Екатерина Константиновна Иофель — педагог по вокалу у Дмитрия Хворостовского Искусство Ташкентцы

Лидия Козлова пишет в комментариях к статье о Д. Хворостовском:

Ташкент — удивительный город. Всюду отыщется ташкентский след. Вот и педагог по вокалу у Дмитрия Хворостовского — выпускница Ташкентской Консерватории. Она скончалась в начале 2017 года в Красноярске, в возрасте 94 лет. А в конце года ушёл из жизни её знаменитый ученик. «После окончания Красноярского института искусств Дмитрий Хворостовский был приглашен на работу в местный оперный театр. Иметь просто голос – этого мало для карьеры, тем более карьеры успешной. Над голосом нашего героя работали настоящие профессионалы-подвижники. Когда после хорового отделения педагогического колледжа Дмитрий решил пойти в Институт искусств, то поставил задачу попасть только на курс заслуженного педагога по вокалу Екатерины Константиновны Иофель. В Красноярском крае, – утверждают знатоки – все понимают: если хочешь научиться петь хорошо и правильно, надо идти к «бабушке Иофель».

Екатерина Константиновна не представляет жизни без своих учеников и без своей работы. Эта страстно увлеченная музыкой женщина взрастившая целую плеяду первоклассных вокалистов. Одна же дала профессию кумиру многих сердец Дмитрию Хворостовскому. Но в отношениях учителя и ученика далеко не все было простым и безоблачным.
Екатерина Константиновна – педагог с русско-немецкими корнями, получивший особое отношение к профессии от педагогов еще старой дореволюционной школы. Ее первой наставницей была жена известного певца Петра Ивановича Словцова – Маргарита Николаевна Риоли-Словцова. Она обучала главному: настоящее искусство там, где есть чистота души….
Вот как выглядит биография этой удивительной подвижницы.
Екатерина Константиновна – заслуженный деятель искусств России, профессор Красноярской академии музыки и театра – родилась 12 октября 1923 года в Красноярске. Родители были очень музыкальными людьми, часто брали ее с собой на концерты, не удивительно, что от них девочка унаследовала любовь к музыке и артистические способности. Свою первую арию – Ольги из оперы «Евгений Онегин» – пятилетняя Катюша исполнила перед мамой и папой. Как отметил журналист Виктор Панов об этой выдающейся женщине, «Вся ее жизнь стала совершенствованием двух дарований – оперной певицы и педагога».
В 1941 году Екатерина закончила школу. Закончив в 1951-м Ташкентскую консерваторию, молодая певица стала одной из ведущих солисток филармоний на юге нашей страны – Грозненской, Кисловодской, Ялтинской, Сочинской, в Сочинском музыкальном театре. Будучи солисткой Новосибирского и Ташкентского оперных театров, Е.К. Иофель исполнила ведущие партии Любаши («Царская невеста» Римского-Корсакова), Ольги («Евгений Онегин» Чайковского), Полины («Пиковая дама» Чайковского), Вани («Иван Сусанин» Глинки) и др. С 1964 года работала в Горьковской консерватории, где с 1967 по 1977 годы заведовала кафедрой сольного пения и оперной подготовки.
В 1978 году Иофель пригласили создать в открывшемся Красноярском государственном институте искусств кафедру сольного пения и оперной подготовки.
В течение 20 лет (1978–1998) Е.К. Иофель возглавляла кафедру сольного пения и оперной подготовки. Награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени, почетным знаком Министерства культуры СССР, Почетной грамотой ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ за достижение наивысших результатов в работе, имеет множество благодарностей Министерства культуры России.
В 2006 году удостоена золотой медали, диплома и звания лауреата Фонда Ирины Архиповой за выдающиеся достижения в области подготовки и воспитания молодых вокалистов.
О своем самом знаменитом воспитаннике Диме Хворостовском 90-летний педагог Екатерина Константиновна с особо теплотой в голосе вспоминала:
– Когда Дима ко мне пришел после хорового факультета и попросил взять к себе в класс, я ему отказала, так как была перегружена – у меня был первый выпуск моих студентов. И тогда за него стали просить все! И Димины родители меня уговаривали, и его педагоги из педучилища, и мой старый друг настройщик пианино. В общем, я сдалась, и мы начали заниматься. Я стала его исправлять. Он взъерепенился: «Так что ж, я ничего не умею?!» А я ему: «А голос-то откуда идет?» В начале третьего курса был уже значительный прогресс. Представьте только: он вставал у рояля, а я садилась в другой конец класса – и мне достаточно было одного взгляда, чтобы он меня понимал и делал, как надо! Тогда его пригласили выступать с симфоническим оркестром». http://www.rumvi.com/products/ebook/%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B9-%D1%85%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%B4%D0%B2%D0%B5-%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%89%D0%B8%D0%BD%D1%8B-%D0%B8-%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0/d8ce3843-496b-4891-b5c0-2f7b28536256/preview/preview.html Ну и т.д. В Красноярске Екатерину Константиновну звали «Бабушка Иофель». Правда, добренькой бабусечкой она никогда не была. Как раз наоборот! В интернете нашла единственную фотографию, где она относительно молода. О Ташкенте ничего больше, кроме краткого упоминания в биографии.

Нашла! Какая-то добрая душа опубликовала отдельные странички из книги Екатерины Иофель. Я буквально скомпоновала две странички про Ташкент. Отдельной ссылки нет. Я вышла через статью о Екатерине Константиновне в Википедии.

2 комментария

  • Фото аватара Лидия Козлова:

    К сожалению, ташкентские страницы жизни Екатерины Константиновны «не кликаются», не увеличиваются. Вот попробовала сама сканировать этот же текст прямо из книги. В этом варианте легче будет что-то разобрать.

      [Цитировать]

    • Фото аватара Лидия Козлова:

      Теперь можно кликнуть и откроется страница с нормальным текстом. Но в красноярском источнике есть ОПЕЧАТКА! Фамилия преподавателя Консерватории не МЕЕРОВИЧ, а МЕРОВИЧ!!! По крайней мере, в конце 30-х до начала 50-х именно Адольф Бернгардович Мерович, профессор Ленинградской Консерватории, был очень известным, авторитетным музыкантом, с которым с удовольствием сотрудничали самые известные певцы того времени. Например, Софья Преображенская. «МЕРОВИЧ Адольф Бернгардович [23 VII(5 VIII) 1904, Москва — 3 IX 1953, Ташкент] — сов. пианист, педагог. Чл. КПСС с 1941. В 1929 окончил Ленингр. консерваторию по классу фортепьяно у С. И. Савшинского. Организатор и рук. вокальных ансамблей Ленингр. консерватории, работал на радио, популяризировал забытые вокальные произв. разных народов. Под его ред. изданы сб.: «Русский бытовой романс 2-й пол. 19 в.» (1940), «С. Монюшко. Избранные песни» (1948), «Романсы и песни чешских композиторов» (1949), «Старинные романсы на стихи А. С. Пушкина» (1949). В 1932-50 руководил в Ленингр. консерватории классами камерного вокального ансамбля и концертмейстерским (с 1935 профессор). Среди учеников Т. Н. Лаврова, С. С. Апродов и др.» http://www.music-dic.ru/html-music-enc/m/5002.html Подробного рассказа о нём не нашла. Только сведения из «Музыкальной энциклопедии», аннотации к пластинкам и отдельные сообщения из воспоминаний о Софье Преображенской. Адольф Бернгардович оказывается в Ташкенте вместе с Ленинградской Консерваторией в эвакуации. Здесь он собрал группу вокалистов. Читаем, «Ира …пела в женской вокальной бригаде, которой руководил Адольф Бернгардович Мерович. В концертах бригады принимали участие и солисты: на фортепиано играл Евгений Шендерович, пели Сергей Апродов, Ефрем Флакс». http://intoclassics.net/publ/4-1-0-225 После возвращения в Ленинград, в 1944г., выступления этого коллектива продолжились: «В этом же году Софья Петровна Преображенская помогла Ирине попасть на работу в миманс Кировского театра, параллельно возобновились выступления концертной бригады под управлением А.Б.Меровича, созданной еще в Ташкенте»
      http://intoclassics.net/publ/4-1-0-224. До 50г. Мерович -в Ленинградской Консерватории, а потом вдруг оказывается в Ташкенте. Что случилось? Найти в интернете больше ничего не удалось, но как раз в это время в Ленинградской Консерватории начались гонения на Самария Савшинского, учителя Меровича… Возможно, в этом причина? Умер он рано, в 49 лет, в 1953г. в Ташкенте. Нашла только одну фотографию Адольфа Бернгардовича (в составе фронтовой бригады).

        [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.