В гостях у Ирины Богословской Tашкентцы Фото

Давно знал заочно Ирину Богословскую, как автора (соавтора) книги о тюбетейках. Недавно познакомились очно. И вдруг повезло по случаю побывать у нее в гостях. Прошло уже достаточно времени, но я все еще под впечатлением от увиденного и услышанного. Я спросил (возможно, не совсем учтиво), что как технарь, не понимаю, чем занимаются искусствоведы… Теперь знаю. Ирина подробно рассказала о работе в музеях и о том, как работала над диссертацией на тему каракалпакских орнаментов. Это надо было слышать (или прочесть) всем: как ездила по кишлакам и селениям, собирала образцы орнаментов, вышивок, ковров и войлочных подстилок. Ирина собрала 400(!) фотографий платьев, вышитых невестами для свадьбы, у каждого из платьев был рисунок на груди. Классификация этих рисунков позволила подтвердить гипотезу (легенду) о 12 родах каракалпаков. Притом, что последний раз такие платья надевались на свадьбу в тридцатые годы, а высокий женский головной убор — до революции. Глобализация и новый уклад не сохранили многие обычаи, что-то утеряно, что-то осталось в музеях мира и в старых описаниях.

На фотографии коллекция блюд и тарелок начала 20-го века. Они специально созданы на российском фарфоровой фабрике Кузнецова для Туркестана с узором, любимым в Туркестане. Если попадутся тарелки из этой серии — несите Ирине Богославской.

a02

Вот такие вензели стоят с обратной стороны. На некоторых блюдах — с арабкой вязью.

a03

 

Еще Ирина Рассказала о двух больших проектах, которые непременно должна закончить. Пока не буду говорить о них, возможно, рано.

А это двери из Самарканда, открываются в обе стороны, оригинально установлены — на радиально-упорных подшипниках. Резьба красивая. Над дверью — панжара с классическим узором.

a04

Стены отделаны керамической плиткой от риштанского мастера Р. Усманова.

a10

 

Картина, полная символов…a09

 

a08

 

Наборный потолок, делали мастера (в углу есть их имена) по эскизам Ирины. Похоже на синее небо с облачками.

a07

 

a06

Ляган, более метра в диаметре

a05

Картины в прихожей. В голове с непривычки каша из авторов, стилей и прочих важных подробностей. Но разве в этом дело? Посмотрите на эти картины.

a14

 

Все предметы непонятным образом выпукло выступают над фоном…

 

 

a13

 

 

 

a12

 

 

 

a11

К сожалению время пролетело как секунда, осталось много вопросов. Повезло нам, что в Ташкенте есть такие волшебные люди. Хочется слушать и слушать, приобщаясь к чудесам.

6 комментариев

  • АГ:

    Вах! Волшебно. Точно.

      [Цитировать]

  • Тамара:

    Такие коллекции помогают сберечь истинные ценности. АдамИра, примите мое восхищение! Это уже не дом, а галерея изобразительного и прикладного искусства — достояние культуры.

      [Цитировать]

  • VTA:

    Восхитительно, слов нет!

      [Цитировать]

  • Джага:

    Когда-нить на доме повесят табличку — «Музей Адама и…. Ирины» :)

      [Цитировать]

  • Хайдарыч:

    Дом-музей прям. Интересно наверное в нем жить. Потолок похож на стеллаж с томами мусульманских книг. Картина с парнем с клеткой в руках похожа на иллюстрацию в какой-то из книжек с узбекскими народными сказками.

      [Цитировать]

  • Ирина:

    Чувствую себя именинницей, совершенно неожиданно оказавшись в центре внимания такого талантливого журналиста, как Евгений Скляревский. Спасибо, что так тепло отозвались о свитом нами с Адамом «гнездышке» и о работах наших любимых художников и друзей: Л.Байматовой, Ф.Ибряева, Р.Усманова, М.Стрельниковой и др. Одно небольшое уточнение: роспись потолка делалась по эскизам усто Дильшода Хайметова, который позднее и расписал его вместе со своими учениками Д. Мамаджановым, и С. Юнусовым.

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.