Памяти художника. Ольга Галицкая (1953, Ташкент – 2020, Сергиев Посад) Tашкентцы Искусство

Талантливый художник, она оставила достойное творческое наследие, не говоря о сотнях её учеников по всему миру. Несмотря на полученное в Ташкентском театральн­о-художественным институте имени А.Н. Ос­тровского образование художника постановщика, и многолетнюю работу педа­гогом, она запомнится именно как станкови­ст, отразивший на хо­лстах тканый мир своих радужных иллюзий.

Мир по­рой сюрреалист­ический, порой размы­тый до абстрактных, неизъяснимых и непро­явленных форм, а пор­ой и ностальгический, по канувшей в небытиё Большой Культуре, откуда худо­жником выхватываются главные персонажи, такие, как на её картине «Царственная пара» выполненной техническ­и и образно очень сложно.

Доминантой её искусс­тва становится Образ Женщины, едва ли не самый важный в Мировом Искусстве, очень личный. Её меланхолические персонажи, погружены в, не только мастерски наворожённую, прошёптанную тончайшими лессировками живописную среду, но в какую-то не высказанную открыто художником печаль. Вспомнишь, пожалуй, «театральность» Тышлера, его Флору. Именно сложнейшая техника станковой живописи, сочетание её колоссальных возмо­жностей подготовок, приёмов, материалов стали творческим портретом Ольги, её завещанием.

Живописная сфера, аура и среда произведений Галицкой лепится многослойно, выверенным знанием, как бы вычисленно, интеллектуал­ьно. Свет выхватывает из общего не второстепенное, а саму суть. Элегически приглуш­ённый колорит и сдержанные одноро­дные гаммы настраивают совсем не на этот, суетный мир, но на шаги в глубину. В биографии мы находим сочетание увлечё­нности древней поэзией Востока, Ахматовской надрывностью с благодарными размышлениями, посвящениями своей Матери, скульптору Ни­не Крымской.

В 2012 году Ольга Галицкая переехала в Сергиев Посад — столицу русского православия, небольшой город в Подмосковье, являющийся «жемчужиной” Золотого кольца России. В творчестве же своём она не изменила иллюзорно-утонченному видению мира, лишь прибавилось немного среднерусской меланхолии.

В последние годы Ольга Галицкая не часто выставляла свои работы, поэтому для нашей галереи было большой удачей её участие в выставке «Весеннее настроение»​ в 2019 году. Она обворожила зрителей изысканностью своих произведений — публика категорически требовала персональной выставки. Увы, при жизни не получилось.

В 2020 году при поддержке детей этой великолепной художницы, галерея АртБаza представит зрителям живопись и графику Ольги Паисиевны. Корпус сделанных ей работ, в том числе написанных в Сергиевом Посаде. Приглашаем всех, о времени проведения выставки можно узнать на нашем сайте.

АртБаzа
Сергиев Посад

* * *

«Царственная пара» из цикла Книга Царей. 1999, 98 x 98см. Холст на подрамнике, масло, лаки

В мастерской МХПИ

Очень трудно говорить в прошедшем времени об Ольге Паисиевне Галицкой. Выражаю глубокие соболезнования её близким и друзьям от коллег по профессии и её учеников.

Она была – Художником, мастером, педагогом, любящей матерью, всегда позитивно настроенной, искрометной, никогда не унывающей в любой жизненной ситуации, много лет преподавала в Московских институтах МРСЭИ, МХПИ, в филиале ЛГУ, и стала любимым наставником целого поколения учеников.

Ольга Паисиевна обладала талантом провоцировать учеников на творчество, развивать в них креативность мышления, индивидуальность. Она отдавала всю себя работе, творчеству, душевному контакту с учениками и коллегами. Как Мастер, она постоянно совершенствовала себя в творчестве, это отражается в её живописных и графических работах.

Воспитанная в семье и окружении художников, она впитала все лучшие черты Русской Художественной Школы. Лучшим подарком всем её знающим, любящим и тем, кто не знал её лично, будет Персональная выставка её работ – это будет прощальный привет от неё всем нам на долгую память о Галицкой Ольги Паисиевны.

Шаппо С.А. , друзья, коллеги и ученики

Ольга Галицкая с младшим сыном

ОЛЕЧКА

Для меня она всегда останется Олечкой. Милой, родной Олечкой, которая подарила мне двух сыновей. Олечка была необыкновенно добрым и чутким человеком, всегда сопереживала людям, старалась не обидеть даже букашку. Всегда поражался её всеобъемлющей доброте ко всему живому.

В отличие от меня и многих других она продолжала быть художником. Когда Советский Союз кончился, и многие люди поменяли сферу деятельности, она оставалась верной любви к искусству и детям.

Этому она посвятила всю свою жизнь, отдавала все силы. Олечка всегда была очень деятельной, трудолюбивой, одушевленной творческим процессом. В работе и учебе старалась быть первой, лучшей. Она была профессионалом, мастером высокого уровня. Для неё не существовало середины ни в чём: ни в любви к близким, ни в работе, в которой она растворялась без остатка.

Покойся с миром моя любимая, дорогая Олечка. Пусть земля тебе будет пухом.

Виктор Кулешов

* * *

В доме, где жила наша семья был небольшой подвал, отец углубил его и оборудовал там для мамы рабочее место. В подвал вела дверь в «восточном стиле», дерева, полукруглая в верхней части, с металлическими накладками, щеколдой и замком.

О форт

В прямоугольный поддон с азотной кислотой погружается металлическая пластина покрытая коричневым лаком. Через несколько минут рисунок на лаке начинал выпускать маленькие пузыри, они стайками поднимаются на поверхность. Потом сильнее, и вот уже бурлит и пенится.

Мама достаёт доску руками в желтых резиновых перчатках. Тряпкой стирает лак и на серебристом металле становятся видны неглубокие борозды, неровные, словно проеденные железными червами. Она наносит на эту доску краску, кладет её красочной стороной на бумагу и накрывает куском войлока. Крутит большое колесо, его спицы издают щелкающий звук. Это колесо диаметром больше метра пропускает доску между двух железных валиков. Колесо крутится быстро, потом медленней, потом останавливается.

Мама убирает войлок, поднимает прилипшую к бумаге доску. По периметру отпечатка выступает немного масла. Получившийся оттиск — жирный коричневый прямоугольник с расплывчатыми следами джутовой веревки на белом фоне мама бережно укладывала в угол комнаты.

На полке шипел радиоприёмник. Она говорила: время сжимается, когда работаешь. В мастерской прошел час, а за дверью уже ночь, звёзды на черном нёбе.

Явление мамы на ведущей к детскому саду дорожке, где я её дожидался до сих пор в памяти. Всех детей уже разобрали, я одиноко выглядывал в окно. И вот идет моя энергичная мама, статная, светловолосая красавица.

Если она задерживалась, я сильно нервничал, выходил встречать в конец улицы. Побеги к ней с уроков были приключением: нужно было незаметно исчезнуть из школы, потом дойти до остановки, потом долго ехать на троллейбусе, потом искать ворота училища, и там искать её аудиторию. Нужно было найти маму в огромном парке, среди разбросанных домиков, и бродящих там разных взрослых. Вот мама найдена, я с разбегу утыкаюсь ей в живот, обнимаю руками.

12

Больше года назад на концерте рок- группы выступавшей в нашем ДК крутил в руках билет. Прожекторы конусами прыгали по сцене. Заскучал и стал рассматривать билет. На светло сером оторванном по линии контроля квадрате была напечатана информация, номер места, ещё что то, и сверху крупно дата концерта и время. Билет был порван на контроле неаккуратно, нервная кромка пересекала ряд криво напечатанных цифр.

Внезапно окружающее пространство сгустилось и отодвинулось – взгляд приковало к квадрату. На нем черным по белому ДАТА СМЕРТИ МАМЫ. Понял это внезапно и совершенно четко. Через секунду всё вокруг вернулось обратно на свои места.

Позже я убедил себя не относиться к этому серьезно, но испытанный в тот момент ужас заставил меня запомнить эти цифры. Повторял в течении всего вечера. Но потом забыл. Билет выбросил.

Где то через полгода вдруг об этом вспомнил, попытался восстановить в памяти дату. Из темной глубины вынырнула цифра 12. Скорее медленно соткалась, бензиновой пленкой на воде можно так сказать, не понятно как, просто ощутил, цифра 12 вроде.

Еще через пару месяцев цифра застала меня на кухне, я жарил картошку. За столом сидела жена. Я обернулся к ней от плиты: Знаешь, мама умрет двенадцатого числа, почему то мне так кажется. Она вопросительно подняла на меня глаза от телефона, я не стал объяснять, сменил тему.

Когда маму прооперировали и она пришла в себя я понятия не имел какое число было, страшная цифра опять возникла десятого, после того как ей стало лучше, и я решил что не в этот раз, не сейчас, ведь её на днях переведут из реанимации.

Одиннадцатое и двенадцатое прошли без новостей. Около полуночи я вернулся домой, сел писать письмо, белый экран монитора светился в темной квартире. В правом нижнем углу экрана второй час ночи. Завибрировал телефон на тумбочке. Знакомый номер. Внутри начал расправляться колючий сноп. Голос в трубке сказал: Умерла… мама.

9 февраля, в мамин день рождения я не поздравил её как следует. Позвонил, но разговор принял скверный характер и я раздосадованный отключился. Последнее время мама не всегда была мне рада. У неё были причины. Последние слова, которые я от неё услышал, были: Спасибо! Они были адресованы мне, брату и двум врачам, когда мы несли её на носилках в машину реанимации. Больше живой её не видел.

Похороны организовал Роман. Нас было пятеро, трое мужчин и две женщины. Пасмурный, но не безнадежный день, солнце выглядывает из облаков, моросит. Мама в белом. Спокойная, только губы сжаты сильно, как будто она держится изо всех сил, строгая, вдруг сильно постаревшая. Хмурый батюшка средних лет отпевает красивыми чуть усталыми скороговорками. Попрощались с мамой. Потом он укрыл её тканью и нарисовал на ней землей крест, когда он укладывал покров, мелькнули её руки. Белые мраморные пальцы, будто прозрачные, с аккуратными красными ногтями, она всегда за этим следила.

Фото Марата Балтабаева

ЗОЛОТАЯ РОЗА ОЛЬГИ ГАЛИЦКОЙ

Не стало Ольги Галицкой — эта весть больно ударила в самое сердце. В это невозможно поверить. Ольга была для меня воплощением Весны Боттичелли, особенно в те счастливые дни творческого знакомства и содружества с ней. Она приносила в редакцию издательства иллюстрации к моей книге стихов «Под снегом легенд зеленеет трава». Изумительные, красочные, ёмкие заставки точно соответствующие идее сборника. Лирическая тема , экскурсы в историю, взаимоотношений человека и природы, ориентальные мотивы гармонично воссоздавались ею в неповторимом колорите и образности , становясь цветовой музыкой поэтических произведений . Ольга сама была воплощением романтики, излучала свет во время незабываемые прогулок в ташкентских аллеях , когда , ощутив полное взаимопонимание, мы обсуждали её работы. Уехав далеко, она оставалась художником нашей школы, взгляда, темперамента, продолжая смелые эксперименты в живописи. Вспоминаю золотую розу, которую Ольга оттиснула на моей книге, шепчу стихи, которые читали в два голоса:

Я знаю теперь, что разлука 
Страшней чем любая зима, 
Когда из пространства ни звука, 
Ни слова, ни строчки письма ... 

Лишь эхо звучащее глухо 
И чахнут в тумане дома... 
Разруха... Разлука, разлука, 
Сводящая сердце с ума! 

Раим Фархади, поэт, писатель, драматург

Иллюстации к сборнику стихов Р. Фархади «Под снегом легенд зеленеет трава»

Иллюстации к сборнику стихов Р. Фархади «Под снегом легенд зеленеет трава»

* * *

Ольга Галицкая – потомственный художник. Ее мама была скульптором, сыновья Демьян и Роман художники. Она училась в РХУ имени Бенькова, потом в Ташкентском театрально-художественном институте имени Островского. Но для меня она всегда была и остается одной из ярких представительниц целой плеяды ташкентских художников под названием «Беньковцы».

Прошло время. Распалась когда общая страна. Многих «беньковцев» судьба разбросала по всему белому свету. Но, несмотря на это, – они всегда общались между собой, и несли миру Красоту и Свет. Недаром одна из последних работ Ольги так и называется — «Красота».

А сколько уже молодых художников называют ее своим Учителем…
9 февраля этого года я поздравлял ее с днём рождения.
И вот недавно страшная весть – не стало Ольги.
Она умерла в Вербное Воскресенье и похоронена на Богоявленском кладбище в Сергиевом Посаде.

Столько было творческих планов и столько еще она не успела ...
Хорошие люди уходят быстро и тихо...
Всегда буду ее помнить ее светлой, красивой и стройной, с чудесным профилем!
Светлая память...

Рифат Гумеров, поэт, писатель

* * *

Красивая, талантливая, умная, нежная, тонкая, обаятельная, женственная.
Все собралось воедино и воплотилось в прекрасном человеке.
Ольга Галицкая. Вечная Память…

Виктор Апухтин, график, живописец

* * *

Когда безвременно уходят красивые, умные, талантливые, добрые и отзывчивые Земля сиротеет, а на небе зажигается еще одна звезда, и свет этой звезды ласкает память, уводящую в Вечность… Глубока печаль ухода Ольги Галицкой, но велика радость того былого прикосновения в общении с ней, что на оставшиеся мне годы останется в моей памяти.
Царствие ей Небесное… Душа ее с вами до конца…

Алишер Ибрагимов, художник

* * *

Ольга Галицка — художник-постановщик мультфильма

4 комментария

  • Zelina Iskanderova:

    Как больно, как жалко…
    Какая самобытная художница, дочь ташкентской художницы — Нины Крымской…
    Почитайте воспоминания о ней Турсунали Кузиева вот здесь — многое в её жизни и судьбе становитя яснее:

    https://vesti.uz/babe-leto-olgi-galitskoj/

    18:48 22.05.2020ДИАСПОРА
    БАБЬЕ ЛЕТО ОЛЬГИ ГАЛИЦКОЙ

    Целый мир художественный оставила после себя, множество благодарных учеников(!), и такую светлую память!

      [Цитировать]

  • Любопытствующий:

    Не очснь понятно, как это случилось — уход из жизни прекрасного мастера, педагога, женщины. Может, кто-нибудь прояснит эту загадку? Ведь речь идет о звезде узбекистанской художественной культуры, оставившей после себя и родных, и учеников, и благодарных почитателей таланта. И могла бы прожить еще долгие годы. Неужели никто не прольет свет на тайну ухода Ольги Галицкой?

      [Цитировать]

  • Елена:

    СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

      [Цитировать]

  • Лев Абрамыч:

    Искренние соболезнования, родным и близким.

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.