В гостях у Ирины Богословской Ташкентцы Фото
Давно знал заочно Ирину Богословскую, как автора (соавтора) книги о тюбетейках. Недавно познакомились очно. И вдруг повезло по случаю побывать у нее в гостях. Прошло уже достаточно времени, но я все еще под впечатлением от увиденного и услышанного. Я спросил (возможно, не совсем учтиво), что как технарь, не понимаю, чем занимаются искусствоведы… Теперь знаю. Ирина подробно рассказала о работе в музеях и о том, как работала над диссертацией на тему каракалпакских орнаментов. Это надо было слышать (или прочесть) всем: как ездила по кишлакам и селениям, собирала образцы орнаментов, вышивок, ковров и войлочных подстилок. Ирина собрала 400(!) фотографий платьев, вышитых невестами для свадьбы, у каждого из платьев был рисунок на груди. Классификация этих рисунков позволила подтвердить гипотезу (легенду) о 12 родах каракалпаков. Притом, что последний раз такие платья надевались на свадьбу в тридцатые годы, а высокий женский головной убор — до революции. Глобализация и новый уклад не сохранили многие обычаи, что-то утеряно, что-то осталось в музеях мира и в старых описаниях.
На фотографии коллекция блюд и тарелок начала 20-го века. Они специально созданы на российском фарфоровой фабрике Кузнецова для Туркестана с узором, любимым в Туркестане. Если попадутся тарелки из этой серии — несите Ирине Богославской.
Вот такие вензели стоят с обратной стороны. На некоторых блюдах — с арабкой вязью.
Еще Ирина Рассказала о двух больших проектах, которые непременно должна закончить. Пока не буду говорить о них, возможно, рано.
А это двери из Самарканда, открываются в обе стороны, оригинально установлены — на радиально-упорных подшипниках. Резьба красивая. Над дверью — панжара с классическим узором.
Стены отделаны керамической плиткой от риштанского мастера Р. Усманова.
Наборный потолок, делали мастера (в углу есть их имена) по эскизам Ирины. Похоже на синее небо с облачками.
Картины в прихожей. В голове с непривычки каша из авторов, стилей и прочих важных подробностей. Но разве в этом дело? Посмотрите на эти картины.
Все предметы непонятным образом выпукло выступают над фоном…
К сожалению время пролетело как секунда, осталось много вопросов. Повезло нам, что в Ташкенте есть такие волшебные люди. Хочется слушать и слушать, приобщаясь к чудесам.
Вах! Волшебно. Точно.
АГ[Цитировать]
Такие коллекции помогают сберечь истинные ценности. АдамИра, примите мое восхищение! Это уже не дом, а галерея изобразительного и прикладного искусства — достояние культуры.
Тамара[Цитировать]
Восхитительно, слов нет!
VTA[Цитировать]
Когда-нить на доме повесят табличку — «Музей Адама и…. Ирины» :)
Джага[Цитировать]
Дом-музей прям. Интересно наверное в нем жить. Потолок похож на стеллаж с томами мусульманских книг. Картина с парнем с клеткой в руках похожа на иллюстрацию в какой-то из книжек с узбекскими народными сказками.
Хайдарыч[Цитировать]
Чувствую себя именинницей, совершенно неожиданно оказавшись в центре внимания такого талантливого журналиста, как Евгений Скляревский. Спасибо, что так тепло отозвались о свитом нами с Адамом «гнездышке» и о работах наших любимых художников и друзей: Л.Байматовой, Ф.Ибряева, Р.Усманова, М.Стрельниковой и др. Одно небольшое уточнение: роспись потолка делалась по эскизам усто Дильшода Хайметова, который позднее и расписал его вместе со своими учениками Д. Мамаджановым, и С. Юнусовым.
Ирина[Цитировать]