Советские писатели в ташкенте в 1942 году. Ольга Форш — идентификация Tашкентцы История

Пишет Айида Каипова.

Некоторое время назад на сайте была размещена фотография 1942 года с изображением писателей, эвакуированных в Ташкент. Удивило количество незнакомых лиц. Крупная седовласая женщина с белым шарфом, стоящая в первом ряду очень похожа на Раневскую в старости, но очевидно не она, и писателем она не была. Мы пообсуждали и остановились.

У меня появилось предположение – эта женщина – ленинградская писательница Ольга Дмитриевна Форш (1873 – 1961), автор исторических романов «Камнем одетые», «Михайловский замок» и др. Я знаю, что она была в эвакуации, но в Ташкенте ли – никаких сведений у меня нет. Не все эвакуированные писатели жили в Ташкенте. В 1942 году ей было 69 лет.

Несколько фотографий Ольги Дмитриевны позволяют судить о сходстве. Кстати, и восточный халат на первом снимке тоже может быть не случаен. А может и нет.

90 комментариев

  • lvt:

    Айида, просто молодец! 1:0 в вашу пользу!

      [Цитировать]

  • Yultash:

    Спасибо, это и есть исследование!

      [Цитировать]

    • OL:

      Нашла кое что-О.Ф-была эвакуирована с семьей на Урал, была в экспедиции по Средней Азии,в Алма-Ате собирала материал о героях-панфиловцах.В эвакуации отказалась от празднования своего юбилея .Вернулась в Москву весной 1944г,осенью 1944г перебралась в Ленинград.

        [Цитировать]

  • Aida:

    так могла ли она быть в Ташкенте в 1942 году?

      [Цитировать]

  • Aida:

    когда я впервые прочла «Камнем одетые», меня удивило профессиональное описание измененного состояния сознания. Поинтересовалась биографией — оказывается в молодые годы она разделяла теософские взгляды.

      [Цитировать]

    • OL:

      Вот еще-1942 О.Ф.проживала с семьей в Свердловске вместе с другими писателями-ФЕДОРОМ ГЛАДКОВЫМ,МАРИЭТТОЙ ШАГИНЯН,АННОЙ КАРАВАЕВОЙ,АГНИЕЙ БАРТО др -всего 60 человек,возглавлял организацию БАЖОВ,см» На Урале в дни войны»

        [Цитировать]

      • Aida:

        OL, с самого начала рассмотрев фотографию с писателями, я пошла по пути наименьшего сопротивления. Женщин там мало, их лица, почти у всех, хорошо видны при увеличении. Вспомнила и выписала список всех женщин-писательниц, которые жили и творили в годы войны, и начала искать фотографии. Начала с Ольги Форш. Указаний на ее рост я нигде не встретила. Подумала о Шагинян, но Шагинян была не такая крупная и статная, и (да-да) в годы войны была на Урале. Посмотрела Панову, Кетлинскую, Инбер (а она в блокаду вообще была в Ленинграде) — вобщем, все оказалось довольно непродуктивно. Знаю, что в Ташкенте была Лидия Бать, но нигде не нашла ее портрета — а она могла бы быть на общей фотографии.

          [Цитировать]

        • OL:

          Скажу честно-до 1 октября 2012г не слыхивала про О.Ф,никогда,и умничать не стану-возможно лицо О.Ф. и подходит ,но уж очень узнаваемо пальто дамы на фотографии,в котором она за неимением другого промерзла в эвакуации в Ташкенте.Да и рост-дама с седыми волосами на голову выше всех остальных, и мужчин в том числе! А О.Ф.выглядет поменьше,и находила сегодня фотографию ,где у нее до войны,а может и в войну ,коротко стриженные волосы. С неизменным интересом и уважением к Вашим изысканиям!P.S.Да и на долю О.Ф. и других писателей не выпало столько мучений в Свердловске.как на долю ташкентских.Впрочем,чего только не бывает!

            [Цитировать]

    • tanita:

      Послушайте, Аида, до чего интересно! Вы большой молодец, и я вас еще сильнее зауважала, если только это возможно. Понимаете, меня всегда интересовал несколько мужской склад ума О, Ф, а насчет измененного сознания — просто потрясающе. Теософия — это же связано с мистикой? Этингер, Парацельс, Шеллинг… я не слишком хорошо знакома с теорией, это верхушки, но ОФ. с ее нелегким арактером, видимо увлеклась основательно. Ой спасибо Сулейману….Пошла читать биографию….

        [Цитировать]

  • lvt:

    Можно предположить, что центральная фигура (улыбающийся мужчина в тёмном костюме)-Николай Вирта. Именно он в Ташкенте оказался «у руля». Выбивал и распределял пайки, спецснабжение, жильё. Как я поняла из воспоминаний современников, он был не только мастеровитым писателем, рупором власти, но и обладал административным даром. Мне кажется он должен был стоять в самом центре. Сравнила фотографии -вроде похож.http://imhonet.ru/person/92807/gallery/ «Мучения» писательской диаспоры в Ташкенте, конечно, понятие относительное. Пайки выдавались, доппаёк выбили, жили в комнатах, а не на улице, ехали в отдельном поезде, каждый на своей полке, а не в теплушке стоя. Обеспечивались какой-то работой. На фоне тогдашней жизни — нормальное существование. Как я поняла из воспоминаний, в писательском таборе действовал свой «табель о рангах». Значит генералы СП должны быть в первом ряду. Там же могут оказаться мэтры узбекской литературы или идеологии, как принимающая сторона.

      [Цитировать]

    • OL:

      Вот трое за высокой фигурой в сером,в правом нижнем углу(первый ряд)-похожи на мэтров узбекской культуры или идеологии.Как я думаю!

        [Цитировать]

  • Aida:

    вот с администраторами я совершенно согласна, и про первый ряд тоже

      [Цитировать]

    • tanita:

      Насчет Вирты — администратора согласна полностью, но как писатель, пардон — еще хуже Федора Панферова с его брусками ДО ужаса нечитабельно! Хотя я честно пробовала!

        [Цитировать]

  • lvt:

    Возможно рядом с Виртой( по правую руку)-драматург Исидор Шток. http://imhonet.ru/person/92807/gallery/ Всё предположения! Писатели здесь такие молоденькие -молоденькие (ещё 40 нет)

      [Цитировать]

  • hysteria:

    на фотографии действительно Раневская. читала пару лет назад обсуждение именно этой ее фотографии, так там проводились целые исследования, она ли это, в итоге сошлись на мнении, что таки да))) в том же обсуждении указывались имена мужчин слева, но я совсем запамятовала(((

      [Цитировать]

    • lvt:

      О, я тоже набредала на подобные обсуждения, даже с фотографиями-аргументами. Боюсь, обсуждающие оказались в плену актёрской ауры Великой Фаины. Действительно, актриса в 1942 году была ещё молодой женщиной 46 лет! Вы видите на снимке 46-летнюю актрису? Нет, это величественная старуха, чем-то похожая на сценический образ «благородной матери». Фото, на которые опирались следопыты другого сайта, запечатлели Раневскую в ролях, значит в гриме. А Ф.Г. не боялась играть женщин старшего возраста, тогда, когда её именитые сверстницы претендовали на роли «джульетт». Высокая дама на правой части снимка очень похожа на Люси Купер, которую Раневская сыграла в 70-е годы. Но конечно, я высказываю свою точку зрения и только.

        [Цитировать]

  • lvt:

    Исидор Шток
    Таким был драматург Исидор Шток.

      [Цитировать]

    • OL:

      На фотографии люди похоже собрались по случаю вручения каких то орденов-вот на переднем плане несколько человек стоят с орденами на груди,остальные в дорогих костюмах и пр.А вот эта женщина одета весьма скромно,но стоит на переднем плане(где то вчера мелькнуло среди множества статей о двухнедельной поездке О.Ф. в Ташкент)Известно ли что о таком съезде или о чем либо подобном?Нашла только вчера о распрях и склоках среди ташкентской эвакуированной диаспоры ,поэтому и написала ,что свердловская ничем таким не была известна.А вот интересно на фото нет известных писателей,что им было не встать где нибудь в центре?

        [Цитировать]

  • lvt:

    Ну, наверное, красный граф» не ходил на такие тусовки. Если б пришёл, так на троне бы сидел, а не стоял в общей куче. Не видно и других «ЕНЕРАЛОВ от пера»: Вс. Иванова, Н.Погодина, Вс. Вишневского… А где Анна Ахматова? Или я ошибаюсь?

      [Цитировать]

    • OL:

      Анна Ахматова,Корней Чуковский,Алексей Толстой,Илья Эринбург,Борис Лавренев,Николай Вирта.,Конст.Симонов,Ал.Фадеев. и мн др.

        [Цитировать]

      • lvt:

        ОЛ! О Вирте уже строили догадки в комментариях к данной статье. Вы не согласны? Фадеева в Ташкенте не было. Он 1941 году с семьёй был в Чистополе.

          [Цитировать]

  • lvt:

    Вопрос от фото-компьютерного незнайки: МОГЛА ЛИ длинная фотография быть несколько сжата с боков? Я смотрю у всех персонажей «нордический» тип лиц. Круглолицых и широколицых нет.

      [Цитировать]

    • OL:

      И фигура тетушки в пальто тоже вытянута! Вот почему то ,они мне все напоминают артистов театров -особенно женщина с платком -шалью в первом нижнем ряду.Тогда молодые по фронтам,а старики по тылам работали,даже спектакли шли какие то.Или похожи на консерваторских,на преподавательский состав,эвакуированный в Ташкент. Тогда в эвакуацию попала и Ленинградская консерватория и муз школа при ней. Или вообще на фото смесь из деятелей искусств разных жанров.

        [Цитировать]

    • Aida:

      Элвета, этот снимок в действительности был сжат мной, чтобы поместить его в «размер» статьи. Он публиковался на сайте прежде, но я не могу отыскать оригинал, мало того, не помню, кто его выкладывал. Помню, что его относили к 1942 году. Хотелось бы найти ту выкладку, и узнать, из какого источника взят снимок. Может, я пребываю в наивности, что это Ташкент.
      Просьба к тому, кто случайно наткнется на него на сайте — пришлите ссылочку или просто укажите здесь.
      Заранее признательна

        [Цитировать]

  • lvt:

    Вот, теперь ясно, что, сравнивая фотографии, надо мысленно расширять «натуру»!

      [Цитировать]

  • Aida:

    «1941 Июнь. Присвоение звания Доктора Искусствоведения. Август. Эвакуация в г. Ташкент с Ленинградской консерваторией.
    1943 4 апреля. Выступление с воспомина­ниями о А. Г. Рубинштейне на юбилейной сессии, посвященной 80-летию Ленинградской консерва­тории (Ташкент).
    21 ноября 1943. В Ташкенте скончался И. В. Ершов» (Летопись творчества оперного певца Ивана Владимировича Ершова)- http://lit.lib.ru/k/kriwosheina_ksenija_igorewna/ivanerchov-7.shtml

      [Цитировать]

  • Aida:

    OL, у меня находка! В первом ряду — справа женщина с шалью, правее еще одна женщина маленького роста. А еще правее — мужчина с тремя знаками отличия на груди. Это узбекский композитор Мухтар Ашрафи, лауреат двух Сталинских премии, одну из которых он получил в 1943 году. Фотографию прилагаю

      [Цитировать]

    • Aida:

      вот еще одна его фотография

      Гангут, спасибо Вам за подачу, без Вашего материала о Марке Тайманове и Ленинградской консерватории мы бы еще долго «писателей» искали

        [Цитировать]

      • Aida:

        Награждение М.Ашрафи первой Сталинской премией состоялось в марте.
        В статье Ganguta, на одном из снимков, стоит дата торжественного заседания юбилейной сессии ученого совета Ленинградской консерватории — 14 марта 1943 года. Во второй части — торжественный концерт.
        Значит, мы можем теперь и сам снимок датировать — 14 марта 1943 года.
        А если и были там писатели, то как приглашенные гости

          [Цитировать]

    • Aida:

      прошу прощения — женщина с шалью не справа, а слева стоит

        [Цитировать]

  • Aida:

    ну все, процесс пошел, люди начинают распознаваться.
    Еще через одного по правую сторону от Ашрафи — мужчина в более светлом костюме, с галстуком, с седой бородкой, со знаком отличия на груди. Это Максимилиан Осеевич Штейнберг, композитор, дирижер, педагог. С ним в годы войны продолжал заниматься Мухтар Ашрафи

      [Цитировать]

  • Aida:

    Мужчина, стоящий между Ашрафи и Штейнбергом, очевидно, писатель Камиль Яшен

      [Цитировать]

    • OL:

      Мужчина с большим лбом-М.Ф.Гнесин,а женщина в сером-его сестра-Е.Ф.Гнесина.

        [Цитировать]

      • OL:

        Гангуту действительно спасибо,подтвердил мои догадки и предположения насчет коллектива на фотографии.

          [Цитировать]

        • OL:

          Среди всех дложен быть Арсений Николаевич Котляревский-с 1941-1944 работал в эваекации в Ташкенте.С 1947

            [Цитировать]

          • OL:

            С 1947-1950-проректор ташкентской консерватории-преподавал камерный ансамбль и камерное пение.В эвакуации в Ташкенте-были ленинградцы-Л.Н.Николаев,П.А.Серебряков,н.е.Перельман.Это для Аиды,если она пойдет в архив орденоносной им Ленина СПб консерватории им Римского-Корсакова ,узнавать кто на фотографии.А фотогафия оказалась очень интересной и требует детального ее изучения.Спасибо всем за очень интересную информацию!

              [Цитировать]

            • Aida:

              …и среди присутствующих могут «найтись» оперный певец В.И. Ершов, В.А. Успенский, С.Н. Василенко, Г.А. Мушель, Б.А. Арапов. Еще целый ряд участников перечислен в программке юбилейной сессии, выложенной в статье Ganguta. Из этой же программки становится ясно, в каком помещении проходили заседания и последующие концерты — «бывший клуб швейников». Я не знаю, что это за здание — адрес ул. Чехова, 3/5.
              Присутствие местных писателей вполне объяснимо тем, что в войну в Ташкенте композиторы выполняли госзаказ — создание произведений, повествующих о борьбе народа против завоевателей — например, «Муканна», «Фархад и Ширин». Писатели создавали к операм либретто, стало быть, были непосредственно причастны к музыке.
              И наверное, пора переименовать фотографию:
              УЧАСТНИКИ ТОРЖЕСТВЕННОГО ЗАСЕДАНИЯ ЮБИЛЕЙНОЙ СЕССИИ УЧЕНОГО СОВЕТА, ПОСВЯЩЕННОЙ 80-ЛЕТИЮ ЛЕНИНГРАДСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ. 14 МАРТА 1943 ГОДА

                [Цитировать]

      • Aida:

        OL, укажите поточнее, где они стоят?

          [Цитировать]

  • ВТА:

    Молодцы! Спасибо всем! Ради таких загадок и совместного разгадывания и ходят люди на «Письма».

      [Цитировать]

  • lvt:

    Вот те на! Пока я вздремнула в своём часовом поясе, корабль полностью поменял ориентацию, литературную на музыкальную! Ну что ж, схожу на берег, машу вам платочком на прощание и желаю:» Счастливого пути! Семь футов под килЁм!!!»

      [Цитировать]

  • Aida:

    если нашу переписку с OL кто-то читает, то вам бонус — фотография сестер Гнесиных

    Слева направо: Ольга, Елена, Евгения, Мария, Елизавета (1905 год)

      [Цитировать]

  • Aida:

    здесь стало трудно переписываться из-за обилия комментариев. Я написала обобщающий обзор, как только Евгений Семенович его опубликует, можно будет продолжать там, в нем

      [Цитировать]

    • OL:

      К нему можно будет добавить о другой половине преподавательского состава, оставшегося в Ленинграде и о тех кто погиб,а еще о вкладе ленинградской консерватории в организации некоторых кафедр ташкентской консерватории.

        [Цитировать]

      • Aida:

        да, как раз о Елене Гнесиной. Она вполне могла приезжать в Ташкент к брату и сестрам, и по делам службы. Она ведь взялась за восстановление в полном объеме работы училища Гнесиных (которое, как и Ленинградская консерватория) не закрылось в войну, работало и даже военных музыкантов обучало.

          [Цитировать]

  • Рабинович:

    штурман Жорж.

      [Цитировать]

  • lvt:

    Добавление задним числом. Высокая седая женщина справа — Софья Акимова (певица, педагог, супруга певца Ивана Ершова)

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.