Советские писатели в Ташкенте в 1942 году. Ольга Форш — идентификация История Ташкентцы
Пишет Айида Каипова.
Некоторое время назад на сайте была размещена фотография 1942 года с изображением писателей, эвакуированных в Ташкент. Удивило количество незнакомых лиц. Крупная седовласая женщина с белым шарфом, стоящая в первом ряду очень похожа на Раневскую в старости, но очевидно не она, и писателем она не была. Мы пообсуждали и остановились.
У меня появилось предположение – эта женщина – ленинградская писательница Ольга Дмитриевна Форш (1873 – 1961), автор исторических романов «Камнем одетые», «Михайловский замок» и др. Я знаю, что она была в эвакуации, но в Ташкенте ли – никаких сведений у меня нет. Не все эвакуированные писатели жили в Ташкенте. В 1942 году ей было 69 лет.
Несколько фотографий Ольги Дмитриевны позволяют судить о сходстве. Кстати, и восточный халат на первом снимке тоже может быть не случаен. А может и нет.
Айида, просто молодец! 1:0 в вашу пользу!
lvt[Цитировать]
Спасибо, это и есть исследование!
Yultash[Цитировать]
Нашла кое что-О.Ф-была эвакуирована с семьей на Урал, была в экспедиции по Средней Азии,в Алма-Ате собирала материал о героях-панфиловцах.В эвакуации отказалась от празднования своего юбилея .Вернулась в Москву весной 1944г,осенью 1944г перебралась в Ленинград.
OL[Цитировать]
так могла ли она быть в Ташкенте в 1942 году?
Aida[Цитировать]
вопрос с происхождением халата таким образом решен ))
Aida[Цитировать]
С халатом безусловно,с Ташкентом не знаю-может это и есть члены экспедиции?И какого роста была О.Ф.?Ведь на снимке довольно высокая женщина в очень знаменитом пальто»
OL[Цитировать]
когда я впервые прочла «Камнем одетые», меня удивило профессиональное описание измененного состояния сознания. Поинтересовалась биографией — оказывается в молодые годы она разделяла теософские взгляды.
Aida[Цитировать]
Вот еще-1942 О.Ф.проживала с семьей в Свердловске вместе с другими писателями-ФЕДОРОМ ГЛАДКОВЫМ,МАРИЭТТОЙ ШАГИНЯН,АННОЙ КАРАВАЕВОЙ,АГНИЕЙ БАРТО др -всего 60 человек,возглавлял организацию БАЖОВ,см» На Урале в дни войны»
OL[Цитировать]
OL, с самого начала рассмотрев фотографию с писателями, я пошла по пути наименьшего сопротивления. Женщин там мало, их лица, почти у всех, хорошо видны при увеличении. Вспомнила и выписала список всех женщин-писательниц, которые жили и творили в годы войны, и начала искать фотографии. Начала с Ольги Форш. Указаний на ее рост я нигде не встретила. Подумала о Шагинян, но Шагинян была не такая крупная и статная, и (да-да) в годы войны была на Урале. Посмотрела Панову, Кетлинскую, Инбер (а она в блокаду вообще была в Ленинграде) — вобщем, все оказалось довольно непродуктивно. Знаю, что в Ташкенте была Лидия Бать, но нигде не нашла ее портрета — а она могла бы быть на общей фотографии.
Aida[Цитировать]
Скажу честно-до 1 октября 2012г не слыхивала про О.Ф,никогда,и умничать не стану-возможно лицо О.Ф. и подходит ,но уж очень узнаваемо пальто дамы на фотографии,в котором она за неимением другого промерзла в эвакуации в Ташкенте.Да и рост-дама с седыми волосами на голову выше всех остальных, и мужчин в том числе! А О.Ф.выглядет поменьше,и находила сегодня фотографию ,где у нее до войны,а может и в войну ,коротко стриженные волосы. С неизменным интересом и уважением к Вашим изысканиям!P.S.Да и на долю О.Ф. и других писателей не выпало столько мучений в Свердловске.как на долю ташкентских.Впрочем,чего только не бывает!
OL[Цитировать]
Послушайте, Аида, до чего интересно! Вы большой молодец, и я вас еще сильнее зауважала, если только это возможно. Понимаете, меня всегда интересовал несколько мужской склад ума О, Ф, а насчет измененного сознания — просто потрясающе. Теософия — это же связано с мистикой? Этингер, Парацельс, Шеллинг… я не слишком хорошо знакома с теорией, это верхушки, но ОФ. с ее нелегким арактером, видимо увлеклась основательно. Ой спасибо Сулейману….Пошла читать биографию….
tanita[Цитировать]
у меня создалось впечатление, что это не было увлечением, а скорее мировоззрением молодой Ольги Форш
Aida[Цитировать]
Можно предположить, что центральная фигура (улыбающийся мужчина в тёмном костюме)-Николай Вирта. Именно он в Ташкенте оказался «у руля». Выбивал и распределял пайки, спецснабжение, жильё. Как я поняла из воспоминаний современников, он был не только мастеровитым писателем, рупором власти, но и обладал административным даром. Мне кажется он должен был стоять в самом центре. Сравнила фотографии -вроде похож.http://imhonet.ru/person/92807/gallery/ «Мучения» писательской диаспоры в Ташкенте, конечно, понятие относительное. Пайки выдавались, доппаёк выбили, жили в комнатах, а не на улице, ехали в отдельном поезде, каждый на своей полке, а не в теплушке стоя. Обеспечивались какой-то работой. На фоне тогдашней жизни — нормальное существование. Как я поняла из воспоминаний, в писательском таборе действовал свой «табель о рангах». Значит генералы СП должны быть в первом ряду. Там же могут оказаться мэтры узбекской литературы или идеологии, как принимающая сторона.
lvt[Цитировать]
Вот трое за высокой фигурой в сером,в правом нижнем углу(первый ряд)-похожи на мэтров узбекской культуры или идеологии.Как я думаю!
OL[Цитировать]
вот с администраторами я совершенно согласна, и про первый ряд тоже
Aida[Цитировать]
Насчет Вирты — администратора согласна полностью, но как писатель, пардон — еще хуже Федора Панферова с его брусками ДО ужаса нечитабельно! Хотя я честно пробовала!
tanita[Цитировать]
Возможно рядом с Виртой( по правую руку)-драматург Исидор Шток. http://imhonet.ru/person/92807/gallery/ Всё предположения! Писатели здесь такие молоденькие -молоденькие (ещё 40 нет)
lvt[Цитировать]
да, это сильно затрудняет распознавание
Aida[Цитировать]
Нагуглила кое что-Михаил Слонимский-«Воспоминания»-среди многих и о Ольге Форш!На письмах-В ГОДЫ ВОЙНЫ В Узбекистане жило около 200 выдающихся писателей!
OL[Цитировать]
Интернет схулиганил и дал ссылку на фото Николая Вирты. Ошибка!
lvt[Цитировать]
В заключении-О.Ф. в 1942-было 69лет,Ф.Р-46! На фото все нарядные -неплохо одеты-может собрались по случаю праздника или съезда!А вот почему среди них нет изестных,сразу узнаваемых?
OL[Цитировать]
на фотографии действительно Раневская. читала пару лет назад обсуждение именно этой ее фотографии, так там проводились целые исследования, она ли это, в итоге сошлись на мнении, что таки да))) в том же обсуждении указывались имена мужчин слева, но я совсем запамятовала(((
hysteria[Цитировать]
О, я тоже набредала на подобные обсуждения, даже с фотографиями-аргументами. Боюсь, обсуждающие оказались в плену актёрской ауры Великой Фаины. Действительно, актриса в 1942 году была ещё молодой женщиной 46 лет! Вы видите на снимке 46-летнюю актрису? Нет, это величественная старуха, чем-то похожая на сценический образ «благородной матери». Фото, на которые опирались следопыты другого сайта, запечатлели Раневскую в ролях, значит в гриме. А Ф.Г. не боялась играть женщин старшего возраста, тогда, когда её именитые сверстницы претендовали на роли «джульетт». Высокая дама на правой части снимка очень похожа на Люси Купер, которую Раневская сыграла в 70-е годы. Но конечно, я высказываю свою точку зрения и только.
lvt[Цитировать]
как говорится, все возможно=)
hysteria[Цитировать]
Таким был драматург Исидор Шток.
lvt[Цитировать]
На фотографии люди похоже собрались по случаю вручения каких то орденов-вот на переднем плане несколько человек стоят с орденами на груди,остальные в дорогих костюмах и пр.А вот эта женщина одета весьма скромно,но стоит на переднем плане(где то вчера мелькнуло среди множества статей о двухнедельной поездке О.Ф. в Ташкент)Известно ли что о таком съезде или о чем либо подобном?Нашла только вчера о распрях и склоках среди ташкентской эвакуированной диаспоры ,поэтому и написала ,что свердловская ничем таким не была известна.А вот интересно на фото нет известных писателей,что им было не встать где нибудь в центре?
OL[Цитировать]
Ну, наверное, красный граф» не ходил на такие тусовки. Если б пришёл, так на троне бы сидел, а не стоял в общей куче. Не видно и других «ЕНЕРАЛОВ от пера»: Вс. Иванова, Н.Погодина, Вс. Вишневского… А где Анна Ахматова? Или я ошибаюсь?
lvt[Цитировать]
Анна Ахматова,Корней Чуковский,Алексей Толстой,Илья Эринбург,Борис Лавренев,Николай Вирта.,Конст.Симонов,Ал.Фадеев. и мн др.
OL[Цитировать]
ОЛ! О Вирте уже строили догадки в комментариях к данной статье. Вы не согласны? Фадеева в Ташкенте не было. Он 1941 году с семьёй был в Чистополе.
lvt[Цитировать]
Вопрос от фото-компьютерного незнайки: МОГЛА ЛИ длинная фотография быть несколько сжата с боков? Я смотрю у всех персонажей «нордический» тип лиц. Круглолицых и широколицых нет.
lvt[Цитировать]
И фигура тетушки в пальто тоже вытянута! Вот почему то ,они мне все напоминают артистов театров -особенно женщина с платком -шалью в первом нижнем ряду.Тогда молодые по фронтам,а старики по тылам работали,даже спектакли шли какие то.Или похожи на консерваторских,на преподавательский состав,эвакуированный в Ташкент. Тогда в эвакуацию попала и Ленинградская консерватория и муз школа при ней. Или вообще на фото смесь из деятелей искусств разных жанров.
OL[Цитировать]
Элвета, этот снимок в действительности был сжат мной, чтобы поместить его в «размер» статьи. Он публиковался на сайте прежде, но я не могу отыскать оригинал, мало того, не помню, кто его выкладывал. Помню, что его относили к 1942 году. Хотелось бы найти ту выкладку, и узнать, из какого источника взят снимок. Может, я пребываю в наивности, что это Ташкент.
Просьба к тому, кто случайно наткнется на него на сайте — пришлите ссылочку или просто укажите здесь.
Заранее признательна
Aida[Цитировать]
Да вот тоже искала,видно искать нужно в старых фотографиях-нашла на письмах только-«Война и мир .Эвакуация,вторая серия.Иная жизнь.»Да про Фадеева Вы правы,я нет! А снимок был недавно, может месяц назад.Фильм шел новый ,про Анну Герман-когда обсуждали -вроде что то там было!
OL[Цитировать]
и фото:
fram[Цитировать]
Фрам, Вы нежный и удивительный. Спасибо ))
Aida[Цитировать]
Что вы, право… Как краевед — краеведу… :-). Кстати, М.Ашрафи в 1948 году окончил Ленинградскую консерваторию.
fram[Цитировать]
Вот, теперь ясно, что, сравнивая фотографии, надо мысленно расширять «натуру»!
lvt[Цитировать]
http://images.google.com/search?tbs=sbi:AMhZZivk4M0zjelxAizf59wrhanSJHZlqW6pxkbWgaTca8hEOggYeCqaa9fOUjulW2e0uFCrCWqckgcYF5s8DmDoy9l-CTpxE9KoqRtHWyAlxRRxXtbTTo8JQ04eGJz4EleHtJXAjslrJDhMv-VLLe5QiYFCumSxjshByJSkHR4Em9wPgsNYUiqFoqCWXWsqHRRbUfraV9vNghuZmREfis1Y2_1sySWwNB6RmxYuPPlYMr2yOi6gN4I7tTglQezZbmf7qjJQ8umXTbf8GUN-sdQjfrxsD761OD_1Zwz4WYn6zwZmIj5K5ZRnfVkNuD5ykOqKleMe0EI1P0O1JCPmsTEOBBOWFeIphL1wmU9j1JZyPeKDZeXUvxR-SP8Sovz8U01qgWSXlHZDkVYMriDwrl23ZAG1AP02CWZVyLKwTCgBhzq4aKik6neLVgCWNPh4oQ3YL4pNU7_1-OgRbriEqpEB73uWbtBbop5tx3JSUmLuZc_1jchvwUTF5KqWK9WYeLXBLUvGJdShIHvWURIkZhimgjHuuU8i0I-7z0-cJNODZyu_1R6zi6I_1POCZ8hU-lk4R_1uox-CsPEBUBYcC3fLFxKRgObKSaGMZCpoj2aZQn0zmyua4jW1ALawb0Nu99CgBl8ZcuRCa4ER6AnIAM5Qsp-1kj227Ep_1XD8Qlz8f_1fGA0vMg0a4F1QaG8iRLW2O2Uy4Eme2tWl8G01Y-vceFtWlxiFxRE2rMt4Zfac5Nd5z1NziSo-MToJHf5BJ0HyVksQ-4EwpaV-l8KcfEWxpQHqIPDqsBIdd_1Er_1S0TmXRE8zfFpsgfFdHSu32vymFPilf1HNxdbKDa6zbAPKi7LBZpSnCPmFwUXQhFApcEoxGLO61dZE61J8SRRtFkIpg1bOGeG73dZfjBPF4s_1mO7SKl7FPIMeW7RpKCXHH1FE6mPhgk14b2BHqh6Ee5rXdUjMtPUd9mI2BfUNHDfzmzxsYVRUpcsJsN-oRrDE0OhAyXnn98EBJA5jilZRCPzIQ7x3T2sYu7ddPkQ14C1KVv7fTV3fqjqrzqjbLuZkBRy9d9S8J3Oca37tGx2qYwAdOuW6RvLaYwTBuYCzm_1etdHnG2RhwWnVpfAi8I8i69TckMP-pfy3SQUQoKDq5Ra0e2NXsInedvBOsRyXO8QlRm6Nz6ZbEXEiMimmdt785q-uP4rHmK3UbYYNqopNZWDORJGaMGqR2oJ9HdDdXo3I9aBeOE2CwuPhFxXbmVfpRtYYC12sUTDjx0FUKGDzMuz0t-sZWLnHAKvjVUR_1LYtaHKjXjjxGZYdUFDd4wBOIc_1GuLmEFgr-lYCVAr93iQnx8&num=10&hl=ru&bih=673&biw=1280
lvt[Цитировать]
Айида! По этой гигантской ссылке должна выпасть страничка, где собраны все фотографии. Это так называемый «поиск в ГУГЛЕ по картинке», но я сама не умею им пользоваться.
lvt[Цитировать]
А нагугливаю картинку проще-ввожу текст в окошечко,нажимаю найти ,потом вверху картинка-вот про О.Ф. ввела ,выскочила фотография совсем молодой О.Ф.и много других.
OL[Цитировать]
Похоже искать надо юбилейную сессию ученого совета ленинградской консерватории март 1943г
OL[Цитировать]
я тоже об этом подумала))
Aida[Цитировать]
вот — http://biblio.conservatory.ru/History/Cons/War/War.htm
Aida[Цитировать]
Похоже на верном пути! Но дама в пальто?Если брать гугелевские картинки похожа на Ф.Р.,но по логике вещей все же О.Ф.! Искать дальше1.
OL[Цитировать]
у меня появился альтернативный вариант — взять фотографию, и когда поеду в Питер зайти в консерваторию и расспросить знающих:
1)это действительно могут быть музыканты, а не писатели;
2)это могут быть и те, и другие.
А в архиве у них небось и есть такой снимок, или в музее, в консерватории вполне может быть свой музей
Aida[Цитировать]
И предполагаемая Ольга Форш может оказаться кем-нибудь из консерваторских
Aida[Цитировать]
это объясняет фраки и бабочки на мужчинах с фотографии
Aida[Цитировать]
Да!
OL[Цитировать]
«1941 Июнь. Присвоение звания Доктора Искусствоведения. Август. Эвакуация в г. Ташкент с Ленинградской консерваторией.
1943 4 апреля. Выступление с воспоминаниями о А. Г. Рубинштейне на юбилейной сессии, посвященной 80-летию Ленинградской консерватории (Ташкент).
21 ноября 1943. В Ташкенте скончался И. В. Ершов» (Летопись творчества оперного певца Ивана Владимировича Ершова)- http://lit.lib.ru/k/kriwosheina_ksenija_igorewna/ivanerchov-7.shtml
Aida[Цитировать]
По такому случаю и ордена не груди стоящих в первом ряду!
OL[Цитировать]
OL, у меня находка! В первом ряду — справа женщина с шалью, правее еще одна женщина маленького роста. А еще правее — мужчина с тремя знаками отличия на груди. Это узбекский композитор Мухтар Ашрафи, лауреат двух Сталинских премии, одну из которых он получил в 1943 году. Фотографию прилагаю

Aida[Цитировать]
вот еще одна его фотография

Гангут, спасибо Вам за подачу, без Вашего материала о Марке Тайманове и Ленинградской консерватории мы бы еще долго «писателей» искали
Aida[Цитировать]
Награждение М.Ашрафи первой Сталинской премией состоялось в марте.
В статье Ganguta, на одном из снимков, стоит дата торжественного заседания юбилейной сессии ученого совета Ленинградской консерватории — 14 марта 1943 года. Во второй части — торжественный концерт.
Значит, мы можем теперь и сам снимок датировать — 14 марта 1943 года.
А если и были там писатели, то как приглашенные гости
Aida[Цитировать]
прошу прощения — женщина с шалью не справа, а слева стоит
Aida[Цитировать]
Ой, какие вы умные, и фотографии вводите, так интересно читать. Аида, вам, как всегда поклон. /то вы нежная и удивительная!
tanita[Цитировать]
Таня,…блаженны умеющие…- дальше по тексту ))))
Aida[Цитировать]
ну все, процесс пошел, люди начинают распознаваться.
Еще через одного по правую сторону от Ашрафи — мужчина в более светлом костюме, с галстуком, с седой бородкой, со знаком отличия на груди. Это Максимилиан Осеевич Штейнберг, композитор, дирижер, педагог. С ним в годы войны продолжал заниматься Мухтар Ашрафи
Aida[Цитировать]
Мужчина, стоящий между Ашрафи и Штейнбергом, очевидно, писатель Камиль Яшен
Aida[Цитировать]
Мужчина с большим лбом-М.Ф.Гнесин,а женщина в сером-его сестра-Е.Ф.Гнесина.
OL[Цитировать]
Гангуту действительно спасибо,подтвердил мои догадки и предположения насчет коллектива на фотографии.
OL[Цитировать]
Среди всех дложен быть Арсений Николаевич Котляревский-с 1941-1944 работал в эваекации в Ташкенте.С 1947
OL[Цитировать]
С 1947-1950-проректор ташкентской консерватории-преподавал камерный ансамбль и камерное пение.В эвакуации в Ташкенте-были ленинградцы-Л.Н.Николаев,П.А.Серебряков,н.е.Перельман.Это для Аиды,если она пойдет в архив орденоносной им Ленина СПб консерватории им Римского-Корсакова ,узнавать кто на фотографии.А фотогафия оказалась очень интересной и требует детального ее изучения.Спасибо всем за очень интересную информацию!
OL[Цитировать]
…и среди присутствующих могут «найтись» оперный певец В.И. Ершов, В.А. Успенский, С.Н. Василенко, Г.А. Мушель, Б.А. Арапов. Еще целый ряд участников перечислен в программке юбилейной сессии, выложенной в статье Ganguta. Из этой же программки становится ясно, в каком помещении проходили заседания и последующие концерты — «бывший клуб швейников». Я не знаю, что это за здание — адрес ул. Чехова, 3/5.
Присутствие местных писателей вполне объяснимо тем, что в войну в Ташкенте композиторы выполняли госзаказ — создание произведений, повествующих о борьбе народа против завоевателей — например, «Муканна», «Фархад и Ширин». Писатели создавали к операм либретто, стало быть, были непосредственно причастны к музыке.
И наверное, пора переименовать фотографию:
УЧАСТНИКИ ТОРЖЕСТВЕННОГО ЗАСЕДАНИЯ ЮБИЛЕЙНОЙ СЕССИИ УЧЕНОГО СОВЕТА, ПОСВЯЩЕННОЙ 80-ЛЕТИЮ ЛЕНИНГРАДСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ. 14 МАРТА 1943 ГОДА
Aida[Цитировать]
И объединить с фотографией Марка Тайманова-две фотографии одного концерта.Без нее были одни предположения.
OL[Цитировать]
OL, укажите поточнее, где они стоят?
Aida[Цитировать]
я имею ввиду брата и сестру Гнесиных
Aida[Цитировать]
Е .Гнесина предполагаю даму в сером ,а ее брат с большой залысиной через два от Ашрафи! Я так думаю!. А вот Игорю Марковичу Тайманову 3 мая 2012г исполнилось 65-это точно.Сегодня он зав кафедры общего фортепиано СПбГК.У него может быть можно уточнить что либо о фотографии?
OL[Цитировать]
OL, сестер Гнесиных было три — Евгения Фабиановна скончалась в 1940 году. Как Вы полагаете, на снимке Елена Фабиановна или Елизавета Фабиановна?
Aida[Цитировать]
Вам не кажется, что на снимке есть обе сестры — одна в черном со значком(брошью?) на груди рядом с Михаилом Фабиановичем, а вторая — за ее спиной, в сером, с рассыпавшимися седыми кудрями?
Aida[Цитировать]
Ага, вот здесь http://www.gnesin.ru/istoriya/podrobno говорится, что Елена Фабиановна в эвакуации не была, а были Елизавета и Ольга Гнесины
Aida[Цитировать]
Затрудняюсь ответить-поищу дома все что можно.Искать-преподаватели консерваторий награжденные знаками отличия -там может ответ.Им должны были вручать на том съезде.
OL[Цитировать]
Елена! Полагаю!
OL[Цитировать]
так, о Елене пишут, что она была в эвакуации в Казани, а уже в 1942 году добилась разрешения на возвращение в Москву. Михаил Фабианович был сначала в Йошкар-Оле, затем в Ташкенте.
Aida[Цитировать]
Эти мало похожи!
OL[Цитировать]
я думаю, Елена вполне могла быть у них некоторое время, потому что лицо, конечно, Елены
Aida[Цитировать]
А та, что стоит впереди в черном — Елизавета — нос очень характерный, губы
Aida[Цитировать]
Сестер Гнесиных было пять…
Zelina Iskanderova[Цитировать]
Да, у трех имена начинались на букву Е — Евгения, Елизавета, Елена
Aida[Цитировать]
Молодцы! Спасибо всем! Ради таких загадок и совместного разгадывания и ходят люди на «Письма».
ВТА[Цитировать]
Вот те на! Пока я вздремнула в своём часовом поясе, корабль полностью поменял ориентацию, литературную на музыкальную! Ну что ж, схожу на берег, машу вам платочком на прощание и желаю:» Счастливого пути! Семь футов под килЁм!!!»
lvt[Цитировать]
Не спи рыбак! Проспишь путину!!!
OL[Цитировать]
если нашу переписку с OL кто-то читает, то вам бонус — фотография сестер Гнесиных

Слева направо: Ольга, Елена, Евгения, Мария, Елизавета (1905 год)
Aida[Цитировать]
Спасибо, Аида, я слежу. Времени абсолютно нет заниматься изысканиями, а вот почитать — с огромным даже удовольствием. Самая красивая Ольга, но какие же женщины!!!!
tanita[Цитировать]
их было 12 детей, до взрослого возраста дожили не все, и все были музыкальны
Aida[Цитировать]
Вот это бонус! Спасибо! Конечно читаем и с каким удовольствием!
VTA[Цитировать]
здесь стало трудно переписываться из-за обилия комментариев. Я написала обобщающий обзор, как только Евгений Семенович его опубликует, можно будет продолжать там, в нем
Aida[Цитировать]
К нему можно будет добавить о другой половине преподавательского состава, оставшегося в Ленинграде и о тех кто погиб,а еще о вкладе ленинградской консерватории в организации некоторых кафедр ташкентской консерватории.
OL[Цитировать]
да, как раз о Елене Гнесиной. Она вполне могла приезжать в Ташкент к брату и сестрам, и по делам службы. Она ведь взялась за восстановление в полном объеме работы училища Гнесиных (которое, как и Ленинградская консерватория) не закрылось в войну, работало и даже военных музыкантов обучало.
Aida[Цитировать]
штурман Жорж.
Рабинович[Цитировать]
Добавление задним числом. Высокая седая женщина справа — Софья Акимова (певица, педагог, супруга певца Ивана Ершова)
lvt[Цитировать]