100-летний юбилей Александра Архиповича, отца Владимира Джанибекова Разное Ташкентцы Фото
7 ноября — день 100-летнего юбилея Александра Архиповича, отца известного всему миру космонавта Владимира Джанибекова. Этот уникальный человек — ровесник Октябрьской Революции!
Поздравить отца в этот особенный день в кругу близких и друзей приехал генерал-майор авиации, летчик-космонавт, дважды герой Советского Союза Владимир Александрович Джанибеков со своей супругой Татьяной Геворкян.
Был также друг Джанибекова заслуженный скульптор Узбекистана, заслуженный деятель искусств, член Союза художников Узбекистана, Яков Иосифович Шапиро и друзья-журналисты.
Сначала — фотографии, завтра будет подробная статья с воспоминаниями сына Александра Архиповича о детстве, проведенном в Икандере и Чарваке и годах учебы в Суворовском училище…
Владимир Александрович вместо автографа, на память об этом дне подарил мне рисуночек-набросок — солнышко в скафандре. Дух этого необычного дома, в котором живет человек, подаривший миру космонавта, действительно на редкость солнечный и теплый…
7 ноября 2017 года в поселке Чарвак выдался теплым и солнечным… Узбекистанская осень источала благодать бабьего лета. Аккуратный выбеленный домик на пригорке в Энергетиках (правобережная часть поселка) ждал гостей – ворота были распахнуты с самого утра, на кухне суетились две хозяйки – Татьяна Примбекова – добрый ангел-хранитель этого дома на протяжении многих лет и её дочь — красавица Хилола.
Все обычно вроде бы, кроме того, что в самой атмосфере дома витала некая яркая торжественность этого дня. Далеко не каждый человек может похвастаться тем, что дети приезжают поздравить отца со СТОЛЕТНИМ юбилеем! И КАКОГО ОТЦА! Александра Архиповича Крысина приехал поздравить его сын – известный всему миру летчик-космонавт, генерал-майор авиации, дважды герой Советского Союза Владимир Александрович Джанибеков со своей супругой Татьяной Геворкян.
Событие почти исторической значимости. Не смотря на присутствие журналистов, которые делали бесконечные снимки и диктофонные записи, обстановка была очень домашняя. Неформальная во всех смыслах :)))
Ключевой характеристикой отношений, царящих в этом доме, является ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ. Мощная позитивная энергетика Владимира Александровича, которому в мае этого года исполнилось 75 лет, сформировала вокруг себя комфортную компанию близких друзей, с которыми он дружен много лет. И неповторимый интеллигентный, доброжелательный дух этого дома, в котором много цветов, много улыбок и много Созидания!
Друзья приехали ровно к обеду, через полчаса во двор въехала машина, и все оживились, приосанились, подтянулись. Чувствовалось волнение…
Генерал Джанибеков, только переступив порог дома – первым делом – к отцу. Соскучился, давно не виделись! Дедушке в честь этого знаменательного события Бостанлыкский хокимият сделал подарок – коляску для инвалидов. Дедушка Архипыч не инвалид, и, слава богу, никогда им не был – до 87 лет каждое утро он прыгал со скакалкой и самостоятельно собирал урожай черешни – форму всегда держал. И сейчас он красив в своей благородной старости. Но вот передвигаться он уже не может… Зато у него есть слуховой аппарат, он теперь может слышать! Александр Архипович чувствует торжественность момента – в новой байковой рубашке в клетку и в белой кружевной вязаной тюбетейке он восседает на подушках и с огромным достоинством принимает гостей – особенно любит фотографироваться, позирует, хлопает в ладоши, улыбается и благодарит, кивая головой: «Спасибо! Спасибо!»
Татьяна Примбекова рассказала, что накануне она сказала Архипычу: «Скоро твой юбилей, дедушка, 100 лет отмечать надо». Он переспросил с изумлением: «Сколько-сколько?»
— «Сто лет!».
_ «Нет… не надо столько!» ))
Он и сам не верит, что ему исполнилось сто лет. Действительно, трудно представить себе, что чувствует человек, проживший сто лет! Но все мы возле дедушки чувствовали невероятную приподнятость…
Пока сын обнимал отца, мы разложили посреди светлого зала старый, советских времен, деревянный стол. Татьяна накрыла его праздничной белой клеенкой, и с небывалой скоростью стол оказался весь уставлен тарелками со всевозможными узбекскими яствами – самса, ачичук, казы, свежая зелень, помидоры и огурцы, а главное, по традиции, настоящий узбекский плов – заметили, что не бухарский, не самаркандский, а именно – наш, ташкентский — праздничный! Плов был упакован в надутый воздухом целлофан, наподобие скафандра, видимо, чтобы дольше не остыл, но получилось очень даже символично…
Пока стол томился в ожидании, москвичи ринулись во двор – насладиться теплом осеннего сада, поговорить, и как-то само собой начали фотографироваться, куда ж без этого! Все же журналисты-корреспонденты. ))) Приехали в Чарвак, чтобы разделить торжество с Владимиром Александровичем его друг, заслуженный скульптор Узбекистана, заслуженный деятель искусств, член Союза художников СССР и Узбекистана Яков Иосифович Шапиро (он много шутил, был в центре внимания), друзья-журналисты собственный корреспондент ИТАР-ТАСС Валерий Бирюков, корреспондент газеты «Известия» Татьяна Дивакова, ташкентские независимые журналисты Виктор Чиркин и Шахоб Зайнутдинов с сестрой Эльмирой Зайнутдиновой.
Когда все гости познакомились и освоились, общение наладилось, вошло в единое русло, Татьяна Примбекова пригласила за стол.
Поедая изумительный праздничный плов и слушая рассказы Владимира Александровича о событиях его детства и юности, я подумала, что снова каким-то чудом попала в уже прошедшую эпоху… Но с поправкой на сегодняшний день. Высокая культура отношений этих людей и одновременно, простота общения, без напряжения, без вычурности, создавала неповторимую гармонию… Каждый из присутствующих говорил тост, вспоминали маму Володи, Евдокию Федоровну, которая покинула этот мир в 1997 году. Жена Владимира, Татьяна, вспомнила, как Евдокия Федоровна, сидя на краешке дивана, имела привычку постукивать тростью об пол, — она таким образом выражала недовольство чем-то или останавливала излишний поток красноречия своего супруга, когда он по её мнению, больше чем подобает хвастался перед гостями… Было сказано, что за порядком в доме следила исключительно мать, Евдокия Федоровна. Характер у неё был жесткий, но справедливый. И супруг тоже слушался её беспрекословно и подчинялся ей, не смотря на то, что он всю жизнь был военным – служил пожарным. Евдокия Федоровна по ночам стирала и штопала его рубашки, которые были всегда прожженными в нескольких местах. А Владимир Александрович добавил, что даже погоны у отца были разного цвета – один зеленый, как подобает, второй – черный от копоти, обгоревший. И с этим фактом ничего уже поделать было невозможно! Евдокия Федоровна работала медсестрой, не отказывая в помощи никому, кто к ней обращался. Володя помнит, как мама вправляла вывихи и обрабатывала раны соседям и ожоги своему мужу-пожарному.
Дом в Чарваке, куда семья Крысиных переехала в 1983 году, – коттедж в два этажа с подвалом, строил сам Александр Архипович, строил для своих любимых людей. Владимир и Татьяна знают каждый уголок родительского дома, расположение комнат, что размещено в комнате наверху и в подвале. Изначально на втором этаже была мастерская отца, но после её спустили вниз, в подвал…
Владимир Александрович много и охотно говорил, чувствовалось, что ему очень уютно, он «отогревается» здесь, в родной и знакомой атмосфере родительского дома. Он с огромным теплом и благодарностью произнес тост в честь отца – ровесника Октябрьской революции, затем – тост в честь памяти матери, не чокаясь. Потом пошли воспоминания… Первым словом Володи было не «мама» и не «папа», а… «тъевога!» Потому что папа, произнеся этот слово, срывался с места, чем бы он в этот время не занимался! Однажды Александр Архипович поймал петуха, чтобы его зарезать, привязал веревкой, приготовил топор. И вдруг вызывают по тревоге на пожар! Петуху дали возможность пожить ещё некоторое время, — топор был брошен, петух счастлив. Владимир Александрович рассказал нам, что его отец не воспитывал, то есть ему было просто некогда заниматься воспитанием сына, как таковым… Его воспитывала мама. Но отец всегда оставался примером Мужчины для сына.
В раннем детстве Володя был болезненным мальчиком. Как-то отдыхая в пионерском лагере, он заболел – непонятная инфекция проникла в рот, носоглотку и трахею, все покрылось язвами, было трудно дышать и совершенно невозможно глотать. Лекарств в медпункте не было, антибиотиков, тем более. И медсестра решила проблему кардинально – смазала рот и горло мальчика обычным йодом! Ощущения – можно себе только представить! На мой вопрос, помогла ли ему эта драконовская процедура, Владимир Александрович ответил: «Как видите, живой перед вами!»
Другой случай, уже в подростковом возрасте он купался вместе с местными мальчишками, обгоревшими на солнце до шоколадного цвета, в речке. Дело было в поселке Искандер. В общем, силы не рассчитал как положено, поскольку страдал от лишнего веса, нырнул неудачно… Кто-то заметил, слава богу, торчащие из воды босые мальчишеские пятки. Откачали тогда Володю, выжил! Повернись события неблагоприятной стороной, мир мог бы лишиться героя-космонавта, спасшего в 1985 году мир от ядерного конфликта, совершив вместе с Виктором Петровичем Савиных стыковку со станцией «Салют – 7»!
Кстати о фильме. Фильм «Салют – 7» уже можно посмотреть в ташкентских 3D кинотеатрах. Думаю, что не все ещё посмотрели этот фильм, хотя мнения уже самые разные. Татьяна Геворкян – супруга Владимира Александровича выразила мнение, что фильм очень хороший, и, не смотря на то, что в нем использован художественный вымысел, идея фильма воспитывает в 17-18-летних подобающее отношение к космонавтам, уважение их героического труда в условиях безвоздушного пространства и невесомости.
После шашлыка все вышли перекурить на свежий воздух. В горах холодает быстро, только солнышко скатится за горизонт, и все… Но Владимир Александрович категорически отказался надевать пиджак, который любезно принесла ему его Татьяна. Он увлеченно рассказывал нам о том, как умеет стрелять, причем из многих видов оружия, о том, как учился в Суворовском училище. Владимир Джанибеков является членом Союза Художников Узбекистана. Он сказал, что в Суворовском училище их, молодых курсантов обучали по всем направлениям: изобразительному искусству, живописи, скульптуре и музыке (игра на русских народных инструментах). Акцент в рассказе был сделан на то, что их научили всему, мужчина должен уметь делать все абсолютно, и когда его спрашивают, мол, ты кто, слесарь или генерал? Он отвечает: когда нужно – я генерал, а когда нужно – слесарь-сантехник. Воспитание он получил достойное, при котором многочисленные грани его личности смогли полностью раскрыться. Но главной чертой Владимира Джанибекова является целеустремленность. Он в детстве мечтал стать космонавтом, и его мечта сбылась! Строки из биографии: «По слухам, юный Володя с пятилетнего возраста твердил родителям, что научится летать и станет астролетчиком. Однако его мама и папа в то время даже не предполагали, что мечта маленького мальчика (который к тому же не отличался спортивным телосложением) через несколько десятков лет, в период «холодной войны», станет реальностью».
На балкон соседнего коттеджа напротив высыпали соседи, увидев космонавта дома. Сдержать любопытство не смогли. И это понятно… Но наступающая вечерняя прохлада взяла свое, и гости снова сели за стол – пить чай с пирожными…
За чаепитием тема беседы перешла на искусство. У Владимира Александровича есть незаконченная работа, где изображены кони – черные и белые. Он видит этот образ как некое единство и борьбу противоположностей – вечное движение и вечное противоборство жизненных энергий.
Татьяна Геворкян (историк, заведующая научно-экспозиционным отделом Мемориального музея космонавтики, заслуженный работник культуры РФ.) поведала нам о своем детище — музее космонавтики, которым она руководит более 40 лет…
Я также сказала несколько слов – поздравление Александру Архиповичу и благодарность за этот праздник. Подняла бокал за здоровье всех присутствующих, пожелала дедушке Архипычу отметить 120 лет, а дому – мира, достатка и Божьей благодати.
Владимир Александрович считает, что главный принцип сохранения душевного здоровья – это знать меру во всем! Это постичь может далеко не каждый. Далеко не каждый умеет определить вообще, где она, эта самая мера… Но, когда человеку удается постичь эту Мудрость, то, видимо, именно тогда ему становится доступной сама Вселенная…
И то состояние, которое я почувствовала, присутствуя в этом светлом доме на празднике в честь 100-летия Александра Архиповича Крысина, отца космонавта, можно в полной мере считать Гармонией!
Что за селение в Икандере . Промодерируйте.
Сергий Дианов[Цитировать]
Сергей, это предварительная информация, немного позже будет более подробная статья.
Владимир Александрович родился в поселке Искандер Бостанлыкского района (бывш. Казахстан), ныне Узбекистан, в 1996 году родители переехали в пос. Чарвак из-за здоровья матери Евдокии Федоровны. Оба поселка находятся на территории Узбекистана. Все эти данные есть в Википедии.
https://24smi.org/celebrity/5408-vladimir-dzhanibekov.html
Sofiya[Цитировать]
Спасибо за внимание. Просто у Вас была очепятка (кстати на фб тоже ).
Сергий Дианов[Цитировать]
«Дом в Чарваке, куда семья Крысиных переехала в 1983 году,..»
так в 1983 или в 1996?
Vadim[Цитировать]
Семья переехала в 1983 году. В 1997 году наш мир покинула Евдокия Федоровна. Огромная к вам просьба — откорректируйте весь материал статьи (к комментам это не относится), я напишу Азиму просьбу о модерировании, потому как с корректорами у меня большой напряг. Отдельное и огромное спасибо за поиск ошибок, посыпаю голову пеплом, каюсь в смертных грехах, потому как была уставшая от позитивных впечатлений от праздника. В голове в тот вечер — мешанина и раздрайв. А что либо понравилось в статье?
Sofiya[Цитировать]
Статья очень понравилась, спасибо! Очень живая, без пафоса. Читала с удовольствием ещё и потому, что сама уроженка Узбекистана. На Чарвакском водохранилище в 1982 году в пионерском лагере «Конструктор» работала пионервожатой. В Ташкенте училась в ТашГУ. Читая вашу статью будто сама побывала там.
Галина[Цитировать]