«Колыбельная при лунном свете» — выставка бешиков Искусство

5 ноября 2019 года в 18:00 в Ташкентском Доме фотографии состоялось открытие выставки «Колыбельная при лунном свете» (“Ой ёғдусида айтилган алла”), посвященной истории традиционной детской колыбели — бешика. Выставка организована Фондом Каримова и открыта для посетителей до 25 ноября 2019 года.

Данный выставочный проект направлен на популяризацию богатого культурно-исторического наследия и традиционных ремесел Узбекистана. Выставка знакомит зрителей с творческими работами лучших мастеров-бешиксозов Узбекистана из таких городов, как Ташкент, Маргилан, Андижан, Хива, Гиждуван.

Кроме этого, в экспозиции представлены фотографии, демонстрирующие традиционный процесс изготовления бешика, начиная с подготовки деревянного каркаса до нанесения различных узоров. Разнообразные образцы произведений народных мастеров, точность каждой детали и оригинальность красочных орнаментов позволяют зрителю не только созерцать красоту национальной культуры, но и ощутить историко-бытовую значимость узбекской колыбели.

Многие века нить жизни проходила сквозь пространство колыбели – бешика, представляющей собой модель мироздания ребенка. Являясь первым жилищем ребенка, бешик представлял собой образ новой жизни в мировоззренческой культуре народов Узбекистана и занимал особое место в их жизни. Передаваясь из поколения в поколение, бешик сумел дожить до наших дней и стать частью традиционной культуры узбекского народа в современном мире.

С середины 1990-х годов в Узбекистане стали возрождаться старые и появляться новые центры по изготовлению бешиков. Сегодня данным ремеслом занимаются в некоторых кишлаках и городах. Среди наиболее значимых в этом отношении можно отметить Андижан, Наманган, Маргилан в Ферганской долине; в центральных и северных регионах республики – Ташкент, Ургут близ Самарканда, Гиждуван в Бухарской и Кармана в Навоийской областях; в Сурхандарьинском регионе такой промысел развит в Байсуне; в Хорезмской области колыбели мастерят в Ургенче, Хазараспе и Хиве. В каждом регионе существуют свои узнаваемые особенности в изготовлении и раскраске этого изделия.

Потомственные мастера годами учатся данному ремеслу, чтобы, освоив все тонкости производственного процесса, найти неповторимый авторский «почерк». Передаваясь от мастера ученику, эта работа заключает в себе создание чего-то уникального, при этом сохраняя «колыбельную» традицию.

Появившись в глубине веков, бешик стал частью культуры этносов, проживавших в Центральной Азии, сумел дожить до наших дней и даже занять свое место в современном мире. И все благодаря броской символичности, которую так почитал узбекский народ, придававший колыбели поистине сакральный смысл.

Справка: Под эгидой Фонда Каримова реализуются программы с целью продвижения исторического, культурного и литературного наследия Узбекистана, в том числе концерты, экспозиции и выставки. Фонд также содействует культурному и научно-образовательному обмену между мастерами искусств, научным сообществом Республики Узбекистан и зарубежных стран.

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.