташкентская элита от медицины и энергетики, в двух – трех поколениях. К тому же две Юдифи (согласитесь, имя не очень расхожее!) в начале истории и две Ольги Борисовны Удовиченко(!) в ходе истории.
    Между тем вопрос «Кто красивее?» — остается открытым.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Анатолий Блинцов:

    Уважаемая Lvt, извините за «скучно». Утешает, что не все так считают. В прошлом году в альманах «Письма о Ташкенте» я никаких заметок не посылал. Узнал о прошлогодней публикации из комментария Gangut. Без меня меня женили. Похожую заметку я писал для нашего семейного блога «Планета 7я» в 2012 году.

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.