К 100-летию со дня рождения композитора Бориса Гиенко Искусство Ташкентцы

В календаре культурной жизни современного Узбекистана год 2017 отмечен знаменательным событием – мы празднуем 100-летие со дня рождения одного из основателей и корифеев композиторской школы Узбекистана Бориса Фёдоровича Гиенко. Заслуженный деятель искусств Узбекистана, Народный артист Узбекистана, профессор Борис Фёдорович Гиенко посвятил более шестидесяти лет своей жизни творчеству и воспитанию целой плеяды ярких талантов, среди которых многие ведущие композиторы и общественные деятели Узбекистана.

Мастер своего дела, музыкант высочайшей культуры и глубокой эрудиции, обладающий энциклопедических знаниями не только в области музыки, но и многих гуманитарных наук, аналитик и философ, обладавший неповторимым тонким чувством юмора, безграничной человечностью и невероятной силой духа, живший в состоянии постоянного творческого поиска, Борис Гиенко оставил глубокий след в истории Узбекистана. Его творческое наследие обширно и многогранно. Им созданы восемь симфоний, девять струнных квартетов, инструментальные концерты для скрипки, виолончели, голоса, фортепиано с оркестром, сюиты, поэмы, балет, музыка к спектаклям, детская музыка, фортепианные и вокальные произведения и многочисленные обработки узбекских, таджикских, каракалпакских, украинских, индонезийских и японских народных мелодий.

Его творческая биография весьма занимательна. Детство, проведённое с родителями на Кавказе, зародило в нём любовь к бескрайним горным просторам, привычку наблюдать природу, «вслушиваться» и «всматриваться» в ландшафт, чтобы глубоко в душе сохранять полюбившиеся образы и затем излить их на бумагу, вначале только лишь в форме художественных зарисовок, а затем и музыкальных сочинений. После смерти отца Фёдора Прохоровича Гиенко и переезда с матерью Полиной Семёновной Гиенко в Узбекистан в 1933 Борис Гиенко глубоко погрузился в изучение музыкальных традиций, культуры и обычаев гостеприимного солнечного края, ставшего на всю жизнь его домом. Тот факт, что он владел игрой на многих инструментах – не только фортепиано, но также на баяне, мандолине, домре помог ему сблизиться с народными музыкантами, учувствовать в совместном музицировании и дал возможность записать в ноты яркие узбекские и таджикские народные мелодии, которые впоследствии легли в основу многих авторских сочинений Бориса Гиенко.

В 1936 году в Ташкенте была организована Консерватория, в которую он был принят на композиторский факультет в класс профессора Бориса Борисовича Надеждина. Процесс учёбы сблизил двух музыкантов, и впоследствии Гиенко и Надеждина на долгие годы соединила творческая и человеческая дружба. По воспоминаниям Бориса Фёдоровича это было время невероятно интенсивного обмена творческими мнениями и неустанного творческого поиска. С поступлением в консерваторию Гиенко «вступил» в круг музыкантов, ставших знаковыми фигурами в формировании и развитии композиторской школы Узбекистана, такими как Виктор Александрович Успенский, Алексей Фёдорович Козловский, Георгий Александрович Мушель. Гиенко окончил консерваторию в 1941 году созданием 1-й симфонии, положившей начало его деятельности как крупного симфониста.

Параллельно с занятиями в консерватории он делал много обработок узбекских народных мелодий для оркестра узбекских народных инструментов, руководителем которого являлся Ашот Иванович Петросянц – также друг и соратник Гиенко. Для оркестра узбекских народных инструментов имени Дани Закирова (ближайшего друга и соавтора многих сочинений), Гиенко писал музыку до последних дней своей жизни. С октября 1941 года по ноябрь 1945 года Борис Фёдорович служил в окружном ансамбле Красноармейской песни и пляски САОО. Служа в ансамбле, он писал песни, посвящённые Великой Отечественной войне.

В октябре 1945 он демобилизовался и стал работать в Ташкентском Государственном музыкальном Училище педагогом гармонии, инструментовки и чтения партитур, в дальнейшем стал вести там класс сочинения. В 1948 году он был приглашен в консерваторию педагогом по классу инструментовки и чтения партитур на кафедру народных инструментов, а впоследствии, с 1960 года стал доцентом, с 1972 по 1980 заведующим, с 1980 года профессором кафедры композиции. Гиенко считал своей важной задачей помогать молодому поколению узбекских композиторов в формировании и развитии индивидуальной техники и самобытности манеры письма. Ведущие композиторы страны, среди которых Рустам Абдуллаев, Мустафо Бофоев, Хабибулло Рахимов, Фархад Алимов, Кахрамон Рахимов, Мухуммад Атаджанов, Сайфи Джалил, Совет Варелас, Улугбек Мусаев, – воспитанники Гиенко.

В центре его внимания были не только юные профессионалы – студенты консерватории и училища. С огромным энтузиазмом Гиенко на протяжении всей своей жизни создавал музыку для детей – циклы прелюдий для фортепиано, пьесы для различных инструментов в сопровождении фортепиано, и сочинения для камерных ансамблей. Вместе с ведущими солистами инструменталистами и вокалистами, Борис Гиенко, с радостью, проводил творческие встречи в детских музыкальных школах, на которых он сопровождал исполнение своих произведений занимательными рассказами о том, как пишется музыка, выбирается сюжет произведения и как важно изучать теорию, гармонию и историю музыки, чтобы в последствии свободно воплощать свои творческие идеи. Это было невероятно интересно наблюдать, как детская аудитория с любопытством, завороженно, слушала тихий и спокойный голос профессора Гиенко, который с простотой и лёгкостью находил путь к сердцу любого, даже самого маленького слушателя!

Гиенко был великим музыкантом, человеком и семьянином. В 1941 году он связал свою жизнь с блистательной пианисткой Татьяной Николаевной Черневской, после брака принявшей его фамилию Гиенко. Женщина божественной красоты, с музыкальным и человеческим даром, навсегда стала его Музой. Многие из его сочинений посвящены ей. Любимым инструментом «Танюши» была виолончель, в силу особой глубокой и проникновенной драматичности и выразительности тембра, поэтому оба виолончельных концерта и концертино на каракалпакские темы для виолончели с оркестром созданы композитором в качестве музыкального Приношения для Музы. Прожив долгую жизнь вместе, в горе и в радости они покинули этот мир один за другим, с расстоянием в 40 дней…

Дочь Бориса Фёдоровича и Татьяны Николаевны – Наталья Борисовна Гиенко стала достойной преемницей своих родителей, приняв творческую эстафету своих родителей, став так же блистательной пианисткой и педагогом. Наталья Гиенко была первой исполнительницей многочисленных фортепианных произведений Бориса Гиенко, и такие бессмертные опусы как цикл «12 Рубаи» и «Триптих» для фортепиано были вдохновлены и написаны для «Натули». Натальей Гиенко вместе с симфоническим оркестром Государственной Филармонии Узбекистана под руководством Захида Хакназарова и камерным оркестром Гостелерадио Узбекистана под руководством Виктора Медюлянова (супругом Натальи Гиенко) были сделаны студийные записи Первого фортепианного концерта и концертино «Маскарабозы», вошедшие в Золотой Фонд узбекского радио.

Дом семьи Гиенко — это живой храм искусства, в котором всегда царили Творчество, Любовь, Музыка, Смех, Дружба и Радушие. Как говорил сам Борис Фёдорович: «Композитор жив, пока звучит его музыка». Бессмертные произведения Гиенко несут в себе свет его души и силу его духа. Хочется пожелать многим поколениям узбекских музыкантов постигать его творчество и доносить его музыку до самых широких кругов слушателей.

Полина Медюлянова, композитор, внучка Б.Ф.Гиенко
Источник.

5 комментариев

  • Фото аватара Александр Селютин:

    Замечательная статья о действительно выдающемся композиторе Узбекистана!
    Огромное спасибо и большой рахмат!
    С уважением к Вам.

      [Цитировать]

    • Фото аватара Светлана Циканова:

      Полностью согласна с вами! Хочу добавить: замечательный фортепианный дуэт братьев Олимбая и Мухаммада Атаджановых из Хорезма взращен в семье Гиенко! Наталья Борисовна растила дочь Полину и… творческий дуэт братьев пианистов — студентов Ташкентской консерватории. По сей день хранятся афиши концертов дуэта в Ташкенте, Москве, Сухуми. Это незабываемо!

        [Цитировать]

  • Фото аватара александр:

    что могут слова
    когда Вещий Борис
    звуками Мир оживил

    александр бабаев

      [Цитировать]

  • Фото аватара Елена:

    Посоветуйте, пожалуйста, где можно скачать ноты прелюдий Гиенко? В интернете найти не удалось…

      [Цитировать]

    • Фото аватара olga:

      Елена:
      Посоветуйте, пожалуйста, где можно скачать ноты прелюдий Гиенко? В интернете найти не удалось…

      В Яндексе !!!! Вам для какого инструмента или всё равно лишь бы ноты Бориса Гиенко ?В Яндекс отправляйтесь ..вЯндекс …

        [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.