Участники торжественного заседания юбилейной сессии ученого совета, посвященной 80-летию ленинградской консерватории. 14 марта 1943 года Tашкентцы Старые фото

Айида Каипова пишет:
Мы с OL постарались разобрать большой групповой снимок, который считался снимком эвакуированных писателей. Я сделала итоговый разбор, пожалуйста, опубликуйте.

Наши попытки исследовать фотографию, на которой предположительно были сфотографированы эвакуированные в Ташкент писатели,

  1. https://mytashkent.uz/2011/07/15/v-gody-vojny-v-uzbekistane-zhilo-okolo-200-pisatelej/
  2. https://mytashkent.uz/2012/10/01/sovetskie-pisateli-v-tashkente-v-1942-godu-olga-forsh-identifikaciya/#comment-120492
  3. https://mytashkent.uz/2012/10/02/mark-tajmanov-v-tashkente/

привели к следующим выводам:

1. На снимке – участники торжественного заседания юбилейной сессии ученого совета, посвященной 80-летию Ленинградской консерватории. Снимок сделан 14 марта 1943 года. (Датировка сделана в соответствии с датой на программке юбилейной сессии, определение события – по составу сфотографированных лиц).

2. В первом ряду, с той или иной долей уверенности, распознаются следующие лица (слева – направо):

— третья (женская) фигура слева – Елизавета Фабиановна Гнесина (1879 – 1953) – скрипач, педагог (определена по внешнему сходству);
— за ее спиной (во втором ряду) – Елена Фабиановна Гнесина (1874-1967) – пианистка-педагог, засл. деят. искусств РСФСР (определена по внешнему сходству);
— четвертая (мужская) фигура слева, рядом с Елизаветой Фабиановной
– их брат Михаил Фабианович Гнесин (1888-1957) – композитор, педагог, музыкально-общественный деятель (определен по внешнему сходству);
— седьмая (мужская) фигура слева – Мухтар Ашрафович Ашрафи (1912-1975) – композитор, дирижер, педагог, Народный артист СССР (определен по внешнему сходству и по дате вручения Сталинской премии);
— восьмая (мужская) фигура слева, рядом с Мухтаром Ашрафи, — Камиль Яшен (Нугманов) (1909-1997) – писатель, поэт, драматург определен по внешнему сходству);
— девятая (мужская) фигура слева – Максимилиан Осеевич Штейнберг (1883-1946) – композитор, дирижер, педагог, музыкальный деятель, профессор Ленинградской консерватории (определен по внешнему сходству и биографическим данным – учил М. Ашрафи в 1941-1944 гг);
— пятнадцатая (женская) фигура слева – Ольга Дмитриевна Форш (1873-1961) – писатель, автор исторических романов (определена по внешнему сходству) (определена по внешнму сходству и биографическим данным — учила ремии) и, определение события.

3. На снимке, среди участников также могут быть: Л.Н. Николаев, П.А. Серебряков, Н.Е. Перельман, В.И. Ершов, В.А. Успенский, С.Н. Василенко, Г.А. Мушель, Б.А. Арапов, Л.С. Гинзбург, А.Л. Островский, И.А.Мусин, Х.С. Кушнарев, Ю.Н. Тюлин, М.Я. Хальфин, Л.И. Зелихман, С.С. Апродов, А.Я. Штример, А.М. Штример, Ю. И. Эйдлин, В.Н. Кудрявцева, М.Н. Базыкина, Л.А. Баренбойм, Б.А. Струве, И.Я. Полферов, В.А. Чарушников, С.М. Штойнберг, С.Д. Масловская – музыканты-исполнители, педагоги, ученые-музыковеды, певцы, как ташкентские, так и эвакуированные из Ленинграда. (Источник – биографические данные названных лиц и указание на них в программке юбилейной сессии).

4. Снимок был сделан на крыльце здания, находившегося на ул. Чехова, № 3/5, называемого также «бывший клуб швейников».

56 комментариев

  • tanita:

    Браво, браво, браво! Вот это серьезная работа, серьезное исследование! Молодцы и умницы!

      [Цитировать]

  • Yultash Yultash:

    Да, согласен — красиво! Но острый вопрос всплывает, прямо по классике — «А что скажет по этому поводу уважаемый Олег Николаевич?» Ведь он и выставил этот снимок, в комментариях к которому выдал писателям очень не лестную оценку. А если это музыканты? Отзыв о них тоже будет аналогичный? Или по мягче чуть-чуть…

      [Цитировать]

    • OL:

      Боюсь предположить,что скажет Олег Николаевич,но нашла сегодня книгу»Уроки Разумовской»-Классика-ХХI Москва 2007г.В ней эта фотография идет как все преподаватели Ленинградской консерватории в эвакуации в Ташкенте ! Лично меня смущает фигура в сером пальто(Раневская,Форш,Гнесина?)Подходят все!

        [Цитировать]

      • OL:

        Вернее,все кто отправился в эвакуацию в Ташкент.

          [Цитировать]

        • lvt:

          Поздравляю с завершением дерзкой прогулки в прошлое! Впереди ещё много ступеней на пути от предположения к абсолютной истине. Обязательно надо разместить в интернете страницу книги с фотографией. Это аргумент в пользу «музыкальной» версии. С самыми наилучшими пожеланиями LVT.

            [Цитировать]

          • OL:

            Вставка из семи фотографий после 80 страницы текста(на четвертой фотографии,после характеристики Д.Шостаковича,перед фотографией преподавателей кафедры фортепиано Ленинградской консерватории) А в интернет -для опознания людей на фотографии?Или для подтверждения «музыкальной» версии?Пора в облако уже слово консерватория внести,и киностудия.Нет, попробую по другому-покажу фото нашим музыкантам-выпускникам Ленинградской консерватории.Они должны знать своих учителей.Вот лично мне интересней продолжение-работа преподавателей Ленинградской консерватории в годы эвакуации в Ташкенте-она не прекращалась ни на день.Но на страницу этой рубрики фото из книги и обложку попробую закачать-если получится!P.S.А что прогулка в прошлое так дерзко выглядит?

              [Цитировать]

            • lvt:

              Для подтверждения вашей версии. Ведь другие источники ищут писательский след. Можно полистать книгу, чтобы понять откуда взята фотография.

                [Цитировать]

              • OL:

                А -а,да после того,как эта фотография выставлялась как «писательская»(вот странно а почему?)дважды или трижды,то верно выглядит дерзко..А вот книгу листать-в ней о преподавателе Ленинградской консерватрии В.Х.Разумовской-написала Стелла Бейлина-а где она взяла зти фотографии-может из личного архива той Разумовской.Точно можно сказать(из книги)-в Ташкенте Разумовская была с1941-1944гг.,учила студентов,устраивала концерты,проводила методические мероприятия,за что была награждена Почетной грамотой Президиума Верховного совета Узбекской ССР.Вероятно в том же 1943г.

                  [Цитировать]

                • OL:

                  Очень похожа, с вероятностью в 99%,на женщину в туфельках с перепоночкой(больные ноги),рядом с дамой с шалью! Ищем дальше!Я так понимаю в первом ряду награжденные,я уже предлагала искать надо среди награжденных в тот год!

                    [Цитировать]

    • ОлегНик:

      Уважаемый Олег Николаевич скажет: фото из 2 тома антологии «125 лет узбекской фотографии», желающие узнать доподлинно подпись под фото — обратитесь в новую библиотеку в Ташкенте, там наверняка этот том (1941-1991 год)есть… у меня из каждого тома по 2 десятка фото, заинтересовавших меня. Остальное агитпроп…
      ЕС наверняка может уточнить детали у Турсунали Кузиева, это его труд, он автор проекта… По поводу музыкантов той поры — на фото я Шостаковичей не заметил, а бывшие на слуху известные в музыкальном мире личности того периода недалеко от писателей ушли.

        [Цитировать]

      • OL:

        Шостакович остался в Ленинграде,сбрасывал с крыш зажигалки,а остальные настолько малоизвестные в широком кругу личности , что даже никому не пришло в голову на фотографии искать преподавателей музыки,и если бы не особа в сером пальто,то навряд ли эта фотография привлекла бы чье то внимание.А за информацию большое спасибо,показала фото нашим музыкантам-выпускникам Ленинградской консеватории-очень всех заинтересовало,попросили побольше узнать об этом малоизвестном им факте.Еще раз большое Вам спасибо,это Вы снаружи такой суровый-внутри Вы мягкий и пушистый!

          [Цитировать]

        • akulina akulina:

          Он там еще и музыку писал между делом. Например, Седьмую симфонию, которую в блокадном Ленинграде и исполнили с трансляцией по радио.

            [Цитировать]

      • Aida:

        Речь идет о том, что на снимке много преподавателей Ленинградской Консерватории. И Шостаковича тоже кто-то когда-то учил играть. И учительница, учившая Олега Николаевича читать и писать, тоже не была Президентом Академии Наук.
        Всех ныне обучающих и преподающих — с Днем Учителя!

          [Цитировать]

        • ОлегНик:

          Не забывайте фразы: «научить нельзя — можно научиться… а уж у кого научиться, это совсем другой вопрос!»

            [Цитировать]

          • tanita:

            Олиг Николаевич, мне повезло, я научилась. У меня были потрясающие учителя, и даже в музыкальной школе. Научили, дай им бог место в раю!

              [Цитировать]

            • ОлегНик:

              Но Шостаковичем Вы не стали, значит не у того учились…

                [Цитировать]

              • OL:

                Шостакович учился у Л.В.Николаева-который умер в эвакуации в Ташкенте в ноябре 1942 от менингита,переболев перед этим брюшным тифом,еще учился у Штейнберга -музыканта и заядлого фотографа(возможно автора фотографии) который тоже находился в эвакуации в Ташкенте.

                  [Цитировать]

      • OL:

        День копалась, перечитывая биографии звакуированных и пришла к выводу-Вы правы,недалеко ушли музыкальные личности того периода от писательских.

          [Цитировать]

  • Aida:

    мне кажется, присутствие нескольких не преподавателей консерватории ничуть не опровергает подпись. и фигура в сером пальто для нас все еще неоднозначна

      [Цитировать]

    • OL:

      Аида!Раз Вы выставили фотографию заново,Вам и завершать расследоание,а без посещения архива консерватории,пожалуй, не обойтись!Эта дама в сером уже снится мне,как старуха из «Пиковой дамы» Герману!

        [Цитировать]

      • Aida:

        да, надо знать к кому обращаться. Планирую в понедельник днем звонить в архив Консерватории и узнать по поводу музея, или конкретного человека, к которому можно обратиться с такими вопросами. наверное там есть и кафедра истории музыки (или что-то в этом роде). В Питер собираюсь в октябре.
        Если говорить о снах, мне «снится» мужчина восточного вида, стоящий в первом ряду, слева от дамы в сером пальто, после низенькой женщины в шляпке. У него сцеплены пальцы рук. Наверняка ведь ташкентец. Ты кто, ташкентец?!.

          [Цитировать]

  • lvt:

    http://biblio.conservatory.ru/History/Cons/War/Img/08.jpg
    Это преподаватели консерватории в музыкальной школе.

      [Цитировать]

  • lvt:

    А вот он -бывший клуб швейников. Адрес в 1962г. всё тот же:ул.Чехова 3\5.
    http://fotki.yandex.ru/users/mir-tash/view/202557/?page=2

      [Цитировать]

  • Aida:

    три двери между четырьмя колоннами. все так.

      [Цитировать]

    • OL:

      Уверенна в четверых-дама с шалью Колонтарова,за ней Разумовская,далее Ашрафи,двоих пропускаю,с залысиной Гнесин,с характерным для него разворотом головы.Фото из книги ,Айида,посылаю Вам на Фейсбук,потом можете убрать,сюда не могу, не умею.Ничего о профессорах не искала ,времени не было,да и когда прочитала о дрязгах,о смерти Л.В.Николаева-вернее о причинах его смерти-расхотелось вообще что либо о них искать.Этот склочный дух витающий в стенах Л.консерватории со дня ее образования, верно отправился вместе с частью преподавательского состава в эвакуацию в Ташкент.На фото все они и может часть деятелей искусств ,имеющих отношение к музыке,других не может быть,так как всё было завязано на пайки,карточки,распределение благ-тут посторонним не было места,даже пригласительных наверняка не могло быть лишних.Да еще вручение орденов ,почетных грамот- по этому случаю общая фотография награжденных,и участвующих в большом концерте.

        [Цитировать]

  • Aida Aida:

    присылайте на фейсбук, я выложу здесь, Вы правильно сделали, что нашли меня на фейсбуке

      [Цитировать]

  • Aida Aida:

    Фотография от Ольги Ливинской. Из книги С. Бейлина. Уроки Разумовской

      [Цитировать]

  • Ольга Путятицкая:

    В последнем ряду, в пиджаке с галстуком, в начале третьего окна справа стоит украинский композитор из Киева Глеб Павлович Таранов (02.(15).06.1904 – 25.01.1989). Эвакуировался с семьей в Ташкент в августе 1941 года. С сентября этого же года начал преподавать в эвакуированной Ленинградской консерватории. Сейчас занимаюсь изучением его творчества, и как раз периодом эвакуации. Перед ним стоит мужчина в очках и костюме с бабочкой.

      [Цитировать]

  • Ольга Путятицкая:

    Извините, описка: в начале третьего окна слева, или в начале первого окна справа

      [Цитировать]

  • наталья:

    В первом ряду с усиками и залысиной — Самарий Ильич Савшинский, известный фортеп. педагог. В первом же ряду — №4 и №6 слева — скрипач Витольд Португалов и профессор Одесской консерватории, педагог Э. Гилельса — Берта Рейнгбальд

      [Цитировать]

  • LVT:

    Спасибо, Наталья и Ольга Путятицкая! Год за годом — появляются новые фамилии! Значит верна основная версия!

      [Цитировать]

  • наталья:

    четвёртый справа от женщины с шалью (Ольга Калантарова) — это пианист, ректор Ленинградской консерватории Павел Серебряков

      [Цитировать]

  • LVT:

    http://istoriya-teatra.ru/theatre/item/f00/s00/e0000204/index.shtml Софья Владимировна Акимова, русская и советская певица. Фотография сделана до 1961г. 5-ая справа НЕ Ольга Форш, а профессор консерватории Софья Владимировна Акимова — Ершова. http://istoriya-teatra.ru/theatre/item/f00/s00/e0000204/index.shtml

      [Цитировать]

  • olga:

    Осенью 1944 года Ленинградская консерватория возвратилась из ташкентской эвакуации, длившейся
    три года. Публикация материалов и воспоминаний непосредственных участников давних событий началась почти сразу после войны, но документы тех лет вызывают и в наши дни значительный научный и человеческий интерес. Среди авторов, обозначивших «военную тему» в истории Консерватории, одним из первых был профессор Арон Львович Островский [3], в течение ряда лет, в том числе и в Ташкенте, бывший заместителем директора по научной и учебной работе. Известный ученый И. И. Земцовский писал об Островском: «Ему было свойст венно столь редкое сочетание таких человеческих качеств, как талант, красота, ум, воля. К этому
    необходимо прибавить чуткость и обязательность при жизненно интенсивной деятельности, энергии. Около полувека преподавал А. Л. Островский в Ленинградской консерватории, вписав тем самым яркие строки в историю советского музыкального образования» [1, с. 228].
    В 1944 году Островским был подготовлен официальный Отчет о деятельности Консерватории в эвакуации, в скупых, сдержанных строчках которого отразилась целая эпоха жизни нашей alma mater. В данной публикации мы приводим вступительную статью Островского к Отчету и отдельные фрагменты этого большого документа, раскрывающие суть происходивших событий. При публикации сохранены орфография и пунктуация подлинника. Председателю комитета По делам высшей школы При СНК СССР Тов. Кафтанову 1 ЛЕНИНГРАДСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ 1941 г. — 1944 г. ОТЧЕТ г. Ташкент 1944 г.
    Зивар ГУСЕЙНОВА Они вернулись. . .

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.