«Сто лет стучит по рельсам наш трамвай» История Старые фото

Приближается важная дата в истории городского хозяйства Ташкента — столетие трамвая.
В первые десятилетия XX века именно наш город был единственным в Туркестанском крае, учредившим невиданный дотоле в этих краях общественный транспорт.

Кадры из фильма Л.Бабаханова «Трамвай» 1968. (Посмотреть фильм.)
Фото отсюда (опубликовал rolly) и комментарий:
Территория трамвайного парка № 1(переулок Куропаткинский-Гоголевский). Парк простоял до 1983 года как склады службы путь при ТТПУТ.Район Дизельной.

Самый грустные кадры — вагончик опрокинут на бок и отодвинут к лежащим на заднем плане списанным вагонам.

30 марта 1901 года бельгийское анонимное общество “Ташкентский трамвай” открыло первую линию городской конной железной дороги (или просто конки) — от вокзала до базара в Старом городе. Конечная станция располагалась между Елизаветинской и Мариинской улицами (недалеко от современного Дворца культуры железнодорожников).

Пары смирных лошадей таскали миниатюрные вагончики по нынешней улице Мовароуннахр через центр города и Урдинский мост мимо Шайхантахура к современному старогородскому рынку. 5 апреля 1903 года заработал и второй маршрут — от Воскресенского базара (театр им. А. Навои) до собора св. Сергия Радонежского (площадь X. Алимджана).
Общая протяженность рельсовых путей составляла около десяти километров, предприятие имело 230 лошадей и 30 вагончиков. В ту пору ташкентскую конку обслуживали 170 человек.
Владельцы конки получали весьма солидные доходы. Имея чистой прибыли почти сто тысяч рублей в год, они выплачивали городу символический налог, чуть больше “сбора с собак и велосипедистов» по словам одного бойкого журналиста-сатирика. В полную собственность Ташкента конка должна была перейти только в 1942 году!
В сентябре 1908 года договор между владельцами конки и Городской Думой был пересмотрен. Предприниматели получили “преимущественное право за свой счет и риск наладить устройство и эксплуатацию городских железных дорог с электрическими двигателями”, причем предполагалось дополнительно построить сеть новых транспортных линий. Общая стоимость предприятия была определена в три с половиной миллиона рублей, а срок концессии составлял сорок пять лет.
Уже в августе 1910 года ташкентские инженеры В. Гейцельман и Н. Габбин начали строительство электрической станции (многие помнят еще старое название трамвайной остановки “Дизельная” у Музея искусств), а превращение конки в настоящий электрический трамвай произошло 1914 году. Рельсовый путь удлинился до 40 километров, а подвижной состав вырос до 70 единиц (из них 50 моторных вагонов).
Строители ташкентского трамвая первоначально не очень были уверены в доходности предприятия и потому в основу постройки заложили минимальные средства.
Поэтому слишком легкие рельсы не соответствовали тяжести вагонов, слабо учитывались климатические условия Ташкента, вагоны имели маломощные моторы, а токопроводящие устройства были таковы, что в случае обрыва останавливалось движение на протяжении почти трех километров.
Но в целом ташкентский трамвай эксплуатировался довольно успешно и, естественно, создавал существенные удобства в городской жизни столицы Туркестанского края.
Сразу после февральской революции в России бельгийское анонимное общество «Ташкентский трамвай» до последней возможности сократило расходы на ремонт и восстановительные работы, вывезло за рубеж всю основную документацию.
К 1918 году, когда трамвайное хозяйство Ташкента было национализировано, оно, можно сказать, пришло совсем в плачевное состояние. Дальнейшая экономическая разруха и нараставший топливный кризис заставили трамвай остановиться совершенно.
Лишь с 1920 года возобновилось движение, да и то нерегулярное — по специальным нарядам учреждений и предприятий для перевозки рабочих и грузов. Для общего пользования трамвай в Ташкенте был заново пущен только 22 сентября 1921 года.
Наследство бельгийского анонимного общества «Ташкентский трамвай» стало основой городского транспортного хозяйства. Оборудование, пути, подвижной состав — все успешно эксплуатировалось десятилетиями.
А характерные маленькие вагончики, будто сошедшие со старинных фотографий, можно было увидеть на улицах столицы даже в 50-е годы.
И сегодня все так же деловито стучат по рельсам вагоны, теперь, конечно, уже совершенно новые трамвайные вагоны, без которых трудно представить себе Ташкент. С днем рождения, наш старый добрый друг и помощник, трудолюбивый ташкентский трамвай!

1 комментарий

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.