Их звали Братья Жарские Tашкентцы История Фото

Автор: Rustam Khusanov написал в X-places (Tashkent)

Николай и Пётр. Эти два человека и были авторами керамических мозаик, которыми так богато и изысканно украшены многие высотки Ташкента.

Они родились во Франции в семье русских эмигрантов («белые»), а во время Второй Мировой включились в партизанское движение. По окончании войны, их квартира превратилась в штаб по возвращению русских эмигрантов, а в 1947 году вся семья вернулась в Россию обратно. Закончили Ленинградские художественные вузы (плюс, Пётр закончил художественную школу во Франции), а в 1966-м — их направили восстанавливать Ташкент.

Читаем дальше. Воспоминания Николая Жарского, записанные Виктором Ганом.

Первый день воспоминаний
Родился я 30 октября 1931 года во Франции, в городе Бельфор, в семье русских эмигрантов. Отец мой – Жарский Василий Алексеевич и моя мать, Жарская Надежда Николаевна, урождённая Куликова, познакомились в Эстонии, куда её родители привезли в 1917 году.

Родители отца – Жарский Алексей Алексеевич и Марина Игнатьевна прибыли в Эстонию из Псковской губернии.

Дед – сельский учитель, получил образование во Львове. А бабушка была из крестьянской семьи.

Родители матери были из Петрограда, но оказались в Эстонии во время отступления Белой армии, поскольку дед был военным, в чине полковника. У моего отца было четыре брата, а у матери – две сестры и два брата.

Познакомились родители во время учёбы в Нарвской гимназии. Отец, кроме всего прочего брал частные уроки по живописи – рисунок, акварель. Работал художником в Нарвском доме культуры и на сланцевом предприятии, где трудилась и Куликова Надежда Николаевна, моя будущая мать.

В 1929 году отец выехал во Францию по рабочему контракту. Чуть попозже выехали обе семьи.

Семья Куликовых со временем устроилась в городе Бельфор, а семья Жарских начала кочевать на юг Франции – в поисках работы и более подходящего климата. Семьи то объединялись, то опять делились по интересам.

У моего отца, Василия Алексеевича, была мечта стать художником. Всё свободное время он рисовал и писал.

Второй день воспоминаний
У моего отца, Василия Алексеевича, была мечта стать художником. Всё свободное время он рисовал и писал. Хотел показать свои работы мастерам и получить советы.

В то время много известных художников жили и работали во Франции и не всегда жизнь им улыбалась. Ведь везде, во всех отраслях, в то время был экономический спад. И в первую очередь от этого страдали эмигранты. Будь они русскими, поляками, испанцами или другой национальности.

Так что иностранцы были рады любой работе. Многие русские ушли работать на землю. Договаривались с местными фермерами об условиях оплаты и работали батраками или целую ферму одни обслуживали, а часть доходов отдавали хозяину.

Так и дед Жарский сделал. Сразу нашлась работа для всех. Наша малая семья – папа, мама, Пётр – мой старший брат, и я — ещё долго были с дедом. Пётр даже начал ходить в сельскую школу, которая располагалась в четырёх километрах от фермы, а я, обычно, его провожал. Иногда учитель мне разрешал посидеть в классе вместе со всеми.

Третий день воспоминаний 
Отец научился снимать большими фотоаппаратами. Проявлять и печатать снимки. Он разъезжал по фермам и снимал желающих. Он освоил ретушь и увеличивал старые снимки.  Задружился с русскими казаками. Фотографировал их большие семьи. Во всей их амуниции. Вольтижировку – скачки с саблями наголо.

После многих странствий по югу Франции, мы уже приблизились к городу Тулуза, куда уже ушли три брата отца – Николай, Алексей и Григорий. Иван же остался на ферме с отцом и матерью, т.е. с дедом нашим и бабушкой.

Надо сказать, что все пять братьев играли на различных музыкальных инструментах – гитаре, балалайке и банджо. А дед великолепно играл на скрипке. Брат отца Николай женился на француженке – скрипачке. Дед играл с ней дуэтом. У нас получился профессиональный домашний оркестр.

А  детей-то у наших родителей стало трое – Пётр, я и Александр. Он родился в 1936 году. Семью нужно было как-то содержать. Отец освоил плетение обуви для одного чешского коммерсанта.

Мама тоже научилась и стала помогать отцу, а когда при немецкой оккупации отец был под домашним арестом – без права выходить на улицу, то и я научился этому плетению обуви. Через день ездил на фабрику сдавать заготовки и привозил колодки для следующей партии.

Четвёртый день воспоминаний
Время, конечно, было трудное, но наша семья была очень дружная. Детство есть детство… и мы все три брата – Пётр, Александр и я – всегда были вместе. И вместе с другими ребятами, русскими и французскими.

Время шло, мы росли. Пётр учился в художественной школе Эколь де Бозар. Каждые три месяца он «отхватывал» первые премии за свои учебные работы. Конечно мы очень горились им. А когда Тулуза освободилась от немецкой оккупации – образовался Первый партизанский полк из бывших военных пленных Советского Союза, а впоследствии «Союза советских граждан». Пётр работал добровольно переводчиком, продолжая своё художественное образование.

Так получилось, что наша квартира стала центром Движения по возвращению русских на Родину. Я к этому времени окончил школу, но в лицей поступать не стал. Всё казалось, что вот-вот мы все поедем домой, в Россию.

В 1947 году мы приехали в Советский Союз, в распределительный пункт, в город Гродно. На вопрос в анкете: «Где вы хотите жить?» наш отец написал: «В любом месте центральной России». Вот в Ижевск нас и распределили. Отец никогда не жалел, что мы стали жить в Ижевске.

Были леса, поля, словом русская природа и русские люди и русская речь. Всё, всё то о чём мы мечтали на чужбине. Теперь отец как художник мог полностью отдаться творчеству. Он очень много ездил, много писал. Очень скромный был во всём. А мама? Мама его боготворила.

Пятый день воспоминаний
Пётр поступил в Ленинградское Высшее художественно-промышленное училище им. В.И.Мухиной, Александр в Казанское художественное училище, а я (Николай) поступил в Ленинградскую Академию художеств… Таким образом все три сына, наших, Богом благославлённых родителей, получили художественное образование.

В Ташкент, мы с Петром приехали на восстановление города после сильного землетрясения 1966 года. Устроились работать на завод железо-бетонных изделий художниками.

На торцах пятиэтажек и девятиэтажек из стеклоплитки по нашим эскизам и картонам, под нашим авторским наблюдением, создавались мозаичные панно. В результате чего Ташкент при типовой застройке приобретал неповторимость, благодаря разнообразию цвета и восточной орнаментике. Весь город Ташкент стал узнаваемым и неповторимым.

43 комментария

  • Art68:

    стены красивейшей станции метро «Пахтакор», облицовананные керамикой с орнаментальным рисунком-это работа одного из братьев Жарских, кажется, Николая.

      [Цитировать]

    • Мария:

      Ташкентское метро по художественному оформлению является достоянием культуры мира. Память о труде гениальных людей.

        [Цитировать]

    • eugeen13:

      Art68:
      стены красивейшей станции метро «Пахтакор», облицовананные керамикой с орнаментальным рисунком-это работа одного из братьев Жарских, кажется,Николая.

      Сомневаюсь! Да и стиль не тот. В книге Ш.Шоабдурахимова «Подземное чудо Ташкента» не упоминается это имя. Зная цепкую память Шоабдурахимова и его уважение к талантливым людям не думаю, что он мог упустить этот момент.
      По станции «Пахтакор» в книге написано: архитекторы: Ф.Турсунов, А.Садыков, Т.Садыков. В тексте тоже не встретил упоминания Жарских.

        [Цитировать]

      • Art68:

        eugeen13:
        Сомневаюсь! Да и стиль не тот. В книге Ш.Шоабдурахимова «Подземное чудо Ташкента» не упоминается это имя. Зная цепкую память Шоабдурахимова и его уважение к талантливым людям не думаю, что он мог упустить этот момент.
        По станции «Пахтакор» в книге написано: архитекторы: Ф.Турсунов, А.Садыков, Т.Садыков. В тексте тоже не встретил упоминания Жарских.

        ну, сомневайтесь дальше-))).. а лучше поищите, это довольно известные люди были в Ташкенте и в Ижевске.
        об упоминании имени Жарского услышала именно в метро, на этой станции» Пахтакор», экскурсовод рассказывала какой то туричтической группе еще в 80-е..что «автором является ,художник такой то, приехавший из Франции ..русский по происхожению..»а потом уже на на курсах экскуросводах нам рассказвали подробнее.
        Кстати, по стилизованному рисунку и выбранному колориту можно проследить, что их автор не местный. Хоть станция и носила название «Пахтакор», но не имеет такой выраженный базарный акцент, как примеру «Чиланзар» -)))
        вообщем, Николай работал и был известным художником -монументалистом в Ташкенте, его отец и брат Петр в Ижевске , там тоже есть дома которые украшают их монументальные работы.
        вот так-)))

          [Цитировать]

        • Art68:

          http://www.uzinform.com/ru/news/2009/08/09/0001740.htm
          здесь есть упоминание имени Жарского.

            [Цитировать]

        • eugeen13:

          Поищу обязательно, да и поспрошаю у ветеранов метро, они должны помнить. Старые фильмы о метро посмотрю — может и там что есть?
          «Чиланзар» вообще-то прибалты оформляли, отсюда и высокое качество керамики, в отличие от станции «Алишера Навои»… Насчёт стилизации и колорита «Пахтакора» — смелое заявление.

            [Цитировать]

          • Carpodacus:

            Тоже задела фраза про «базарный акцент». Чиланзар — одна из красивейших станций ташкентского метро, рисунки там очень милые и аккуратные. Да и по тематике на базар не походят, скорее это песня благодатной земле и народу, который на ней трудится.

              [Цитировать]

            • Art68:

              ))) Как говорится на вкус, на цвет..все сугубо индивидуально..свое мнение не навязываю.
              «Пахтакор» действительно отличается от других станций ( единственная станция, где стены украшены мозаичным рисунком) где есть какой то нац.оттенок в названии, нет восточной вычурности, аляповатости, при всей «нагруженности» рисунком -интерьер стен не раздражает- все выдержанно, а ведь могли «залепить» открытым текстом в оформление хлопкоробов, побольше сусального золота или настенной росписи, …так что, это не только мое личное замечание-)))
              … намек на «базарный акцент» в кавычках, а не в прямом смысле слова, можно было применить другой..но не буду-))), дабы не уводить эту тему в другую сторону.

                [Цитировать]

          • Ирина:

            Цветные керамические панно (художники-скульпторы Г. Кроллис, И. Кролле, Н. Ментеле, М. Озолиньш, К. Озолиня) отображают созидательную жизнь, культуру и труд узб.народа. Люстры в виде ажурного кольца (диам. 5 м) украшены нац.орнаментом (худ.Х. Рысин).
            Перекопировала дословно, вплоть до сокращений, как дано в энциклопедии «Ташкент» о станции метро «Чиланзар».

              [Цитировать]

        • Ирина:

          Энциклопедия «Ташкент» — стр.249: «Путевые стены облицованы керамикой с переплетающимся орнаментальным рисунком (худ.И.Жарский).
          Цветные смальтовые панно при спуске на платформу — худ.В.Бурмакин.
          Если инициал Жарского (И) в энциклопедии дан с опечаткой (в перечне опечаток, приложенных к книге, этот инициал не значится), то я не виновата. Переписала, как там дано.

            [Цитировать]

  • eugeen13:

    Спасибо за небольшое раскрытие темы!!!
    Меня в последнее время стали интересовать эти мозаики на торцах многоэтажек — кажется двух одинаковых нет. Но боюсь, что опять это будет утрачено — не успеем оглянуться. А в последнее время ничего подобного не создаётся. Даже та мозаика, что внутри Дворца Международных Форумов из того, что я видел по телевизору — грубовата, тем более, что там нет возможности смотреть на неё издалека.
    Если будет продолжение — с интересом прочитаю!

      [Цитировать]

  • urbsr:

    Очень интересно! Спасибо.

      [Цитировать]

  • Marziy:

    Отличная заметка!
    Мне всегда нравились дома с орнаментом. После переезда из Ташкента всем рассказывала, какие красивые и разные дома строят в Ташкенте. А сейчас узнаю, что они (семья Жарских) жили совсем рядом ( Глазов всего в 200 км от Ижевска)

      [Цитировать]

  • Timur:

    А, фасад 110 школы кто делал?

      [Цитировать]

  • VTA:

    Спасибо, Рустам! Мне всегда нравились эти мозаики, но нигде не встречала рассказов об авторах, а сама не искала. Невероятно интересные люди жили и работали у нас в городе, думаю, что и теперь не перевелись. Захотелось сфотографировать дома с мозаикой, собрать подборку.

      [Цитировать]

    • Олег:

      Здравствуйте, понимаю, что прошло уже много времени после вашего сообщения, но совершенно недавно меня посетила аналогичная мысль, собрать архив с изображением всех мозаик на фасадах домов в Ташкенте. В поисках информации о них наткнулся на эту тему и увидел ваш комментарий. Скажите, удалось ли вам собрать коллекцию как и вы планировали?
      А так же огромное спасибо автору, подобные работы действительно являются достоянием, можно даже сказать — эксклюзивным =) Хорошая подборка, но это лишь малая часть всех мозаик.
      Я так понимаю, что заинтересованных этой тематикой людей здесь не мало. Предлагаю объединить усилия и собрать фотографии всех мозаик по городу Ташкенту. Нужно лишь определиться где и как обмениваться фотографиями, желательно подписанными адресом нахождения работы. Какие у кого есть предложения?

        [Цитировать]

      • Ирина:

        Олег:

        . Предлагаю объединить усилия и собрать фотографии всех мозаик по городу Ташкенту. Нужно лишь определиться где и как обмениваться фотографиями, желательно подписанными адресом нахождения работы. Какие у кого есть предложения?

        Конечно здесь, а где же еще?

          [Цитировать]

  • tanita:

    Спасибо за рассказ о хороших людях.

      [Цитировать]

  • Елена:

    Станцией Пахтакор занимался институт ТашНИиПИгенплан, знаю точно,потому что мама там работала Главным инженером проектов,и, помню ,что она рассказывала что-то о художниках,разработавших эскизы оформления,ну,а лавры,всегда достаются кому- начальству: Ф.Турсунов был в то время директором института, Т.Садыков — главным архитектором.

      [Цитировать]

  • Елена:

    Только что прочитала в фб: Рустам написал,что Николай Жарков живет в Ташкенте,рисует.Вот это новость!!!Делюсь с Вами.Спасибо,Рустам!

      [Цитировать]

  • Елена:

    Только что прочитала в фб: Рустам написал,что Николай Жарский живет в Ташкенте,рисует.Вот это новость!!!Делюсь с Вами.Спасибо,Рустам!

      [Цитировать]

  • Елена:

    Встало два коммента,первый с ошибкой,как удалить?

      [Цитировать]

  • Gangut:

    Обновление от Rustam Khusanov
    «слушайте, оказывается, удивительное совсем рядом. Николай Жарский до сих пор живёт в Ташкенте! Рисует, и прекрасно выглядит.»

      [Цитировать]

    • Виктор:

      Дядя Коля здравствуйте!!! Какое счастье что Вы живой и что я могу писать эти строки! Помните мальчика Витю из Ижевска , сына Мариано Гарсиа ? Я Вас очень хорошо помню . Вы оставили во мне след на всю жизнь!Я стал архитектором а Вы остались для меня примером лучших человеческих качеств.Мир искусства в котом Вы жили и который я посещал так и остались на всю жизнь как самое лучшее и самое светлое в моей жизни!Я Вас очень люблю и храни Вас Господь!

        [Цитировать]

  • eugeen13:

    Лучше, если он сам расскажет об объектах, в оформлении которых принимал участие!

      [Цитировать]

  • Тамара Санаева:

    Хорошая тема для очередной экскурсии, Рустам: «Ташкентские мозаики Жарских», да так, чтобы о них рассказывал автор. Если не сможет ездить, запись можно сделать.

      [Цитировать]

  • Gangut:

    Александр Жарский — «Родился в 1936г. в г. Тулузе (Франция); Окончил КХУ(театрально-декорационное отделение) в 1961 г.; С 1959-1961 гг. работал в журнале “Чаян” совместно с К.Васильевым; Художник Худфонда г. Ижевска (1965-1966); дизайнер на заводе ИжМаш г. Ижевск (1960-1969); Выполнил декоративные работы для г. Воткинска. Работал в Ташкенте, Москве (1980-1995); В настоящее время живет и работает в Ижевске. Его деятельность характеризует необычный диапазон творческих работ (монументальное искусство, живопись и графика). В Узбекистане им созданы значительные произведения с использованием древнейших стилистических традиций. Он инициатор внедрения рельефных декоративных элементов в оформлении архитектурных построек. Страсть к декоративному рельефу привела художника к выполнению крупных скульптурных форм для городов Ижевска и Орджоникидзе. А. Жарский: — КХУ для меня, прежде всего, оказалось хорошей профессиональной школой, строгой. Но это выяснилось не во время учебы, ибо мы были ограничены в полете, как и все мышление того времени. Дружба с многочисленными товарищами студенческих лет помогает жить и сейчас.» — http://art16.ru/reportage/2011/11/20/shestidesyatniki

      [Цитировать]

  • Ирина:

    Ну и на всякий случай, вдруг кто и про эти станции вспомнит:
    Ирена Липене — мастер по гутному (фигурному стеклу) — автор светильников на станции Пушкинская (супруг ее, И.Липас делал панно на этой же станции), и автор торшеров-светильников и стеклосмальты на станции Хамида Алимджана.
    Стекло делали не у нас, на стекольном заводе, кажется, «Неман» назывался (забыла, конкретно — Белоруссия, или Прибалтика), и оттуда спецавиарейсом, разложив кресла горизонтально, везли все это в виде частей она и Русанов в Ташкент. Липене очень эмоционально рассказывала о том, как делается гутное стекло, как все это везли, целое приключение было с монтированием стеклосмальты на Х.Алимджана накануне открытия станции — 18 августа 1980г (аврал, как всегда).
    Результат наблюдаем, — прямо по Пушкину — «тридцать лет и три года». Худо холаса, и дальше будем наблюдать.

      [Цитировать]

    • Gangut:

      На прошлой неделе был на «Пушкинской». Обратил внимание — девушка, похоже студентка художественного колледжа, сидела на станционной скамейке и старательно перерисовывала эти светильники. Преемственность поколений!

        [Цитировать]

  • Олег:

    огромное спасибо автору, подобные работы действительно являются достоянием, можно даже сказать — эксклюзивным =) Хорошая подборка, но это лишь малая часть всех мозаик.
    Я так понимаю, что заинтересованных этой тематикой людей здесь не мало. Предлагаю объединить усилия и собрать фотографии всех мозаик по городу Ташкенту. Нужно лишь определиться где и как обмениваться фотографиями, желательно подписанными адресом нахождения работы. Какие у кого есть предложения?

      [Цитировать]

  • Mirzabek:

    Мне тоже очень нравытся мозаичное изображения в ташкенте.
    Я знаю о многих где они находяться , но не знал кто был автором их.
    Спасибо за рассказ о хороших людях.
    Кто-нибуд знает как можно найти Николая Жарского если он живет в Ташкенте?
    Буду очень рад находит его, хотел с ним встретиться.
    Рустам, вы знаете где он живет?

      [Цитировать]

  • Mirzabek:

    На тему космос и Гагарин можете найти на 9- этажках Лабзаке между МТС и бывшая гостиница Ленинград,
    Атлас и другие красивые изображения можно найти между новой дорогой и Ганга ,
    в разных кварталах Чиланзара можно найти различные изображения , есть музыкант и танцовщица, мать и ребенок и многое другое

      [Цитировать]

    • Ирина:

      Mirzabek:

      На тему космос и Гагарин можете найти на 9- этажках Лабзаке между МТС и бывшая гостиница Ленинград,
      Атлас и другие красивые изображения можно найти между новой дорогой и Ганга ,
      в разных кварталах Чиланзара можно найти различные изображения , есть музыкант и танцовщица, мать и ребенок и многое другое

      Музыкант и танцовщица — на 9 квартале — не Жарские делали — это таджикские дома.

        [Цитировать]

      • Mirzabek:

        Да, Ирина,может быт я не знаю про авторов, но в некоторых домах в Чиланзаре
        выдно, они не похожи на других

          [Цитировать]

        • Ирина:

          Mirzabek:
          Да, Ирина,может быт я не знаю про авторов, но в некоторых домах в Чиланзаре
          выдно, они не похожи на других

          Авторов рисунков на домах союзных республик я тоже не знаю, надо рыть-искать.
          Напротив музыканта и танцовщицы — кажется туркменские дома, на торце одного из них также есть рисунок. Весь 24 квартал строили 8 союзных республик — там очень интересно походить, пока не раскрылась листва, и не закрыла рисунки и надписи.
          23 квартал- РСФСР.
          26 квартал — Казахстан и москвичи, они строили также Ц-1,2.
          Украина — Ц-7.
          И так далее.

            [Цитировать]

  • Oleg:

    Мирзабек, закидывайте фото того, что писали

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.