Подлинная история создания «Яллы» Искусство История Ташкентцы

Автор Ало Ходжаев.
Источник Новости Узбекистана.

22 декабря прошедшего года в середине дня мне позвонил хороший знакомый, бывший заместитель председателя Ташгорисполкома Леонид Костин и сказал, что только что по московскому телеканалу «Ретро» показали запись давнего концерта эстрадной музыки, в конце которого в перечне авторов было указано: «на слова Ало Ходжаева».

Леонид Андреевич, к сожалению, увидел только концовку концерта и не смог назвать мне наименование песни и её исполнителей. Я высказал уверенность, что это «Ялла», в репертуаре которой самой первой песней была «Чёрное — Красное» («Анджела Дэвис»), либо что-нибудь из других наших совместных номеров: «Чили будет свободной!», «Хиросима», «Музыка детства», («Ленинградская девочка Таня»), «Маскарабоз», «Узбекский плов». С меньшей вероятностью я допускаю, что могли быть и другие песни, отснятые телевидением, на мои слова, которые в разное время исполнялись Николаем Гнатюком, Надеждой Чепрагой, Мансуром Ташматовым, Исмаилом Джалиловым, Гуломжон Якубовым, Юлдуз Усмановой, группой «Садо» в составе Азизы, Кумуш Раззаковой и Милой Романиди. Но если в фонотеке московского телевидения до сих пор сохранилась запись примерно 40- летней давности, то это, скорее всего, было связано с легендарной «Яллой».

В течение двух десятилетий многие мои друзья и знакомые уговаривают меня публично рассказать подлинную историю возникновения этой популярной группы, тем более, что в Интернете преподносится искажённая, или, как минимум, неполная версия необычного зарождения «Яллы». Постараюсь сделать это сейчас, пока ещё живы некоторые участники и свидетели этого события.

Начну с напоминания о том, что в период «оттепели» и последующих лет в тогдашней стране пробудился огромный интерес к зарубежному искусству, к его молодёжным массовым формам, прежде всего, — вокально-инструментальным ансамблям (ВИА). Таковые музыкальные группы создавались практически повсеместно — на промышленных, строительных, транспортных и сельскохозяйственных предприятиях, в учреждениях, в вузах, техникумах, училищах, в старших классах многих школ.

Стараниями руководства, а также профкомов и комитетов комсомола они обеспечивались минимумом музыкальных инструментов — гитарами и ударной установкой, выявляли всех желающих и более-менее способных ребят и с ними проводили танцевальные вечера, дабы заполнить досуг своих коллективов. Как правило, репертуары этих непрофессиональных групп были заимствованные, подражательские, невысокого уровня и вкуса.

Чтобы как-то упорядочить эту самодеятельность, в 1970 году в канун 100-летнего юбилея В.И.Ленина отдел пропаганды и агитации Ташкентского обкома комсомола решил провести 1-й областной (включая город Ташкент) фестиваль эстрадной политической песни. Предварительно во всех городах — Алмалыке, Ангрене, Ахангаране, Бекабаде, Чирчике, Янгиабаде и Янгиюле, в 10 районах Ташкента, а также в 14 сельских районах области — были проведены зональные конкурсы, победители которых получили право выступить на финальном конкурсе в ледовом Дворце столицы. Билеты на заключительный этап, который проходил в течение 3-х дней, были платными, но их охотно, в организованном порядке, раскупили во всех регионах области.

Организационным комитетом, куда помимо меня вошли зав. отделом обкома Григорий Айрапетянц и его заместитель Шавкат Миралимов, решались вопросы по печатанию афиш, обеспечению доставки всех участников и зрителей на конкурс, правопорядка вокруг и внутри Дворца, множество других организационных и технических проблем. Где-то за 5 дней до финала ко мне в кабинет пришёл давний приятель Герман Рожков, с которым мы за два года до этого проводили 1-й ташкентский фестиваль джаза. Он уведомил меня, что недавно был назначен директором учебного тетра Ташкентского театрально-художественного института, что первым делом он «выбил» у дирекции инструменты и пытается создать свой ВИА.

Уже подобрано несколько студентов, владеющих начальными навыками игры на инструментах и один вокалист. А пока ребята осваивают сцену и инструменты, показывают приглашённому музыкальному руководителю Евгению Ширяеву — кто что умеет. Ни о каком репертуаре говорить ещё не приходится. Мы посетовали, что коллектив ещё совсем «зелёный», но я, чтобы спровоцировать их на ускоренную работу, несколько необдуманно заявил: «Сможете за 3 дней приготовить два номера, идеологически зрелых, с чётко выраженной гражданской позицией, тогда я вне предварительных этапов допущу вас до участия в финале».

По сути — волюнтаризм чистой воды!

С загоревшими вдруг глазами, Гера спешно покинул мой кабинет. Ближе к вечеру, он позвонил мне и попросил приехать в ТТХИ. Там я застал недавно приехавшего из Ленинграда молодого композитора Евгения Александровича (как потом выяснилось — Абрамовича) Ширяева и молодых исполнителей. Они ещё в очень сыром виде продемонстрировали песню «Тебе — комсомол!» (авторы Рожков и Ширяев). Тематически этот номер вполне подходил для мероприятия, проводимого комсомольским органом. Но больше у них ничего самостоятельного не было. Долгий разговор с ребятами никак не завершался. Тогда я позвонил домой и попросил супругу Саодат приготовить плов. Вместе с Рожковым и Ширяевым, а также примкнувшим к нам Виктором Медведевым (он был выпускником театрального института и работал в горкоме комсомола) мы поехали к нам домой, где, поужинав, вместе стали смотреть вечернюю новостную программу Центрального телевидения.

Когда показали сюжет о заключении в тюрьму известной американской правозащитницы Анджелы Дэвис, я сказал: «Вот Вам тема, которая сразу же могла бы выделить Вас среди сотен других коллективов», на что Виктор подстрекательски заявил: «Ало Максумович, а Вы напишите, мы же знаем, что Вы балуетесь иногда стихотворством». Все засмеялись, а я ничего не ответил. Гости разошлись, а домашние вскоре улеглись спать. Но заснуть я не смог, вскоре потихоньку встал и вышел в гостиную. Практически моментально у меня полились строки:

«Из далёкой тюрьмы в Калифорнии,
Сквозь железные прутья решётки,
Пробивается Солнце чёрное -
То глаза молодой патриотки.

Цвет печали и цвет мракобесья,
Цвет пантер, всколыхнувший Штаты,
Цвет, запретный для воли и чести,
Цвет, терпимый в рабах и солдатах.

Речитатив:
Анджела, молодая, хрупкая девушка,
Рождённая для Любви и Счастья,
Чёрная девушка, тебя судят за красные убеждения!
Ты бросила вызов Америке властной.

И вся планета тебе ответила
миллионами красных роз
В день твоего рождения.
Не сломить гордый дух Анджелы,
Не убить в ней борца и учёного.
Все кто может - и жёлтый, и белый,

Встань в защиту собратьев чёрных!
Над землёй, грозовою ненастной,
Вопреки всех мастей расистам,
Поднимается Солнце красное -
Словно сердце Анджелы - гуманистки!

Рано утором, не заходя на работу, я, узнав примерный адрес Жени Ширяева, поехал к нему. Пришлось будить, но когда он услышал эти мажорные строчки, то вмиг «протрезвел» и попросил оставить стихи. Я уехал на работу. Опять ближе к вечеру мне позвонил Гера со словами: Приезжай быстрее, ребята уже увлечённо распевают новую песню.

Три дня проходил конкурс, у сцены я распорядился поставить урны для выявления зрительских симпатий. Каюсь, но при подведении итогов, мне вновь пришлось использовать «административный ресурс». Дело в том, что члены жюри — а мы привлекли туда титулованных композиторов Шарифа Рамазанова, Хайри Изамова, Энмарка Салихова, певца, Народного артиста Узбекистана Батыра Закирова, доцента Консерватории Минавар Таджиеву, работника городского управления культуры Иосифа Ладина, музыкального сотрудника Гостелерадио республики Любовь Юхнову и заместителя заведующего отдела пропаганды обкома комсомола Шавката Миралимова – в основном оказались заангажированы разными ВИА, имеющими уже большую известность и популярность среди молодёжи.

Между ними разгорелись многочасовые жаркие дебаты, очень трудно было найти консенсус, но никто так и не назвал юный коллектив ТТХИ. Я вынужден был обратить внимание членов жюри на то, что именно у «театралов» оказались песни, отвечающие требованиям самого духа конкурса. Как это ни парадоксально, но решительнее всех мне возражал Батыр Закиров. Мог ли он тогда подумать, что спустя несколько месяцев в составе этого ансамбля будут его родные братья Фаррух и Равшан, а в конце его, к сожалению, очень короткой жизни именно с этим коллективом он будет выступать на сцене.

Поддерживая Закирова, Хайри Изамов бросил неосторожную фразу: «Давайте нам официальные заказы, и мы тоже будем писать политические песни». На что я ответил, что писать надо по зову сердца, а не по заказам. Эта моя несколько пафосная фраза разошлась затем по творческим кругам.

Вернёмся к конкурсу. Пользуясь моим положением, я объявил, что наибольшее число зрительских голосов было отдано ВИА ТТХИ. Грешен, это было неправдой — в отличие от других, у него ещё не было своего болельщика. «Своя рука — владыка!» — и я вынес решение – помимо премий,, определённых жюри, специальный приз вручить вокально-инструментальному ансамблю театрального института и объявить его главным победителем. Стыдно ли мне сейчас за это решение? Нет, потому что я искренне считал, что нам, советской молодёжи, не хватает именно таких коллективов, и второе — каким то необъяснимым чутьём угадывалось замечательное будущее этого очень своеобразного творческого коллектива.

Казалось, что Всевышний или руководил, или явственно помогал нам — вскоре Центральное телевидение объявило Всесоюзный конкурс «Алло, мы ищем таланты!». У нас такой смотр не был проведён, но Зампред Гостелерадио Убай Бурханов попросил моего согласия на то, чтобы объявить «Яллу» (к этому времени ансамбль получил название) победителем так и несостоявшегося республиканского конкурса. Я, разумеется, с удовольствием согласился. Тогда уже за счёт телевидения «Яллу» направили на зональный конкурс в Свердловск, где он стал одним из победителей.

Условия конкурса позволяли выбирать любую песню, и чтобы завоевать российского зрителя, остановились на песне Марка Фрадкина «На тот большак». Я не стал навязывать свою «Анджелу», чтобы меня не заподозрили в личностных интересах. Но когда в 1972 году в Москве проходил Турнир Политической песни, то на него пригласили именно «Яллу» с песней «Чёрное-красное», После её исполнения, мне выпала честь вручить прямо на сцене клавир и текст песни родной сестре Анджелы — Фаине, которая специально прибыла на этот фестиваль.

Наутро в самой популярной советской газете «Комсомольская правда» на первой полосе вышла статья со снимком «Песня для Анджелы». Кстати, много позже, когда я работал директором «Узбекфильма» к нам на студию приезжала сама Анджела с сестрой и её мужем. На этот раз я вручил самой А.Дэвис партитуру песни и оттиск статьи в «Комсомолке».

В том же 1971 году меня взяли на работу в ЦК ВЛКСМ, я подружился с Александром Масляковым, который вёл заключительные концерты Всесоюзного конкурса. Практически зная благоприятный исход участия «Яллы», я был свидетелем триумфа этого самодеятельного коллектива в Москве.
Поскольку шла трансляция по ТВ, то и в Ташкенте узнали об этом. Сразу же по возвращении ансамбля на Родину, по указанию секретаря ЦК партии У.Салимова он был введён в штат объединения «Узбекконцерт». Начался качественно новый этап в жизни этого коллектива, ставшего вскоре гордостью узбекской эстрады. Я написал тексты нескольких песен, которые исполнялись в республике крайне редко.

Директор «Узбекконцерта» Амо Рубенович Назаров, а затем и министр культуры Зухра Рахимбабаева прямо мне сказали, что не надо проявлять излишнюю творческую активность, поскольку это не по душе руководству. Сомневаюсь, что речь шла о Шарафе Рашидовиче.

Но меня греет мысль, что я ещё раз сыграл важную роль в судьбе «Яллы». Дело было в 1976 году в Тбилиси, где проходила Всесоюзная научно-практическая конференция по интернациональному воспитанию трудящихся. В кругу нескольких участников я обратился к секретарю ЦК КПУз. А.У.Салимову с предложением поднять статус худрука «Яллы» Евгения Ширяева до уровня художественного руководителя всего объединения «Узбекконцерт», а на его место выдвинуть солиста Фарруха Закирова.

Тому было две причины:
во-первых, узбекский ансамбль «Ялла» получил уже всесоюзное признание и гастролировал даже за рубежом. А возглавляли его Герман Рожков и Евгений Ширяев.
Во-вторых, и это главное(!) — Евгений Александрович, хотя и был прекрасным композитором и высококвалифицированным музыкантом, но не успел ещё сполна проникнуться узбекским мелосом и национальной культурой, а Фаррух Каримович представлял известную артистическую семью и, казалось, был пропитан народными мелодиями. А органичное сочетание современной западной и восточной культуры стало впоследствии определяющим в творческом лице нашего уникального коллектива.

Акил Умурзакович внимательно посмотрел на меня, но ничего не ответил. Зато вскоре в «Узбекконцерте» произошли кадровые изменения, которые имели решающие последствия. Может быть, было бы уместно напомнить о том, как «в штыки» восприняли новый коллектив некоторые наши деятели «от культуры». Достаточно сказать, что в сатирическом журнале «Муштум» (кулак) появились карикатуры на длинноволосых «яллашников».
Или же выступление в ЦК партии бывшего заместителя министра просвещения Икбол Тохтаходжаевой, которая требовала не допускать до ТВ солистов, «разлагающих» нашу молодёжь.

Пришлось давать им отпор, равно как и ведущему обозревателю газеты «Советская культура» В.Беляеву, который в разгар «узбекского дела» обвинил «Яллу» в скрытой антисоветчине, так как своим названием ансамбль, якобы, прославлял Аллаха. Такая вот бредовая мысль — традиционному народному плясовому с вокалом жанру была приписана религиозная основа. Я по собственной инициативе вынужден был давать разъяснения помощнику всесильного тогда Е.К.Лигачёва.

Нет необходимости в данной статье, отнюдь не претендующей на полноту изложения, рассказывать о дальнейшем блистательном пути нашей всенародно любимой «Яллы». Ограничусь лишь тем, что я был свидетелем триумфа этого коллектива не только в Москве, но и в Германии, и в Сиэтле (США). Всюду успех их был оглушительным, сотни и тысячи слушателей и зрителей, прежде всего — женского пола, влюблялись и в мелодии, и в самих наших красивых, обаятельных, харизматичных и талантливых артистов ансамбля.

История «Яллы» очень необычна. Нет в мире другого коллектива, который бы за несколько дней своего безрепертуарного существования уже становился бы победителем крупного конкурса, а затем – лауреатом множества других фестивалей и смотров. Для его первых шагов в большом искусстве понадобились и организаторские таланты его руководителей и опекунов, и воля и возможности такой организации, как комсомол. Ни Министерство культуры, ни профсоюзные органы, а именно комсомол породил «Яллу» и этого забывать не следует.

Кое-кто сознательно (непонятно — в угоду кому?) пытается вульгарно опошлить историю «Яллы» — будто она возникла благодаря двум студентам, которые нашли на свалке изодранную гитару, настроили её и стали петь. Пусть это будет на их совести, но они и сейчас ещё кормятся за счёт ВИА, которому судьбой было даровано затмить тысячи других эстрадных самодеятельных коллективов и стать Незаменимым.
К счастью, живы ещё многие участники и свидетели тех событий и было бы правильным и справедливым восстановить истинную историю «Яллы».

Ало Ходжаев.

38 комментариев

  • Фото аватара Дилором:

    Спасибо, Аъло Максумович, за интересные воспоминания из истории создания «Яллы». Я хорошо помню их выступление на конкурсе «Алло, мы ищем таланты» в Свердловске, которое транслировали по телевидению. Но помню и то, что республиканский конкурс «Алло , мы ищем таланты» тоже был. В нём в числе участников , кроме «Яллы» ,были Насиба Абдуллаева с коллективом из Самарканда с песней «Лазги», по-моему, Исмаил Джалилов с песней «Газли»и ещё многие другие. А председателем жюри был Батыр Закиров. И первое место жюри присудило «Ялле» , отметив использование национальных народных инструментов вместе с современными . Они пели песню «Кизбола» (или «Андижанскую польку», но , по-моему, всё же «Кизбола») Мне с сёстрами (мы все тогда были студентками), горячо обсуждавшими итоги конкурса, даже казалось, что решение жюри было предвзятым, («по блату» — как мы тогда говорили), потому что Насиба Абдуллаева понравилась больше, а эти ребята из «Яллы», казалось, вели себя чересчур развязно. Но, увидев и услышав их на конкурсе в Свердловске, мы поменяли своё мнение. Так хорошо и скромно(!)-это нам понравилось,-они спели «На тот большак». Вот тогда они и завоевали наши сердца!

      [Цитировать]

    • Фото аватара Владимир:

      Что-то, Вы про какой-то другой конкурс помните. Я отлично помню ташкентский финал «Алло мы ищем таланты», жюри выбирало между «Яллой» и «Скифами», это в номинации вокально-инструментальные ансамбли (так стыдливо тогда называли рок-группы). И здесь тоже был включён административный ресурс. «Скифы» на тот момент, были намного сильнее, это вообще была лучшая ташкентская рок группа. Но….из целесообразности в Москву поехали братья Закировы и К. А «Скифов» гоняли по радио Монте Карло. А в номинации солисты в финал вышли Мансур Ташматов и школьный учитель английского языка Александр Троицкий, с голосом Тома Джонса. Понятно, что на всесоюзный финал отправили Ташматова. Там он пел «Русские берёзы».
      Кстати финал, насколько я помню, проходил вовсе не в Свердловске, а в Москве (впрочем здесь спорить не буду). Председателем жюри был Таривердиев. Там просто фуррор произвеле Лариса Кандалова, которую Закиров сманил солисткой в «Яллу», где она работала до 78-го года. Потрясающая певица. Она была первой женой Талгата Нигматуллина.
      Вот как-то так.

        [Цитировать]

      • Фото аватара Дилором:

        Мансур Ташматов и Александр Троицкий были позже. А первыми , в 1972 году, в «Алло, мы ищем таланты» Узбекистан представила именно «Ялла». Насчёт финала в Свердловске я тоже не уверена, но помню, что Лариса Кандалова была из Свердловска, и когда «Яллу» объявили в числе лауреатов конкурса, крупным планом показали, как она радовалась за победу нашего ВИА. А потом мы вдруг увидели её в Ташкенте в составе «Яллы».

          [Цитировать]

        • Фото аватара Владимир:

          Да, один это был финал. Две номинации — ВИА и солисты. Возможно не Ташматов был, а другой солист, спорить не буду. Но Троицкий был точно. http://kkre-45.narod.ru/troickii.htm
          А в другой номинации Скифы против Ялла. Яллу практически никто не знал, а на концертах Скифов двери выламывали, чтобы попасть в зал.

            [Цитировать]

      • Фото аватара Боха:

        Здравствуйте-Владимир.
        Что-то, Вы про какой-то другой конкурс помните. Я отлично помню ташкентский финал «Алло мы ищем таланты», жюри выбирало между «Яллой» и «Скифами», это в номинации вокально-инструментальные ансамбли (так стыдливо тогда называли рок-группы). И здесь тоже был включён административный ресурс. «Скифы» на тот момент, были намного сильнее, это вообще была лучшая ташкентская рок группа.
        …в 1970 году в канун 100-летнего юбилея В.И.Ленина отдел пропаганды и агитации Ташкентского обкома комсомола решил провести 1-й областной (включая город Ташкент) фестиваль эстрадной политической песни.
        Вопрос
        Не-могли-бы-Вы-сказать-были-ли-на-тот-момент-видеофиксация-т.е.-камеры-которые-могли-запечатлеть-видео-этого-и-других-фестивалей-с-участием-ВИА-лей-не-только-таш.области-но-и-др.областей-Узб-на-например-ферганской-самаркандской-бухарской-и.т.д.-7
        Не-секрет,-для-того-чтобы-участвовать-на-всесоюзном конкурсе «Алло, мы ищем
        таланты»-были-предварительные-конкурсы-ВИА-лей-и-из-других-областей-республики.
        —Исключая-Яллу-мог-ли-бы-оказать-хоть-какую-нибудь-конкуренцию-СКИФам-из-др.-городов-Узбекистана-на-тот-момент-7
        Может-кто-нибудь-знает-об-этом-7
        Извините-клавиатура-подвела

          [Цитировать]

  • Фото аватара Константин ташкентский:

    А как модно и, иногда, очень прибыльно «продвигать» начинающих исполнителей сейчас! Но можно и прогореть. :-(

      [Цитировать]

  • Фото аватара Над:

    Ялла — это целая эпоха. Гордость узбекской эстрады. Потрясающие исполнители. Такой коллектив талантов появляется редко.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Фома:

    Посмотрите и узнаете истину: https://youtube.com/watch?v=ruFsGYAZl_s

      [Цитировать]

  • Фото аватара Григорий Пушен:

    Конкурс проходил во дворце спорта в вуз городке.Где Скифы получили Гранд приз.А Ялла даже не была замечена!Нас вызвали в ЦК комсомола Женя Ширяев и Гера Рожков.Где рассказали нам об идеи создания Яллы.Предложили создать её на нашей даже-Скифов.Даже предложили поревести нас из института физкультуры в тео рольный,где Гера Рожков был кем то,затем после нашего отказа они с Батыро Закировым,Юхновой сделали еще один закрытый «конкурс»на телевидении,где Батыр Закиров и остальные решили,Ялла,которая не могла даже двух нот сыграть должна представлять Узбекистан,так км в Скифвх не было ни одного узбека

      [Цитировать]

    • Фото аватара Владимир:

      Спасибо Григорий! Я после телевизионного фарса даже письмо на ТВ написал, что это афёра на телевидении.
      Где сейчас обретаешься? С Козленко я в Фейсбуке дружу. Читал ли мои очерки здесь.

      Рок-группы Ташкента, история


      и

      Олег Чесноков, виртуоз гитары


      Да. и такой вопрос на том телефинале против вас была Ялла. А в номинации солистов был Троицкий, а кто второй (или вторая), не помнишь?

        [Цитировать]

      • Фото аватара хуршид:

        Очень интересно было прочитать. Ведь нигде я еще не видел истории зарождения эстрадной музыки в Узбекистане. А ведь было очень много различных коллективов. Может кто нибудь издаст когда нибудь книгу на эту тему, пока есть люди, которые помнят то время. ИМХО я не профессиональный музыкант или критик но никогда не монимал ансанбль Ялла.

          [Цитировать]

  • Фото аватара Шавкат Миралимов:

    ЧИТАЯ МАТЕРИАЛ АЛО ХОДЖАЕВА
    “ПОДЛИННАЯ ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ “ЯЛЛЫ»…

    Прочитав статью, невольно задумался: кому и зачем нужно искажать историю?!
    Ответа не нашел…
    Автор пишет, что “кое-кто сознательно (непонятно в угоду кому?) пытается вульгарно опошлить историю “Яллы”…
    “Опошлить” — значит искажать (исказить факты). Искажать всегда плохо. Искажать – уйти от Правды, потерять Oбъективность.
    Ало Ходжаев за Правду, которую он знает.
    Забегая вперед, скажу, что я готов подписаться под каждым словом автора, ибо и я был также активным участником и свидетелем всего того, что он описывает в своем материале, если не сказать одним из организаторов (прошу простить за нескромность…).
    И как это все доказать?!
    Легко…
    Задачи, которые сегодня стоят перед исторической наукой, во многом были определены на встрече Президента Республики Узбекистан И. Каримова с историками еще в 1998 году. Здесь, исходя из мирового опыта, были разработаны главные критерии и методы изучения истории. Было подчеркнуто, что “изучение истории и ее освещение немыслимо без источниковой базы”.
    Итак, в соответствии с данным постулатом, представляю источниковую базу.
    Это статья знатока и мастера эстрады Вл. Лапина “Знакомьтесь – “Ялла”. Вы просили. Мы рассказываем, опубликованная в газете Центрального Комитета Компартии Узбекистана “Сельская правда” №254 (557) 29 октября 1975 года. ( Это день рождения комсомола. Тогда было принято в этот день публиковать во всех газетах материалы, посвященные комсомолу). И эта статья доказывает правдивость утверждения Ало Ходжаева: “Для его (коллектива “Яллы”- Ш.М.) первых шагов в большом искусстве понадобились и организаторские таланты его руководителей и опекунов, и воля и возможности такой организации, как комсомол. Ни Министерство культуры, ни профсоюзные органы, а именно комсомол породил “Яллу” и этого забывать не следует.
    Теперь о республиканской газете “Сельская правда”. Она была очень серьезной газетой. Публикуемые материалы проходили тройной контроль, и по нынешним меркам ее спокойно можно было бы отнести к разряду “Качественная пресса”. Возглавлял редакционный коллектив Заслуженный журналист Узбекистана, старейшина узбекской журналистики Исмоил Сулайманов. И не случайно именно эта газета в свое время первой среди русскоязычных поддержала и защитила гонимый Навруз…
    Итак источниковая база: “Знакомьтесь – Ялла”. Вы просили. Мы рассказываем”.
    Ну как?! Надеюсь, нашлись доказательства утверждениям Ало Ходжаева?!
    Известнейший журналист Александр Минкин в Предисловии своей новой книги пишет «Из этого кувшина царь Одиссей наливал Гомеру! – говорит табличка в музее. И вы верите, что перед вами настоящий исторический кувшин.
    Но откройте глаза, перед вами всего лишь осколки. Черепки. Их выкопал археолог, сложил, слепил, замазал швы и дырки целиком… Черепки действительно исторические, а цемент и археолог — современные…
    И все-таки это настоящий античный кувшин».
    Данная статья Вл. Лапина тоже из настоящих черепков. Это настоящая история. Ибо он в реальном времени писал историю современности…
    В тот период было множество публикаций, посвященных “Ялле”, среди них немало рассказывалось о роли и месте комсомола в создании творческого коллектива. Тогда будучи секретарем Ташкентского обкома комсомола Ало Ходжаев сумел-таки разглядеть талант, большое будущее молодого творческого коллектива!
    Еще немало живых свидетелей, обладающих множеством других случаев и фактов, доказывающих правоту Ало Ходжаева. И было бы очень хорошо, если они откликнулись…
    Я много раз бывал свидетелем, когда “яллинцы” со сцены под гром аплодисментов зрителей приветствовали Ало Ходжаева словами: «В зале присутствует наш крестный отец Ало Максумович Ходжаев!». (Из скромности не говорю, что они иногда говорили, что “В зале находятся вместе с нами создатели нашего коллектива…”. Догадливый читатель вспомнил, наверное, имена, приведенные в статье Вл. Лапина!)
    Вспоминается пикантный случай из жизни “Яллы”.
    После изменения статуса коллектива из художественной самодеятельности на профессиональный были длительные гастроли по республике.
    И вот после турне коллектив дает первый концерт в столице – в Ташкентском Государственном концертном зале имени Я.М. Свердлова. Аншлаг. Море цветов. Зрители стоя аплодируют, не отпуская артистов…
    На сцену, чтобы поздравить победителей с настоящим творческим успехом, одновременно поднимаются Министр культуры республики Анвар Марасулович Кучкаров – слева, Ало Ходжаев, Григорий Айрапетянц, Шавкат Миралимов – справа. “Яллинцы” в центре. Они в замешательстве, не зная кому отдать предпочтение: аксакалу, члену Правительства или молодым комсомольским вожакам?!
    Короткая пауза. Зал замер, И вот пришло решение. ”Яллинцы” решительно устремляются направо… Первым к комсомольцам шел Шахбоз Низамутдинов, который громко произнес: “Вы наши отцы. Спасибо вам!” (Гром аплодисментов!).
    На лице Министра, наблюдавшего за этой сложной, скоротечной ситуацией, довольная улыбка. Он все понял и принял!!!
    Это была высокая награда комсомолу, который породил замечательнейший коллектив!
    Вот такая история.

    Шавкат МИРАЛИМОВ,
    кандидат исторических наук, доцент,
    член Союза журналистов Узбекистана.

    Приложение 3 фотографии:

    Слева направо: Нугман Насимов, Ало Ходжаев, Тулкун Нусратов, Шавкат Миралимов и Григорий Айрапетянц.

    Фаррух Закиров и Шавкат Миралимов.

    На переднем плане Ало Ходжаев (справа) и Шавкат Миралимов.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Шавкат Миралимов:

    Слева направо: Нугман Насимов, Ало Ходжаев, Тулкун Нусратов, Шавкат Миралимов и Григорий Айрапетянц.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Шавкат Миралимов:

    Фаррух Закиров и Шавкат Миралимов.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Шавкат Миралимов:

    На переднем плане Ало Ходжаев (справа) и Шавкат Миралимов.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Тамара:

    Ало максумовича знаю и почитаю, а вот о том, что стоял у истоков «Яллы», узнала благодаря его откровениям. Хотелось бы уточнить инофрмацию по фразе : «Практически зная благоприятный исход участия «Яллы»…» — Имелось в виду «надеясь» или зная заранее?
    Хорошо, конечно, что помогли «Ялле» — теперь группа в ветеранах. Да и прием «заранее известный благоприятный исход» в инструментарии разного рода конкурсов остался в активе. Но всегда ли так же удачно срабатывал, как с «Яллой»?
    Получили бы группу с мировой славой, если поддержали бы «Скифов»? Как знать — группа распалась, как пишет Владимир Фетисов. В истории, как говорят, нет сослагательного наклонения. А поддержка национальных коллективов и кадров была и есть, это общеизвестно. Всегда бы во благо… А то теряем специалистов и таланты, которых недооценили и не поддержали. Нередко и местной национальности.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Тамара:

    Приношу извинения за опечатку — Ало Максумовича.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Денис Цирин:

    Спасибо за статью! Было интересно прочесть. Мой отец, Дмитрий Цирин ז»ל, играл в первом составе Яллы на ударниках.
    Ялла для нашей семьи не просто группа!

      [Цитировать]

  • Фото аватара stansult:

    − …Сможете за 3 дней приготовить два номера, идеологически зрелых, с чётко выраженной гражданской позицией, тогда я вне предварительных этапов допущу вас до участия в финале…
    − …никто так и не назвал юный коллектив ТТХИ. Я вынужден был обратить внимание членов жюри…
    − …Пользуясь моим положением, я объявил, что наибольшее число зрительских голосов было отдано ВИА ТТХИ
    − «Своя рука — владыка!» — и я вынес решение – …специальный приз вручить вокально-инструментальному ансамблю театрального института и объявить его главным победителем.

    Интересный рассказ…

    Сразу прощу пардону у всех любителей «Яллы». Это замечательная группа; а мой комментарий скорее о том, как тогда «делались дела».
    Ниже моё понимание того, как это было, если пересказать вкратце — исправьте, если что не так понял.

    Итак, были проведены конкурсы во всех областях, победители которых получили право выступить на финальном конкурсе.
    Руководитель оргкомитета конкурса (тот, чья главная обязанность — обеспечить участникам равные условия) встречается с другом, и узнаёт, что у того — молодая группа.
    Группа, по словам самого друга — «зелёная», без репертуара. Руководитель оргкомитета говорит: «Сможете за 3 дней приготовить два номера, идеологически зрелых, с чётко выраженной гражданской позицией, тогда я вне предварительных этапов допущу вас до участия в финале». Тем самым превращая в нелепый фарс предварительные конкурсы во всех областях, уравнивая победителей этих конкурсов с «зелёной» группой, «осваивающей инструменты» — но не имеющих друга в оргкомитете.
    Далее руководитель оргкомитета конкурса сам лично принимает участие как в продюсировании группы (или как назвать это, когда человек приезжает к группе, смотрит её выступление, советует, решает, что подходит для конкурса, отбирает материал и т.п.), так и собственно в её творчестве — пишет им песню.
    После этого, имея в конкурсе «свою» группу, руководитель оргкомитета (не являясь членом жюри) не только почему-то участвует в обсуждении групп членами жюри, но и пытается влиять на их мнение. Их мнение, по ходу, его не устраивает — хоть они и «титулованные композиторы», но они «оказались заангажированы разными ВИА». Для обхода их мнения он инсценирует сбор «зрительских симпатий» — итог которого просто выкидывает, и объявляет победителем свою группу. И помимо того, что группу наградили по сфальсифицированным итогам конкурса «зрительских симпатий», её же объявили и главным победителем, обойдя группы, выбранные жюри — то есть теперь в фарс превратились и «многочасовые жаркие дебаты» членов жюри.

    В общем, один человек, руководитель оргкомитета, просто решил продвинуть своих.
    И теперь он с теплотой и гордостью об этом пишет в воспоминаниях.

      [Цитировать]

    • Фото аватара Владимир:

      Браво, stansult. Отличный анализ. Очевидно именно в этом п̶о̶д̶л̶я̶н̶н̶а̶я̶ извините, подлинная история Яллы.

        [Цитировать]

      • Фото аватара stansult:

        Владимир, я ничего не имею против группы «Ялла», она замечательная.

        Просто, на мой взгляд, эта начальная часть истории очень интересна с точки зрения иллюстрации того, как всё тогда организовано было. И человек до сих пор пребывает в уверенности, что цель оправдывает средства — судя по тому, как он пишет, что «не стыдно».

          [Цитировать]

        • Фото аватара Владимир:

          Так и я не имею ничего против. Как говаривала журналистка из «Акул пера» Капитолина Деловая, группа эта не моего формата, т.е. абсолютно равнодушен к их творчеству, но пусть поют на здоровье, не жалко.
          А этот товарищ, просто подтвердил то, что я знал всегда и таким товарищам слово «стыдно» вообще не знакомо.

            [Цитировать]

    • Фото аватара Gangut:

      Ага! Пусти на самотек! Хлопот потом не оберешься… Народ у нас, сами знаете какой… :-)
      Как-то по ТВ, один военный дирижер рассказывал о своей молодости. После училища был направлен в полк, в военный оркестр, и там, под его руководством, в отсутствии главного дирижера, под видом «Марша советских подводников», на параде «урезали» «Yellow submarine». Вроде как обошлось.

        [Цитировать]

  • Фото аватара Саракульская "шпана":

    Добрый вечер земляки. Я обращаюсь к Владимиру Фетисову.
    Скажите пожалуйста Геннадий Садовников никогда не занимался с ребятами во дворце пионеров им. Крупской в 1969году?
    Я это спрашиваю потому, что в те далекие годы в о дворце создали ВИА название не помню, но прекрасно помню, что там играли ребята из 125 школы им Ленина Почикин А, Байков Е, Степкин В, Хамидов Ш. И вот как-то Толик Почикин приводит к нам молодого человека и говорит, что у него есть стихи и мелодия очень хорошая, и по моему было сказано, что стихи и музыка его же и он хочет записать ее на магнитофон. Порепетировав пару раз мы включили магнитофон «Весна» и записали песню вот эту
    «Ты сказала, что придёшь.
    Когда листья опадут.
    Когда первые дожди
    Влагу с ветром принесут.

    Но вот выпал снег,
    А тебя всё нет.»
    По фотографии 1969 г. узнать его я не могу, но помню, что парень этот был худеньким, волосы немного завивались, цвет волос пепельно — пшеничный.
    И еще, помню то, что песня очень нравилась всем кто встречался нам на улице, т.к. Весна магнитофон на батарейках и мы его включили передвигаясь по ул. Миросалихова (Сарыкульке). Была в то время была ранняя Ташкентская весна и мы были ну очень счастливы!

      [Цитировать]

    • Фото аватара Владимир:

      Нет, думаю это был не Садовников, если речь действительно идёт о 69-м годе. Гена в то время уже был довольно известный рокер и записывать что-то полуподпольно не стал бы. Летом он каждый день практически играл в парке Горького, а в остальное время они — «Синхрон» — работали по разным площадкам. А вот фамилия Почикин мне знакома. Правда тот Костя был, прозвище Кот и он учился сначала в 60-й школе, а потом в 145-й. Жил на Переушке. Может родственник. Вот ещё одно фото нашёл, но тоже уже в возрасте он здесь.88-й или 89-й год.

        [Цитировать]

  • Фото аватара khurshid:

    Может здесь отдельную тему про начало эстрадной и рок музыки в Узбекистане открыть? Было бы очень интересно узнать и создать хоть какую то историю…. пока ведь есть, хотя и очень мало, воспоминаний в народе. А то получается что кроме Яллы здесь никого не было. Мне лично, было бы очень интересно так как для меня Ялла вообще ничего не значит.

      [Цитировать]

    • Фото аватара stansult:

      Согласен с вами. Везде информация очень обрывочная и сильно неполная.

      Я был пару раз на рок-фестивалях в Ташкенте (сейчас представить сложно, что в «Туркестане» был рок-фестиваль :)), и было местами интересно, хоть многие и морщили нос, что типа ах, провинциальный рок. Было неплохо, просто критиковать-то легче, чем петь и играть.
      Пару раз слушал какие-то интересные группы в клубе Red Sunset (это было что-то типа пост-фестивальной «дискотеки» :), там были неплохие группы) и в Ильхоме.
      Но ни названий нигде, ни тем более записей — а было бы интересно послушать, вспомнить, сравнить.

        [Цитировать]

    • Фото аватара (AK):

      как то в середине 90-х повез француза в ДомКультуры на Джами, там был концерт рок-группы. Мне понравился скрипач, но общий звук был ужасным (в смысле громкости :). Потом этот парень (вспомнил — звали Оливье :) включил свои записи студенческой рок-группы. Я сначала заподозрил что это не его запись, слишком профессиональный звук, но потом узнал его голос.
      У французов народная традиции — музицировать по вечерам в барах и конкурировать с ними в этой области безпреспективно :)

        [Цитировать]

  • Фото аватара Юра Виноградов:

    Здравствуйте! А у кого ни будь сохранилась пластинка Анор? п\у Г. Пушена? Либо какие либо пластинки Яллы и других исполнителей? Спасибо! Мой емейл ripysfacebook@mail.ru

      [Цитировать]

  • Фото аватара Михаил Кравчук:

    Со многими из перечисленных личностей я в той или иной мере знаком,
    но то, что Миралимов Ш. А. » приложил руку» к созданию » Яллы» я не знал!!! А ведь мы с ним проработали бок-о-бок почти 20 лет! Айя-я-я, Дорогой мой старший Брат, Товарищ, Друг и Коллега Шавкат Аббасович! Ну почему вы ни разу не обмолвились об этом за столько лет?! (Спасибо дочке вашей, Шавкат Аббасович, журналистской «крестнице», что нашла эту статью!) Огромное спасибо всем, кто принимал участие в создании и становлении этого коллектива! Они, как сейчас принято называть, СУПЕР! Они никогда не халтурили на сцене, даже выступая, как говорится, на небольших сценах! Живи и процветай «ЯЛЛА»!!!

      [Цитировать]

  • Фото аватара Ula Marshall:

    Спасибо за статью, комментарии и дополнительную информацию. Где можно ознакомиться с группой Скифы? Что стало с ней? Моя сестра училась в ТТХИ в то время когда создавался ВИА ТТХИ и ребят многих помнит. Но про Скифи ничего не знает.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Антон:

    Статья очень хорошая,но я до сих пор не могу понять,как люди которые начинали с Германом Махмудовичем смогли его предать и даже не прислали соболезнования с гастролей в день его похорон 28.01.88г
    И переписали историю создания группы»Ялла»

      [Цитировать]

  • Фото аватара Боха:

    Есть ещё одно утверждение

      [Цитировать]

  • Фото аватара Песня первого состава ВИА Ялла:

    А вот ещё первый состав Яллы, где поёт Лариса Кандалова:

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.