«Царская невеста» снова в Ташкенте Tашкентцы Искусство Фото

София Демидова:

…Александровская слобода… Резиденция царя Ивана Грозного, столица государства Русского, центр Опричнины. Осень 1572 года…

Нерадостно на душе у молодого царского опричника Григория Грязного… Ему наскучили лихие забавы. Впервые в жизни он испытывает чувство всепоглощающей любви. Но напрасно заслал опричник сватов к отцу полюбившейся ему Марфы. Купец Собакин наотрез отказал ему, сказав, что Марфа уже просватана за боярина Ивана Лыкова!

Стремясь забыться, Григорий собирает на пирушку опричников во главе с Малютой Скуратовым. С ним — царский лекарь Бомелий и Иван Лыков. Лыков, недавно возвратившийся из заморских стран, делится впечатлениями. Свой рассказ он заканчивает здравицей в честь мудрого государя Ивана IV. Появляется крепостная девушка Любаша, которую опричники похитили из Каширы, перебив при этом многих жителей городка, — возлюбленная Григория. Любаша поёт протяжную старинную песню о тяжкой девичьей доле. Гости в восторге, — но близится утро, и опричникам пора уходить на царскую заутреню…

Светает… По просьбе хозяина остается только лекарь – немец Бомелий. Грязной, влекомый страстью к Марфе, задумал недоброе… Обещая щедро наградить за услугу, он просит лекаря достать ему такое снадобье, которым можно приворожить девушку. Их разговор подслушала Любаша. Она и раньше замечала, что возлюбленный охладел к ней; теперь её охватили ревнивые подозрения. Она твердо решила, что своего счастья не упустит, и жестоко отомстит злодейке-разлучнице!..
Этот сюжет, достойный современных блокбастеров, но являющийся подлинным историческим событием, Н.Римский-Корсаков и И.Тюменев по одноименной драме Л.Мея. Одноименная драма Л. Мея была написана в 1849 году, и давно воображение композитора (еще в 1868 году на эту пьесу Мея внимание композитора обратил Милий Балакирев; в то время Римский-Корсаков остановился — тоже по совету Балакирева — на другой драме Мея — «Псковитянка» — и написал одноименную оперу).

В основу драмы Мея положен исторический (хотя и малоизвестный) эпизод женитьбы (в третий раз) царя Ивана Грозного. Вот что рассказывает об этой истории Карамзин в своей «Истории Государства Российского»:
«Скучая вдовством, хотя и не целомудренным, он (Иван Грозный. — А.М.) уже давно искал себе третьей супруги… Из всех городов свезли невест в Слободу, и знатных и незнатных, числом более двух тысяч: каждую представляли ему особенно. Сперва он выбрал 24, а после 12… долго сравнивал их в красоте, в приятностях, в уме; наконец предпочел всем Марфу Васильеву Собакину, дочь купца новгородского, в то же время избрав невесту и для своего старшего царевича, Евдокию Богданову Сабурову. Отцы счастливых красавиц из ничего сделались боярами (…) Возвысив саном, их наделили и богатством, добычею опал, имением, отнятым у древних родов княжеских и боярских. Но царская невеста занемогла, начала худеть, сохнуть: сказали, что она испорчена злодеями, ненавистниками Иоаннова семейного благополучия, и подозрение обратилось на ближних родственников цариц умерших, Анастасии и Марии (…) Не знаем всех обстоятельств: знаем только, кто и как погиб в сию пятую эпоху убийства (…) Злобный клеветник, доктор Елисей Бомелий (…) предложил царю истреблять лиходеев ядом и составлял, как уверяют, губительное зелье с таким адским искусством, что отравляемый издыхал в назначенную тираном минуту. Так Иоанн казнил одного из своих любимцев Григория Грязного, князя Ивана Гвоздева-Ростовского и многих других, признанных участниками в отравлении царской невесты или в измене, открывшей путь хану к Москве (крымскому хану Девлет-Гирею — А.М.). Между тем царь женился (28 октября 1572 гoдa) на больной Марфе, надеясь, по eгo собственным словам, спасти ее сим действием любви и доверенности к милости Божией; через шесть дней женил и сына на Евдокии, но свадебные пиры закончились похоронами: Марфа 13 ноября скончалась, быв или действительно жертвою человеческой злобы, или только несчастною виновницею казни безвинных».

Царицу похоронили рядом с предыдущей женой царя — Марией Темрюковной (в Вознесенском соборе кремлёвского Вознесенского монастыря у западной стены храма. Надпись на крышке саркофага:
«В лето 7080 ноября в 14 день государя царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси преставис благоверная и христолюбивая царица великая княгиня Марфа на памят святаго апостола Филипа на первом часу дни»
После сноса храма останки в 1930 г. перенесены в Архангельский собор).
Юная Марфа — царская невеста, безвинно павшая невольной жертвой людских страстей, отравленная злым зельем, как гласит легенда, во время вскрытия гробницы лежала в гробу бледная, но как бы живая, не тронутая тлением, несмотря на то, что пролежала под землёй 360 лет. Однако в течение нескольких минут её лицо почернело и превратилось в прах…

… Ташкент, столица Узбекистана. Июнь 2018 года.
В ГАБТе им. Навои состоялась постановка оперы в обновленном здании театра и в новом составе.
Режиссер-постановщик – Заслуженный деятель искусств Узбекистана Андрей СЛОНИМ, Музыкальный руководитель и дирижёр – Заслуженный деятель искусств Узбекистана, Лауреат Государственной премии Анвар ЭРГАШЕВ.

Исторический сюжет оперы заиграл новыми красками, благодаря игре молодых солистов, лауреатов международных конкурсов:
Василий Степанович Собакин, новгородский купец — Заслуженный артист Узбекистана Кирилл Борчанинов
Марфа, его дочь — Анжелика Мухаметзянова
Григорий Григорьевич Грязной, опричник — Лауреат Международных конкурсов Рахим Мирзакамалов.
Григорий Лукьянович Малюта Скуратов, опричник — Лауреат Международных конкурсов Джабраил Идрисов
Боярин Иван Сергеевич Лыков — Народный артист Узбекистана Нормумин Султанов
Любаша, любовница Грязного — Лауреат Международных конкурсов Азиза Мухамедова
Елисей Бомелий, царский лекарь — Александр Полонский
Домна Ивановна Сабурова, купеческая жена — Мадина Базарова
Дуняша, её дочь, подруга Марфы — Лауреат Международных конкурсов Рада Смирных.

Постановочная группа:
Художник-постановщик – Заслуженный работник культуры Узбекистана Зубайдулло БАТЫРОВ
Главный хормейстер — Народный артист Узбекистана Сулейман ШАДМАНОВ
Хормейстер – Наталья КУПРИЯНОВА
Художник по костюмам – Лобар ПАЛВАНОВА
Концертмейстер – Людмила СЛОНИМ

В зрительном зале присутствовали представители министерства культуры, деятели литературы и искусства, представители культурных центров Ташкента, журналисты и блогеры.
Надо отметить, что первая премьера на сцене ГАБТ им. А.Навои состоялась в 1951 году.
Последняя постановка на сцене ГАБТ им. А.Навои состоялась в 2008 году.
И в 2014 году во Дворце «Туркистон», — спектакль был посвящен 170-летию со дня рождения великого русского композитора.
Спектакль этого сезона отличился наиболее корректной текстовой постановкой и естественностью актерской игры, а также роскошными костюмами в стиле XYI века. Во время просмотра создавалось полное ощущение переноса во времена правления Ивана Грозного. Выход на сцену царя Ивана Васильевича, которого играет сам Андрей Евсеевич Слоним происходит четырежды. Но кульминационный момент оперы происходит в последнем действие, — царь выходит, чтобы заслуженно покарать виновных в смерти его невесты. Несколько минут всего длится эта немая роль, в течение которых показана вся гамма чувств Грозного Государя всея Руси – от гнева, до полного опустошения, когда тот бессильно обвисает на скипетре…

Радостно за нашу ташкентскую оперную школу, за молодых исполнителей (Рахим Мирзакамалов, дебютировавший в роли Григория Грязнова был неподражаем). Театральный зритель, не искушенный тонкостями постановочных концепций, но воспитанный в культурных традициях уважения к классике, обладает, к счастью, умением воспринять НАСТОЯЩЕЕ оперное искусство, и единодушно сходится в оценке спектакля – «ЭТО БЫЛО ЗАМЕЧАТЕЛЬНО»!
По-хорошему удивляет и радует тот факт, что творчество великого русского композитора Римского Корсакова в бешеном ритме 21 века остается актуальным для театрального зрителя всех возрастных категорий!

При выходе из театра, как неожиданное продолжение эпилога, зрителей ожидало природное представление – ливень как из ведра с грозой и молниями, который доставил в этот незабываемый ташкентский вечер ещё одну радость и эстетическое удовольствие.

Фото: Михаил Левкович.

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.