Рок-группы Ташкента, история Tашкентцы История

Пишет Владимир Фетисов.

Не мог остаться равнодушным после прочтения статей о «Кибергах».

Как старый битломан и активный участник, а вернее свидетель рок-движения в Ташкенте хочу поделиться своими «вспоминаниями».
Действительно группа «Киборги» была первая группа профессионально исполнявшая рок-музыку в нашем городе. Впервые я увидел (и услышал) их ещё учась в 60-й школе (сейчас французкое посольство), в 67-м или 68-м году.
Я и мой друг Рамиль случайно узнали, что в кафе «Уголок» вечером будут выступать «Киберги», о которых мы слышали, но не видели никогда.
Мы пришли туда задолго до начала, и как оказалось правильно сделали, так как в здесь в кафе, на втором этаже, должно было состояться посвящение в студенты первого курса истфака ТашГУ и нас потом приняли за студентов и не выгнали. «Киберги» играли там весь вечер, так как Юра Батуев учился в ТашГУ в то время. Это действительно была первая рок-группа которую я увидел как говориться живьём. Правда за год до этого на вечере в 110-й школе мы видели выступление группы «Фаэтон», но они играли на самодельных электрогитарах и с таким звуком, что слушать было практически невозможно.

Затем мы с друзьями были на первом концерте «Кибергов » в парке Тельмана и на последнем тоже, где они были в гусарских костюмах.
Кроме «Киборгов» «вершили нашими умами» ещё несколько очень талантливых
групп: это «Ваганты», «Синхрон и «Скифы».

Основателями «Вагантов» были Боря Новогрудский и Генрих Вальтер. Группа эта отличалась тем, что пела один к одному как битлы. Говорят, что они записи Битлз, записанные на скорости 19 прокручивали на скорости 9 (кто помнит катушечные магнитофоны меня поймут) и так сразу была слышна и понятна каждая интонация. Они выступали в клубах промышленных предприятий, имели оглушительный успех, но вскоре, после нескольких вызовов в КГБ они распались. А вот группа «Синхрон» вполне официально выступала на летней танцплощадке парка Горького в течении 68-го и 69-го годов. Главным организатором у них был Виталик Зубарев (потом играл в «Кибергах»), а вокалистом и автором почти всех песен был Гена Садовников. Первый раз я был на их концерте в ДК «Восток», а когда они стали играть в парке Горького, мы с ребятами не пропускали ни одного вечера. Иногда, туда на танцплощадку, приходили те же «Киборги», «Ваганты» и сменяя друг друга устраивали сейшен, от которого мы получали ни с чем не сравнимый драйв. Здесь же на танцплощадке и в парке мы были свидетелями и участниками (в массовке) съёмок фильма «Влюблённые»
Гена Садовников был очень талантливый поэт и композитор. К сожалению стихи его нигде не напечатаны, а я помню только обрывки песен:

Ты сказала, что придёшь.
Когда листья опадут.
Когда первые дожди
Влагу с ветром принесут.

Но вот выпал снег,
А тебя всё нет.

Самая известная его песня «Амазонки», которая вошла в репертуар «Кибергов» — «Девы ищут в просторе паруса каравелл».

К сожалению Гена Садовников — один из основателей ташкентского рока ушёл от нас осенью 2001 года.
Но самой любимой группой для нас тогда были «Скифы» Алик Козленко (сейчас в Нью Йорке), Саша Зурабов, Гриша Пушен (потом ушёл в «Яллу»), мои одноклассники Валера Трошков (звукорежиссёр, сейчас живёт под Ригой), Валера Нойкин (вокалист и клавишник, отзовись Валера) Группа была создана на базе института физкультуры, где учился Козленко, отсюда название,- Спортивный Клуб Института Физкультуры. Позже к ним присоединился, не побоюсь этого слова, виртуоз-гитарист Олег Чесноков.
«Скифы» были очень популярны, все концерты проходили с аншлагом, а однажды на концерте в Доме Знаний, фанаты просто вынесли двери.

Весной 71-го года в Ташкенте проходил всесоюзный конкурс «Алло мы ищем таланты» Несколько дней во Дворце спорта «Юбилейный» проходил смотр региональных талантов. Вёл эти концерты-конкурсы молодой тогда Александр Масляков, а в жюри под председательством Таривердиева сидели маститые деятели культуры СССР. В результате в финал вышли, в категории солистов- Мансур Ташматов и Александр Троицкий (преподаватель английского языка в школе). А в категории вокально-инструментальный ансамбль (так тогда стыдливо называли рок группы) «Скифы» и только, что народившийся ансамбль «Ялла» Севоршенно понятно, что в Москву на всесоюзный финал поехали Ташматов и «Ялла».
Потом «Скифы» работали в Театральном институте, что-то делали с Марком Вайлем. Несколько их песен каким-то образом попали на радиостанцию «Монте Карло» Затем в середине 70-х группа распалась.
Были ещё две группы в начале 70-х которые играли джаз-рок. Это «Синтез» где после распада «Скифов» ударником был Саша Зурабов, мой хороший приятель в то время. Клавишником был Адик Якубов, тоже хороший мой знакомый (сейчас опять же в Штатах), а лидером был Арсен Китанов, всегда очень экстравагантно прикинутый. Второй группой был «Интер» который тяготел более к джазу чем к року. Эту группу я знал меньше. Ярким лидером там был Серёжа Гилёв, впоследствии основатель Ташкентского джаз клуба, на заседание которого в Доме Знаний мы часто тогда ходили будучи студентами. Сергея Гилёва тоже уже нет на этом свете.

Кстати Садовников посвятил песню памяти Гилёва, но пережил он его не надолго. Вот нашёл в сети, к сожалению без музыки.

«Блюз-реквием музыканту»
Посвящается Другу и наставнику С.А.Гилеву

Он был музыкантом. Большим музыкантом
Трубадуром двадцатого века
Но в близком кругу не кичился талантом
Был прежде всего человеком!

О нем говорили - чудак и фанатик?!
Да и многим казалось то странным
Что он променял все житейские страсти
На брейки и дробь барабанов.

Со временем в ногу, всегда в авангарде
О джазе он спорил так рьяно
За общее дело, не гордости ради
Душой болел неустанно.

Нежданно, не звано беда забежала
В настежь открытые двери
Потух огонек- меньше света не стало
Но горе в свечах не измерить

Не стало маэстро. Ушел безвозвратно
Моя песня звучит, словно реквием
Но в памяти, нашей, коллег-музыкантов
Останется жить он на веки!

Февраль 2001

Стоит ещё сказать немного про другую менее яркую группу. Это группа «Ровесники» которые базировались в Винбочке (ДК Винзавода на Переушке), у них был здоровенный ударник Лёша Задорнов, который мне казалось даст любой ритм даже телеграфными столбами. Он имел очень внушительный вид, но был совершенно мирным человеком.
Вот собственно и всё, что я вспомнил о тех кто были первыми в революционном рок-движении нашего города. Может быть кто-то вспомнит, что — ни будь ещё из того славного времени. С радостью приму поправки, если чего напутал, и дополнения.
С уважением.
Владимир Фетисов.
На Фото:
1. Садовников. 90-е годы
2. Группа Синхрон
3. Группа Скифы
4. Сергей Гилёв
5. Садовников. 69 год.

26 комментариев

  • Trest:

    На телеканале НТВ сейчас идет сериал «Глухарь». Садовников в 90-е годы, так похож на «Палыча» из «Глухаря».

      [Цитировать]

  • Последний раз Садовникова видел и слышал на ташкентском рок-фестивале в 1990 году в театре Оперетты. Группа у него тогда называлась «Мумиё» — что играл и пел — не помню, видимо что-то невнятное, так звук ему явно не настроили, да и публика — молождежь, такую музыку наверное не уже не воспринимала, тогда в моде уже был металл и треш всякий. А он все равно вышел и отработал с пюпитром почему-то. Светлая ему память в общем, за долгое служение рок движению.

      [Цитировать]

    • Lesha Ashrabov:

      Ещё он выступил в середине 90-х на рок фестивале в новом тогда концертному зале на Анхоре , Азия кажется. А последний раз я с ним виделся когда он собирал материалы на свою книгу, вспоминали Синхрон и о Чародеях « где вместе играли ( 70 ый год) а также информацией о Адфе и Импульсе (.Ашрабов, Давтян, Миша Кац, Фрадкин, Зевакин) 71ый-74ый годы

        [Цитировать]

  • Alex Kozlenko:

    Привет Володя,это пишет Алик Козленко….Живу я в Торонто (Канада), пою и играю, до сих пор (правда, это уже больше-хобби)… Грига Пушен — в Филадельфии, у него домашняя студия, а работает он менеджером, по продажам новых муз.технологий, в очень крупной муз.компании «Sam Ash», иногда играет… Саша Москалёв — гитарист «Интера», тоже в Филадельфии, по-моему уже не играет, как и Рустам Ильясов — бывший басист «Яллы»… Кстати о «Скифах»… раз уж разговор об истории… когда мы заканчивали Физкультурный, нас всей ритм-группой приглашали в «Яллу», «уговаривал» нас тогда Евгений Ширяев (композитор) — худрук «Яллы» — я отказался, «рамки» — это не для меня, а Грига согласился, да Рахим Арифходжаев — тоже. Так и разошлись наши пути-дорожки.З аметку твою переслали мне друзья из Нью-Йорка, забавно читать о себе, через столько лет… кстати, я с годами ничего не растерял и также «удивляю» наш Торонто. Всем ташкентцам- «скифовский» привет!!!

      [Цитировать]

  • Витёк:

    Люди добрые у кого есть песня «Амазонки» киньте сслыку если не трудно…прошу вас!

      [Цитировать]

  • Рахим:

    Володя, — к указанной тобою песне Садовникова могу добавить второй куплет:
    Вот уже который год
    Жду я летнего дождя
    Шли дожди, но где же тот —
    Листья душу бередят
    Но вот выпал снег, а тебя все нет……..

    Грустно. Сам я тоже играл в те годы в студенческом ансамбле. Знал много хороших гитаристов.
    Саша Козленко, я тебя помню — ты был старше по возрасту и играл в клубКОРе, помню Гену
    Садовникова с его «Граммофоном» на Комсе и на Волгоградской на танцах. По тем временам он
    был очень хороший соло-гитарист. Был такой рок музыкант гитарист Шух Иногамов (хромой) и
    внешностью, и голосом напоминавший Мика Джаггера с Роллинг Стоун.
    Приходил к нам на репитиции тогда еще 15-летний Зиёд (Учкудук) — поразил нас своим исполнением
    гитарного соло «Дитё во времени» Дип Пёрпл.
    Пробовал свой голос у нас тогда неизвестный Казим Каюмов.

      [Цитировать]

    • Рахим:

      Память немного проясняется и вспоминаются детали. В моем предыдущем комментарии во фразе — «…помню Гену Садовникова с его «Граммофоном» на Комсе и на Волгоградской на танцах. По тем временам он был очень хороший соло-гитарист.»
      Во второй части фразы я имел ввиду рок-гитариста Чеснокова — это он играл на танцах в парке на Волгоградской и был был очень хороший соло-гитарист — играл на уровне западных профессионалов.

        [Цитировать]

  • Рахим:

    Ох — нахлынула волна воспоминаний.
    В 1973-74 г учавствовали в смотре «Алло мы ищем таланты». На районном смотре Дом слепых представил слепого певца-баяниста. Я такого мощного красивого голоса вживую никогда раньше не слышал. Но дальше его не пустили.
    На городском уровне, который проходил в Доме Знаний запомнилась одна группа — все ребята узбеки, по моему представляли старый ТЮЗ с Эски Джувы, — не уверен. Не помню какую песню исполнял солист, но голос у него был очень оригинальный, -один к одному Род Стюарт — с хрипотцой. Так ему даже допеть не дали. Харыпское жюри замахало руками, остановили и попросили со сцены. Правда зрители его поддержали обсвистав жюри. Вот так у нас отбирали — «лучших из лучших».

      [Цитировать]

  • Пётр:

    Не переживайте, динозавры вы наши уважаемые, дело Садовникова и прочих первых рокеров живёт до сих пор. Ясное дело, всё так же на уровне самодеятельности, но узбекский рок жив, и это самое главное! Очень сильно помогает, практически на безвозмездной основе, знаменитый звукореж Игорь Иосис. В некоторых клубах, в частности, в Коттон-Клубе, театре Ильхом, Тчк., Элвис, и т.д. проходят концерты и собираются тусы местных рок-меломанов. Стилистика музыки широкая: от джаза и рок-н-ролла до дэткора и симфопауэр-металла. Существует до сих пор форум местной рок-тусовки «Тяжёлые Будни», где вывешиваются афиши на предстоящие концерты, и где можно потрепаться на любые темы. Проблем, конечно, много, это и отток населения, это и проблемы с инструментами и паппаратурой, это отсутствие рок-школы… Но всё же ответственно заявляю всем во всеуслышание: УЗБЕКСКИЙ РОК ЖИВ И УМИРАТЬ НЕ СОБИРАЕТСЯ!!! НЕ ДОЖДЁТЕСЬ!!!

      [Цитировать]

  • Gangut:

    Статья на эту тему: http://gorod.vkurse.uz/2014/10/13/surovyie-tashkentskie-rok-festyi-vsyo-krome-muzyiki/
    «Суровые ташкентские рок-фесты: всё, кроме музыки».

      [Цитировать]

  • Илья (Ильдус):

    Володя,привет!Прочитал твою статью и нахлынули воспоминания,решился тоже написать.Не достающий 2 куплет
    Снег расстаял и весна
    Принесла опять дожди
    Лето быстрое прошло
    Вот и осень позади
    Но уж выпал снег
    А тебя все нет,нет,нет.
    У меня гдето лежат кассеты с репетициями и студийная кассета 12 авторских песен Садовникова. С Геной играл в 80 годах.Я на басе,Гена и Игорь Беляев соло и вокал.
    Саша Таксист на барабанах.Иногда на подмену с нами Играл Шавкат.Все мы с 24 квартала Чиланзара,только Гена жил возле Дома Быта.Я в конце 80 с музыкой завязал,надо было поднимать 2 детей.В2000 встретились с Геной на Бродвее,крепко выпили и он уговорил играть в проекте Динозавры Садовникова,с нами тогда играл Виталик(Фэндр).Подготовили 2 часовую программу,в основном старые песни +5,6 новых блюзов.Играли в д.к.,Успенке,на ТТЗ.Последний концерт играли на фестивале Битлз в ТЮЗе прямо на улице,т.к.внутрь все желающие не поместились бы.Это было теплое лето 2001 вскоре Гены не стало.Игорь тоже умер 5 лет назад.Шавкат уехал в Россию в глубинку,занялся сел.хозяйством еще в 90 хотя на гитаре он играл на много круче многих именитых музыкантов.Игорь на гитаре снял весь диск Соловьи Бомбардировщики Манфред Манна включая клавиши и голос у него был Роджерский еще в конце70.Я не слышал,что б ктото еще кроме нас исполнял МанфредМанн. Светлая память ушедшим РОКЕРАМ ташкента.

      [Цитировать]

    • Рахим:

      Ильдус — ты добавил не второй, а третий куплет. Второй добавил я — смотри выше. Спасибо — теперь у нас есть полная версия этой песни.

        [Цитировать]

  • Илья (Ильдус):

    Группа «Последний шанс.» Концерты лето 2015.

      [Цитировать]

  • Степан:

    Вкус Граната

      [Цитировать]

  • Ильдус:

    Классно.Джаз-рок на восточные мотивы.Звучит более чем современно.

      [Цитировать]

  • ripys:

    Привет! А у кого ни будь сохранились ленты и пластинки тех времен? Под запись в компьютер. Моя почта ripysfacebook@mail.ru спасибо!

      [Цитировать]

  • Евгений М:

    «Ваганты».
    Был среди них и Сергей Каспаров. «Серебряный голос»
    Валера Нойкин .
    Обладатель своеобразного голоса, переходящего в фальцет.
    Помню его исполнение Gimme Shelter ( на хлопке), включая имитацию гитары соло и партию девичьего подпева …
    Гена Садовников.
    «… стихи его нигде не напечатаны». Один грек в 90-х рассказывал , что в Югосласких кабаках часто исполнялись его песни, очевидно нашими и для наших эмигрантов.
    Сергей Гилёв.
    Большой души был человек, интереснейший собеседник.
    В конце 50-х в Ташкент заехал оркестр Бенни Гудмэна, была снята хроника.
    Среди зрителей мелькнул кадр с молоденьким Гилёвым в зале.
    «Ровесники».
    Был среди них Гена Ларионов с КараТаша, автор пары очень мелодичных песен (до сих пор всплывают в памяти).

      [Цитировать]

  • Евгений М:

    Вадим Тельянц (голос из Америки , передаю из переписки):
    …. Я помню до нас были джазмены так они нас за людей не считали.
    Мне самому один джазмен говорил : вы, говорит, трёхаккордные пискуны.
    Тоника, субдоминанта, доминанта — ну что это за музыка ? ,
    а я и не мог взять в толк о чём это он говорит, а оказывается , это 3 рок-н-рольных аккорда . Так мы на 3- х аккордах ….. а эти /современные/ вообще на одном, как железобетонная свая. Я такой ШУМ не воспринимаю. ….
    ….. Так что нужно было фильму сымать либо об одних, либо о других. А когда день приезда и день отъезда сливают в один фужер — ерунда получается. …. А вот только про первых, то бишь про нас , интересную фильму снять было бы трудновато. Ни видео , ни аудио а есть только интервью и фотографии и собирай это по всему миру.
    Это довольно трудно сделать интересное кино. …….

      [Цитировать]

  • Евгений М:

    вот ещё одна ташкентская команда http://dmdvideo.name/6grannik/index.html

      [Цитировать]

  • Greg Pushen:

    Всем привет!
    Это Грига Пушен.Как здорово,что вы все и всех помните.
    Я с большим трепетом и уважением отношусь к каждому,кто хоть чуть-чуть прикоснулся к тому периоду.
    Это было чудесное время.
    Прекрасные музыканты бескорыстные,не делали свою музыку ради денег,а ради кайфа,которого мы все испытывали от того что мы делали.
    Воспоминаний очень много,можно написать книгу об этом.
    Спасибо нашим фанатам,и единомышленникам.Без вас ,я думаю ,мы бы ничего не значили.
    Я услышал «Кибергов» в 1969 году ,
    Будучи увлечённым как и все «Beatles”
    мне было интересно .яэто был мой первый опыт общения с музыкантами,которые играли эту музыку.Потом ,когда я поступил в институт Физкультуры,на хлопке,я услышал Алика Козлёнком,который,по моему тогдашнему опыту здорово играл и пел.
    У меня к этому времени уже были написаны несколько песен.
    Я не планировал становить профессиональным музыкантом.
    Но любопытство,которое мною овладевало взяло верх и я решил показать эти песни Алику Козленко.Ка оказалось,он уже тогда играл в группе «Ровестники»при вин заводе.
    Он выбрал одну из моих песен.Это была песня про Маму.
    Затем он пригласил меня на их концерт в этот клуб,где должна была состоять примьера моей песни.
    Это был мой второй опять общения с тогда действующими музыкантами.
    Я был так же впечатлён .
    Затем Алик предложил сделать группу у нас в институте.
    Это был клевый период в моей жизни.
    Я был в группе.
    В то время я не много играл на фано и чуть-чуть на гитаре.
    Все позиции были заняты,была только одна свободная-басс гитариста.
    Я был счастлив,что мне доверили эту позицию.
    Потом месяцы репетиций .
    Кто пришёл к идеи назвать нашу группу СКИФЫ я не помню.
    Мы часто пересикались со всеми Ташкентскими музыкантами.
    У меня даже был случай,когда Садовников предложил мне свои стихи,чтобы я попробовал что-то написать.
    К моему стыду,я не отнёсся к этому серезно.
    Может быть могло что-то быть.
    Мы тогда ,в СКИФАХ исполняли свои песни,то есть мои на ряду с фирмой.
    Просто это было время творческого эгоизма.
    Я помню встречи с ребятами группы Синтез у Миши Каца дома.
    Помню Лешу Ашрабова,Сеня Китанов.
    Шамиль гитариста
    Я вам всем благодарен за то ,что вы случились в моей жизни.
    Я сейчас живу в США в Филадельфии.
    У меня студия.Много пишу,только уже другую музыку.
    С трепетом вспоминаю то время-КибергоВагантовоСкофовского периода.
    Дай бог вам всего хорошего.
    Пушен.

      [Цитировать]

  • Ziyod Uch-Kuduk:

    Это Зиёд группа Уч-Кудук,,всем привет.Вы совершенно првы коллеги,всё перед глазами как вчера возле ЦУМ а ,Дома Знаний и кафе Снежок ,как собирались ребята и обсуждали альбом Deep Purple ,Led Zeppelin,Beatles , и особенно Джимми Хендрикса ,это примерно 69- 70 годы покойный Боря Ладин знакомил меня с настоящими рок музыкантами ,многих уже знал и играл совместные концерты,когда мы играли с группой «Азия»Шухрат Иногамов ,Аббос Алиев ,Батыр и Кучкар многие приходили слушали и разбирали те произвидения которые мы играли и становились единомышленниками в рок музыке,а Гена Садовников он как и в те времена перед глазами и его улыбка незабываемая, Иосиф Вайман,Владимир Таджибаев,Алик Козленко,Володя Алиев,Гриша Пушен,Валера Нойкин,Миша Кац,Саша Зайцев,Леша Ашрапов ,Александр Москалев,Виталий Зубарев,Володя Давтян,Леша Давшан,Олег Чесноков,Боря Тахтахунов,Элик Ганиходжаев,Володя Перфилов,Владимир Барамыков,Юра Батуев,Яковь Медник,Саша Зурабов,Георгис Гиацидис,Константин Иврос, если перечислять время будет мало, вот такую Армию рок музыкантов встречал и играли вместе с некторыми встречаемся по сей день, дай Бог всем здоровье и что бы всегда были в строю .

      [Цитировать]

    • Маджор:

      Зиёд-ака , скажите пожалуйста, как вы в те времена играли подобное? Кто вас этому учил? Извините, но не верится, что вы до всего дошли сами, снимая западный рок на слух. Ведь, как я слышал, в те годы в СССР никто толком не знал, что такое электрогитара и шестиструнный строй. Будучи старшеклассником, в начале 80-х я два раза ходил на концерт Яллы, пытаясь узнать, как играется эта музыка. Усатый Борис Гершкович (если не ошибаюсь) всегда стоял боком к зрительному залу, и я не мог увидеть его игру на соло-гитаре. В городе Нукусе, где я жил, я не нашел того, кто мог бы мне объяснить все это. Что такое музыкальный размер я понял интуитивно, хотя не учился в музыкальной школе. Но когда приехали к нам «Земляне», я раза 5 ходил на концерты и, видя игру Игоря Романова, понял, что такое бэнды, риффы и т.д. Все это было, конечно, значительно позже того времени, когда играли вы. И мне до сих пор интересно, как Олег Чесноков, Вы и другие уже тогда могли играть виртуозные произведения, не побывав на живых концертах тех же Дип Перпл, Лед Зеппелин. Гитарист ВИА «Поющие гитары» признался, что все начинающие музыканты в Ленинграде и Москве учились играть рок-музыку у студентов соцстран.

        [Цитировать]

  • ЛеНиН:

    Спасибо Вам за песни!!! Это одна из многих… С’ёмка — река Анхор.
    Первое исполнение песни «Бу окшом» 1979г. Зиёд гр.Уч-кудук
    исполняют Зиёд Ишанходжаев(группа Уч-кудук) и Джавлян Тухтаев(ЯЛЛА)
    музыка: З.Ишанходжаев , слова:Ш.Ишанходжаев

      [Цитировать]

  • Γιώργος Έλενα Παπαδόπουλος:

    АВТОРИТЕТНАЯ СУПЕР РОК — ГРУППА УЗБЕКИСТАНА (ВНЕ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ) » ЧЛЕН — КОРР» БЫВШИЙ «ЭКСПЕРИМЕНТ» !!!! БЫЛО ВРЕМЯ !!!! СЛЕВА НАПРАВО: ВИТАЛЯН БЛАТ, ЮРАН ПОПАНДОПУЛО, ПАШКАН ПОТАПОВ, ВОВАН НОВИКОВ И ОСКАРЯН АКЧУРИН….

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.