Есть ли информация о Михаиле Гнесине или его сыне? Видео Искусство Ташкентцы

Зелина Искандерова пишет:

Российский и советский композитор, музыковед, педагог Михаил Гнесин (брат знаменитых Сестер Гнесиных!) с 1942 года был в Ташкенте (с Ленинградской консерваторией), где перенёс тяжелые лишения, смерть сына Фабия — никогда не встречала воспоминаний об этом…
Есть ли где-нибудь такая информация? Известно ли ташкентцам, где могила Фабия Гнесина?

Давно знала только, что памяти сына посвящено очень сильное музыкальное произведение М. Гнесина «Трио Памяти Наших Погибших Детей» (1943). Тоже, по всей видимости, судя по датам, написано в Ташкенте?!

(В 1944 году Михаил Гнесин вернулся в Москву, заняв должность заведующего кафедрой композиции открытого в том же году ГМПИ им. Гнесиных. В 1951 году связи с политической кампанией по борьбе с формализмом и космополитизмом был вынужден уйти из института, передав свою кафедру, ради её спасения, Араму Хачатуряну).

39 комментариев

  • Фото аватара Zelina Iskanderova:

    Встречи с Ахматовой

    Вторник, 25 сентября 2018 (4 дня назад) | Просмотры: 138 | EC
    Опубликовано в журнале: Арион, 1997, 4
    Галина Козловская

    Здесь, в воспоминаниях о Ташкенте времен войны, есть такая замечательная фраза:

    «В великом, ныне утраченном искусстве собеседничества равным ей (Анне Ахматовой) по блеску был один Михаил Фабианович Гнесин.
    Он был к тому же мудрец, златоуст, речь его захватывала, как музыкальное произведение.»

    Из чего следует, что изумительный композитор, «еврейский Глинка», как его называли, выдающийся музыкальный педагог, выраастивший Арама Хачатуряна (!), позднее, в 1946 году — лауреат Сталинской премии — бывал в годы войны у Козловских в Ташкенте…

      [Цитировать]

  • Фото аватара Усман:

    ** Не было у него сына «Фабия» и не был он в Ташкенте в эвакуации.

      [Цитировать]

    • Фото аватара Azim:

      Усман: ***. Не было у него сына «Фабия» и не был он в Ташкенте в эвакуации.

      Коммент в стиле «просто хочу повредничать»? Не знаю насчёт эвакуации, а не самый сложный поиск утверждает, что сын таки был (которого не стало в 1942).

        [Цитировать]

      • Фото аватара Усман:

        Но только его звали не Фабий. И не в Ташкенте.

          [Цитировать]

      • Фото аватара Azim:

        Возможно. Я не разбираюсь в тонкостях имён, но это выглядит придирками в духе «у него не было сына Саши, у него был Александр, иначе отчества звучали бы как Сашиевич». Если Фабий и Фабиан — разные имена, то можно так и написать, без буквоедства. Если же это одно имя — то иначе как «просто придираюсь из вредности, потому что ты виноват уж тем, что хочется мне кушать» это не назовёшь.

          [Цитировать]

      • Фото аватара Zelina Iskanderova:

        Умеющие, и тем более желающие (!) читать — да прочтут:

        http://www.muzcentrum.ru/personslibrary?layout=person&id=510&informationtype=full

        В 1942 году погиб его единственный сын Фабий, что послужило импульсом для создания знаменитого Трио «Памяти наших погибших детей».
        (Да, мне тоже подумалось, что его, наверное, так назвали в честь деда Фабиана; возможно, Фабий — это сокращенная форма имени, но именно так его называют во всех источниках, которые мне удалось найти…
        И ВЕЗДЕ местом и временем смерти его называют Ташкент, 1942 год.
        Был он, видимо, незаурядно одаренным — Михаил Гнесин вставил в память о нём в «Трио Памяти Наших Погибших Детей» (1943) мелодию, написанную сыном в возрасте 8 лет…)

        https://www.gnesina-museum.com/mihail-fabianovich

        В начале блокады Гнесин со второй женой эвакуированы в Йошкар-Олу. Осенью 1942 года они присоединяются к коллективу Ленинградской консерватории, вывезенному в Ташкент. И здесь (т.е. в Ташкенте!) Михаила Фабиановича ждёт самый страшный удар – его единственный сын умирает в возрасте 35 лет

        Более того, есть сведения, что сын Гнесина, эвакуированный в Ташкент ранее, умер за пару недель до приезда туда Гнесина с женой, и Михаил Фабианович жестоко корил себя, что они не смогли выбраться в Ташкент ранее…

        Мих. Мачула: https://rostov.mk.ru/articles/2015/11/12/mikhail-gnesin-lyubov-dlinoyu-v-zhizn.html

        — да, конечно, знаю, читала очень внимательно…

        Все, что я в этом коментарии привела — для внимательных и заинтересованных читателей этого сайта, подонки и мерзавцы могут не читать — их убедить в чем-либо невозможно, да и не нужно — повторяю с полным убеждением, им сюда правильно было бы закрыть доступ, чтобы не гадили на этом сайте!

        Опять же, по существу вопроса — если у кого-то на мой первоначальный вопрос есть ответ, если вы сможете поискать и найти сведения в Ташкенте или вы что-то знаете — спасибо, пишите на сайтю
        Если же поднятый мною вопрос воодушевит вас хотя бы больше узнать о выдающемся человеке, композиторе и исследователе музыки Михаиле Гнесине, поискать в интернете и послушать его музыку — буду рада!

          [Цитировать]

  • Фото аватара Aida:

    Выдержка из биографии Михаила Фабиановича Гнесина (из материалов сайта «Мемориальный музей-квартира Елены Фабиановны Гнесиной»:
    «В 1937 году незаконно репрессирован и расстрелян младший брат – талантливейший певец, актер и писатель Григорий Фабианович. А затем мирная работа в Ленинграде прерывается войной. В начале блокады Гнесин со второй женой эвакуированы в Йошкар-Олу. Осенью 1942 года они присоединяются к коллективу Ленинградской консерватории, вывезенному в Ташкент. И здесь Михаила Фабиановича ждёт самый страшный удар – его единственный сын умирает в возрасте 35 лет (сказываются последствия истощения в Ленинграде и тяжёлые условия эвакуации). Он испытывает глубочайшую депрессию, находясь при этом в ужасных бытовых условиях (так, долгое время они с женой были вынуждены жить в вестибюле Ташкентской консерватории). Но именно тогда сила творческого вдохновения спасает его: он пишет замечательное трио «Памяти наших погибших детей», произведение, являющееся памятником-плачем по своему сыну, как и по всем детям, чью жизнь оборвала война. Созданное величайшим напряжением душевных сил, Трио вызывает горячий отклик у слушателей и, в каком-то смысле, знаменует возрождение творческой силы композитора»
    https://www.gnesina-museum.com/mihail-fabianovich

      [Цитировать]

  • Фото аватара Aida:

    На фотографии музыканты ленинградской консерватории в Ташкенте, 1942 год
    В первом ряду в центре Михаил Фабианович Гнесин

      [Цитировать]

  • Фото аватара Zelina Iskanderova:

    Спасибо, Аида — эту замечательную памятную фотографию не этом сайте долго и подробно обсуждали…
    Спасибо, Азим — вы, как всегда, предельно кратки и откликаетесь по существу…но в данном случае это чересчур мягкое предположение…

    Да что же за подонок этот Усман и невежда вдобавок — такие своего невежества и не стесняются! Или он просто больной психически — в любом случае скажу, по совокупности уже давно продолжающегося безобразия — такое подонство, мерзость и антисемитство не должно появляться на этом сайте! По поводу этого чудовища и другие участники сайта не раз уже высказывались…

    Я переписывалась с ЕС лично на эту тему недавно — сейчас привожу здесь публично выдержки из моей с ним переписки:

    Zelina Iskanderova
    Aug 14, 2018, 5:04 PM
    to Евгений, Евгений

    Dear EC!

    https://mytashkent.uz/2018/08/14/kosmonavty-na-tapoich/#comment-224284

    Усман:
    15/08/2018 в 00:35
    Жалко, что эти космики Родину предали, и большниство из них мозги пропили.

    О чем это?

    Посмотрите на эту очередную реплику мерзкого Усмана — подонок или сумасшедший, или и то, и другое, как я вам и писала не раз!

    Долго он будет гадить на этом сайте и гадить сайт, или вы примете меры наконец?

    Поставили бы, наконец-то, фильтры с Азимом на недостойные этого сайта слова?

    Жду ответа!

    Zelina Iskanderova
    Aug 14, 2018, 10:26 PM
    to Евгений, Евгений

    Да поставьте с Азимом наконец-то фильтры на прохождение на сайт комментов. Убирать потом — не дело, надо НЕ ДОПУСКАТЬ гадости!!!

    Поставили, наконец-то, фильтры с Азимом?
    ——————————————————————————-
    Не знаю, обсуждал ли ЕС с умельцем Азимом это мое предложение — уверена, если прислушаются и немножко поработают, атмосфера на нашем любимом сайте станет намного чище…

    А если парочке заведомых мерзавцев и подонков закрыть доступ на этот сайт — как говорится, другим неповадно будет!
    ———————————————————-
    По существу моего вопроса на сайте — если кто-нибудь знает или найдет какие-нибудь сведения по заданному мною вопросу — заранее большое спасибо! В этоом году 135 лет со дня рождения Михаила Фабиановича Гнесина — готовлю Вечер о нем и сестрах Гнесиных в моей идущей 9-ый год Программе «Вечера Русско-Еврейской Культуры» и буду благодарна за любые сведения из Ташкента.

      [Цитировать]

    • Фото аватара Zelina Iskanderova:

      Прошу прощения за опечатку — конечно же, «НА этом сайте»!

        [Цитировать]

      • Фото аватара ЛеНиН:

        Zelina Iskanderova: Зелина Искандерова. Вы = МОЛОДЕЦ!
        * Народная мудрость : «Cобака лает, караван идет».

          [Цитировать]

        • Фото аватара Zelina Iskanderova:

          Спасибо, ЛеНиН!

          Пишу и говорю о чем-то только тогда, когда знаю достоверно — таким качеством многие не обладают, к огорчению участником этого сайта…

            [Цитировать]

          • Фото аватара yultash:

            Вам знаком этот сайт? Там есть древо Гнесиных — http://www.jewage.org/wiki/ru/Special:GTreeViewer/P0796492197 Но кажется необходимо регистрироваться.
            А вот и неполная копия «дерева» —

              [Цитировать]

            • Фото аватара Zelina Iskanderova:

              Спасибо, yultash!

              Это все ещё не ответ на мой вопрос о Михаиле и Фабии Гнесиных в Ташкенте, но интересно.

              Лидия Козлова, большое спасиб за найденную информацию!

              Есть»золотой актив» сайта, как я бы этих замечательных людей назвала — назову «навскидку» Татьяну Вавилову (!), Айиду (!), Татьяну Перцеву (!), Лидию Козлову (!), Турсунали Каримовича (!), Энвера (!), вас, Yultsh — обратите внимание, какая сразу интернациональная команда образовалась, и это так по-ташкентски! Заочное общение с этими и ещё многими на этом сайте всегда приносит большое удовольствие — оно интересно, познавательно, часто даже мудро, трогательно, что называется, от сердца к сердцу…
              Спасибо!

                [Цитировать]

  • Фото аватара Лидия Козлова:

    Да, когда-то по инициативе Айиды и при поддержке Ольги Левинской эта фотография вернулась к истокам и была названа своим именем: коллектив Ленинградской Консерватории на ступенях Дворца Культуры Швейников в дни юбилейных выступлений. https://mytashkent.uz/2012/10/03/uchastniki-torzhestvennogo-zasedaniya-yubilejnoj-sessii-uchenogo-soveta/ «Участники торжественного заседания юбилейной сессии ученого совета, посвященной 80-летию ленинградской консерватории. 14 марта 1943 года». В разных местах вспыхивали искры новых обсуждений. Примкнули профессионалы, возникли «узнавания», которые не могли бы произойти без их участия. Простите, я уже не всегда помню источники. Ольга Путятицкая: Извините, описка: в начале третьего окна слева, или в начале первого окна справа стоит украинский композитор из Киева Глеб Павлович Таранов (02.(15).06.1904 – 25.01.1989). Эвакуировался с семьей в Ташкент в августе 1941 года. С сентября этого же года начал преподавать в эвакуированной Ленинградской консерватории. Сейчас занимаюсь изучением его творчества, и как раз периодом эвакуации. Перед ним стоит мужчина в очках и костюме с бабочкой. наталья: В первом ряду с усиками и залысиной — Самарий Ильич Савшинский, известный фортеп. педагог. В первом же ряду — №4 и №6 слева — скрипач Витольд Португалов и профессор Одесской консерватории, педагог Э. Гилельса — Берта Рейнгбаль. …. четвёртый справа от женщины с шалью (Ольга Калантарова) — это пианист, ректор Ленинградской консерватории Павел Серебряков.

      [Цитировать]

    • Фото аватара Aida:

      Жаль, что о сыне нет более подробных сведений

        [Цитировать]

      • Фото аватара Zelina Iskanderova:

        И мне очень жаль, Аида — я старательно искала, но, увы…

          [Цитировать]

      • Фото аватара olga:

        О М.Ф.Гнесине ..и Ф.М.Гнесине совсем немного О М.Ф.Гнесине !»С сайта Московской консерватории !!!…В 1923 году приехал в Москву, став педагогом и заведующим творческим отделом Музыкального техникума им. Гнесиных. В 1925–36 годах — профессор кафедры композиции. С 1925 года — декан педагогического факультета Московской консерватории. В этот период (особенно в 1929–31) вёл непримиримую борьбу с РАПМ. Сотрудничал с ОРКиМД. С 1927 года — один из руководителей Общества еврейской музыки. В 1935 году переехал в Ленинград, приняв приглашение своего близкого друга М.О. Штейнберга работать на кафедре композиции Ленинградской консерватории. В 1941–42 находился в эвакуации в Йошкар–Оле, работая заведующим музыкальной частью драматического театра, с 1942 года был в Ташкенте (с Ленинградской консерваторией), где перенёс тяжелые лишения, смерть сына Фабия. В 1944 году вернулся в Москву, заняв должность заведующего кафедрой композиции открытого в том же году ГМПИ им. Гнесиных. В 1951 году связи с политической кампанией по борьбе с формализмом и космополитизмом был вынужден уйти из института.»

          [Цитировать]

    • Фото аватара Лидия Козлова:

      Перенося комментарий, я недокопировала букву. Не «Рейнгбаль», а Берта Рейнгбальд. Простите.
      Смертность была высокая. Тяготы блокады и брюшной тиф. Иногда после войны останки переносили на родину. Например, выдающийся певец и педагог Иван Ершов именно так завещал себя похоронить.

        [Цитировать]

  • Фото аватара EC:

    Лидия Козлова опубликовала в Фейсбуке:

    https://www.myheritage.com/person-1000035_132927371_132927371/%D1%84%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D0%B9-%D0%BC%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87-%D0%B3%D0%BD%D0%B5%D1%81%D0%B8%D0%BD-iii?lang=RU#!events
    Страничка Фабия Гнесина (сына), скончавшегося от желтухи в Ташкенте в 1942 г.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Татьяна Вавилова:

    Зелина! Посмотрите, что ещё нашла Лидия Козлова. Зайдите на её страничку в фейсбуке. Там есть интересное. А в РГАЛИ есть «воспоминания неустановленного лица о последних встречах с Ф.М. Гнесиным в Ташкенте». Можно заказать, наверное. http://www.rgali.ru/object/350242865#!page:1/o:350242865/p:1/o:350242865_D_70515215/p:1/o:345667559/p:1

      [Цитировать]

    • Фото аватара Zelina Iskanderova:

      Спасибо. дорогая доктор Вавилова!

      Отметила я вас выше, и не в первый раз, в числе замечательного «золотого актива» этого сайта!

        [Цитировать]

  • Фото аватара Zelina Iskanderova:

    Вот, наконец-то, нашла, что в Музее Елены Фабиановны Гнесиной в фонде М. Гнесина и его супруги есть информация, что называется, из первых рук, отвечающая на мой вопрос — попробую связаться с кем-нибудь в Музее и очень попрошу отправить копию…А потом сообщу вам, дорогие ташкентцы…
    https://www.gnesina-museum.com/fond-17

    Архив Михаила Фабиановича Гнесина (1883–1957) и Галины Маврикиевны Ванькович-Гнесиной (1893–1976)

    Шифр фонда: «XVII»

    ​Рукописи и письма М. Ф. Гнесина немногочисленны, но показательны. Один автограф содержит записи ташкентских адресов и местонахождения могилы сына Михаила Фабиановича, Фабия, умершего во время Великой Отечественной войны в эвакуации в Ташкенте.
    М. Ф. Гнесин создал одно из самых трагических своих произведений – Трио для фортепиано, скрипки и виолончели «Памяти наших погибших детей», и в архиве есть рукопись его аннотации к этому трио: «В Трио ор. 63 («Памяти наших погибших детей») автор стремился не только отразить нашу общую печаль по нашим детям, ученикам, юным друзьям, погибшим в боях за родину, замученных врагом в оккупированных городах, умерших в обстановке эвакуации. Автор хотел как бы восстановить в памяти слушателей облик этих молодых людей – живыми, юными – от детских мечтаний и игр, от юношеской недовоплощённой любви и устремлений к подвигам – до подлинных первых достижений и внезапной гибели. Этим объясняется то, что в этом произведении наряду со страницами элегическими и трагедийными – немало страниц чрезвычайно светлых. Эпизоды, относящиеся в этой пьесе к поэзии детских переживаний (первая побочная тема сонаты) построены на теме, сочинённой сыном автора Фабием Гнесиным, ныне погибшим, когда ему было всего восемь лет».

      [Цитировать]

    • Фото аватара Aida:

      Вот, сын, оказывается в детстве и музыку сочинял — но музыкантом он, видимо не стал, и образование у него было техническое

        [Цитировать]

  • Фото аватара Лидия Козлова:

    Светлая Память Фабию и многим -многим жертвам войны. Письмо Михаила Фабиановича публиковать нельзя. Читать тоже не нужно, наверное. Интересных краеведческих подробностей о жизни Города и его людей там нет. Это личный крик боли, которым отец поделился со своей сестрой. Горе — это как Любовь. Можно читать мемуары, а это душа человека. Я не сразу поняла это. Сунула нос в госкаталоге. Просто до судорог!

      [Цитировать]

    • Фото аватара Zelina Iskanderova:

      Лида, дорогая, я не собиралась публиковать это письмо, если мне доведется его прочитать — тут идет речь вот о чем:

      «Один автограф содержит записи ташкентских адресов и местонахождения могилы сына Михаила Фабиановича, Фабия, умершего во время Великой Отечественной войны в эвакуации в Ташкенте.» — Нам, ташкентцам, это может сказать об очень многом — пожалуй, как никому другому…

        [Цитировать]

      • Фото аватара Татьяна Вавилова:

        Важные сведения. Надеюсь, удастся найти.

          [Цитировать]

      • Фото аватара Лидия Козлова:

        Письмо, которое мне довелось увидеть, не содержит этих сведений. Оно написано через дня три после ухода Фабия. Это буквально часы у постели больного. http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=8101166

        Более поздняя телеграмма действительно сообщает адрес квартиры, где жили Гнесины в эвакуации. Как я понимаю, это ДОМ, где жила Загурская, Кары-Якубов и т.д. http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=8344521

          [Цитировать]

        • Фото аватара Zelina Iskanderova:

          Спасибо, Лида.

          Телеграмма эта с адресом проживания Михаила Фабиановича с супругой отправлена, как мы видим, 21 марта 1943 года, через 4 месяца после письма, и к этому времени они уже, наконец-то, получили комнату для проживания…
          Обратите внимание, какая трогательная подробность — в телеграмме, где обычно пишут только самое важное или самое необходимое, он сообщает сестре, что «инструмент вчера привезли» — так много для него это значило!

          Видимо, есть ещё другое письмо, с перечнем ташкентских адресов проживания супругов Гнесиных и указанием местоположения могилы Фабия — скорее всего, как мы понимаем, это должно быть где-то на боткинском кладбище, среди могил 1942 года…Вряд ли она охранилась — родных, кто бы за ней ухаживал, после 1944 года в городе не было, насколько мы знаем…

          А вот как жил и работал эти годы в Ташкенте сам Михаил Фабианович, что ещё написал — постараюсь узнать и, если удастся найти такие сведения, постараюсь опубликовать на сайте.
          Спасибо всем, кто нак заинтересованно помогал!

            [Цитировать]

          • Фото аватара Лидия Козлова:

            Да, я знаю. Но до этого семья Гнесиных жила в Консерватории. Что для вас и для меня, да и вообще для нашего поколения не удивительно. Ведь часть Консерватории была превращена в общежитие для эвакуированных. Удалось разобрать в письме, что Фабия пристроили к приятельнице родственницы мачехи (или к родственнице приятельницы?). Потом его оттуда попросили. Он тоже переселился в Консерваторию, но только на ночёвку и какое-то питание. Отец по приезде поместил его в гостиницу. Совсем трудно разобрать то, что написано «на полях». Но удалось прочесть, что за Михаила Фабиановича хлопотали Ашрафи, Михоэлс и Серебряков. Карточка у Гнесина — отца была литерная. Но в какое-то время она не отоваривалась, так как продовольствия в городе не хватало. А вот адресов нет! Единственный адрес — это Пролетарская.

              [Цитировать]

            • Фото аватара Анна:

              На конверте письма моей прабабушки Веры Альбертовна Соловейчик к Михаилу Фабьяновичу значится «Ташкент, ул Чехова 3/5, Ленинградская государственная консерватория». Другой адрес «Пролетарская 4, кв 42» я вижу в письме сёстры бабушки Екатерины Кистяковской.
              РГАЛИ. Фонд 2954.

                [Цитировать]

            • Фото аватара Анна:

              На конверте письма моей прабабушки Веры Альбертовна Соловейчик к Михаилу Фабьяновичу значится «Ташкент, ул Чехова 3/5, Ленинградская государственная консерватория». Другой адрес «Пролетарская 4, кв 42» я вижу в письме сёстры бабушки Екатерины Кистяковской.
              РГАЛИ. Фонд 2954.

                [Цитировать]

              • Фото аватара Лидия Козлова:

                Спасибо Большое! Я немного «прояснила» вашу фотографию. Адрес на Чехова — это тот самый Дворец Культуры Швейников, где обитала Ленинградская Консерватория. Это один из адресов проживания и преподавания ленинградцев.

                  [Цитировать]

          • Фото аватара Татьяна Вавилова:

            Зелина, часть могил на карте эвакуированных сохранилась. Кроме того, мне говорили, что в посольстве есть списки похороненных. Так что при необходимости можно узнать там ли Фабий был похоронен.

              [Цитировать]

            • Фото аватара Zelina Iskanderova:

              Спасибо, Татьяна Вавилова и Лидия Козлова!
              Лидия смотрит документы фонда М. Гнесига в РГАЛИ, а письмо, о котором я нашла сведения и писала выше, находится в Музее Елены Фабиановны Гнесиной, в фонде М. Гнесина и его супруги (!) — попытаюсь сначала найти доступ к этому фонду…

                [Цитировать]

  • Фото аватара виолав:

    На сайте
    Музея Гнесиных опубликованы Письма Гнесиных из эвакуации

    Письмо от Штейнбергов
    О.Ф. Гнесиной из Ташкента в Свердловск от 2 марта 1942 г.

    Текст письма

    Рассказ о жизни в эвакуации и о работе Ленинградской консерватории, эвакуированной в Ташкент; сообщение о присуждении Сталинской премии Седьмой симфонии Д.Д. Шостаковича.

    https://www.gnesina-museum.com/vystavka-voennye-gody

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.