#нетвойне

Прелюдия узбекского джаза Искусство История

К Международному дню джаза, отмечаемому 30 апреля

Bakhodir Ergashev

…В изданном в 1937 г. в Москве каталоге граммофонных записей узбекской музыки есть отдельная глава про джаз. Это обстоятельство обязывает историков более щепетильно отнестись к начальным датам проникновения американской музыки в Узбекистан.

Выступление театрализованного Джазового ансамбля жён начальствующего состава на концерте в Доме Красной Армии Среднеазиатского военного округа. 1937. Национальный архив кинофотофонодокументов Узбекистана.

В упомянутом каталоге упоминается, в частности, пластинка с записанными, – скорее всего, в 1935 г., – произведениями: танго «Халима» и фокстротом «Аскари» («Оскари»). Надпись указывала на автора и исполнителя: «Джаз под управлением Чаплеевского».

Почему вдруг произошло такое соседство (фокстрот – танго – джаз) и кто такой этот Чаплеевский?

Очевидно, что для той поры совместное существование на граммофонных записях джаза, танго, фокстрота и других новомодных течений было вполне естественным (это тема отдельного исследования).

Танго и Восток понятия в искусстве тогдашнего времени были вполне совместимыми: чего стоит, например, знаменитое «Палестинское танго» Александра Вертинского (датируется во многих источниках 1929 г.)? (Первое танго в мусульманском мире «Прошлое – это рана в моем сердце» прозвучало 5 февраля 1932 г. в Турции). Чаплеевский наверняка знал о новейших поветриях поэзии, а узбекская интеллигенция – внимательно следила за творческими успехами турков.

В танго «Халима», кроме оркестровки, звучит женский голос некоей Ахмедовой (скорее всего, Назиры Ахмедовой, будущей народной артистки Узбекистана).

Фокстрот «Аскари» создан Чаплеевским по мотивам узбекской народной песни. Слушать эту вещь, поверьте нам, можно многократно: пикантная, пьянящая, веселая, с легкой иронией, она передает дух Ташкента начала 1930-х, – с его танцующими парами, заморскими винами, духами и одеколонами, расхаживавшей под платанами интеллигенцией.

Известно, что в 1929 г. Чаплеевский работает в Белорусском государственном театре Гомеля; в 1932 г. – участвует в постановке ряда спектаклей на сцене Свердловского драматического театра; в 1934-1935 гг., как следует из газет и книжной летописи – работает над постановкой “Гамлета” узбекского драматического, и параллельно трудится в русского драматическом театрах в Ташкенте…

В 1939-1940 гг. Чаплеевский руководит одним из джазовых оркестров Москвы.

В московских архивах хранится много связанных с этим композитором документов 1938-1941 гг., а на аукционах можно найти убористый автограф музыканта.

Выступление Джазового оркестра Ташкентского Краснознаменного Военного училища имени В.И.Ленина. Сцена Дома Красной Армии. Отчетный вечер красноармейской художественной самодеятельности. 1938. Национальный архив кинофотофонодокументов Узбекистана.

Послесловие.

В довоенном Ташкенте и Самарканде, как пишут американские музыковеды, успешно гастролировал московский джаз Александра Цфасмана.

В декабре 1940 г. филадельфийское общество Modern music lovers организовало несколько вечеров для специалистов и любителей – с демонстрацией советских граммофонных пластинок. Один из вечеров был посвящен музыке, – в том числе и джаза, – Узбекистана.

Выживший в годы репрессий телохранитель Файзуллы Ходжаева рассказывал автору этих строк о богатой личной коллекции грамзаписей предсовнаркома Узбекистана, об интересе премьера к джазу, о контактах узбекского политика с Полом Робсоном, и приехавшими развивать хлопководство в нашей республике специалистами из США.

Ждут своего исследователя и довоенные программы ташкентских (и даже самаркандских) концертов (в том числе и запрещенные репертуары), а также деятельность различных джаз-оркестров (при ОДО, полковых и т.д.).

 

Вторая публикация к Международному дню джаза.

1 комментарий

  • Фото аватара Secret Uzbek:

    В свете последних публикаций о «чёрных агрономах», думается мне что они-то наверняка привозили с собой из-за океана не только агрономическое ноу-хау, но и немного разной музыки, в том числе и джаз. Вот где бы «копнуть» исследователям истории музыки.

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.