О бедной ротонде замолвите слово… или Судьба павильона «Узбекистан» на ВДНХ в Москве Искусство История Старые фото

Тамара Санаева
О бедной ротонде замолвите слово... или Судьба павильона «Узбекистан» на ВДНХ в Москве

Летом 2-19 года между хокимиятом Ташкента и мэрией Москвы подписан договор о передаче в аренду павильона «Узбекистан» на ВДНХ.

Переговоры велись довольно долго, и 24 июня 2019 года стороны пришли к соглашению, скрепив документ подписями. На его основании после ремонтно-реставрационных работ планировалось устроить торжественную церемонию передачи в бессрочное пользование Республике Узбекистан данного объекта культурного наследия, ценного с точки зрения архитектуры и бесценного для народной памяти. О подписании договора сообщили в прессе, широко обсуждали принятое решение в социальных сетях. Общественность рукоплескала столь щедрому жесту мэрии Москвы и возможности открыть в павильоне на ВДНХ центр узбекской культуры. Ответственные лица, подписавшие договор, обещали во время ремонта и реставрации восстановить первозданный облик здания и сохранить внешний и внутренний декор, искусно созданный замечательными архитекторами и народными мастерами прошлого столетия.

Известие о подписании договора застало меня в Москве. В День празднования 80-летия ВДНХ, 1 августа 2019 года вместе с друзьями обошла Выставку. Конечно, в первую очередь мы устремились к павильону «Узбекистан». Сетовали, что нельзя подойти ближе из-за ограждения.

Фатима Арифджанова, большой знаток узбекского прикладного искусства и автор полюбившегося москвичам проекта Восточный базар «Тюбетейка», поделилась:

— У каждого свой путь в Москве, но он непременно приводит на ВДНХ. Живу в России 17 лет и с большой любовью отношусь к Узбекистану, куда часто приезжаю и который остаётся в моем сердце родным домом. Три года назад, прогуливаясь по ВДНХ с племянниками, приехавшими в гости, с гордостью подвела их к павильону Узбекистана.
— Он самый красивый!, – воскликнул племяшка.
— Он самый праздничный! – прокричала в ответ брату сестренка.
И действительно, павильон один из самых красивых. Я уже писала о его истории, готовясь к своей выставке «Когда цветёт гранат… Хранители Традиций Узбекистана». Мало кто знает, что ВДНХ поначалу именовалась ВСХВ — Всесоюзной сельскохозяйственной выставкой. В источниках можно встретить и название Всесоюзная промышленная выставка – ВПВ. Последнее наименование, ВДНХ, принято в 1958 году, и Выставка начала работу под этим названием 16 июня 1959 года.

О бедной ротонде замолвите слово... или Судьба павильона «Узбекистан» на ВДНХ в Москве

Первый постоянный павильон известен как «Узбекистан», позднее началось строительство павильонов других республик. Вокруг нашего павильона был посажен яблоневый сад, разбиты цветники.
В библиотеке ВДНХ есть путеводители выставок разных лет. Я посмотрела по ним экспозиции 1939, 1954 годов, и у меня возникло желание провести здесь узбекскую выставку, продемонстрировать в стенах исторического павильона работы нового поколения мастеров прикладного искусства и открыть Центр искусств Узбекистана.

Как не восхититься порыву Фатимы Арифджановой? Надеялась, он будет поддержан узбекской стороной, ведь наша соотечественница – организатор ряда интереснейших выставок тканей, одежды, керамики и ювелирного искусства Узбекистана в Москве, и её деятельность можно расценивать как народную дипломатию, помогающую развивать и укреплять дружбу между нашими странами, пропаганду узбекской культуры в России и творчества узбекских народных мастеров.

Договоры подписываются, да не скоро дело делается, в особенности, если это ремонтно-реставрационные работы. Спустя полгода после подписания договора на телевидении прошёл видеорепортаж о реставрации павильона «Узбекистан» на ВДНХ: «Памятнику народного зодчества вернут прежний облик». Название удивило: считать павильон «Узбекистан» памятником народного зодчества не совсем корректно. Безусловно, для работ по декору приглашали народных мастеров: резчиков по дереву и ганчу, керамистов. Но спроектирован павильон профессионалами — известными архитекторами, конструкторами, инженерами, при участии художников и скульпторов. В интервью тележурналистам руководитель проекта реставрации павильона и представитель инженерно-консалтинговой службы единого заказчика хокимията г. Ташкента сообщили, что ротонду на ВДНХ демонтируют, так как она в аварийном состоянии. Металлические конструкции поменяют, а верхнюю часть ротонды отправят на реставрацию. Кроме того, откроют фонтаны вдоль ступеней, ведущих к павильону. Установят восемь резных деревянных дверей, для восстановления которых «потребовались месяцы работы».
Жанр репортажа не предполагает детализации, но подразумевает точность в датах и фактах. Стоило упомянуть, что «Узбекистан» из первых павильонов на Выставке и создан он по проекту известного архитектора Стефана Николаевича Полупанова.

О бедной ротонде замолвите слово... или Судьба павильона «Узбекистан» на ВДНХ в Москве
Стефан Николаевич Полупанов (1904 — 1957)

Для справки
В Центральном государственном архиве Узбекистана хранится личный фонд член-корреспондента Академии архитектуры СССР Стефана Николаевича Полупанова. К заветным папкам удалось прикоснуться старожилу Ташкента Татьяне Вавиловой, из старинного рода Мединских. Кроме проектирования павильонов ВДНХ, С.Н. Полупанов с 1928 года участвовал в подготовке генерального плана по реконструкции городов Республики Узбекистан и проектов строительства новых зданий. Он изучал особенности национальной архитектуры и традиций и первым из советских архитекторов применил их в своих проектах. Сохранились возведённые по его проектам павильоны ВДНХ и некоторые здания в Ташкенте и других городах республики. Похоронен зодчий на Боткинском кладбище в Ташкенте.

Первая постройка павильона «Узбекистан» была деревянной, П-образной композиции. Она не отличалось высотой, но на фоне появившихся вскоре на площади Колхозов других павильонов привлекала архитектурным решением и легкостью конструкций, восточным колоритом.

О бедной ротонде замолвите слово... или Судьба павильона «Узбекистан» на ВДНХ в Москве

Фасад украшала надпись: «СССР. UZBEKSTAN SSR» в соответствии с кириллическим алфавитом страны и узбекской латиницей (яналиф).

О бедной ротонде замолвите слово... или Судьба павильона «Узбекистан» на ВДНХ в Москве

Перед главным фасадом, как описывается в источниках того времени, «возвышались изящные пропилеи, перекрытые «короной», сплошь расписанной яркими орнаментами». Это и была первая ротонда, в центре которой обустроили фонтан.

Стены павильона украшали орнаментальные рельефы, их белизну подчеркивал яркий, напоминающий ковёр, плиточный узор перед зданием и цветники. У входа стояли выполненные из гипса бронзированные скульптуры работы Ольги Мануйловой, чья юность, кстати, прошла в Самарканде.

О бедной ротонде замолвите слово... или Судьба павильона «Узбекистан» на ВДНХ в Москве
О. М. Мануйлова. «Бубнист», 1939 (не сохранилась)

 

О бедной ротонде замолвите слово... или Судьба павильона «Узбекистан» на ВДНХ в Москве
О.М. Мануйлова. «Дутарист»

В книге «Монументальная живопись и скульптура в общественных зданиях Узбекистана» автор, А. Умаров, пишет, что при строительстве павильона «впервые решалась задача совместной творческой работы мастеров декоративно-прикладного искусства, живописцев, скульпторов и архитекторов Узбекистана». Это общеизвестно, но не многие знают, что над проектом вместе с архитектором С.Н. Полупановым работал замечательный художник Александр Николаев (Усто Мумин).

О бедной ротонде замолвите слово... или Судьба павильона «Узбекистан» на ВДНХ в Москве

 

О бедной ротонде замолвите слово... или Судьба павильона «Узбекистан» на ВДНХ в Москве

Вот как описывал павильон в книге А. Умарова: «Общая композиция павильона отражает расцвет сельского хозяйства в республике. В центре архитектурного ансамбля ротонда — высокая колоннада с богато орнаментированными капителями. Между колоннами расположен бассейн с фонтаном. Павильон украшается 4 скульптурами. На переднем плане 2 работы О. М. Мануйловой — «Дутарист» и «Бубнист». В глубине по бокам входа — скульптурная группа Страздина и Кучиса — каракалпачка и узбечка, несущие блюдо с фруктами. Все внутреннее оформление павильона подчинено единой идее показа побед колхозного строя. Войдя в павильон УзССР, зритель попадает в большой зал – отдел хлопка. Цветовая гамма этого зала создаёт впечатление о солнечном Узбекистане. Весь зал хлопка украшен орнаментальными, резными по белому ганчу панно – «Гульдаста». Эти панно в сочетании с натуральными кустами хлопка создают впечатление цветущих полей.
На громадной торцовой стене против входа – живописное панно изображает хлопковые поля. В золотисто-зеленом зале представлены зерно, рис, плоды, овощи Узбекистана. Сквозь стройную колоннаду видно панно—сбор винограда. В правом крыле павильона посетитель увидит панораму Ташкентского текстильного комбината. Зал Каракалпакской АССР является естественным продолжением павильона Узбекской ССР.
Ввиду того, что впоследствии оформление павильона неоднократно менялось, в настоящее время трудно восстановить его первоначальный облик. Но в 1939 году наиболее своеобразным элементом декора павильона явились резные ганчевые панно и росписи (авторы – народные мастера Усто Ширин Мурадов, Якубджан Рауфов, Алимджан Касымджанов, Максуд Касымов и другие). С ними хорошо сочеталась декоративная роспись «Сбор винограда» Оганеса Татевосяна, золотисто-зеленая цветовая гамма которой гармонично вписывалась в цветовую палитру интерьера…»

О бедной ротонде замолвите слово... или Судьба павильона «Узбекистан» на ВДНХ в Москве

В военное лихолетье павильон, как и многие другие на ВСХВ, пришёл в плачевное состояние. В результате правительство приняло решение о реконструкции Выставки. В послевоенные годы (1950 -1954) экспозиция Узбекской ССР получила новое строение, в котором тот же самый автор архитектурного проекта, С. Н. Полупанов, развил свои идеи в соответствующих времени формах. Здание обрело монументальность сталинского ампира, стало в два раза выше прежнего (благодаря стилобату цокольного этажа), но по композиции и оформлению сохранило сходство с довоенным проектом.

Что ещё почитать:  Фотовыставка «Ташкент-Берлин»

Мой отец был участником одной из выставок 50-х годов. Он привёз из Москвы роскошный альбом, и мы всей семьёй изучили Выставку по этой книге. За изящными колонными портиками боковых частей павильона, где начинались бассейны, можно было видеть огромные живописные панно: «Большой Ферганский канал» и «Каскады Чирчикских гидроэлектростанций» работы художника Петра Ивановича Котова. Портал главного входа, выложенный майоликой, напоминал восточную нишу, а фасад украшал орнамент по мотивам национальных узоров. В художественном оформления карнизов, капителей, панно и других деталей доминировал мотив хлопковой коробочки.

О бедной ротонде замолвите слово... или Судьба павильона «Узбекистан» на ВДНХ в Москве

Первое, что приковывало внимание вновь открывшейся для посетителей Выставки, как только они входили на Колхозную площадь, была ротонда павильона «Узбекистан». Она возвышалась над фонтаном, струи которого взлетали на высоту 15 метров.

О бедной ротонде замолвите слово... или Судьба павильона «Узбекистан» на ВДНХ в Москве
Фонтан под ротондой павильона «Узбекистан»

Элементы декора верхней части ротонды были полихромны, и это, как отзывались современники, «создавало эффект ожившей архитектуры». Расписывал ротонды (1939 и 1954 гг. постройки ) усто Якубджан Рауфов, но роспись не сохранилась.

Попробую по воспоминаниям о книге-альбоме воспроизвести впечатление от экспозиционных залов, которые, по замыслу архитектора С. Н. Полупанова, рисовали яркую картину жизни республики. Массивные резные двери главного входа, с тяжёлыми кольцами вместо ручек, вели в центральный зал. И посетитель словно попадал на бескрайнее поле, покрытое хлопчатником. Ажурный орнаментированный купол, казалось, освещал собою выставочное помещение. Следующие залы показывали достижения каракулеводства и шелководства. Серебристые, золотистые, белоснежные, шоколадные и черные, как ночь, каракульские смушки, полотнища шелковых тканей – всё это богатство многократно отражалось в зеркалах, расширявших пространство зала.

О бедной ротонде замолвите слово... или Судьба павильона «Узбекистан» на ВДНХ в Москве

Были и залы садоводства, виноградарства, животноводства, сельскохозяйственных культур. Светло-желтые стены и изысканные люстры создавали эффект солнечного света, карнизы, потолки и стены украшала изящная национальная роспись.
Осмотрев экспозицию, посетители устремлялись в магазин «Узбеквино» — он располагался позади павильона. С 1959 года магазин переименовали в «Узбекистан», в 70-е — «Фрукты и вино». С 90-х годов он перешёл в частную собственность.

О бедной ротонде замолвите слово... или Судьба павильона «Узбекистан» на ВДНХ в Москве
Ресторан «Узбекская чайхана»

К павильону примыкал ресторан «Узбекская чайхана» (после 1959 года – «Ташкент») – с изящными колоннами, узорчатыми карнизами и сквозными решетками. Автор проекта, все тот же знаменитый архитектор С.Н. Полупанов, сумел придать постройке, как и всему ансамблю павильона «Узбекистан», легкость и воздушность. Ресторан появился в 1939 году, был сделан из дерева, и вмещал до 300 гостей. Он восхищал декоративной колоннадой с каскадом фонтанов по центру, просторными террасами и лесенками. Действовал до середины 70-х годов, но, пострадав от пожара и был снесён.

О бедной ротонде замолвите слово... или Судьба павильона «Узбекистан» на ВДНХ в Москве
У каскада фонтанов павильона «Узбекистан»

К сожалению, до наших дней скульптуры у павильона не сохранились, как и два бассейна – элементы каскада фонтанов.
До 1964 года павильон именовался «Узбекская ССР», затем — «Советская культура». Здесь проходили концерты и выставки произведений русского и советского искусства. Лишь в 1977 году в залах вновь развернули экспозицию Узбекской ССР. Но она была временной, приуроченной к 60-летию Октября в рамках большой выставки «В стране единой».

В 90-е на ВДНХ воцарился вещевой рынок. Новым поколениям посетителей было не до павильонов — многие не знали истории, первоначального облика и декора зданий, фонтанов, цветников. Выродились даже розы, специально выведенные для Выставки. Восстанавливать былую славу грандиозного архитектурно выставочного комплекса начали лишь в новом веке.

Что ещё почитать:  Реставраторы Каракалпакского музея искусств

Считается, павильону «Узбекистан» повезло. В целом исторический проект сохранился, исключая каскад фонтанов, статуи и некоторые декоративные элементы. Фасад в павильоне, который стал носить название «Советская культура», остался нетронутым, но интерьеры изменились — убрали лепнину и колоннады, сочтя, что они занимают много места и мешают экспозиции картин.
В июле 2019 года Премьер-министр Узбекистана Абдулла Арипова, прибыв в Москву с визитом, впервые посетил ВДНХ. Он ознакомился с ходом строительно-реставрационных работ в павильоне, переданном республике в бессрочное пользование. Визит широко освещался российскими телеканалами. Это позволило телезрителям взглянуть на залы изнутри и оценить масштаб работ. Специалисты, директор по реставрации павильона Андрей Кудрявцев и руководитель реставрационной мастерской Роман Новиков рассказали журналистам, что восстанавливать приходится всё: пол, стены потолок… Использовали даже компактный экскаватор, заново прокладывая инженерные коммуникации. Стены, сложенные из разносортного кирпича – силикатного и керамического – приходилось буквально «сшивать». На одной из стен под штукатуркой обнаружили небольшой фрагмент панно и решили оставить его в том же виде, в котором он сохранился.
Воссоздали утраченные капители колонн, а восемь уникальных дверей, украшенных узбекскими мастерами 65 лет назад резьбой по дереву, восстановили в первозданном виде. Отреставрировали окна, восполнив гипсовый декор. Вернулись на своё место из реставрационной мастерской и 12 больших люстр, специально изготовленных в 1954 году. Каждая из них весит около 300 кг!
Художественный паркет главного зала сберечь не получилось — он пострадал под многочисленными, более поздними наслоениями и будет изготовлен заново. Насколько точно и искусно реставраторы сохранят и воспроизведут историческое оформление, сберегут ли оригиналы – покажет время. Надо полагать, на помощь реставраторам придут архивные материалы и фонды Музея ВДНХ.

Интересно наблюдать задуманное С.Н. Полупановым соединение советского и национального в оформлении павильона. В орнаментах многих павильонов Выставки, как подсказал знаток истории ВДНХ Федот Пухлов, присутствуют советские пятиконечные звёзды. Даже крыша первой ротонды перед павильоном Узбекской ССР представляла собою две пятиконечные звезды, наложенные друг на друга. И хотя звёзд в орнаменте действительно много, мимо взгляда человека восточной культуры не пройдут мотивы исламского геометрического орнамента. Он угадывается и в крыше первой ротонды, напоминающей гирих. Вернемся к этому вопросу в следующем материале, посвященном жизни и творчеству С.Н. Полупанова.

О бедной ротонде замолвите слово... или Судьба павильона «Узбекистан» на ВДНХ в Москве
Павильон Узбекской ССР. 1939 год

Руководитель департамента общественных связей ВДНХ Ольга Говердовская летом 2019 года выразила в одном из телерепортажей надежду, что павильон номер 66 («Узбекистан») откроется до конца года. Надежды не сбылись. Тогда же, на пресс-конференции, состоявшейся в Ташкенте после визита премьер-министра А. Абдуллаева в Москву, выступил Вице-премьер Азиз Абдухакимов. Он заявил, что павильон «в большей степени будет показывать наш потенциал в сфере искусства, культуры, туризма – всего, что привлекает москвичей и гостей к нашей стране». Кстати, проект выставки к открытию павильона в настоящее время в работе, он будет состоять из двух разделов: истории и культуры республики. Будет ли отражена история самого павильона? Расскажут ли о жизни и творчестве создателя уникального архитектурного ансамбля, о людях, которые вложили в него часть своей жизни и вдохновенное творчество?

Строительно-реставрационные работы, рассчитанные на полгода, затянулись, а с середины марта и вовсе заморожены в связи с разразившейся в мире пандемией.
Вернёмся в лето 2019 года, в дни празднования 80-летия ВДНХ .

О бедной ротонде замолвите слово... или Судьба павильона «Узбекистан» на ВДНХ в Москве

Такой 1 августа 2019 года видели мы с друзьями знаменитую ротонду — в последний раз . Она стояла за ограждением, давно утратив сказочную полихромность, и лишь призрачно-белыми очертаниями напоминала задуманный архитектором образ.

О бедной ротонде замолвите слово... или Судьба павильона «Узбекистан» на ВДНХ в Москве
К 1 августа 2019 года, убрав строительное ограждение, у павильона смонтировали временную детскую площадку. Фото Т. Санаевой

В январе 2020 СМИ сообщили, что «специалистов беспокоит состояние центральной жемчужины павильона — стальной беседки-ротонды, которое оценивается как аварийное. Обследование металлических опор над чашей главного фонтана выявило слоистую коррозию с утратой сечения стенок труб в среднем на 60%». Ротонду обнесли лесами и разбирать начали сверху.

О бедной ротонде замолвите слово... или Судьба павильона «Узбекистан» на ВДНХ в Москве
На площадке перед павильоном. Тень от Ротонды…

 

О бедной ротонде замолвите слово... или Судьба павильона «Узбекистан» на ВДНХ в Москве

 

О бедной ротонде замолвите слово... или Судьба павильона «Узбекистан» на ВДНХ в Москве
Фотографии павильона «Узбекистан» Кирилла Кокорина. Март 2020

К Наврузу демонтаж ротонды и фонтана завершили. Инженеры-строители утверждают, что аварийное состояние конструкции потребовало замены колонн. Верхний декор ротонды планируют восстановить.

О бедной ротонде замолвите слово... или Судьба павильона «Узбекистан» на ВДНХ в Москве
Декор Ротонды после 1954 г. Роспись усто Якубджана Рауфова

Те, кто имеет отношение к культурным объектам, понимают, что говорить об исторической ценности новодела, которым порою заменяют исторические сооружения, не приходится. Каким предстанет декор на стенах павильона и ротонде, удастся ли восстановить каскад фонтанов, сказать сложно. Как бы ансамбль павильона «Узбекистан» не стал обычным макетом прошлого… в натуральную величину.

Приведём мнение специалистов.
Историк архитектуры XX века Анна Броновицкая
— Конечно, жаль, что реставраторам не удалось сохранить подлинную ротонду павильона, — но не берусь их осуждать, не зная достоверно инженерной стороны дела. Говорится о том, что декоративные элементы, то есть решетки в верхней части, демонтированы и направлены на реставрацию. То есть, при благоприятном раскладе, заменят копиями только аварийные несущие элементы, а отреставрированные декоративные решетки вернут на место. Вопрос в том, насколько точной будет копия и деликатной реставрация. На ВДНХ есть разные примеры: бывший павильон Украинской ССР, в котором разместился Музей славянской письменности, отреставрирован хорошо, а изменившийся после проведенных работ облик знаменитого фонтана «Каменный цветок» вызвал возмущение не только специалистов, но и многих посетителей, сохранивших в памяти прежний образ.
Все зависит от квалификации реставраторов. Павильон Узбекистана обладает статусом объекта культурного наследия федерального значения, он включает в себя сложные декоративные элементы, выполненные в необычной для России технике. Надеюсь, ими занимаются со всей тщательностью.

Что ещё почитать:  Ташкентская Объединенная имени В. И. Ленина командная школа и 3-й выпуск 1926 года

Заслуженный архитектор Узбекистана, член президиума Союза архитекторов, лауреат государственных и международных премий Серго Михайлович Сутягин:
— Реставрация означает возвращение прежнего вида, а Ротонда была полихромной. Считаю, нужно всё возвратить, как было, не упрощая, не спеша, но с результатом. Я уверен, что ротонда будет возвращена на место в прежнем виде. Это будет профессиональное и исторически верное решение.

Архитектор, лауреат международных конкурсов Алексей Хабаров:
— У архитекторов всегда возникают сомнения, что именно авторы информационных сообщений об архитектурном объекте подразумевают под терминами «реставрация» и «реконструкция».
Рассуждать корректно можно, оценивая только сам архитектурный проект. Но ни широкой общественности, ни профессионалам проект восстановления павильона «Узбекистан» на ВДНХ не представляли для обсуждения.
Судя по аннотациям в СМИ, предполагается максимально сохранить облик комплекса. Включая знаменитую Ротонду. Это можно только приветствовать. Её ликвидация стала бы невосполнимой утратой для всего архитектурного ансамбля. Именно ажурная Ротонда придаёт ему очарование настоящего постмодерна. Таким архитектурным сооружением как Узбекская Ротонда мог бы гордиться исторический центр любой из европейских столиц, сохраняющих черты ориентальных стилистик в архитектуре многих объектов колониального периода.
Мне известно из официальных источников, что металлические конструкции Узбекской Ротонды сильно пострадали от коррозии. Сообщают также, что Ротонда демонтирована и после замены повреждённых элементов будет восстановлена. Можно ли это считать реставрацией? Или реконструкцией?
Есть ещё такой термин как «Архитектурная ревалоризация». Существует он давно. Это восстановление — полностью или частично — безвозвратно утраченных архитектурных ценностей. При ревалоризации допускается включать новые элементы, когда потери невозможно воспроизвести заново. Например, из-за полной или частичной утраты облика, или невозможности воспроизведения технологий. В реальности же – сплошь и рядом! — архитектурные объекты культурного наследия, как в Узбекистане, так и в России, сносятся и заменяются новоделами: полноразмерными макетами. Зачастую, весьма приблизительно соответствующими облику оригинала.
Самое страшное, если в конструкцию Ротонды внесут стилистические изменения под видом необходимости «осовременивания облика». Такими объяснениями обычно прикрывают экономию на строительных работах.
Узбекская Ротонда на ВДНХ является настоящим памятником архитектуры и объектом культурного наследия России и Узбекистана. Подлинно профессиональный и ответственный подход к реконструкции ансамбля павильона «Узбекистан» может заключаться только в тщательном стилистическом и технологически аутентичном восстановлении облика Узбекской Ротонды.

Вместо послесловия
Пусть надежды оправдаются. Но… Повсеместно встречаются случаи уничтожения во время реставрации ценных с точки зрения истории и архитектуры строений. В качестве примера можно привести покраску куполов и росписей, достройку, снос и новую постройку взамен разрушающейся старинной – это реальные случаи в современной «косметической» реставрации и ремонте средневековых памятников зодчества в нашей республике.

В начале апреля удалось поговорить с Генеральным директором компании JCDecaux Uz Анваром Юлдашевым, курирующим подготовку выставочной экспозиции к открытию павильона «Узбекистан», намеченного поначалу на декабрь 2019 года, затем на лето 2020-го. Реальность может вновь изменить сроки. Анвар Валиджанович подтвердил, что в ремонтных работах в Москве принимали участие узбекские рабочие, но в настоящее время они находятся на родине. Особо подчеркнул, что любые действия в павильоне предпринимались исключительно по согласованию с Департаментом культурного наследия Москвы.

Известие о демонтаже ротонды вызвало дискуссию в социальных сетях. Приведём мнение специалиста по садово-парковому и ландшафтному строительству Надежды Федосовой.
— Немало лет наблюдаю за ВДНХ и умею отличать понятия «реставрация», «реконструкция» и «воссоздание». Это не реставрация, и не все понимают реальность происходящего. Настоящей Ротонды уже точно не будет, будет её копия. К сожалению не многие осознают всю серьёзность происходящего на Выставке (да и по всей Москве). По-настоящему неравнодушных к этой проблеме мало. Понятное дело, что не везде всё плохо: есть и хорошие реставраторы, и те, кто понимают, что они делают и как относятся к делу, но это лишь крупицы на фоне общего хаоса…

О том, что случается, когда затевается снос исторических зданий или их разбор с последующей «регенерацией» или «реставрацией», в Ташкенте знают хорошо. Кто не видел, какими были прежде исторические постройки, тому и новодел сойдет. К прискорбию, заново отстроенные здания перестают быть свидетелями минувшего, в них не слышен голос веков, нет сакральной информации. Они такие же копии — только лишь в натуральную величину! — шедевров мировой архитектуры, заполонившие ташкентские парки с аттракционами.

Казалось бы, сейчас не время думать об архитектуре. Мир живёт в тревоге за здоровье человечества. Но ценности культуры – связующая нить между прошлым и будущим. Их необходимо сохранять, передавая по наследству в первозданной красоте.

Автор выражает признательность за консультации известному архитектурному критику и культурологу Владимиру Паперному; краеведу, автору книги «Ансамбль ВСХВ. Архитектура и строительство» Александру Зиновьеву; историку архитектуры, кандидату искусствоведения Анне Броновицкой; директору Музея ВДНХ Татьяне Желтоноговой; заслуженному архитектору Узбекистана, члену президиума Союза архитекторов, лауреату государственных и международных премий Серго Сутягину; архитектору и литератору, лауреату международных конкурсов Алексею Хабарову; исследователям истории ВДНХ Федоту Пухлову и Павлу Нефёдову, а также московским и ташкентским друзьям за помощь в подготовке публикации.

Тамара Санаева
Исторические фото — из интернета.

Отсюдп.

22 комментария

  • Читатель:

    Вопрос ясен, но, к сожалению, это «глас вопиющего в пустыне». Павильон — символ ушедшей эпохи, несуществующей страны и отошедших в исторические хроники достижений. Эстетическая и историческая ценность сооружения, как и всего ВДНХ, возникшего как идеологический проект, сомнительна. Практическая ценность — еще более. На реставрацию и поддержание необходимы огромные деньги. Кто их даст, с какой целью, в чем функция этого сооружения сегодня. Договор 2019 г. о реставрации не имеет внутренней логики, мотивации и рационального подхода. Это политические жмурки, игра в дружеские отношения, за которые ни одна из сторон не желает платить из своего кармана. Уходящие с исторической сцены империи, забирают с собой в небытие и свои памятники. Это печально, но такова реальность. Что-либо изменить в этом ходе истории уже не под силу ни историкам архитектуры, ни энтузиастам, ни почитателям ветхой старины. История архитектуры русского Ташкента наглядный тому пример.

      [Цитировать]

    • И какие это «уходящие с исторической сцены империи» забирали с собой «в небытие и свои памятники»? Это империи уходят, а памятники благополучно стоят, переходя в разряд «объектов культурного наследия», «памятников архитектуры» и .д. Колизей и Кремль — это памятники минувших империй. Не вся история пишется на бумажках, кое-что потомки могут увидеть своими глазами. И Слава Богу! Любое масштабное строительство определённого рода — это идеологический проект. И Акрополь, и Лувр, и Зимний Дворец — все это насквозь идеологические творения. ВСХВ -ВДНХ имеет право на существование во всём блеске первоначального замысла. Пусть новые поколения видят, о чём мечтали к чему стремились их деды. Памятники материальной культуры складываются в материальную летопись нашей жизни, которую можно не только читать и изучать, но ещё и эстетически воспринимать. Относительно «несуществующей страны»- это тоже как-то странно? Если нет вчера, то нет и сегодня. Названия меняются, дядьки на троне другие, мы уходим, а всё лучшее, что создано, оно существует и сегодня. Пирамиды (тоже осколки минувшего) времени не боятся, их враги невежество и неспособность к эстетическому переживанию и осмыслению окружающего мира.

        [Цитировать]

      • Читатель:

        Знаете, если оставить в стороне «эстетическое переживание и осмысление» и прочий возвышенный лексикон, то ваша аргументация содержит смысловой парадокс в части исторических параллелей. Если бы узбекскому павильону была пара тысяч и более лет, как в случае с упомянутыми пирамидами и Колизеем, то это была бы уже другая история. И если бы павильон мог иметь другое ценностное наполнение, как упомянутые Лувр и Зимний дворец, то за него можно было бы заступиться и пролить горячую слезу. Пока же в вашей аргументации явное несоответствие приведенных сравнений со скромным масштабом и функцией памятника достижений. Но я не против павильона, лишь задаю вопрос, для чего он необходим, и кто за него будет платить.

          [Цитировать]

        • Это не возвышенный лексикон, а обычные термины из арсенала эстетики. Не надо притворяться невеждой. Чем залитый кровью гигантский цирк (в том числе и христианской), предпочтительнее комплекса ВДНХ, где хотя бы попытались воплотить гуманистические идеалы эпохи. Воплощалось это руками лучших мастеров своего времени. Почему эпоха Людовика 14 имеет право быть запечатлённой в ансамбле Версаля, а коллективный труд наших дедов, их мечта о новом справедливом обществе не могут быть прославлены в ансамбле ВСХВ? Неужели разница в возрасте? Но если каждое «вчера» только проклинать и оплёвывать и уничтожать всё, что было создано в это неугодное кому-то «вчера», то никаких Памятников Культуры, «овеянных веками» у нас просто не будет. Существует приличное количество замечательных произведений искусства, литературы, архитектуры, созданных по заказу и на деньги Злодеев Злодеевичей или просто ничтожеств. Так мы про них просто забыли. А произведения живут нам на радость.

            [Цитировать]

          • AK:

            Действительно глупо обсуждать эстетику с людьми посаженными на карантин (чтоб перестали городить свои ротонды :)

              [Цитировать]

          • Татьяна Вавилова:

            Браво, Лидия! Согласна и поддерживаю! Даже тысячелетним памятникам был когда-то всего десяток лет. Каждая эпоха должна быть сохранена в материальном наследии, а не только в записях-переписях историков.

              [Цитировать]

          • Читатель:

            У вас странные представления об эстетике и еще более странная система аргументации. Вместо доводов вами предложен суповой набор из потока бессмысленных возвышенных фраз, не связанных с предметом тем и потусторонних банальностей, всего того, что относится к жанру бытовой демагогии. И все это вдохновляется под полуосознанные крики «Браво!» со стороны. Я так полагаю, что вы обитаете в своем хрустальном заоблачном миру, далеко отстоящим от реальной жизни, попытку достучаться до которого я вынужден с прискорбием оставить.

              [Цитировать]

            • Лучше бы вы оставили попытки до последнего комментария. Не первый раз я вижу, что как только вы понимаете, что возразить по существу не в состоянии, тут же по старой уличной традиции начинаете рецензировать манеру «супротивника» изъясняться, а вещи, понятные на самом бытовом уровне, объявляете бессмыслицей. Видимо, так вы привыкли запугивать противников. Слышу, слышу старые добрые: «А ещё в шляпе!» и «Сам дурак!»
              Вы даже представить не можете, что трескучее «отрицалово» 90х годов уже вышло из моды.
              «Случалось ли, чтоб вы смеясь? или в печали?
              Ошибкою? добро о ком-нибудь сказали?»

                [Цитировать]

            • Татьяна Вавилова:

              На сей раз, Михаил, я не на Вашей стороне, причем вполне осознанно. И позиция Ваша меня удивила и огорчила, увы, неожиданно.

                [Цитировать]

  • виолав:

    Лучшее — враг хорошего.
    Сколько можно реставрировать этот павильон? В 2016 видела, что всё в прекрасном состоянии. И ротонда, и внутренние залы были отреставрированы. Понятно, что после приобретения павильона узбекской стороной решили досконально восстановить первозданный национальный вид, но таким как он был раньше, сделать копию невозможно, да и ни к чему…
    На видео полным ходом ведётся восстановление внутреннего декора внутри павильона.
    Не верится, что мастера бросили работу не доделав.

    А вот бывшее кафе
    Садко / Павильон
    Узбеквино (оно расположено прямо за павильоном Узбекистана), действительно было в плачевном состоянии и в 2016 было на реставрации. Почему про него ни слова? Закончена ли там работа и кому теперь принадлежит Садко?

    На фото:
    Павильон Садко

      [Цитировать]

    • Тамара:

      Хороший вопрос (не знаю, как к вам обратиться).
      Я не ставила целью описание всех павильонов. Точное описание вы найдете в книге Александра Зиновьева«Ансамбль ВСХВ. Архитектура и строительство».
      По неуточненным данным — здание дано стоит закрытое, в лесах, возможно, в частной собственности.
      Как сообщило издание Sputnik. … 25 июня 2019 г., «В магазине «Узбеквино» (с 1959 года — «Узбекистан», с 1970-х годов — «Фрукты и вино») можно было приобрести лучшие узбекские вина, не раз удостоенные золотых медалей ВДНХ СССР, фрукты и другую продукцию Узбекской Республики. С начала 1990-х годов торговый зал находится в частной собственности и называется «Садко».». Что и как сейчас — сказать не могу. Повторю, это не входило в цели моей статьи.

        [Цитировать]

      • виолав:

        Тамара, если вы отвечаете мне, то я в курсе, что история всех павильонов есть в инете в открытом доступе.
        Я имела ввиду именно павильон «Садко», который как и павильон «Узбекистан» принадлежал Узбекистану. Декор здания «Садко» снаружи и внутри тоже выполнен узбекским национальным орнаментом — резьбой по ганчу, я видела процесс реставрации помещения, поэтому интересна его судьба. Если вы не в курсе, извините.

          [Цитировать]

        • Тамара:

          В моей статье указано, что интересующий Вас павильон сейчас в частной собственности. Мы обсуждаем павильон «Узбекистан» и Ротонду. О частном владении судить не вправе. Как понимаю, оно не могло быть передано а аренду Узбекистану. Слышала, что в последние годы здание стояло в лесах.

            [Цитировать]

  • KP:

    Сносить, хватит уже мусолить тему! Сейчас этот парк для отдыха, никакой выставки там нет! Нужно строить новое, современное и в том месте где это будет востребовано!

      [Цитировать]

  • J_Silver:

    А как же алюкобонд? Теперь это национальный стиль Узбекистана!
    Даже подумать не мог, что снесут такую красоту! Насчет восстановления — пример гостиницы Москва о многом говорит, да приют Кауфмана у нас аналогично…

      [Цитировать]

  • Григорий Блинов:

    А зовут нашего Премьер-министра Абдулла Нигматович Арипов.Однако автор Т.Санаева назвала какого то А.Абдуллаева.Я о таком и не слыхивал.

      [Цитировать]

    • Тамара:

      Григорий Блинов:
      А зовут нашего Премьер-министра Абдулла Нигматович Арипов.Однако автор Т.Санаева назвала какого то А.Абдуллаева.Я о таком и не слыхивал.

      Уважаемый Григорий, вот копия черновика, точно так же опубликовано и на сайте: «В июле 2019 года Премьер-министр Узбекистана Абдулла Арипов, прибыв в Москву с визитом, впервые посетил ВДНХ.»
      Но вы правы, в тексте еще раз упоминается фамилия, и там была неточность. Спасибо, исправила. Моя погрешность — как-то не держу в голове эти имена. Вы оказали неоценимую помощь — никто не заметил этой описки ))

        [Цитировать]

  • Если ротонду уже разобрали, то бессмысленно махать кулаками после драки. Теперь стоит один вопрос: восстанавливать её или нет. На мой взгляд, надо восстановить. Ведь это не отдельностоящая беседка, сама по себе. В дуете этом присутствовала горизонталь — (основной павильон) и вертикаль — (ротонда). Полупанов повторил это решение дважды, до и после войну. Один прямоугольный павильон — это просто инвалид. Он не «смотрится» и это как-то скучно. Если речь идёт о реконструкции ротонды, то воссоздавать её надо с той мерой ответственности, с которой восстанавливали дворцы в окрестностях Ленинграда. Таково моё мнение. В Интернете попалась фотография одного из выдающихся мастеров, работавших в 30х годах.

      [Цитировать]

    • Художник Якубджан Рауфов ( 1888 г. р. — 1967?). 1936г. Ташкент. Роспись керамики, роспись и резьба по дереву. https://www.facebook.com/pg/tashkentretrospective/photos/?tab=album&album_id=863029767217638

      «Весь архитектурно-художественный ансамбль оформления павильона проникнут мотивами народного творчества и типичными чертами национальной архитектуры Узбекистана.
      Автор проекта павильона художник-архитектор С. Полупанов сумел отобразить во внешнем и внутреннем оформлении павильона все богатство и своеобразие народного творчества счастливой социалистической Узбекской республики.
      Роспись стен, потолков, портиков, капители, тончайшая резьба дверей и прочее выполнены бригадой лучших народных мастеров Узбекистана, возглавляемой замечательным мастером — художником Уста Якубом Рауфовым». http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:qnokSqbowlUJ:books.totalarch.com/vshv/uzbek_ssr+&cd=15&hl=ru&ct=clnk&gl=ru

        [Цитировать]

  • Павильон «Узбекская ССР». Путеводитель (Всесоюзная сельскохозяйственная выставка). 1939. Я скачала эту книгу. Так вот в старом путеводители написано, что автор скульптуры «Дутарист» не Мануйлова, а АЛТУХОВ. Видимо, с годами имя подлинного автора было забыто?

      [Цитировать]

    • Тамара:

      Знаю про эту запись в Путеводителе 1936 года. Но придерживаюсь версии Умарова — в цитате из его книги автором обеих скульптур названа О. Мануйлова (см. В тексте статьи). Да и по стилю обе работы схожи. В списке работ Алтухова в Википедии и у Мануйловой эта работа отсутствует — я проверяла в процессе работы над статьёй. Где — в Путеводителе или в книге могла быть допущена ошибка? Так как статья не носит научного характера, не стала излагать версию о сомнительности авторства скульптуры «Дутарист». Слово за искусствоведами и архивистами. Где-то должны быть архивные документы.
      Статья итак с трудом уместилась в рамки сайта — пришлось при размещении ее сокращать.

        [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.