Ольга Пославская. Мой Ташкент. Двадцатые годы. Часть первая История
Воспоминания, которые не раз фигурировали на сайте, прислал для публикации Семен Гохберг.
Ольга Пославская
МОЙ ТАШКЕНТ
ДВАДЦАТЫЕ ГОДЫ
1. ИСТОКИ
Я иду по Ташкенту. В этом городе я родилась и прожила всю жизнь. И отец мой здесь родился: мы — коренные «среднеазиаты».
Иду по широким асфальтированным улицам в окружении домов современной архитектуры, среди которых немало высотных; смотрю на полосы газонов вдоль домов, на потоки автомобилей на проезжей части, на элегантно одетых людей на тротуарах, и через панораму сегодняшнего города проступают иные контуры, 20-х годов.
Театр Навои и примыкающие к площади высокие здания рассыпаются на десятки, а то и сотни мелких лавчонок, торговых рядов, вырастают приземистые одноэтажные здания магазинов; все наполняется шумом и гомоном. Возникает Воскресенский базар, или «Пьян-базар», как называли его, снуют «тащишки» — носильщики, помогающие хозяйкам нести с базара закупленную провизию. Сжимаются, уходят в землю здание гостиницы «Ташкент», железобетонный куб ЦУМа, построенные еще до землетрясения, и рассыпаются, исчезают каменные кружева Выставочного зала. Они вытесняются одноэтажными белыми, желтоватыми и розоватыми домиками по обеим сторонам трамвайной линии. Это Махрамская улица — нынешняя Узбекистанская. По ней идут в летнее время открытые трамвайные вагончики, напоминающие ярмарочные павильоны с низенькой оградкой-решеткой вместо стен. Их продувает ветерок, ехать особенно приятно, когда жара переваливает за 40°…
На Махрамской, напротив базара, в двухэтажном здании из серого кирпича была биржа труда, я успела застать очереди ищущих работу у ее входа.
На перекрестке с Ленинской улицей (прежней Романовской) по углам располагались магазины. Во время нэпа — частные: обувной — Алехина, шерстяных тканей — Шапиро и другие…
В западном конце Махрамской, ближе к каналу Анхор, была крепость, построенная сразу после присоединения города к царской России, как форпост империи на Востоке. В 1905 году здесь сутки держался восставший военный гарнизон, сдавшийся только после артобстрела. В 1917-м — рабочие штурмовали крепость, в которой отсиживались царские войска. Во время белогвардейского восстания 1919 года здесь находился красноармейский гарнизон, который оборонял советскую власть. В наше время на месте крепости возвышается здание ЦК КП Узбекистана.
На углу Узбекистанской и Конвойной стояла наша школа — главное здание моей жизни, настоящая ШКОЛА, в которой заложилось все основное в характере, мировоззрении, отношении к людям. Сейчас на этом месте небольшой скверик и цветник.
Двадцатые годы были периодом становления советской школы, периодом непрерывного экспериментирования. Боже, какие только системы не применялись! Дальтон-план, при котором все науки преподавались вместе (это отлично описано у В. Каверина в «Двух капитанах»), бригадный метод, когда на уроках за всех отвечал один бригадир, кабинетный метод, при котором мы весь день кочевали из одного кабинета в другой, их оборудование и оформление различалось одним-двумя плакатами на тему той науки, для которой был отведен кабинет. Исключений было два: в физическом кабинете имелись кое-какие приборы, добытые стараниями физика Ф. С. Семенюка, одновременно работавшего в университете; очень хорош был биологический кабинет, где по стенам висели листы гербария, повсюду стояли чучела животных, а на окнах располагались аквариумы. Ведущим биологом был тот же Семенюк.
Интересно, что я совершенно не помню, как мы УЧИЛИСЬ, а тем более, как готовили домашние задания. По-моему, я вообще не готовила уроков, хотя отметки по всем предметам, кроме математики, были «вуд». У нас не было «пятерок», «четверок» и так далее — они были гневно отметены вместе с дореволюционной царской школой. Сначала были «уд» (удовлетворительно) и «неуд» (неудовлетворительно). Только к седьмому классу, который был последним в моем школьном образовании, появился «вуд» (весьма удовлетворительно). Закрытие старших восьмого и девятого классов в 1930 году было очередным экспериментом, не повторявшимся в последующие годы. Выпускники моего класса или пошли в техникумы, или стали работать и позднее, как, например, я, заканчивали среднее образование на рабочих факультетах (рабфаках). Главным в школе тех лет было не ученье, а другие значительные и полезные дела. Все мало-мальски уважавшие себя школьники с неподдельным энтузиазмом занимались общественной работой, в основном в ущерб учебе, что, по-моему, не встречало никакого осуждения со стороны учителей и вообще начальства. Все мы чем-то руководили, вели какие-то кружки, в том числе среди взрослых, например, по ликвидации неграмотности, кружки политического просвещения, атеизма. Мы выпускали бесчисленные рукописные журналы и стенные газеты, включались во все политические кампании в качестве агитаторов и массу времени уделяли физкультуре. В нашей школе № 8 имени Тургенева, а позднее — Свердлова, физкультура была кумиром! Занятия любым видом спорта совмещались, набор их определялся пристрастием и квалификацией преподавателя физкультуры. Мы занимались действительно физической культурой, а не спортом, мы стремились быть разносторонне подготовленными к тому, что позднее определилось словами «Готов к труду и обороне». Это не мешало многим из нас добиться неплохих результатов.
Много времени и сил отнимала подготовка к школьным вечерам. Торжественные вечера, посвященные революционным праздникам и событиям, проходили часто, отмечались не только годовщина Октября, 1-е Мая, 23-е февраля, 8-е Марта, но и такие даты, как день Парижской коммуны.
Каждый вечер начинался с обстоятельного и темпераментного доклада о международном положении, в котором предавалась анафеме мировая буржуазия и рисовались светлые перспективы первого в мире общества, где у власти стоят трудящиеся. А потом был концерт самодеятельности с обязательным выступлением «Синей блузы». Синеблузники (обычно старшеклассники) клеймили недостатки как внутренние — школьные, так и внешние — в политике империализма. И то и другое вызывало неподдельный интерес и живую реакцию зрителей. Тексты, стихи и песни писались самими участниками агиткружка — от души, хотя иногда очень наивно.
Так отмечались праздники, которых не было и не могло быть в прошлом! Было бы совершенно невероятно, глупо, парадоксально, если бы эти новые праздники в новом государстве отмечались бы по старинке, с застольем, а тем более — с выпивкой. В то же время среди европейского населения Ташкента еще сильны были традиции дореволюционной жизни, большинство праздновало религиозные праздники. Помню, как у наших подружек-евреек вынимали из буфетов специальную «пасхальную» посуду и готовили разные вкусные кушанья. Мы просили: «Сарка, дай мацы! Будет Пасха, мы тебе куличи дадим!» В огромном дворе, где мы жили до 1924 года, все пекли куличи в больших «русских» печах. Такая печь была и у нас в кухне. На Пасху взрослые ходили в церковь к заутрене и носили святить куличи. Домой возвращались за полночь, когда мы давно спали и, следовательно, не участвовали в разговлений. Строго говоря, причин разговляться у моих родителей не было, так как они никогда не постились. Но пышный (по мере сил и положения с продовольствием) стол накрывался после полуночи обязательно. На следующий день мы объедались сдобными куличами, сладкой творожной пасхой и крашеными яйцами. Мы, дети, все же больше любили праздник Рождества — ведь под елкой лежали замечательные подарки… Мне было девять лет, когда на Рождество мне подарили книгу для детей о Леонардо да Винчи. В это же Рождество почему-то было много апельсинов, в общем-то редких в Ташкенте. Я читала книгу, ела апельсины, и с тех пор запах апельсинов всегда напоминает мне о Леонардо…
На елках бывало очень весело, приглашалась детвора со всего двора, устраивалось чаепитие, хотя случались и такие годы, когда к чаю подавался один сушеный урюк. Помню, как на одной из елок, очень веселой, мы, водя хороводы вокруг наряженной туи или арчи (во время гражданской войны, да и позднее, елок в Ташкент не завозили), пели: «Долой, долой монахов, раввинов и попов! Мы на небо залезем, разгоним всех богов!» Вскоре «елки» были объявлены «буржуазным религиозным пережитком». Их проводили потихоньку, тайно, а потом праздник забыли. Елка для детей вновь обрела права гражданства в 1935 году (или в 1936?) по предложению члена ЦК ВКП(б) П. П. Постышева, за что все были ему очень благодарны.
Ко всем школьным вечерам готовились обстоятельно и истово. Надо отдать должное нашим преподавателям, которые делали вечера необыкновенно разнообразными и интересными. На каждом вечере ведущим был один из классов. Так, к пятилетию со дня смерти В. И. Ленина учитель пения В. В. Титов подготовил с нашим шестым классом большую программу. Мы пели реквием на музыку траурного марша Шопена, не помню на чьи слова. Реквием начинался так: «Если день померк, если звук смолк, все же бегут вверх соки сосновых смол. Если умер один, даже и самый живой, тысячами родин, жизнь, отомсти за него». Были и другие песни, посвященные В. И. Ленину. Пение чередовалось с чтением стихов. С этим концертом нас приглашали различные организации, фабрики, вузы.
Еще более грандиозные вечера организовывала преподавательница литературы Л. Ф. Нагорничных. Она была не только хорошим педагогом, но и, несомненно, одаренным режиссером. Сама составляла блестящие сценарии по произведениям классиков русской литературы. Помню вечер, посвященный И. С. Тургеневу. В конце зала, противоположном сцене, стояла огромная фанерная «книга», на которой было написано: «Тургенев». Из нее выходили костюмированные и загримированные участники представления. До сих пор перед глазами стоят картина свидания Лизы и Лаврецкого и особенно яркая, с шумовыми эффектами, сцена грозы из «Накануне», где, как мне казалось, потрясающе играл Коля Устинов, учившийся двумя классами старше.
А потом — вечер Л. Н. Толстого, когда чуть ли не весь зал рыдал при сцене свидания Анны Карениной с Сережей. Анну играла комсомольский вожак школы — Лидия Фрейдович.
Специальный вечер проходил на узбекском языке. Его организовывал преподаватель узбекского С. П. Маевский — блестящий педагог, строгий и очень нами любимый. Благодаря ему мы все неплохо знали узбекский язык, а арабский алфавит (тогда узбекская письменность была на нем) я до сих пор хорошо знаю.
Кроме вечеров, которые организовывали преподаватели, масса мероприятий проводилась по собственному почину школьников. Например, мы делали балетные концерты, в которых нередко участвовала я: сама ставила свои танцы и подбирала музыку. Аккомпанировала мне моя сестра, а костюмы шила мама. Сохранилась фотография, на которой я в длинных, до щиколоток, шароварах (были сшиты из пестрого ситца), в какой-то жилетке и с тюрбаном на голове. Это костюм, в котором я танцевала «Восточное танго». Был в моем репертуаре еще «Ковбойский танец», с которым меня приглашали на концерты в другие школы.
Еще в шестом классе я организовала литературный кружок. Мы собирались довольно регулярно у кого-либо дома и читали свои произведения, главным образом стихи. Помню, как с позором изгнали из кружка Лелю В., которая пыталась выдать стихотворение Лермонтова «И скучно, и грустно» за свое.
В шестом классе мы были значительно старше нынешних шестиклассников: в первый класс принимали только с восьми лет, среднее образование было необязательным, и многие начинали учиться еще позднее; не существовало «процентомании», педагогический коллектив не гонялся за стопроцентной успеваемостью, и некоторые школьники сидели в одном классе по 2—3 года, пока действительно не выучивались. Я пошла в школу десяти лет сразу в третий класс, а в пятом классе осталась из-за болезни на второй год. Поэтому в шестом мне было 14 лет, а некоторым одноклассникам на год или даже два больше.
Учась в седьмом классе, мы с моей лучшей подругой Соней Меликянц уже ходили в межшкольный литературный кружок, которым руководил молодой (студенческого возраста) человек — Яша Купер. Бывала здесь известная впоследствии поэтесса Светлана Сомова.
Я писала стихи, но выступать с ними на кружке не рисковала. Они были по тем временам почти неприличны — ни лозунгов, ни социальных мотивов, сплошная лирика, ибо я была долго и глубоко влюблена в своего одноклассника, лучшего физкультурника школы. Последний раз я видела его на своем шестидесятилетнем юбилее, на который он пришел еще с пятью моими одноклассниками. Это было очень трогательно.
Однажды на заседании литкружка Соня Меликянц читала свой рассказ «Проститутка». В нем гневно обличалось это социальное зло, оставшееся в наследие от проклятого царского прошлого. Все были потрясены Сониной смелостью, но Яша Купер принял рассказ спокойно и не без юмора отметил слабое знание жизненного материала.
Как-то я принесла Соне «Гамбургский счет» В. Шкловского, и мы увлеклись расстановкой по истинным местам писателей и поэтов тех лет. Для нас Маяковский был «чемпион». Тогда мы представления не имели о Хлебникове, но инстинктивно поставили Маяковского, наследника Хлебникова, на то место, на котором у Шкловского был Хлебников.
Мы с Соней могли целыми днями говорить о литературе, но забавно, что все это шло как-то мимо школы, вне ее. У Сони рано умерла мать, и она много внимания уделяла своему братишке, который остался без матери в два года. Сейчас Г. Г. Меликянц — известный журналист, сотрудник аппарата «Известий».
Мы, школьники, были очень дружны, и со многими из своих одноклассников я пронесла дружбу через всю жизнь. К глубокому моему прискорбию, сейчас из друзей моих школьных лет осталось так мало… Встречаясь, мы всегда с нежной любовью вспоминаем школу и считаем, что она много нам дала, хотя учились мы мало и, может быть, плохо. И учебников не хватало, и учителя были недостаточно подготовлены. Вероятно поэтому я мало что могу вспомнить об учителях. Если и есть воспоминания, то они связаны скорее с попутными обстоятельствами. Так, в шестом классе у нас преподавал физику некто Израиль Моисеевич. Он преподавал недолго, вскоре мы узнали, что он уезжает из Ташкента. Приготовили ему альбом с надписью от учеников, «из которых прет энергия» (так он нас характеризовал), и отправились провожать его на вокзал. Нас почему-то не пустили даже на перрон. Уже позднее выяснилось, что его выселяли из Ташкента как троцкиста, вместе с другими ссыльными…
Мы не получили сколько-нибудь глубоких знаний и тех практических навыков, которые сейчас диктуются политехнизацией. Но вся жизнь школы, все установки были пропитаны духом коллективизма, общественной активности и интернационализма. Мы не в назиданиях школьных учителей, не из учебников черпали основы своего мировоззрения. Мы жили в НОВОМ мире, со своими новыми, справедливыми критериями. Именно в школе, в общении друг с другом мы поняли, что ценно не материальное богатство и даже не образование, а отношение к Революции, к угнетенным, к работе по перестройке общества, в котором не будет ни тунеядства, ни преступлений, ни дискриминации какой-либо национальности.
Самыми уважаемыми фигурами среди школьников были пионерские и комсомольские активисты, члены учкома, который иногда играл большую роль, чем педсовет. Самыми скверными, презираемыми считались «маменькины сынки и дочки», особенно, если они осмеливались приходить в школу нарядными, с драгоценными украшениями. В большинстве случаев они этого не делали, стесняясь своих «нетрудовых» родителей — нэпманов. Было даже стыдно признаться, что живешь богато и сытно. В чести были бедные трудящиеся (богатых трудящихся тогда еще не было). К сожалению, общественное презрение распространялось в немалой степени и на образованных, ученых людей, поскольку образование до революции могли получить только лица из более или менее обеспеченных слоев. Поэтому обозначение «интеллигент» было презрительным, хотя и не таким оскорбительным, как «буржуй». Страшным, непростительным грехом считалось любое проявление шовинизма, национализма, антисемитизма. Над провинившимся сами товарищи устраивали суд. Наши преподаватели могли и не заметить таких греховных проявлений. Беспощадны были мы сами. Если можно так сказать, идейно-воспитательную работу мы проводили сами с собой. И небезуспешно. Те идеологические основы, которые были заложены в школе, сохранили мы до конца жизни.
Великолепные воспоминания. Мне понравилось — пошли провожать, а на вокзал не пустили..
Надо добавить тэг «Школа 8»
AK[Цитировать]
Уважаемые господа, Евгений Семёнович и Азим! Мне кажется ТЭГ должен быть «Школа 8о», ведь это она самая, это её история. Здесь в комментариях много про 80-ую школу. Дело в том, что номера школ постоянно менялись, имена тоже, а тэг «школа 80 уже есть. Какова дальнейшая судьба этих воспоминаний? Кто из педагогов решится объявить школу им .Тургенева своим знатным предком? https://mytashkent.uz/2013/06/19/gastronom-v-gostinitse-tashkent/#comment-155963 Одна из последних фотографий. Торец школы выглядывает из-за» Ташкента»( фото из «ПОТ»).
lvt[Цитировать]
предлагаю изменить тэг «школа 8-80». Также и для других школ сделать тэги отражающие историю — «школа 3-43», «школа 4-50». Этот вопрос уже несколько раз обсуждали и чем больше накапливаются материалы по школам Ташкента тем важнее становятся правильные тэги. Напомню справочные материалы 1925 года
школы:
1 им.Белинского (Чимкентский тракт-2-пер зав.Ушаков)
2 им.Достоевского (ул.Т.Шевченко-3 зав.Сухоцкий)
3 им.К.Маркса (уг.Ниязбекская-АкКурганская зав.Углицких)
4 им.Песталоцци (ул.Пушкинская-3 зав.Вансовский)
5 им.Коминтерна (ул.Гоголевская-22 зав.Салогуб)
6 им.Пушкина (ул.Хивинская-7 зав.Приваловская)
7 им.КИМ (ул.Духовская-9 зав.Теплов)
8 им.Свердлова (уг.Махрамская-Конвойная зав.Исаханова А.П.)
9 им.Ленина (ул.Т.Шевченко-5 зав.Леншаков А.Г.)
10 им.Ману (ул.Арцоноянская-д.Аронова зав.Гринберг Б.И.)
11 им.Луночарского (ул.Просвещения-5 зав.Виноградов Е.П.)
12 им.Вахидова (тат.) (ул.Ленинская-10 зав.Вахид А.)
13 им.36Комиссаров (уг.К.Маркса-Хивинская зав.Тергригорьянц)
14 им.Энгельса (ул.Жуковская-33 зав.Кубарев И.Д.)
15 им.Маржани (тат.) (ул.Иржарская-46 зав.Валитов С.Х.)
16 им.Ильича (ул.Куйлюкская-8 зав.Федоров А.М.)
17 Узбекская (ул.МалоГоспитальная-12 зав.Каримов)
18 им.1-Мая (ул.Ниязбекская-1 зав.Исмаилов М.А.)
19 им.Металлистов (ул.Гоголевская-36-38 зав.Аксаков)
20 Греческая (ул.Туркестанская-2 зав.АхметЗада)
21 им.Рыкова (уг.Елиз.-Куйлюкская зав.Кадашников П.М.)
22 при 1-сов.мельнице (терр.мельницы зав.Соколов А.А.)
23 им.Бухарина (Кадетский пер.-16 зав.Малинский М.С.)
24 им.Октября (Туркменский Инпрос зав.Филиппова М.Н.)
25 при 2-мельнице (терр.мельницы-25школа зав.Ужинский Е.В.)
26 им.Крылова (ул.Воронцовская-45 зав.Абрамов С.М.)
AK[Цитировать]
Только эти три тега изменить?
EC[Цитировать]
по Кашгарке — школа 7, потом построили школу 21, потом их объединили, а здание школы 7 сделали Школой Милиции, после землятресения построили школу 5, а школу 21 сделали 1-муз.школой. В итоге тэг «школа 7-21-5».
Школа на Дет.Мире «школа 5-44»
AK[Цитировать]
Уважаемый АК! Это номера, которые знаем мы. За эти годы школы меняли нумерацию неоднократно. Так школа Песталоцци была уже не Песталоцци. А школа на Гоголя превратилась в 131-ую. Мы — поколение людей, которое училось в этих школах, которое пишет историю своих школ. Давайте сохраним наши номера, а «исторические» останутся внутри этих тэгов. Иначе нам придётся поднимать архивы всех бюрократических «перенумераций». Наши ТЭГИ будут выглядеть, как имена испанских грандов(Анна-Мария-Терезия…..Лючия Альба Монтанарес… и т. д.). Если следующим выпускникам наши «письма» будут интересны, они сохранят их в папках с номерами своих школ будущего.
lvt[Цитировать]
Видимо вы потеряли эту публикацию. Она была на сайте 6 лет назад!! — https://mytashkent.uz/2007/10/13/moy-tashkent-dvadtsatyie-godyi/
Yultash[Цитировать]
Я видел ее, это была ссылка на скачивание, теперь публикуется текст, ссылку на скачивание не индексировали поисковики и вообще ее трудно обсуждать.
EC[Цитировать]
рядом со школой 8-80 была школа 88 (обе школы обозначены на карте в статье «Школа № 88 им. 8 марта, на улице Гостеприимная, около Красной площади») — предлагаю тэг «школы 8-80 и 88» по аналогии с существующим «школы 25 и 160» (они распологались друг против друга на ул.Ивлева).
ответ Элвете: запутать легко — распутать трудно :)
AK[Цитировать]
АК! Тех, кто учился в школе Тургенева, скорее всего нет на этой земле. Свою школу будут искать те, кому за 60. Они учились в 80-ой им. Свердлова. Откроют статьи и узнают, всю богатую и интересную историю своей школы. Когда мы уйдём, возможно, ученики какой-нибудь школы будущего (типа № NWWWXXXYYYZZZ1000—….) положат в свою папку наши ученические годы, со всеми номерами и именами, как одну из страничек своей школьной истории. Но, как мне кажется, необходима статья- справочник, которая зафиксировала бы все школьные переименования, перенумерации, даже смену адресов . Навигация, что ли? ТЭГ должен быть коротким. Не может быть «тэга»: Церковно-приходское училище, инпрос тюркских нацменшинств, 5- 44-131 школа им Коминтерна на Гоголя, 44 им Ушинского на Пушкинской, 44 на Чиланзаре.(???!!!)
lvt[Цитировать]
«Мы не получили сколько-нибудь глубоких знаний … «, зато » Мы жили в НОВОМ мире, со своими новыми, справедливыми критериями.»
Gangut[Цитировать]
20-е годы — Золотой период Российской истории. Вопреки распространенному мнению статистика показывает что бандитизм, беспризорничество, голод в 20-х годах были на порядок меньше чем в 90-х.
AK[Цитировать]
Так неудивительно. Мне кажется, что такого периода российской истории, как сейчас, вообще не бывало. Несмотря на вышеперечисленные проблемы…. А насчет новых и справедливых критериев и тут же «не пустили на вокзал»… очень характерно И спорить не стоит. идеология в те времена была куда сильнее. И люди были куда болеет тверды в своих идеалах.
tanita[Цитировать]
и идеалы сводят с ума и циничное «это просто бизнес» (как сказал сегодня газпромовский Миллер в отношении Украины) до добра не доводят
AK[Цитировать]
Предупреждал же профессор Преображенский — советские газеты читать вредно. Это в его время телевидения не было, он бы и про него сказал:)))
tanita[Цитировать]
Голод?? В 90—х????? Что-то я такого не помню. Продукты по талонам — помню. А голода — нет.
Светлана[Цитировать]
Да уж, давайте не будем грешить перед теми, кто испытал настоящий голод.
lvt[Цитировать]
скажем так — настоящий голод был в 30-х, в 90-х — так местами, а в 20-х был неурожай и даже отдельные случаи смерти от недоедания (как и в 40-х)
AK[Цитировать]
Уважаемый АК, сегодня день нашего диалога! В 41-42 от голода умер целый город Ленинград. В 90-е пища не пропадала! Пропали деньги… А еды было полно. Выкручивались. В одной знакомой мне организации кормили бесплатными макаронами в счёт гипотетической зарплаты. Видела я, как приличные старики схватили пиццу, упавшую на землю, и быстро её спрятали. Господи … Конечно, и 90-е плохое время: многие спились, молодёжь перестреляла друг-друга, но с муками прошлых поколений не сравнить.
lvt[Цитировать]
Личные впечатления жителей больших городов отражают только жизнь отдельных точек нашей необъятной страны, впечатления сформированные СМИ лживы, статистика ненадежна. Остается только математика. На основе различных данных определяется народонаселение страны в разные периоды. В 20-е, 30-е, 40-е и 90-е мы видим провалы.
20-е — весь провал связан с военными действиями, на голод ничего не остается.
30-е — небольшая часть связана с расстрелами, основная — голодомор коллективизации
40-е — потери от военных действий. небольшая часть напрямую от голода
90-е — потери от разрушения социальной системы, несколько миллионов эмигрировали. По России приток населения из республик превышает эмиграцию на 10млн.чел. В итоге провал с 20млн. уменьшается до 10млн. (было 152 стало 142млн.чел.)
Вычтим из 20млн. потери от боевых действий «приватизаторов», самоубийства на нервной почве в сытом состоянии и все равно эта цифра будет больше потерь 30-х годов (порядка 10млн.), потерь голодающего Ленинграда и статистически нулевых потерь от голода 20-х годов.
Да и без математики как вы думаете почему заброшены миллионы гектар пахотных земель, куда делись жители тысяч деревень? Эмигрировали в Америку?
AK[Цитировать]
У вас альтернативная история? В 20-е голода не было? Ну да, все бланманже питались, особенно в деревнях… Голод был в начале тридцатых, и это был далеко не Голодомор в классическом понимании хохляцких и казахских нациков… А в конце 80-х голода не было вовсе, а вот на геноцил населения гайдаровские и послеагайдаровские реформы сильно смахивают — в этом можно согласиться…
J_Silver[Цитировать]
Тут трудно отделить боевые действия от голода — обмен ваучеров на паленую водку, потеря работоспособности, недоедание, вымирание
AK[Цитировать]
Как можно ставить в один ряд Жертвы Ленинградской Блокады и палёную водку с ваучерами?
Наверное, эту тему лучше закрыть.
lvt[Цитировать]
Я ничего не знаю насчет хохляцких нациков. Голодомора, говорите, не было, и голода тоже? И трупы на улицах не валялись. Значит, мой отец лгал, когда говорил, что моя бабушка, его мама умерла в конце двадцатых от голода…. И когда семья моей мамы умирала от голода в Одессе =- это тоже вранье, а они если удавалось достать по початку кукурзы на каждого, считали, что им невероятно повезло.
tanita[Цитировать]
Голод был, во многих местах — страшный, ужасающий голод, а вот Голодомора в его «классическом» понимании — не было!
Вообще-то голод в России был стабильно, особенно в зонах рискованного земледелия, к коим относится почти вся территория…
J_Silver[Цитировать]
Поволжье, Но беда в том, что голод тоже был искусственно спровоцированным….
tanita[Цитировать]
Интересно, кто это спровоцировал голод в Поволжье в начале 20-х? Тогда никаких колхозов еще не было…
J_Silver[Цитировать]
«зона рискованного земледелия» — это из-за всяких «патриотов-колонизаторов» :)
AK[Цитировать]
АК! А в России «патриоты-колонизаторы» -это кто?
lvt[Цитировать]
«патриоты-колонизаторы» — это все кто «заботился» о сельском хозяйстве после ленинского НЭПа. Современная индустриализация села является его окончательным уничтожением. Деградация населения заключается в потере огромных пластов знаний, умений, опыта предков. Их дети даже не догадываются о ничтожности своих знаний.. их превращают в рабов давая высокие зарплаты и рекламируя эрзац-товары как лучшие в мире
AK[Цитировать]
К теме «полно еды». В 90-е в Ташкенте совсем не было бродячих животных. Ибо! Да что животных? Горляшек отстреливали… А еще, мужики не стыдились бычки с земли подбирать. Это было не массово, но это было.
АГ[Цитировать]
В школе 80 — там где сходились Конвойная, Самаркандская и Узбекистанская — я проучился три её последних года до землятрясения 66 г. Основное её здание из жжёного кирпича нисколько не пострадало, а дополнительные два класса во дворе растрескались. Школу затем сносили, используя танк. Хорошо помню свою учительницу начальных классов Александру Петровну Мелехову — прекрасного педагога и человека. Из одноклассников помню Сашу Левитаса, Ольгу Каратаеву, Лилю Шкап, Оксану Литвинскую, Азизу (фамилию забыл). Вспоминается, как всех учеников школы вывели рядом на Узбекистанскую приветствовать приехавших в Ташкент замиряться Шастри и Аюб-хана. А наш физкультурник-штангист — кажется, его фамилия была Штерн — долгое время потом работал диктором и ведущим на УзТВ. Хорошая была школа — в числе лучших в городе.
Аскар[Цитировать]
Был такой диктор. Георгий Ирлин. Он, наверное, начинал учителем физкультуры в 80-ой. Вел «Ахборот» вместе с Ольгой Полевой.
Рабинович[Цитировать]
Ирлин Георгий Яковлевич. Похоронен на Домрабадском кладбище.
Gangut[Цитировать]
Короткое время Ирлин в 44-ой был завучем(до 60г.)
lvt[Цитировать]
В рамочках уже нет места для ответа. Термин «патриоты-колонизаторы» не содержит никакой информации для понимания вашей точки зрения. С таким же успехом этих нехороших деятелей можно назвать «кроказябрами-бакуманами». :=)
lvt[Цитировать]
Сельский мир является истоком народа (в городах люди вымирают). А колонизаторы готовы вкладывать деньги и владеть агропромышленными комплексами, и патриоты видят развитие деревни в современных автоматизированных комплексах. Естественно там нет места крестьянину, только ограниченное количество рабочих и служащих. и те и другие ссылаются на то, что по другому не прокормить население своей страны (и может других стран), коронная ссылка на 3% американских фермеров. Но стране нужны свои людские ресурсы в виде здорового сельского населения. И я думаю его должно быть не менее половины. Тогда будет как пел Высоцкий про царя Николая «.. при нем водились караси, при нем плодились пороси, и много было выпить-закусить..» и самое главное это было настоящим, не «инкубаторским».
AK[Цитировать]
А на агропромышленных комплексах довольно много народа работать должно, если что, ничего плохого в этих комплексах не было и нет, другое дело, что сумели сделать так, что работать на селе стало просто не выгодно, вот и стало село загибаться, потому что работы ВООБЩЕ не стало, и в маленьких городах тоже не стало…
J_Silver[Цитировать]