Всемирный русский Искусство Фото

Пишет Олег Николаевич:
Не могу взять на себя ответственность  написать некролог… прилагаю текст из российского сайта… не знаю, надо ли что то добавлять… Фотографии сделаны в Ташкенте… из сети…

Почему Дмитрия Хворостовского никто не пытался оценивать в категориях «свой-чужой»
Газета.Ru  24.11.2017

Смерть Дмитрия Хворостовского не была неожиданной. Но все равно стала потрясением и трагедией мирового масштаба. Дело не только во всемирной профессиональной известности — Хворостовский был не только одним из лучших и самых знаменитых оперных баритонов мира. Дело в нем самом. Во всем его облике и стиле жизни. Хорошо, если бы и Россия стала похожей на Дмитрия Александровича Хворостовского — такой же доброй, талантливой и радостно открытой миру.

Могучий красавец с копной красивых рано поседевших волос, он покорял людей на всей планете — всех, кто видел и слышал его. Покорял без оружия примерно тем же, чем в годы его раннего детства Юрий Гагарин — улыбкой, гармоничностью (не только музыкальной), выплескивающейся на публику буквально в каждый момент существования волной потрясающего человеческого обаяния. Тем, для чего привычное слово «харизма» кажется слишком пресным и не слишком точным. 

Поэтому такая редкая единодушная радость царила в социальных сетях в начале октября, когда чудесным образом выяснилось, что первая весть об уходе Хворостовского оказалась неправдой. Хотя все, кто видел хотя бы в записи на ютьюбе фрагменты концерта великого (тот случай, когда такая оценка не выглядит ни слишком пафосно, ни пошло) певца 2 июня 2017 года в его родном Красноярске, понимали: шансов нет, смерть уже близко. Поэтому так одинаково — со смесью светлой печали, благодарности, восхищения перед талантом — отреагировал мир на его уже настоящую смерть.

Ведущие мировые театры решили посвятить свои премьеры Дмитрию Хворостовскому. В одном из некрологов музыкальный критик и продюсер Михаил Фихтенгольц очень точно определил природу такой всеобщей человеческой реакции: «Один из первых, если не первый русский — не советский! — певец, ворвавшийся на оперный Олимп в одночасье (конкурс Cardiff Singer of the World 1989 года, где он стал победителем): невероятный красавец с внешностью былинного героя, обладатель красивейшего баритона (этот тембр не перепутать ни с кем), обаятельный парень с обезоруживающей улыбкой — весь мир предсказуемо пал ниц. Вот таким все и увидели олицетворение новой России: выяснилось, что загадочная русская душа — это совсем не миф, у нее есть реальное воплощение и у нее один из самых красивых голосов на земле».

Хворостовский своей жизнью словно специально решил опровергнуть знаменитую фразу русского нобелевского лауреата в области литературы Ивана Бунина: «Я не пряник, чтобы всем нравиться». Хворостовский нравился всем.

Тонкие ценители академической музыки ценили его за верность высокому стилю. Но этот вроде бы элитарный певец получил при этом и по-настоящему массовую, народную славу за военные песни. Причем пел их не так, как многие оперные певцы, просто любующиеся своим голосом в процессе исполнения, а с искренним и глубоким чувством. Среди оперных певцов в России такую популярность в народе имел разве что Муслим Магомаев.

Хворостовский давно жил в Лондоне, но всегда оставался русским и сибиряком. Постоянно приезжал на Родину.

Был светским персонажем, но его сибаритство всегда оставалось естественным, ненарочитым, органичным, которое восхищает людей, а не раздражает или вызывает зависть.

Его жизнь была не такой уж счастливой и безоблачной. Был и тяжелый развод с первой женой, и тяга к алкоголю, которая чуть не погубила его оперную карьеру и не свела в могилу его самого. Но потом случилась потрясающая история любви с красавицей полуитальянкой — полуфранцуженкой Флоранс. Или, как он ее называл, Флошей. Один сценический поцелуй изменил всю жизнь этих двух людей. Флоша оставила ради мужа, талант и масштаб личности которого оценила сразу, свою музыкальную карьеру. Они прожили 16 по-настоящему счастливых лет. Их семья стала образцом любви и нежности в таком капризном и сложном артистическом мире.

Любые фотографии четы Хворостовских с четырьмя детьми можно использовать как экспонаты на любой выставке, которая будет пропагандировать семейные ценности и счастливую любовь.

Хворостовский, который выступал на Красной площади, был обласкан властями (президент России не скрывал, что является большим поклонником творчества певца), никогда не делал никаких политических жестов, способных оскорбить бы хоть кого-нибудь. Он один из немногих российских мастеров культуры, у которого не было «оппозиции».

Его никто не пытался оценивать в категориях «свой-чужой». Он был своим для всех.

Завещание Хворостовского — кремировать тело и развеять часть праха в Москве, а другую в Красноярске — певец Иосиф Кобзон назвал «героическим». Хотя оно скорее просто очень человеческое, искреннее, как сама жизнь Хворостовского. Он был «человеком мира» — значит, нет такого одного места, где может быть его могила. Он был русским — значит, его прах должен быть на Родине. Он был сибиряком и красноярцем — значит, частица его самого должна остаться в Красноярске.

Нет особого героизма, но есть высшая человечность и в сообщении семьи певца, появившемся на его странице в фейсбуке: «Семья Хворостовского хочет поблагодарить всех за любовь и поддержку в это тяжелое время. Вместо цветов они предлагают сделать пожертвования в организацию Cancer Research UK», — говорится в сообщении. Лучшее, что могут сделать поклонники певца — помочь фонду, который борется с онкозаболеваниями. Дать шанс выжить какому-нибудь неизвестному, но не менее важному для мира человеку. Потому что важен каждый.

Хворостовский был несомненной звездой. Его имя совершенно точно останется в истории музыки. Живая память о нем сохранится, пока будут живы люди, которые слышали этот голос. Записи будут рождать новых поклонников. Но главное запомнить и сохранить даже не этот голос, не это лицо «доброго русского богатыря», а главную интонацию его жизни. Интонацию служения искусству и объединения людей с помощью таланта.

11 комментариев

  • ВиоЛав:

    Олег Николаевич, можно поинтересоваться, как фамилия автора статьи, пишущего: «Хворостовский нравился всем»?

      [Цитировать]

    • ОлегНик:

      Меня это тоже заинтересовало… результат — от редакции… наберите в Гугле и посмотрите сами… кстати еще одно «неташкентское» фото c семьей…

        [Цитировать]

      • ОлегНик:

        Кстати… загляните на Ютуб — там россыпь работ певца, море удовольствия… когда еще взлетит такой талант!

          [Цитировать]

      • ВиоЛав:

        Если ставите статью, то можно позаботиться написать фам. автора самому, а не посылать на Гугл.
        Конечно Д. Хворостовский профессионал, но мне его баритон совсем не по вкусу, другое дело мужские тенора))) Вот и хотелось узнать, кто это пишет за всех: «Хворостовский нравился всем».

          [Цитировать]

        • Алина:

          Бесспорно талант, а потому и не должен нравиться всем. В статье меня возмутило высказывание о России — Хорошо, если бы и Россия стала похожей на Дмитрия Александровича Хворостовского — такой же доброй, талантливой и радостно открытой миру….. О чем это? В России живут и работают многие таланты, разных национальностей (кстати) и вероисповеданий, читать эти строки было даже стыдно и обидно за cамого Д.А.Хворостовского….

            [Цитировать]

        • Леон:

          Да речь идёт о том, что Х. нравился всем не голосом, а как человек, как личность. Я тоже не в особом восторге от его «металлического» баритона. Но в высоком профессионализме ему не откажешь.

            [Цитировать]

  • шел мимо...:

    Ниже привожу ссылку на раздачу полного собрания студийных записей Хворостовского (19 CDs)
    https://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=724826

      [Цитировать]

  • Это пишет в ФБ Елена, соученица по музыкальной школе: «Прощай, Дмитрий Хворостовский, большой русский артист, золотой баритон, мировая звезда, мальчик из Сибири, открытый, душевный, глубокий, настоящий и удивительно красивый мужчина». Таким он и был. Не забывал своих красноярских друзей. Пока пел на гастролях, друзья жили в его московской квартире. Естественно, просто так. Когда возвращался в город с концертами, город «вибрировал»… Билеты расходились неизвестным образом, только не через кассу. Но были и проблемы. Видимо, в каких-то кругах «обиделись» за то, что уехал. Встречали, бывало, или провожали, уже не помню, дурацкими статьями. Но уехал и правильно сделал. Отсюда до Мировой Славы не докричишься. В Красноярске прощаются с Дмитрием Хворостовским.
    «Это было что-то невероятное, перед началом спектакля Лариса Марзоева (народная артистка России, друг и партнер по сцене Дмитрия Хворостовского – ред.) представила видео с певцом и фотонарезку под его песни. Зал аплодировал стоя, кричали «браво», вышедших артистов приветствовали стоя и искупали их в овациях», — рассказала собеседница агентства. По ее словам, билеты на бесплатный спектакль разобрали менее чем за час. В зал на 836 мест пустили тысячу человек, но еще многим пришлось отказать.
    В театре в память о Хворостовском также покажут спектакль «Пиковая дама» на музыку Петра Чайковского.
    Опера «Пиковая дама» — знаковый спектакль для Красноярского оперного театра. Одна из первых серьезных партий Хворостовского, исполненных на сцене этого театра, — Елецкий (12 ноября 1985 года). Однако участвовать в спектаклях певец начал гораздо раньше, еще будучи студентом Красноярского института искусств. В Красноярском театре оперы и балета Хворостовский прослужил около 5 лет — с 1985 по 1990 год, исполнив за это время солидный репертуар».

      [Цитировать]

  • Ташкент — удивительный город. Всюду отыщется ташкентский след. Вот и педагог по вокалу у Дмитрия Хворостовского — выпускница Ташкентской Консерватории. Она скончалась в начале 2017г. в Красноярске, в возрасте 94 лет. А в конце года ушёл из жизни её знаменитый ученик. «После окончания Красноярского института искусств Дмитрий Хворостовский был приглашен на работу в местный оперный театр. Иметь просто голос – этого мало для карьеры, тем более карьеры успешной. Над голосом нашего героя работали настоящие профессионалы-подвижники. Когда после хорового отделения педагогического колледжа Дмитрий решил пойти в Институт искусств, то поставил задачу попасть только на курс заслуженного педагога по вокалу Екатерины Константиновны Иофель. В Красноярском крае, – утверждают знатоки – все понимают: если хочешь научиться петь хорошо и правильно, надо идти к «бабушке Иофель».
    Екатерина Константиновна не представляет жизни без своих учеников и без своей работы. Эта страстно увлеченная музыкой женщина взрастившая целую плеяду первоклассных вокалистов. Одна же дала профессию кумиру многих сердец Дмитрию Хворостовскому. Но в отношениях учителя и ученика далеко не все было простым и безоблачным.
    Екатерина Константиновна – педагог с русско-немецкими корнями, получивший особое отношение к профессии от педагогов еще старой дореволюционной школы. Ее первой наставницей была жена известного певца Петра Ивановича Словцова – Маргарита Николаевна Риоли-Словцова. Она обучала главному: настоящее искусство там, где есть чистота души….
    Вот как выглядит биография этой удивительной подвижницы.
    Екатерина Константиновна – заслуженный деятель искусств России, профессор Красноярской академии музыки и театра – родилась 12 октября 1923 года в Красноярске. Родители были очень музыкальными людьми, часто брали ее с собой на концерты, не удивительно, что от них девочка унаследовала любовь к музыке и артистические способности. Свою первую арию – Ольги из оперы «Евгений Онегин» – пятилетняя Катюша исполнила перед мамой и папой. Как отметил журналист Виктор Панов об этой выдающейся женщине, «Вся ее жизнь стала совершенствованием двух дарований – оперной певицы и педагога».
    В 1941 году Екатерина закончила школу. Закончив в 1951-м Ташкентскую консерваторию, молодая певица стала одной из ведущих солисток филармоний на юге нашей страны – Грозненской, Кисловодской, Ялтинской, Сочинской, в Сочинском музыкальном театре. Будучи солисткой Новосибирского и Ташкентского оперных театров, Е.К. Иофель исполнила ведущие партии Любаши («Царская невеста» Римского-Корсакова), Ольги («Евгений Онегин» Чайковского), Полины («Пиковая дама» Чайковского), Вани («Иван Сусанин» Глинки) и др. С 1964 года работала в Горьковской консерватории, где с 1967 по 1977 годы заведовала кафедрой сольного пения и оперной подготовки.
    В 1978 году Иофель пригласили создать в открывшемся Красноярском государственном институте искусств кафедру сольного пения и оперной подготовки.
    В течение 20 лет (1978–1998) Е.К. Иофель возглавляла кафедру сольного пения и оперной подготовки. Награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени, почетным знаком Министерства культуры СССР, Почетной грамотой ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ за достижение наивысших результатов в работе, имеет множество благодарностей Министерства культуры России.
    В 2006 году удостоена золотой медали, диплома и звания лауреата Фонда Ирины Архиповой за выдающиеся достижения в области подготовки и воспитания молодых вокалистов.
    О своем самом знаменитом воспитаннике Диме Хворостовском 90-летний педагог Екатерина Константиновна с особо теплотой в голосе вспоминала:
    – Когда Дима ко мне пришел после хорового факультета и попросил взять к себе в класс, я ему отказала, так как была перегружена – у меня был первый выпуск моих студентов. И тогда за него стали просить все! И Димины родители меня уговаривали, и его педагоги из педучилища, и мой старый друг настройщик пианино. В общем, я сдалась, и мы начали заниматься. Я стала его исправлять. Он взъерепенился: «Так что ж, я ничего не умею?!» А я ему: «А голос-то откуда идет?» В начале третьего курса был уже значительный прогресс. Представьте только: он вставал у рояля, а я садилась в другой конец класса – и мне достаточно было одного взгляда, чтобы он меня понимал и делал, как надо! Тогда его пригласили выступать с симфоническим оркестром». http://www.rumvi.com/products/ebook/%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B9-%D1%85%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%B4%D0%B2%D0%B5-%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%89%D0%B8%D0%BD%D1%8B-%D0%B8-%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0/d8ce3843-496b-4891-b5c0-2f7b28536256/preview/preview.html Ну и т.д. В Красноярске Екатерину Константиновну звали «Бабушка Иофель». Правда, добренькой бабусечкой она никогда не была. Как раз наоборот! В интернете нашла единственную фотографию, где она относительно молода. О Ташкенте ничего больше, кроме краткого упоминания в биографии.

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.