В районе УзБума Разное Фото
Прислано по итогам обсуждений в комментариях
Вчера, сразу после виртуального «уточнения» в комментариях расположения туркестанских полков в районе УзБУМа, решил прогуляться, посмотреть, что и где могло быть. Конечно, на наибольшую точность рассчитывать не приходилось, так как прошло много лет, и многое изменилось. Но раз сказал, что «докладу, донесу и т.д. и т.п.», значит, встал, и пошел.
И, первым делом, фото на выходе:
Пошел пешком в сторону того самого УзБУМа и наткнулся на
Он отделял дорогу (Куйлюкский тракт) от территории той самой дисциплинарной роты. А малой высоты он был, скорее всего, потому, что рядом до сих пор стоит заброшенный дом, в котором, по моим предположениям, располагалось руководство недавно переехавшего отсюда пенитенциарного учреждения. Основная, высокая, стена забора располагалась позади, в стороне «Электроаппарата»
Мой путь лежал в сторону города, и я решил сделать по пути сделать несколько снимков.
Так я дошел до искомого перекрестка, по пути сфотографировав на камеру телефона еще один дом
Почти напротив, через дорогу, стоит скромная, незаметная будочка – трансформатор, на которой еще года этак четыре назад красовалась надпись: 1940. Ну, явно год сдачи в эксплуатацию. И кому понадобилось сбивать такую скромную деталь…
И вот я на той самой улочке, что ведет в сторону УзБУМа. Первый же дом с левой стороны, сильно переделанный внешне, явно помнит времена конца позапрошлого, начала прошлого века.
А стоило мне перейти дорогу и попытаться сфотографировать надстроенную одноэтажку около действующего пенитенциарного учреждения, так «днивалный тумбочка» сразу повыскакивали из КПП: — Ака, здэс нилза снимат! Ладно – нельзя, так нельзя.
Пошел дальше, фотографируя все подряд жилые дома. Хозяин одного из них любезно разрешил сделать несколько снимков, пустив меня во двор дома:
По его словам, рамы ни разу не менялись, и стоят уже более ста лет. Может быть, все зависит от вида дерева, но вряд ли это лиственница, которой даже наш климат нипочем. Впрочем, хочется верить, что, испытывая, по его словам, «особую» любовь ко всем известной оконной марке, хозяин дома говорит правду.
Я продолжил движение в сторону УзБУМа, прошел в один конец тупиковой улочки, потом вернулся, и повернул к самому УзБУМу. Тем более, что в коротком разговоре с одной из местных жительниц я узнал, что здания УзБУМа будут реконструировать, причем с сохранением исторического облика. На подходе к славной старой фабрике заснял два жилых дома:
Но самое удивительное ждало меня впереди. Я подошел к тем самым воротам, которые фотографировала Ирина Безрукова, и сначала не обратил внимания на какие-то часто расклеенные и уже порядком выцветшие бумажки.
Эти ворота, вполне возможно, открывали доступ к территории какого-либо полка или батальона, и они очень даже прилично сохранились. Как и те, которые я посчитал бывшими хозяйственными:
Вполне возможно, что фабрику УзБУМ при ее создании «вселили» на территорию бывшего стрелкового полка или батальона – уж слишком прочно, серьезно и красиво сооружены эти здания.
(Нужно будет взять с собой карту расположения полков, и, сверяясь с современной, снова прогуляться в эти места). Тем более, что направление улиц, что тех времен, что сегодня – практически не изменилось от слова «вообще». К тому же на карте 1922-го года уже отмечен «целлюлозный завод». Видать, будущий УзБУМ.
Но, находясь рядом со старинными зданиями, я испытывал ощущение, что за мной наблюдают. И действительно, минут через пять ко мне подошел вежливый, прилично одетый средних лет мужичок и сообщил, что: — Здесь фотографировать нельзя! Запрещено! Мы везде расклеили предупреждения!
Тут — то я и обратил внимание на истрепанные бумажки – на цветном принтере распечатали и повесили.
На мой вопрос: — Это кто тут может запретить мне фотографировать явно не стратегический, заброшенный фактически, не охраняемый милицией объект? – я получил «исчерпывающий» ответ. Мол, выкупил эту территорию один россиянин, ворота сделаны недавно (в смысле — металлические, полотна), внутрь двора заходить нельзя, здесь будет реконструкция, внешний вид зданий сохранят, и сейчас «что-то решают». Меня это просто «убило»:
— Да кто такой этот россиянин, чтобы мне, коренному ташкентцу, запрещать фотографировать то, что всегда было нашим достоянием? Он что, выкупил и наше право на нашу же историю? Или мы уже в своем доме не хозяева? (Тем более, что полотна ворот были закрыты на замок, и я при всем желании не смог бы попасть внутрь!)
Подошедший «товарищ» попытался меня «успокоить» сообщив, что фотографировать «пока» нельзя, до завершения реконструкции, а потом, мол, можно будет. Более (нет нормальных слов) ответа я даже представить себе не мог. Бред, да и только! Видимо, для того, чтобы хоть как-то остановить взрыв эмоций и очень хлесткого монолога с моей стороны, мне было «любезно разрешено» сфотографировать кем-то «разукрашенную» скульптурную композицию, стоящую на подходе к старинному административному зданию УзБУМа. А внутрь – ни-ни, хозяИн сказал: — Низ-з-зя! О как!
Скульптура перед входом на комбинат.
Ну, а я, получивший почти все, что мог и хотел, развернулся, и направился обратно, к той самой, Куйлюкской дороге. Там, практически рядом с остановкой, что из города, за этот небольшой поход «вознаградил» себя хорошей порцией замечательно приготовленного ханума.
Зайдите, не пожалеете! Это не реклама – действительно – очень вкусно!
И нещё фото в галерее:
Меня тоже всегда удивлял запрет на фотосъёмку. На вопрос почему — ничего вразумительного ответить не могут. Наверное это уже часть ментальности.
Roman A.[Цитировать]
Это просто дешёвые понты маленького «человечка»,получившего чин младшего заместителя старшего уборщика опавших листьев!
Это уже ХОДЖАин!
Клавдий[Цитировать]
Значит это фото из соцсетей (2016 или 2017 гг.) из района Вашей экспедиции.
Евгений[Цитировать]
Да. Именно у здания слева ко мне и подошел тот самый «запретитель съемки»
12345[Цитировать]
Еще одно фото из той же «коллекции».
Евгений[Цитировать]
В дисциплинарной роте располагалась Церковь во имя Св. Николая Чудотворца, 30-го ноября 1901 года произошло освящение, престольный праздник 9 мая. Освящение состоялось с разрешения духовного начальства, в присутствии генерал-губернатора и командующего войсками округа генерал-лейтенанта Н. А. Иванова, его помощника генерал-лейтенанта Мацеевского, начальника инженеров округа генерал-лейтенанта Янковского и других высших начальников и горожан.
До 1906 г. казармы и Церковь находились при 2-м Ходжентском резервном батальоне. Храм не большой, рассчитан приблизительно на 150 человек.
Ignoto Ignatenko[Цитировать]
Что-то много неясного с этой церковью…. Домовая церковь дисциплинарной роты упоминается в старых документах. Но если она «переехала», то с чем остался Ходжентский батальон и казачий полк?
Евгений[Цитировать]
Там поблизости была другая Церковь под № 57, или же продолжали посещать дисциплинарную.
Ignoto Ignatenko[Цитировать]
Так просто?… Не желаете ли удивиться? … Казармы и церковь дисциплинарной роты были в поселке Никольском, как гласит Википедия….. Вообще-то село Никольское, поселок Никольский был в Голодной степи…… https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC_%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D1%8F_%D0%A7%D1%83%D0%B4%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%86%D0%B0_(%D0%A2%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B5%D0%BD%D1%82)
Евгений[Цитировать]
Новый храмъ расположенъ въ 3—4-хъ верстахъ отъ города, въ сторонѣ Куйлюксной дороги, по которой въ базарные дни массами двигаются туземцы. (Вестник военного духовенства)
Ignoto Ignatenko[Цитировать]
Не ссорьтесь, «горячие узбекские» парни. Сдается мне, что дисциплинарных рот могло быть и две. Одна там, где еще Евгений Смехов указал, между улицами Куйлюкской и Старокуйлюкской (см. снимок на выходе). Вторая же — в ПОСЕЛКЕ Никольском, не путайте с селом Никольским по Никольскому (Луначарскому) шоссе. Это в качестве предположения. Смехову в этом отношении я верю больше, чем известному «краеведу — коллекционеру — орденоносцу».
12345[Цитировать]
Википедия… слышит звон, да не знает где он… Освящение церкви при дисциплинарной роте происходило 30 ноября 1910 года…… до формирования роты церковь передается 2 Ходжентскому резервному батальону, у которого своей церкви нет…. Дисциплинарная рота будет сформирована только в 1902 году.
Евгений[Цитировать]
Пересмотрел фото в вики, так и на фото косяки как мне показалось.
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Church_of_St._Nicholay_Chudotvortsa56.JPG?uselang=ru
Иконостас фото 1930-х годов.
Ниже привожу фото сделаное до 1913 г.
Ignoto Ignatenko[Цитировать]
Далее про церковь дисциплинарной роты написано — Алтарь имеет форму полукружия, в нем 2 окна.
Евгений[Цитировать]
как большинство алтарей
Ignoto Ignatenko[Цитировать]
Удивился, так как произошла путаница аж в САМОЙ Википедии. Дисциплинарная рота была не в Никольском (ныне Ташкент по Луначарскому шоссе), В Голодной Степи не далеко от Бекабада, а точнее современного г. Ширин было с. Николаевское (иногда упоминается как Ново-Николаевское, так же Никольское)
Ignoto Ignatenko[Цитировать]
2
Ignoto Ignatenko[Цитировать]
3
Ignoto Ignatenko[Цитировать]
Зачем Вы столько карт Голодной степи показали…. Вы же писали статью, а я в ней комментарии. https://mytashkent.uz/2019/10/31/golodnaya-step-selo-nikolaevskoe/
Евгений[Цитировать]
то когда было, уж столько воды утекло
Ignoto Ignatenko[Цитировать]
Какое же село? Написано же — Пос. Никольский. Из «Пос.» село не выходит…. Поселок…… Про поселок в Голодной степи писал выше.
Евгений[Цитировать]
Не знаток таких тонкостей, село, посёлок всё одно. Не в этом суть. Суть в том, что Церковь при дисциплинарной роте находилась ни в Голодной Степи ни в Никольском (что на Луначарском), а именно на Узбуме. ВИКИПЕДИЯ ошибается уже не в первый раз.
Ignoto Ignatenko[Цитировать]
Видно есть разница, если в одном и том же крае есть село и поселок с одинаковым названием…. На счет Википедии Вы правы….. А храм на Куйлюкском шоссе — церковь Святого Николая основанная в 1893 году (на 8 лет раньше роты) при мужском монастыре, как пишет Википедия… https://ru.wikipedia.org/wiki/Николаевский_монастырь_(Ташкент)
А в действительности это был женский монастырь. Он и сейчас есть.
Евгений[Цитировать]
Да ВИКИ жгёт!!!
Попасть в Церковь Николая в Монастыре можно было с одного из 2-х келейных корпусов для сёстер. На вашем фото мне кажется корпус келийный, не тот с которого можно было попасть в Церковь.
В 1911 году была освящена закладка монастырского собора во имя Успения Божией Матери. Строительство было начато, но приостановлено из-за начавшейся Первой мировой войны.
В 1922 году Монастырь был закрыт. Монастырская Николаевская церковь сохранилась в качестве приходской и после закрытия обители.
Во второй половине 1920-1930 г. церковь была известна под именем Успенской Куйлюкской церкви.
Есть, и действует как Монастырь с 1990-х., но расположен на другом месте, не там где 1-й, что на ч/б фото выше.
Ignoto Ignatenko[Цитировать]
Монастырь был в районе села Успенского (Куйлюк) — обозначено на старой карте, что показана выше…. На берегу реки Чирчик.
Евгений[Цитировать]
Это лист с какой книги у вас на фото?
Ignoto Ignatenko[Цитировать]
Ташкент в прошлом и настоящем. Автор А.И. Добросмыслов. 1912 год.
Евгений[Цитировать]
Прошу прощения, а кто автор статьи, который упоминает меня в тексте? Что то столько воды и ничего ему снимать не разрешали….я только месяц назад водила экскурсию туда, отлично все наснимали и много и красиво…просто не надо всех слушать,кто вам всякий бред говорит…
Ирина Безрукова[Цитировать]
Вы не видели так называемые «запрещающие знаки», распечатанные на обычном цветном принтере? Я тоже сначала не обратил на них внимания, пока ко мне не подошли, явно увидев меня с видеокамеры. И тот самый бред услышал собственными ушами… А имя мое — что Вам в нем… Если обидел-извините, если нет-не читайте…
12345[Цитировать]
Фото 8 — я там вовремя появился. На ВЧЕРА дом уже снесен…
12345[Цитировать]