Ветераны ТАПОиЧ. К 100-летию В. Н. Сивца История Ташкентцы Фото

Пишет Радик Газиев

В этом, 2019 году, в Ульяновске, на предприятии «Авиастар-СП» начался выпуск самолета Ил-76МД-90А (фото 1), осуществленный после доработки конструкции планера, авионики и систем, ранее выпускаемого самолета ИЛ-76 МД на ТАПОиЧ. Самолет Ил-76МД-90А после проведения всех типов испытаний опытных образцов самолета получил сертификат на его эксплуатацию в различных, климатических условиях страны и за рубежом. Серийный выпуск этого самолета позволит встать на ноги флагману индустрии транспортной авиации страны — предприятию «Авиастар-СП» (фото 2), загрузить полностью его мощности, увеличить контингент авиастроителей и улучшить инфраструктуру самого предприятия и Ульяновска.

Предполагаемые ранее планы серийных выпусков самолетов Ан-124, Ту-204 на предприятии Авиастар-СП пока отложены на неопределенный срок (кроме обслуживания ранее изготовленных). Самолет Ил-76МД-90А станет основным изделием «Авиастар-СП» (завод , как бы, мог быть «дочерним предприятием», жаль, что нет самой «матери-предприятия»).

Усовершенствование самолета Ил-76МД проводилось еще при его производстве на ТАПОиЧ, в 90х годах 20го столетия, ранние его модификации значительно улучшили летные и другие характеристики изделия. В частности, при модификации самолета Ил-76МФ в 1995г., были установлены новые двигатели ПС-90А , эти же двигатели были внедрены на ТАПОиЧ на серийном изделии Ил-76МД в 1998г. Новые двигатели потребовали доработку старой конструкции крыла, топливной и гидравлической систем, что явилось предпосылкой для будущего усовершенствования самолета, завершенного на предприятии «Авиастар-СП».

Доработка самолета Ил-76МД легла на плечи ученика директора ТАПОиЧ В.Н.Сивца Виктора Васильевича Михайлова, который вырос на заводе до начальника производства и смог объединить вокруг себя группу преданных специалистов по внедрению модификаций самолета. Он и выехал со своей группой в г.Ульяновск при организации авиационного комплекса, где «300 спартанцев» -(количество выехавших специалистов из ТАПОиЧ) возглавили ключевые позиции на предприятии. Но началась перестройка в стране и взгляды на необходимость своей, авиационной промыщленности начали пересматриваться.

Директору Авиационного комплекса В.В.Михайлову пришлось нелегко в отражении нападок и рекомендаций свернуть авиационное производство в пользу гражданской продукции и товаров народного потребления, и опереться в будущем на иностранную авиацию(фото 3, В.Михайлов убеждает; фото 4, В.Михайлов объясняет).

Как вспоминают очевидцы в СМИ, работа на предприятии Ульяновского комплекса, которая варилась в собственном соку, шла трудно, зимой при темп. в 4гр по С. приходилось накрываться пленкой, чтобы обеспечить качественную клепку конструкции (по инструкции необходимо 18гр по С.) ( фото 5 и 6, делегации на предприятии, прохладно).

Однако, благодаря упорству директора В.Михайлова и самоотверженности приехавших работников ТАПОиЧ, удалось отстоять предприятие на плаву и сохранить кадры для его дальнейшего развития. В частности, в поздравительной телеграмме в честь провода В.Михайлова на пенсию от фирмы «Ил» отдельной строкой пишется: «Вашими усилиями наша страна сохранила за собой право называться авиационной державой…». И последующий, большой заказ на выпуск самолетов Ил-76МД-90А и его модификацияи в 2008г., позволил предприятию встать на ноги и начать полномасштабное производство авиационной техники (фото 7).

В.Михайлов руководил Ульяновским Авиационным комплексом в период 1990-1996г.г., и затем, после активного выступления коллектива предприятия и решения Совета директоров ОАК, он вернулся и продолжал работать в тяжелый период 2001-2008г.г., вплоть до выхода на пенсию (итого, более13 лет). После его ухода, когда уже было налажено производство самолетов ИЛ-76-90А и завод заработал на всю свою мощь, пошла чехарда руководителей предприятия «Авиастар-СП» (причем, среди сменяемых друг друга руководителей, почти нет авиационных специалистов и за 10 лет, почти столько же их поменялось). К этому времени, пионеры из ТАПОиЧ уже нянчили на пенсии своих внуков или ушли в мир иной. И нигде в СМИ не упоминается их заслуга, кроме маленькой заметки от общественной организации г.Ульяновска (заметка 8), посвященная биографии В.Михайлова. Но оставшиеся ветераны ТАПОиЧ помнят своих и сохраняют память, и дань уважения.

Краеведческий компас. Центр развития истории и культуры региона
АНО «Центр стратегических исследований Ульяновской области»

Михайлов Виктор Васильевич

Родился 02 октября 1938 года в г. Ташкенте Узбекской ССР. Руководитель и организатор авиационного производства, Почётный авиастроитель, лауреат Государственной премии РФ и Государственной премии Узбекской ССР им. Хамзы.

Окончил Ташкентский политехнический институт по специальности «Самолётостроение» (1964). В 1956-1984 годах работал на Ташкентском авиационном производственном объединении им. В.П.Чкалова. Прошёл путь технолога заготовительного цеха, начальника цеха, начальника производства, заместителя главного инженера, заместителя генерального директора по производству В 1984 году переехал в г.Ульяновск, работал на авиационном комплексе. В апреле 1990 года был назначен генеральным директором Ульяновского авиационного промышленного комплекса. С 1997 по 2001 год работал директором проекта, затем Президентом Ассоциации грузовых авиакомпаний. С декабря 2001 по декабрь 2008 года – генеральный директор ЗАО «Авиастар – СП».

Под руководством В.В.Михайлова было завершено строительство крупнейшего в России Ульяновского авиационного промышленного комплекса с потенциалом производства до 50 самолётов в год, развёрнуто серийное производство современного самолёта Ту-204 и его модификаций, продолжено развитие проекта уникального грузового самолёта Ан-124 «Руслан».

В.В.Михайлов способствовал сохранению авиационного производства в Ульяновске, авиационной отрасли России, поддержанию конкурентоспособности российских самолётов на мировом рынке, сохранению и развитию производственных мощностей и квалифицированного персонала завода.

Награжден орденами Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, медалями. Лауреат Государственной премии РФ в области науки и техники (2003) «за создание и внедрение в эксплуатацию семейства магистральных пассажирских самолётов на базе самолёта Ту-204». Имеет звание «Почётный авиастроитель» (2003). Имя В.В.Михайлова занесено в Золотую Книгу Почёта Ульяновской области (2006).

Источники:

  1. Газиев Р.Р. Близкие и далекие. Деятели в авиации. – Ташкент, 2012
  2. Михайлов В.В. – URL: http://farm8.staticflickr.com/7219/7163405388_a53d9e8f42.jpg (дата обращения 09.11.2015)
  3. Архив музея ЗАО «Авиастар-СП».

С уважением, Радик.

2 комментария

  • Фото аватара Клавдий:

    Радик,а вы не в курсе за приезд Рогозина пару лет назад и что под большим секретом кто-то из его группы проболтался о судьбе двух ил-76,что были доукомплектованы в Ульяновске с тех «бортов»,что были переправлены с ЛИСа в Ульяновск,кои стояли на ЛИСЕ ,хрен знает, сколько лет?

      [Цитировать]

  • Фото аватара АРСЕН ИСМАИЛОВ:

    ВИКТОРУ ВАСИЛЬЕВИЧУ МИХАЙЛОВУ — ПАМЯТНИК ПРИ ЖИЗНИ ! ЗА ЕГО САМООТВЕРЖЕННОСТЬ В ОТСТАИВАНИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО АВИАСТРОЕНИЯ !!!!!!!!!!!!!
    УВАЖАЮ КАК РУКОВОДИТЕЛЯ, А ГЛАВНОЕ КАК ЧЕЛОВЕКА С БОЛЬШОЙ БУКВЫ !!!
    БОЛЬШОЕ СПАСИБО !!!
    ЖЕЛАЮ ДОЛГИХ ЛЕТ И ЗДОРОВЬЯ !!!
    АРСЕН ИСМАИЛОВ.

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.