Выставка одной картины. «Оплакивание Христа» Паоло Веронезе Фото

Рустам Шагаев, фото, текст Т. Санаевой в Фейсбуке.

Дильшод Азизов — специалист-реставратор, два года исследовал картину неизвестного автора и научно доказал, что она может принадлежать кисти Вернонезе (1528-1588).


Картина и ее фрагменты были изучены им с помощью методов сравнительного анализа архитектоники художественных произведений Веронезе и его современников, исследованы с помощью инфракрасных, ультрафиолетовых и рентгеновских лучей, химического анализа.

 

 

 

 

31 комментарий

  • акулина:

    Может, с памятью моей что-то стало, но я эту картину видела еще в детстве в нашем музее искусств. Тогда она была картиной неизвестного художника

      [Цитировать]

  • Tierus:

    Что-то заявляли, что наша картина — дубликат той, что в Эрмитаже, а тут совсем другая картина?

      [Цитировать]

  • Тамара:

    Акулина, с Вашей памятью все в порядке, и даже очень, я тоже видела это полотно в музее, и все художники его помнят, не раз копировали неизвестный шедевр и студенты-живописцы. Но автор картины был неизвестен. Теперь имеются доказательства, что она принадлежит кисти Веронезе, осталось только, чтобы этот факт признали в международном комитете. Вот что я ответила на фейсбуке на вопрос читателя (я пока пока еще не осмыслила до конца событие и о своем впечатлении не писала, только фотографии выставила, сопроводив некоторые из них комментариями). Так что «цитирую», по ссылке вряд ли пройдете (мои фото и коменты здесь: http://www.facebook.com/media/set/?set=a.480948128616445.110748.100001037863897&type=1&notif_t=like).

    Бурдина Наталья: — Интересно,а кто автор картины,под слоями которой нашли Веронезе ?

    Тамара Санаева: — Наталья, картина та же самая, просто она выдержала вначале чистку песком с уриной — этим варварским способом в старину очищали масляные холсты от грязи, и реставратор считает, что этому испытанию картина подверглась, потертости видны и сейчас. Потом ее обновляли (лаком, наверное, может подмалевки тоже применяли) два неизвестных художника, а последнюю реставрацию провел художник Богословский, как рассказал исследовавший это полотно в течение двух последних лет Дильшод Азимов. У него солидный опыт и знания, полученные в реставрационном центре Эрмитажа, он и там открытие сделал. Азимов доказал, что под этими наслоениями (лак, в основном, замалевки по краям, где были кем-то ранее срезаны обтрепавшиеся части холста) в свете инфракрасных и утрафиолетовых лучей и рентгена видны варианты, которые делал, считает он, сам Веронезе, работая над картиной. В манере художника, как известно, прослеживалась эта особенность, как бывает в процессе работы у живописцев, выстраивающих композицию и совершенствующих ее. Если бы «Оплакивание Христа» было копией, а не оригиналом, там не было бы записанных копиистом деталей, он бы писал сразу все фигуры в том виде, как в оригинале. Грунт на картине тоже именно тот, которым пользовался Веронезе. Так что новой картины никто не открыл, доказано авторство Вернонезе и обнаружены записанные самим художником детали, не противоречащие его стилю.
    Акулина, меня вчера потряс сам факт присутствия при открытии. Нечто подобное видела только в научно-популярных фильмах и телепередачах. Д.Азимов провел колоссальную научную работу, его выступление сродни защите диссертации, я бы ему степень доктора искусствоведения присудила:)) без всяких ВАКов. Он такие глубокие исследования провел, пользуюсь всеми необходимыми методами — сравнительным анализом архитектоники (выстраивания композиции Веронезе и другими авторами), сопоставительным изучением цветовых камертонов и глубоких слоев живописи, начиная от 50-летней давности до 150-ти и более глубоких временнЫх слоев, которые дает рентгенологическое исследование. Применены и методы химического анализа. Таня Перцева (мы с нею в личке ночью обсудили событие) считает, что если бы картину отдали для исследования московским специалистам, можно было бы верить в достоверность установления авторства. Но Д.Азимов провел работу на таком высоком научном уровне, что я до сих пор под впечатлением от увиденного и услышанного, наверное, чувствуется по тому, как об этом рассказываю (сумбурно, сама вижу, потому еще ничего и не написала, надо осмыслить). Вчера не спросила, где взяли аппаратуру для проведения лучевых исследований, а химический анализ проводился специалистами НИИ химии АН Узбекистана. Думаю, и в Москве лучше бы все это не сделали, у Дильшда Ахимова высокопрофессиональная реставрационная выучка, полученная в Академии и Эрмитаже, и великолепное чутье, не только выработанное — интуитивное, какое бывает у одаренных людей. Посмотрите, какое у него одухотворенное и умное лицо. Словом, впечатлена событием и картиной, от которой просто свет исходит. Алекс Долински вчера увещевала: «Не щелкайте фотоаппаратами, на картину эту смотреть и смотреть надо!» Все, кто видел этот холст прежде, оценивали его свечение и мастерство неизвестного тогда автора. Вчера подогревало сознание, что картину теперь можно будет увидеть только под бронированным стеклом, как планируют сделать в музее, и это будет не ранее, чем через полгода. Так что повезло всем, кто вчера с картиной встретился. Конечно, всех интересовал и вопрос о стоимости полотна. Бесценно, что тут можно сказать — XVI век, известный мастер!
    Кстати, в новостной программе РОссия 2 вскользь сказали что «Джоконду» подвергли биолокационному (не комментировали)исследованию. Возможно, и наш шедевр еще будет доисследован — нет предела научному любопытству.

      [Цитировать]

  • lvt:

    Поздравляю художественный мир, узбекистанцев да всех людей с таким прибытком в сокровищнице искусства! Тамара, вы посетили сей мир вовремя!

      [Цитировать]

    • Тамара:

      Точно, в этом времени есть «Письма о Ташкенте» и другие сайты и сети, где можно выплеснуть все, что тебя тронуло или поделиться информацией:))

        [Цитировать]

      • lvt:

        Так тоже можно. Но я имела ввиду вторую половину фразы: Их пригласили всеблагие как собеседников на пир… Вы попали на пир! Мне знакомо это ощущение. Когда-то, четверть века тому назад, я проникла в пространство под полом одного из соборов Новгорода. Там открыли фрески невиданной красоты. Женская фигура в саду. Живопись эта была совсем иной, не такой, как мы видим в новгородских альбомах. А за дверным проёмом подполья виднелись грязные туфли прохожих, топающих по грязи. Мне хотелось закричать:»Скорей! Все сюда! Тут такое, ТАКОЕ!!!» Ощущение пира живо, но имя собора забыто напрочь.

          [Цитировать]

  • Влад. А:

    А меня и многих других в музей не пустили, сказали только по пригласительным, Шедевр не для всех

      [Цитировать]

    • Тамара:

      Народу было очень много, надо было к художникам присоседиться. Теперь только через полгода-год за стеклом увидите этот шедевр, его еще дореставрируют.

        [Цитировать]

  • tanita:

    История поразительная, подобные вещи случаются крайне редко. Казалось бы, все уже открыли, и вдруг — новая находка. Тамара, вы присутствовали при совершенно необычном событии, можно сказать, эпохальном, к сожалению, я этой картины не помню, но, если она висела, как утверждаете вы и Акулина, в музее, каким образом казалась «записанной» — это выражение такое, когда поверх одной картины пишут другую. Значит, все-таки, готовились украсть и продать?

      [Цитировать]

    • Тамара:

      Таня, картина никем не была записана. Авторы иногда в процессе создания картины меняют что-то в композиции и сами записывают какие-либо детали. Так было и при написании этой картины. А три реставрации картину не меняли, хотя она пострадала — была см. на 20 срезана внизу (даже часть кисти Христа срезалась) и см. по 10, кажется, по бокам. Кроме того, полотно покрывалось при реставрациях лаком — так закрепляют краски, потому что со временем, как вы знаете, краски растрескиваются. Известен последний реставратор, Богословский, проводивший реставрацию по научным правилам, двое первых были обычными художниками. Очень подробно и интересно о выставке одного шедевра и его истории написали Лиля Николенко и Алекс Далински, на своей странице в фейсбуке я дала ссылки на эти посты. Никаких попыток выкрасть эту картину или увезти не было, она много лет была на всеобщем обозрении именно в таком варианте, какой мы и увидели, просто был потрепана и более других требовала реставрации. Открытие состоит в том, что путем многочисленных научных исследований установлено авторство Веронезе.

        [Цитировать]

      • tanita:

        Тома, так было написано в первом посте. «Под малоценной картиной современного художника»… так что не я это придумала, прости. Дай бог, все обойдется, и реставрация будет проведена по всем правилам.

          [Цитировать]

  • VTA VTA:

    Событие величайшее. Очень хочется, чтобы дальнейшая экспертиза подтвердила выводы Дильшода Азизова. Интересно, как картина попала в наш музей? В чьей коллекции она была прежде? Известно, что основу собрания музея составили картины и другие произведения искусства Великого князя. Были картины и из других частных коллекций старых ташкентцев. А эта?

      [Цитировать]

    • VTA VTA:

      «В пресс-релизе выставки также приводится история картины и то, как она оказалась на территории Узбекистана. «Картина была привезена в Ташкент в 1880 году великим князем Николаем Константиновичем Романовым.» : http://www.ca-news.org/news:1049794/

        [Цитировать]

      • VTA VTA:

        «Более века находилась в Ташкенте знаменитая картина «Оплакивание Христа». Согласно данным, приводящимся в дневнике Великого князя из дома Романовых Николая Константиновича, полотно было приобретено во время поездки по Италии в 1871-72 годах. В 1880-х в числе других ценностей его коллекции картина была доставлена в Узбекистан. В 1917 году он завещал данное полотно в «пожизненное владение… полную собственность Ташкентского Университета». В 1920 году данная картина и вся коллекция дома Романовых были помещены в Центральный художественный музей, правопреемником которого и является ныне Государственный музей искусств Узбекистана.

        Несмотря на то, что еще в начале прошлого столетия в «Туркистанском вестнике» данное полотно упоминается под номером 26 как принадлежащее кисти Паоло Веронезе, долгое время оно считалось хорошей копией кого-то из учеников великого мастера. Обнаружение подлинности полотна произошло в процессе работы надо его реставрацией, начатой около двух лет назад.»
        aloqada.com Это из «Новостей Узбекистана». Обещают, что не последняя сенсация. Ай, да Князь! Как напомнил о себе через 100 лет!

          [Цитировать]

        • Тамара:

          Никак не успокоюсь. Вот документы, способные внести ясность в разночтения о том, что и кому было завещано. Князя не стало 14 января 1918. Не дожил полутора месяцев до 68 лет, родился 2 февраля 1858 года.

          Завещание великого князя Николая Константиновича
          12 декабря 1917 г.
          1917 г. Декабря 12-го дня.
          Я, нижеподписавшийся, великий князь Николай Константинович Романов, находясь в здравом уме и твердой памяти, на случай смерти делаю следующее распоряжение:
          1. Принадлежащие мне в городе Ташкенте участок земли, граничащий улицами Романовской, Кауфманской, Самаркандской и Воронцовской, со всеми строениями, а в том числе и дворец с музеем и со всем находящимся в нем имуществом, а также принадлежащие мне:
          2. Участки земли с постройками (кинематограф «Хива» и флигель), находящийся в том же городе на углу Романовской и Кауфманской улиц;
          3. Участки земли, занятые лавками на базарах моих имений «Зол[отая] Орда» в Гол[одной] Степи и «Искандер» в Ташкентском уезде;
          4. Два моста, из которых один находится на р. Сырдарья у Запорожья в Ходжентском уезде, а другой на р. Чирчик близ моего имения «Искандер» и
          5. Здание кинематографа «Летняя Хива», находящегося на участке, принадлежащем ведомству Народного просвещения, — завещаю в пожизненное владение Надежде Александровне Искандер, в знак признательности за ее сотрудничество и содействие по орошению мной мертвых земель в Средней Азии и насаждению русских поселков на «Искандере» и в Гол[одной] Степи с тем, чтобы после кончины ее, Надежды Александровны Искандер, все вышеозначенное имущество перешло в полную собственность Ташкентского университета.

          Великий князь Николай Константинович Романов

          Что сие духовное завещание действительно составлено, подписанной(1) предъявлено мне самим завещателем, великим князем Николаем Константиновичем Романовым, находившимся в здравом уме и твердой памяти, в том свидетельствую.
          Протоиерей Петр Николаевич Богородицкий

          И выдержки из другого документа.

          Заявление Н.А. Искандер-Романовой в ЦК Туркестанской Автономной Советской Социалистической Республики[1] об отмене национализации электро-театра «Хива»

          27 марта 1919 г.(5)

          Представителю от российской центральной власти
          в Туркестанском крае П.А. Кобозеву[2]

          от заведывающей(6) национализированным
          музеем-дворцом, принадлежавшим покойн[ому]
          в[еликому] к[нязю] Н.К. Романову,
          вдовы Надежды Александровны Искандер-Романовой
          «Музей открыт для публики 28 февраля с.г., и в такой короткий промежуток времени музей уже посетило около 12 тысяч человек народа. Естественно, что с открытием музея увеличился расход на содержание его, т.к. пришлось увеличить штат служащих.»
          ……………………………………………..
          Резолюция(7): «Национализированный театр «Хиву» оставить на попечении Надежды Александровны Искандер-Романовой вместе с дворцом пожизненно в качестве единого целого, установивши лишь государственный контроль и нормы расхода. Член комиссии Совнаркома по делам Туркестана П.Кобозев».

          Это было в 1919 году.
          Информация с http://www.rusarchives.ru/publication/nkromanov.shtml
          Там же есть и фотоиллюстрации из коллекции Б.Голендера

            [Цитировать]

          • VTA VTA:

            Тамара, я об этих документах и писала, а сын князя уточнял в своих мемуарах, что деньги от «Хивы» нужны были для содержания музея (об этом и Надежда Александровна пишет — увеличение расходов). А устранили ее от заведования в 20-х, очень скоро. Да и до того были случаи, когда без разрешения брали вещи. Сын князя приводил пример с холодным оружием, подаренным князю эмиром Бухары. Взяли для подарка тому же эмиру (или сыну, точно не помню) и попали в неловкое положение, потому что не спросили Надежду Александровну. К завещанию, опять же по версии сына, князя подтолкнула болезнь и политическая обстановка. Он понимал, что национализация неизбежна и хотел сам передать имущество туда, куда считал правильным.

              [Цитировать]

  • tanita:

    Танечка, ты совершенно права. Дальнейшая экспертиза крайне необходима, по возможности, в музее Пушкина. Насколько мне известно, в таких случаях не полагаются на мнение одного эксперта. а там эксперты мирового класса.

      [Цитировать]

    • VTA VTA:

      Таня, вот пишут, что картина привезена князем, это обстоятельство обнадеживает, хотя копии у него тоже были. Жаль только, что жене князя не дали спокойно работать в музее после 1918 года, хозяйничали без неё. Может быть уже тогда авторство было известно. Но история эта чрезвычайно интересная и хотелось бы подробнее знать всю историю картины.

        [Цитировать]

  • tanita:

    Абсолютно с тобой согласна.

      [Цитировать]

  • александр махнёв:

    «она может принадлежать кисти Вернонезе» — веронезе это серьёзно. но она таки МОЖЕТ или всё же принадлежит?? учитывая практику того времени она вполне могла быть исполнена учениками веронези под руководством мастера. ну то есть есть некий установленный факт? или это всё из области догадок?

      [Цитировать]

    • tanita:

      Если верить эксперту — это установлено. Но эксперт — молодой, всяко может быть, поэтому я и говорю что необходима более авторитетная экспертиза.

        [Цитировать]

      • александр махнёв:

        ну вот так-то понятней: молодому эксперту хочется открытий) но (повторюсь) веронезе это серьёзно. здесь нужны обоснования. а так-то чиновная братия охотно поддержит. что б потом перед коллегами неудобно не было… хотя нынче «кто смел тот и съел»… если так то мы и леонарду да винчи в своём музее отковыряем.

          [Цитировать]

        • Тамара:

          Дильшод Азизов провел глубокое комплексное исследование с помощью всех современных методов. Если бы вы послушали и посмотрели его выступление (в слайдах), у вас особых сомнений не осталось бы. Да и мастерство живописи само за себя говорит. Д.Азизов сравнивал работы учеников и брата Веронезе — им далеко до великого собрата. Конечно, подождем подтверждения, любая научная работа проходит экспертизу, включая все диссертации, а уж такая — тем более. Это нормально. Наберемся терпения. Очень советую почитать посты, о которых говорила, ссылки на них здесь, это Никленко, Далински и 52 фотографии от Насимова: http://www.facebook.com/sanaevat?ref=tn_tnmn

            [Цитировать]

  • Владимир:

    В 1917 году в Ташкенте не было университета, было только решение об открытии в Туркестане высшего заведения, и время было смутное, чтобы завещать что то не существующему ещё Университету. На первом канале начали показ фильма Синдром дракона. Фильм о таинственной коллекции найденной в Кировограде. Может найденное полотно из такой коллекции? Кстати в третьей серии смотритель коллекции рассказывает о Паоло Веронезе. Интересное совпадение, выставка найденной в запаснике музея картине и начало показа фильма на ТВ. Может к концу фильма расследование приведёт в Узбекистан.

      [Цитировать]

    • Тамара:

      Университет был основан в 1918 поначалу как народный, и он тогда не являлся высшим учебным заведением в полном смысле этого слова. Это был, как пишут в http://ru.wikipedia.org…, «своеобразный учебный комбинат, объединивший разнохарактерные образовательные и просветительные учреждения. В его состав входили как факультеты вузовского типа: естественно-математический, сельскохозяйственный, технический, социально-экономический и литературно-философский (переименованный с осени 1918 г. в историко-филологический), так и различные курсы: электромонтеров, лесных техников, инструкторов земельно-водных комитетов, автомобильного дела, железнодорожные, черчения, кооперативные, педагогические, иностранных языков, по дошкольному воспитанию, кройки и шитья, сапожного дела и другие, так как к слушанию курсов в университете допускались все желающие, независимо от их образовательного уровня. То есть в ряде случаев по своему характеру его курсы приближались к средним профессиональным учебным заведениям».
      Именно тогда, видимо, и были переданы в него картины.
      А позже, в 1920, народный университет переименовали в Туркестанский государственный университет (ТуркГУ). Затем в июле 1923 года, «согласно постановлениям Средазбюро ЦК ВКП(б) и ТуркЦИКа университет был переименован в Первый Среднеазиатский Государственный Университет, что более точно отражало его действительное положение и роль в культурной жизни страны народов Центральной Азии. Это наименование университет сохранил до 1959 года».
      «В 1960 Среднеазиатский государственный университет был переименован в Ташкентский государственный университет им. В. И. Ленина — ТашГУ им. В. И. Ленина» — у меня диплом о высшем образовании выдан ТашГУ, как и у всех, кто его заканчивал с 60-го до 90-е. А вот когда именно он переименован в Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека, пока не знаю. Кто может подсказать?

        [Цитировать]

    • VTA VTA:

      Владимир, в сети поищите, там были документы и условия завещания. Революционные ветры дули задолго до 17 года, предвидеть, что станет с имуществом было не трудно. Кроме того, в 1916 князь очень болел. Только сегодня я совершенно неожиданно наткнулась в архиве на дело с перепиской относительно Элеоноры Диксон и князя. Так там и о заключении Боровского, который князя лечил, сказано. Университет же был основан в 1918, Тамара права. Кстати, именно о своей коллекции более всего беспокоился князь. На ее содержание завещал передавать доход от кинотеатра Хива и др. Почитайте, интересно и очень разумно. Только одно «но» подвело, логика революции не совпала с разумностью.

        [Цитировать]

  • tanita:

    Я конечно, давно в музее не была, но помню, что там было немало картин и скульптур известных художников…интересно, сохранилось ли все это? Мне показалось, что еще после землетрясения картин стало меньше, но ручаться я не могу. Ходили слухи. что часть картин з0абрали в Москву.

      [Цитировать]

  • tanita:

    Ворт об этом я не подумала. Акулина, ты, скорее всего, права.

      [Цитировать]

  • VTA:

    Чем же закончилась история с картиной Веронезе? Независимая экспертиза была проведена или обошлись узбекистанской?

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.