25 мая 2019 года исполнилось 123 года со дня рождения Вениамина Арнольдовича Хаэта, известного ташкентского композитора Искусство Ташкентцы
Вениамин Арнольдович ХаЭт (25 мая 1896 – 5 февраля 1975), член Союза композиторов СССР, родился в Вильнюсе. Когда Вене исполнилось пять лет, его семья переехала в Одессу. В детстве Веня занимается живописью и музыкой. Музыкальное сочинение превращается в его эстетическое кредо и идеал. И он посвящает сочинению музыки всю свою жизнь.
С 1913 по 1918 год Вениамин учился в Одесской консерватории по классу дирижёра и фортепьяно. После революции попадает в плен к батьке Махно, но чудом Хаэта спасает просьба о помиловании со стороны актёров и музыкантов. В 20-е годы НЭПа Вениамин Хаэт организует различные джаз-банды, которые вместе c ним играют его музыку, гастролируют по многим городам западной России.
В то время В.Хаэт знакомится с певцом, молодыми джазистом Утёсовым и писателем Катаевым. Тогда для Казанского театра оперетты Хаэт пишет первое собственное большое сочинение под названием «Любовь и доллары», не сохранившееся до наших дней. Композитора приглашают в Москву, но через два года Вениамин Арнольдович осознаёт, что такое сталинский социализм и уезжает из столицы с женой Галиной Еремеевной Хаэт-Цветковой. Более полутора или двух лет он ни в одном городе не задерживается.
На сценах театров тех городов, где он жил и работал, ставятся его произведения: «Неизбежность» (по «Американской трагедии» Теодора Драйзера), «Тревога» и другие. Театры играют его оперу «Василиса прекрасная», оперетту Хаэта «Кошкин дом», симфонии: «Сказка», «Дама-невидимка» и так далее. В тот период его племянник Рудольф Осипович Хает, будущий флейтист Московского Ансамбля Осипова живёт в семье композитора. В 1937 году в Перми рождается его дочь Нина Вениаминовна Хаэт, чьей памяти посвящаются следующие веб страницы.
Из-за невозможности путешествовать по стране вместе c маленьким ребёнком, за несколько месяцев до второй мировой, Вениамин Арнольдович Хаэт с семьей выбирает спокойный, по тогдашним меркам, отдалённый от столицы, но в то же время большой город – Ташкент, где он останавливается с надеждой избежать ареста. На сцене Русского (тогда Музыкального) Театра Драмы имени Горького в Ташкенте звучит его музыка к произведению Довженко «Жизнь в цвету» — (звукозаписи), «Домби и сын» Диккенса, «Укрощение строптивой» по Шекспиру и «Любовь Яровая».
Осенью 1950 года В.Хаэта внезапно арестовывают и ссылают в ГУЛАГ на 25 лет строгого режима с конфискацией имущества, a в 1954 годy реабилитируют. С 1957 по 1997 в Ташкентском Академическом Театре оперы и балета имени Алишера Навои играется его опера «Кот в сапогах» по либретто Дилина и Макарьева (переводчиков Шарля Перо); существует либретто той оперы, написанное самим композитором в 1959м году. Оно использовалось при посмертной постановке оперы в Вильнюсе, на родине автора. Эта опера так же ставилась в Новосибирске, Душанбе и Фрунзе (Бишкеке).
В конце 50 х годов её слушает знаменитая перуанская певица Има Сумак и знакомится с В.Хаэтом. В 1962 он пишет оперу «Забавный случай» с его собственным либретто по мотивам пьесы Карло Гольдони в переводе Мильмана. Эту оперу вставили в план 1975 года, но из-за преждевременной кончины её автора «Забавный случай» не поставлен на сцене ташкентского театра имени Навои. Подробная биография Вениамина Арнольдовича раскрывается в Автобиографии дочери композитора — Нины Вениаминовны Хаэт.
Нет, Театр им. Горького с момента основания до сего дня «музыкальным» не был. Этого слова в его названии не было.
Лидия Козлова[Цитировать]