В гостях у Ирины Богословской Tашкентцы Фото

Давно знал заочно Ирину Богословскую, как автора (соавтора) книги о тюбетейках. Недавно познакомились очно. И вдруг повезло по случаю побывать у нее в гостях. Прошло уже достаточно времени, но я все еще под впечатлением от увиденного и услышанного. Я спросил (возможно, не совсем учтиво), что как технарь, не понимаю, чем занимаются искусствоведы… Теперь знаю. Ирина подробно рассказала о работе в музеях и о том, как работала над диссертацией на тему каракалпакских орнаментов. Это надо было слышать (или прочесть) всем: как ездила по кишлакам и селениям, собирала образцы орнаментов, вышивок, ковров и войлочных подстилок. Ирина собрала 400(!) фотографий платьев, вышитых невестами для свадьбы, у каждого из платьев был рисунок на груди. Классификация этих рисунков позволила подтвердить гипотезу (легенду) о 12 родах каракалпаков. Притом, что последний раз такие платья надевались на свадьбу в тридцатые годы, а высокий женский головной убор — до революции. Глобализация и новый уклад не сохранили многие обычаи, что-то утеряно, что-то осталось в музеях мира и в старых описаниях.

На фотографии коллекция блюд и тарелок начала 20-го века. Они специально созданы на российском фарфоровой фабрике Кузнецова для Туркестана с узором, любимым в Туркестане. Если попадутся тарелки из этой серии — несите Ирине Богославской.

Вот такие вензели стоят с обратной стороны. На некоторых блюдах — с арабкой вязью.

Еще Ирина Рассказала о двух больших проектах, которые непременно должна закончить. Пока не буду говорить о них, возможно, рано.

А это двери из Самарканда, открываются в обе стороны, оригинально установлены — на радиально-упорных подшипниках. Резьба красивая. Над дверью — панжара с классическим узором.

Что ещё почитать:  Гур Эмир и геометрия

Стены отделаны керамической плиткой от риштанского мастера Р. Усманова.

Картина, полная символов…
a09

 

Наборный потолок, делали мастера (в углу есть их имена) по эскизам Ирины. Похоже на синее небо с облачками.

Ляган, более метра в диаметре

Картины в прихожей. В голове с непривычки каша из авторов, стилей и прочих важных подробностей. Но разве в этом дело? Посмотрите на эти картины.

Все предметы непонятным образом выпукло выступают над фоном…

К сожалению время пролетело как секунда, осталось много вопросов. Повезло нам, что в Ташкенте есть такие волшебные люди. Хочется слушать и слушать, приобщаясь к чудесам.

6 комментариев

  • АГ:

    Вах! Волшебно. Точно.

      [Цитировать]

  • Тамара:

    Такие коллекции помогают сберечь истинные ценности. АдамИра, примите мое восхищение! Это уже не дом, а галерея изобразительного и прикладного искусства — достояние культуры.

      [Цитировать]

  • VTA:

    Восхитительно, слов нет!

      [Цитировать]

  • Джага:

    Когда-нить на доме повесят табличку — «Музей Адама и…. Ирины» :)

      [Цитировать]

  • Хайдарыч:

    Дом-музей прям. Интересно наверное в нем жить. Потолок похож на стеллаж с томами мусульманских книг. Картина с парнем с клеткой в руках похожа на иллюстрацию в какой-то из книжек с узбекскими народными сказками.

      [Цитировать]

  • Ирина:

    Чувствую себя именинницей, совершенно неожиданно оказавшись в центре внимания такого талантливого журналиста, как Евгений Скляревский. Спасибо, что так тепло отозвались о свитом нами с Адамом «гнездышке» и о работах наших любимых художников и друзей: Л.Байматовой, Ф.Ибряева, Р.Усманова, М.Стрельниковой и др. Одно небольшое уточнение: роспись потолка делалась по эскизам усто Дильшода Хайметова, который позднее и расписал его вместе со своими учениками Д. Мамаджановым, и С. Юнусовым.

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.