Нукус. Неизвестная коллекция Видео Искусство

Сорокаминутный документальный фильм «Нукус. Неизвестная коллекция» посвящен уникальному собранию Государственного музея искусств имени И.В. Савицкого в Нукусе – городе на северо-западе Узбекистана. Фонды музея насчитывают 100 000 экспонатов, и самая интересная часть – это искусство авангарда, в том числе так называемого «туркестанского», и поставангарда. В музее собраны работы советских художников с мировыми именами, но не признававшихся в СССР. Среди них – мастера узбекской школы Урал Тансыкбаев, Виктор Уфимцев, Александр Волков, выдающиеся Роберт Фальк, Любовь Попова, Климент Редько и многие другие. Долгие годы их работы хранились в запасниках и не были доступны для знакомства.

Первой попасть в запасники музея при поддержке Министерства культуры Узбекистана удалось съемочной группе телеканала «Россия-Культура». Это стало возможным после проведения в 2017 г. в ГМИИ имени Пушкина уникальной выставки из Нукуса. В таком масштабе эти работы, признанные крупнейшим художественным открытием, никогда ранее не выставлялись.

Генеральным продюсером фильма выступила Викторина Петросянц, режиссером – Олег Солдатенков. Генеральным продюсером ленты от Узбекистана стал заслуженный журналист Узбекистана Фирдавс Абдухаликов. Он уверен, что в этой картине зрители найдут для себя ответы на многие волнующие мир вопросы: «Что представляет собой уникальная коллекция авангарда в Нукусе? Почему в этом музее оказались работы художников, отторгнутых своим временем? И что ждет нукусское художественное собрание?»

Фильм «Нукус. Неизвестная коллекция» выйдет в эфир на телеканале «Россия-Культура» 23 сентября в 12.25. Одновременно (в 14.25 по ташкентскому времени) его увидят на телеканале «Sevimli» зрители Узбекистана, с субтитрами на узбекском языке.

В фильме принимают участие: директор Государственного музея искусств имени И.В. Савицкого в Нукусе (1984 -2015 гг. ) Мариника Бабаназарова, директор Государственного музея искусств имени И.В. Савицкого в Нукусе Гульбахор Изентаева, искусствоведы Джон Боулт, Андрей Сарабьянов, Светлана Горшенина и др.

Документальный фильм (Россия, 2018)
Режиссер: Олег Солдатенков.
Автор сценария: Эльвира Могилевская.
Исполнительный продюсер: Дмитрий Дулов.
Генеральные продюсеры: Викторина Петросянц, Фирдавс Абдухаликов.

Источник.

5 комментариев

  • Фото аватара Andrey:

    «В музее собраны работы советских художников с мировыми именами, но не признававшихся в СССР. Среди них – мастера узбекской школы Урал Тансыкбаев, Виктор Уфимцев, Александр Волков, выдающиеся Роберт Фальк, Любовь Попова, Климент Редько и многие другие. Долгие годы их работы хранились в запасниках и не были доступны для знакомства.»

    Кого не признавали? Тансыкбаева и Волкова?

      [Цитировать]

  • Фото аватара виолав:

    Роберта Фалька не признавали?! Зачем писать напраслину! В Таше в свободной продаже покупала книгу о его творчестве, с репродукциями картин.
    Помню он писал, что ездил на стажировку заграницу во Францию и жил там ок. десяти лет (на средства сов. государства!).

    Вот немного из биографии, как его «притесняли».

    «С 1918 по 1921 годы работал в Московской коллегии по делам искусства и художественной промышленности Отдела изобразительных искусств Наркомпроса. Периодически с 1921 года преподавал в Витебском художественном училище. В 1921 году стал членом объединения «Култур-лиге», созданного для развития еврейского искусства, связанного с традиционной культурой на идише. Мастерская художника находилась во ВХУТЕМАСовском (ул. Мясницкая, д. 21 кв. 36).
    В 1928 году художник выехал в командировку за границу и до 1937 года жил и работал в Париже. Затем вернулся в СССР, жил в так называемом Доме Перцова, где по просьбе бывших соратников по Бубновому валету А.В. Куприна и В.В. Рождественского и при активнейшей помощи лётчика А.Б. Юмашева получил мастерскую, которую раньше занимал художник П.П. Соколов-Скаля. С Юмашевым Фальк познакомился в 1936 году в посольстве СССР во Франции, с которым они сдружились. В 1937—1938 г они совершили своеобразное «турне» по Крыму и Средней Азии, где знаменитый лётчик читал лекции о своём перелёте через Северный полюс, а на досуге ставил свой любительский мольберт рядом с мольбертом Фалька. Работал оформителем сцены Московского государственного еврейского театра (с которым сотрудничал и до своего отъезда за рубеж), а также еврейских театров других городов.
    В 1939 году состоялась персональная выставка художника в Доме литераторов. В его творчестве преобладают пейзажи, натюрморты и портреты, написанные в обобщённой, приглушенной манере.
    Во время Великой Отечественной войны с 1941 по 1943 г. художник был в эвакуации в Башкирии и в Средней Азии (Самарканд).
    Во время проработочных кампаний 1940-х гг. подвергался критике как «формалист».
    После 1953 г. Фальк стал для многих молодых советских художников-авангардистов своеобразным символом ушедшей великой эпохи живописи, мостом между великим искусством начала XX века и послесталинской оттепелью». (из ВИКИ)

    Вот эта книжка «Р.Р. Фальк. Беседы об искусстве. Письма. Воспоминания о художнике».

      [Цитировать]

  • Фото аватара Лидия Козлова:

    Нет, такой период был! Это 40-е и вся моя молодость, когда все футуристы, кубисты, лучисты и.д. оказались в запасниках. Я уже не видела того, что видели мои родители. «Мирискуссники», например, оказались в тени. В залах Музеев реяли крупноформатные знамёна и рычали трактора. Омский Музей, разместившей в открытой экспозиции Осьмёркина, Машкова, Лентулова, кажется, в сер. 70х, был удивительным исключением. Несколько раньше я была свидетелем того, как радовались свердловские музейщики, когда вытащили в зал натюрморт Кончаловского. Со многими художниками мы были знакомы исключительно как с художниками театра. Но это художники, которые сказали своё слово в 20-е годы! А ведь было более молодое поколение, которое не покупали, не выставляли, потому что мир они видели «неправильно». Надо посмотреть весь фильм. Он того стоит. О Савицком, Музее в Нукусе и его людях рассказано грамотно и уважительно. По этому фильму жители России, которые никогда в Узбекистан не попадут, узнают о таком ярком явлении в искусстве, как нукусская коллекция. Из песни слова не выкинешь. В мире советского искусства (или точнее — «в мире околоискусства») настырно утверждалась одна модель художественного воплощения мира: только в формах самой жизни. И никак иначе! Поэтому зритель знал пол-Тансыкбаева, например. В 60е годы раннего Тансыкбаева не выставляли. Невежество правило бал и на местах дело доходило до анекдота. В одном далёком городе (НЕ В ТАШКЕНТЕ!) шёл по своим делам старый художник, правоверный реалист, кстати. Глядь, из мусорного бачка торчит картина Кандинского! Так директор картинной галереи решила самостоятельно расправиться с гидрой мирового абстракционизма. Ну достал картину, отряхнул, отнёс обратно в запасники. Может быть, это байка, но рассказал её мне сын того художника.

      [Цитировать]

    • Фото аватара Andrey:

      «В мире советского искусства (или точнее — «в мире околоискусства») настырно утверждалась одна модель художественного воплощения мира: только в формах самой жизни. И никак иначе! Поэтому зритель знал пол-Тансыкбаева, например. В 60е годы раннего Тансыкбаева не выставляли. Невежество правило бал и на местах дело доходило до анекдота.»

      А какая модель утверждается сейчас? Кто был ничем, тот станет всем? Раньше утверждалась модель «воплощения мира: только в формах самой жизни», а теперь эта модель полностью отрицается? Где же тут объективное видение искусства? И чем нынешняя модель лучше прежней? Там-то хоть была какая-то идейная основа… а теперь что… одни деньги и амбиции…

      Насчет гонений на футуристов, кубистов, лучистов и.д… почитайте про историю этих гонений… когда и почему они начались… кто именно был их инициатором и активным участником… наверняка, узнаете много интересного…

      С Тансыкбаевым вообще комедия… по современным воззрениям выходит, что «ранний Тансыкбаев» был правильным и настоящим, а «поздний» неправильным и фальшивым… потому что продался, мол, Тансыкбаев системе… а Вы спросите простого человека работу какого Тансыкбаева «раннего» или «позднего» предпочтет он повесить у себя дома… простой народ-то понимает толк в искусстве…

      Про байки… вот Вам реальная история… поинтересовался я как-то недавно мнением одного заслуженного деятеля искусств о возможности организации выставки художника-реалиста пятидесятых годов прошлого века… мне ответили, что это вряд ли возможно… вот если бы художник был модернистом, да еще притесняемым, тогда да… а реалисты сейчас никому не интересны…

      Так что если Вы за объективный взгляд на историю, то было бы хорошо проявлять объективность всегда, а не выборочно…

        [Цитировать]

  • Фото аватара Усман:

    В Ташкенте был дом-музей У.Тансыкбаева на массиве Черданцева.

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.