Незабываемые встречи в Ташкенте Искусство История Ташкентцы
Интервью с Беллой Ахмадулиной в 1976 оценили на радио как лучшее. А куда пропала плёнка?
В прежние времена посещение столичного Дома Знаний, где теперь располагается русдрамтеатр, было чуть ли не признаком хорошего тона. Там все время проходили прекрасные творческие встречи, концерты, показы лучших фильмов, там же были очень востребованными лекции самых лучших ученых и специалистов. Но самый настоящий праздник был тогда, когда к нам приезжали известные московские писатели, поэты, музыканты.
Однажды появились афиши, извещающие о том, что в Ташкенте состоятся творческие вечера с участием очень популярной уже тогда Беллы Ахмадулиной и еще молодого, но уже довольно заметного в ту пору писателя-сатирика Лиона Измайлова. Весь город говорил об этом…
Пойти на их выступления в Доме Знаний для меня , молодого человека недавно окончившего филфак ТашГу и корреспондента редакции последних известий на радио , было делом чести. И вот я в зале со своим репортерским магнитофоном. Не отрываясь слушаю поистине неповторимую Ахмадулину, ее чарующие, берущие за самое сердце стихи и аплодирую совершенно невозмутимому , очень веселому человеку, дарящему зрителям свои прекрасные, полные сочного юмора миниатюры, которого зовут Лион Измайлов. Это сейчас он один из ведущих российских писателей-сатириков. Если назвать этот вечер концертом, то он был просто потрясающий. Именно так считает наш уважаемый коллега, известный журналист Аъло Махсумович Ходжаев, которому тоже посчастливилось побывать на этом поистине незабываемом вечере. Вот, что он писал в 2015 году на сайте «Новости Узбекистана» в связи с пятилетием ухода из жизни великой русской поэтессы Беллы Ахмадулиной:
«В один из погожих завершающих дней 1976 я случайно услышал, что в бывшем Доме Знаний, что располагался рядом с театром Навои, должен состояться поэтический вечер Беллы Ахмадулиной, приехавшей из Москвы, видимо, по линии Бюро пропаганды советской литературы. Я обожал её творчество, был влюблён в её образ, знакомый по нескольким кинофильмам, прежде всего – по шукшиновской картине «Живёт такой парень» и по ленте Марлена Хуциева «Застава Ильича», и поэтому попросил руководство общества «Знание» выделить мне место в зале. По окончании вечера, находясь под впечатлением магии её стихов и манеры говорить, я рванулся навстречу, когда она под несмолкаемые аплодисменты неспешно двигалась к выходу, и встал на колени. Мой искренний порыв тронул её, она остановилась и протянула свою руку, которую я немедленно осыпал поцелуями».
Но это еще совсем не все…Они проговорили тогда весь вечер и после отъезда Белла Ахатовна присылала в подарок Аъло Махсумовичу два своих сборника стихов, которыми он очень дорожит. Одно из них называется «Медлительность». Вот эти строки:
Надежде Яковлевне Мандельштам
Замечаю, что жизнь не прочна и прервётся. Но как не заметить, что не надо, пора не пришла торопиться, есть время помедлить. Прежде было - страшусь и спешу: есмь сегодня, а буду ли снова? И на казнь посылала свечу ради тщетного смысла ночного. Как умна - так никто не умён, полагала. А снег осыпался. И остался от этих времён горб - натруженность среднего пальца. Прочитаю добытое им - лишь скучая, но не сострадая, и прощу: тот, кто молод, - любим. А тогда я была молодая…
Какие тут могут быть комментарии.
Думаю, что никогда не забудут эти вечера в Доме Знаний все ташкентцы, которым посчастливилось слушать в нашем городе саму Беллу Ахмадулину. А я тем более…
Сразу после окончания программы я помчался на сцену и очень оперативно взял интервью у Лиона Измайлова, которому, конечно, было что сказать и что пожелать любителям поэзии Ташкента. Обращаюсь с такой же просьбой к Ахмадулиной, хотя вижу, как она устала… И вдруг она говорит, что если я могу придти к ней завтра в ее гостиничный номер, то там, не спеша, мы сможем поговорить. Конечно, я согласился тут же. Утром, в назначенное время, взволнованный и радостный я появляюсь в отеле, который теперь называется «Виндхам», Белла Ахатовна очень приветливо встречает меня, в руках у нее бокал вина… Она говорит «задавайте вопросы» и я включаю свой репортерский магнитофон. Мы проговорили с ней около получаса. Самое главное,что особенно запомнилось, – она сказала, цитируя Евтушенко, что поэт в России – действительно, больше чем поэт».
Разговор шел о жизни, о ее творческом пути, к чему она стремится в своей поэзии, конечно, о Ташкенте, незабываемых творческих вечерах в нашем городе… Сердечно благодарю Ахмадулину за встречу, за прекрасное интервью и бегу в свой радиокомитет на ул. Хорезмскую, 49. Потом перепись пленки, небольшой монтаж и вечером – эфир. В студии, в рабочей фонотеке, куда мы сдавали нужные нам пленки, отвечаю на массу вопросов, все смотрят на меня с некоторым восхищением, потому что мне посчастливилось взять интервью у самой Беллы Ахмадулиной…
На редакционной летучке оно было названо в числе самых лучших и я получил благодарность от нашего любимого и уважаемого шефа «Последних известий» Георгия Стойлика, светлая ему память. Я собирался еще не раз обращаться к пленке, где было большое интервью поэтессы, но кто-то из коллег, знающий о ней и ее значимости, припрятал ее для себя… Вот так тоже бывает.
БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz
я был на этом вечере
МК[Цитировать]