Искусству дают 12 миллионов. В валюте Искусство Фото

Государственный Музей искусств Узбекистана и другие музеи страны получат на пополнение своих экспозиций 12 миллионов в валюте. Об этом было заявлено в минувшую субботу на собрании Общественного совета Музея искусств, посвященном первому просмотру фильма «Авангард. Время. Пространство» (Киностудия «Фаввора-фильм», автор сценария и режиссер Борис Бабаев, режиссер Денис Кодзаев, оператор Шерзод Сапарниязов, редактор Эльмира Ахмедова).

Заседание было открытым, пришли многие искусствоведы, кинематографисты, журналисты и – что оказалось принципиально важным – узбекские и зарубежные бизнесмены. Разговор о дальнейшей судьбе Государственного Музея искусств, о котором после очень скромного «празднования» его 100-летия снова не вспоминают, начался с просмотра фильма. Фильм, снятый на деньги его создателей, впервые за долгие годы устами признанных мастеров рассказывает о художественных музеях страны, о богатейших сокровищах, сокрытых до времени в их хранилищах, и, о которых даже в среде специалистов мало кто иногда знает.

«Это фильм не искусствоведческий, это попытка сказать понятным каждому языком о больших проблемах нашего музейного дела. У нас в стране очень много, так называемых, искусствоведов, даже доктора наук есть, но никто до сих пор эту тему не поднимал. За всю историю современного Узбекистана была одна-единственная попытка рассказать о музее – это фильм Али Хамраева «Страсть Игоря Савицкого», это фильм о замечательном музее в Нукусе, — с горечью говорит г-жа Ахмедова.

Кстати, представляя свой фильм общественности, Хамраев сказал фразу, за которую получил не одну «шишку». Он сказал с откровенностью большого мастера: «Благодаря этому музею многие люди узнали, что есть такое государство – Узбекистан». Это к слову о том, что визитной карточкой страны может быть не только «белое золото» и золото… « А вот в преддверии 100-летия главного музея, носящего звание «Государственный», никто не решился как-то «зафиксировать» эту дату», — продолжает г-жа Ахмедова.

Не захотевший назвать свою фамилию в прессе, но очень уважаемый в нашей стране специалист так объяснил мне эту странную ситуацию: «А как ты думаешь? Если говорить о Государственном Музее искусств, то придется сказать, что его коллекция началась с собрания Великого князя Николая Романова, который долго жил в Туркестане и очень много сделал для развития в крае науки, культуры, современного земледелия и т.д. Его собрание картин – это бесценное сокровище. Когда иные «искусствоведы», желая принизить ценность собрания, начинают говорить, что, мол, не все картины – подлинники, это просто глупость. Всем этим «копиям» по 300 лет и больше, и сделаны они мастерами, которые ныне также признаны «великими»… Но говорить о том, что именно картины, скульптуры, фарфор Великого князя положили начало коллекции Государственного музея – будет непатриотично». Я бы тут вспомнил слова человека, которого в «квасном патриотизме» ну никак не заподозрить. Никита Михалков: «Понятие патриотизма не включает в себя стремление переписать историю под каждое новое правительство…».

Сегодня в экспозиции Государственного музея более 100 тысяч единиц хранения. Говорить о многих из них надо с благоговением. Это картины Александра Николаева («Усто Мумин»), Урала Тансыкбаева (которого называют «Узбекским Гогеном»), Оганеса Татевосяна (в частности, был главным художником павильона Узбекской ССР на ВДНХ в 1937 году), Александра Волкова (один из зачинателей Туркестанского авангарда)… Впрочем, если говорить об авангарде, то нам с вами несказанно повезло: у нас есть картины «первой волны» авангарда, написанные Василием Кандинским и Казимиром Малевичем…

Далеко не каждое собрание может предъявить столь ценные полотна… Но! В 52 залах, на 5400 квадратных метрах экспозиционной площади вы увидите только одну десятую этой замечательной коллекции. Остальное в запасниках. Хотя академик Эдвард Ртвеладзе с полным основанием охарактеризовал Государственный музей как «не просто художественное собрание, но и исследовательское учреждение…», условия и для хранения, и для научной работы в запасниках проблематичные. И за последние 20 лет здесь не родилось ни одной значительной научной работы…

А теперь о приятном… Директор Государственного музея Василя Файзиева рассказала о грядущей реконструкции музея. Она будет проводиться при поддержке национального Фонда развития культуры и искусства и некоторых иностранных организаций. Первый опыт такого сотрудничества уже есть – в Музее прикладного искусства. Там приглашенные эксперты уже предложили целую «дорожную карту», как сейчас модно говорить. (За основу взяты рекомендации для Египетского Национального музея). В этой «дорожной карте» такие не очень вразумительные, но проверенные на практике в Каире понятия как «таргетирование», «маркетинг», «целевая аудитория», которые должны гарантировать наплыв посетителей в Музей прикладного искусства…

Что же касается Государственного музея искусств, то здесь будет строиться еще одно здание. Полностью реконструируют экспозиционную площадь и запасные помещения: предусмотрены (наконец-то!) климат-контроль и специальное «музейное» освещение. «Останутся только несущие стены, все остальное – заменим», — уверила г-жа Файзиева. Очевидно, музей придется на время закрыть… Как быть с «единицами хранения» на это время – решается…

И – снова о приятном. А другими словами – о том, как важно во-время заинтересовать бизнес. Когда участники собрания расходились, с г-жой Файзиевой уже уселся за её стол бизнесмен из соседней северной страны. Мне он сказал, указывая на толстый портфель: «Я привез сюда $12 млн. и после этого фильма знаю, во что их вложить…» Не помните, кто сказал: «Главнейшим из искусств для нас является кино…?»

Автор текста Юрий Черногаев, фото мои (ЕС).

13 комментариев

  • Фото аватара Фома:

    20 человек в таком просторном зале, почему не было объявления про фильм?

      [Цитировать]

  • Фото аватара Елена:

    «пришли многие искусствоведы, кинематографисты, журналисты» — а на фото они куда подевались?

      [Цитировать]

  • Фото аватара Клавдий:

    Сейчас срочно блатные детишки потянутся к искусству из налоговых органов,милиции,прокуратуры,и прочих гос органов….утсраиваться на работу,осваивать мильёны!

      [Цитировать]

  • Фото аватара J_Silver:

    Не больно размахнулись на 12 миллионов, хотя и в валюте? Это же чепуховая сумма для озвученного объема работ — одна вентиляция с освещением, сделанные по правилам, потянут на сумасшедшую сумму! Если себе в карман положить эти деньги — это одно, а выполнить такой грандиозный проект — совсем другое!

      [Цитировать]

  • Фото аватара Любопытствующий:

    Елена:
    28/05/2019 в 00:02
    «пришли многие искусствоведы, кинематографисты, журналисты» — а на фото они куда подевались?
    …………..
    Елена, они давно уехали из страны. Именно по той причине, что не смогли реализовать свои таланты на родине. Их оставшиеся в Ташкенте называют продавшимися за миску похлебки. А они, желая хоть как-то помочь, из дальнего и близкого зарубежья выступают с инициативами, которые делают им честь. Те же Чухнович и Горшенина, цель которых — создать банк данных о художественных ценностях в музеях Узбекистана.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Виктор Арведович Ивонин:

    20 человек в Узбекистане считаются «общественностью». Больше не надо. Потому что 12 миллионов хоть и большие деньги, но если «общественность» расширится, то на всех не хватит. Одному кино надо делать, другому презентации проводить ну и т.д. Чем больше общественности, тем больше идей по рациональному использованию 12 миллионов.

    Для начала, я бы отправил всех этих 20 человек на двухгодичную стажировку в Каирский музей. Пусть изучают там «таргетирование», «маркетинг» и «целевую аудиторию». Остальная «общественность» пусть поступает в Ташкентский государственный экономический университет и Ташкентский финансовый институт. И пусть, сидя на студенческих скамьях, изучают там «таргетирование», «маркетинг» и «целевую аудиторию». А вообще-то, сейчас в Узбекистане и без этого, специалистов по «таргетированию», «маркетингу» и «целевой аудитории» как собак нерезаных. С 1990 года специалистов этого профиля выпускаем.

    А ещё лучше Скляревского позвать. Он только что из Германии приехал. В шоке мужик. Всего одной статьёй разродился. А дальше в ступор попал. Ещё бы! Он там в воочию увидел, что в Германии стоят километровые очереди людей только в музеи. Других очередей там нет. Одна из американских, крупнейшая в мире музейная компания собрала в Германии всё старьё, макулатуру и металлолом и в чистом поле, рядом с автобаном построила музейные корпуса. Народу там не протолкаться.

    А вот Скляревский описал только одну заброшенную шахту из которой немцы сделали подземный музей горношахтного оборудования. Я уж молчу о картинах. Поезжайте в Баден-Баден, это самый престижный в мире курорт в центре Европы. (Горбачёв там до сих пор живёт). Народ там минеральную водичку там пьёт и в казино миллионы проигрывает. Так вот там, шедевры западноевропейской живописи развешаны на открытой террасе для всенародного обзора. Терраса широкая и длинная. По ней утром в обед и вечером проходят миллиардеры в зал, где можно целебную водичку попить.

    В отличие от Ташкентской «общественности» там категорически запрещено фотографировать и, тем более, снимать кино. Запрещено фотографировать даже в магазинах, поскольку выкладка товара там, тоже интеллектуальная собственность.

    Поэтому приглашайте Скляревского, трясите его за грудки и пусть он Вам рассказывает, что он там видел в Германии. Видел он много, поскольку Германия работает по минутам. Если пригласили, то ни одной минуты свободного времени не будет. Вот пусть он Вам об этом и рассказывает.

    Но так как нынешняя «общественность», всё равно не поймёт того, что музейное дело во всём мире — высокоразвитый бизнес, и не поймёт, что дилетантам в нём делать нечего, думаю, что нам нужно отправить на обучение за границу наших ребят, чтобы их там обучили в университетах музейному делу. У нас сейчас таких специалистов вовсе нет. Есть прекрасные историки, есть прекрасные искусствоведы, есть прекрасные журналисты, но это сегодня не главное. Сейчас Узбекистану нужны специально подготовленные специалисты по музейному бизнесу. Это особая специальность. Это не спекулянты с тряпками. Это люди, которые способны создавать музейный бизнес в Узбекистане. Да так, чтобы очередь в наш главный Музей страны всегда была километровой.

    Для начала нужно собрать экспонаты для многих других музеев. Сегодня у нас этим занимаются цыгане. Ездят по махаллям на ишаке и скупают за копейки исторические ценности. Но народ и без цыган каждую субботу и воскресенье продаёт уникальные экспонаты на Янгиабаде в Ташкенте. Вместо того, чтобы проводить там аукционы с участием миллиардеров, они называют это «Барахолка». Надо же до такого додуматься!

    В заключение, прилагаю фото одного из экспонатов немецкого музея. Такого экспоната, который бы даже цыгане у нас в Узбекистане не купили.

      [Цитировать]

    • Фото аватара Иванов Ашот Абрамыч:

      Виктор Арведович Ивонин: Так вот там, шедевры западноевропейской живописи развешаны на открытой террасе для всенародного обзора.

      не шедевры это, а самый настоящий ширпотреб.
      И Баден-Баден ваш- это самая настоящая дыра посреди европы.
      Миллионеры туда только в августе -сентябре приезжают, там тогда действительно настоящие скачки на ипподроме.
      А так, даже смотреть неначто.
      Сколько ко мне знакомых приезжает из бывшего союза, все просят свозить в Баден, а в итоге потом плюются.
      Нет там ничего стоящего, Москва и Питер -вот где красота.

        [Цитировать]

  • Фото аватара Любопытствующий:

    Поезжайте в Баден-Баден, это самый престижный в мире курорт в центре Европы. (Горбачёв там до сих пор живёт). Народ там минеральную водичку там пьёт и в казино миллионы проигрывает. Так вот там, шедевры западноевропейской живописи развешаны на открытой террасе для всенародного обзора. Терраса широкая и длинная. По ней утром в обед и вечером проходят миллиардеры в зал, где можно целебную водичку попить. В отличие от Ташкентской «общественности» там категорически запрещено фотографировать и, тем более, снимать кино.
    …………………..
    Кто-то дезынформировал господина Ивонина. Фотографируй и снимай кино, сколько хочешь. Прилагаю фотодокументы.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Любопытствующий:

    Еще одна фотография

      [Цитировать]

  • Фото аватара Виктор Арведович Ивонин:

    Вот это и есть та самая терраса с картинами в Баден Бадене. Доступ на эту террасу свободный. Можно свободно зайти и в казино. Оно рядом. Но тут уже действуют строжайший запрет на фотографирование и видеосъёмку. А картины там великолепные. Всё это я видел своими глазами, поскольку периодически бываю в этих местах. Сразу за Баден Баденом начинается сказочный Шварцвальд с его фантастическим лунным озером Муммельзее. На берегу этого озера немецкие учёные проводили эксперимент по подготовке команды к полёту на Марс. В качестве испытуемых в полном составе была привлечена знаменитая узбекская команда КВН «Бит-Бум» Ташкентского Технического Университета.

      [Цитировать]

    • Фото аватара Иванов Ашот Абрамыч:

      Виктор Арведович Ивонин: Сразу за Баден Баденом начинается сказочный Шварцвальд с его фантастическим лунным озером Муммельзее.

      сказочное болото с зелёной водой.
      Я живу в этих местах, так что буду постоянно развенчивать ваши байки-мифи об этом.

        [Цитировать]

  • Фото аватара Виктор Арведович Ивонин:

    Это не болото. Там целый флот на рейде стоит.

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.