Маленький, да удаленький Разное

Автор Константин МОСИН

«Запорожец», легенду советского автопрома, до сих пор можно встретить на дорогах Узбекистана. Это заслуга тех, для кого автомобиль – не роскошь, а средство передвижения, а также любителей «ЗАЗа».

У нас в стране уже немало клубов по интересам и один из них – «Клуб любителей запорожцев – ZAZ.UZ». Надо заметить, самый, можно сказать, демократичный автомобиль, привнес демократию и в клуб – членам этого сообщества от 15 до 70 лет, в него входят как студенты, так и доктора наук, парни и девушки.
Первая модель «Запорожца» была выпущена в 1960 году и стоила около 1800 рублей, что примерно равнялось 18 средним месячным зарплатам рабочего или служащего, то есть была доступна большинству населения страны. Вдобавок «Запорожец» был прост в эксплуатации, имел приличный двигатель, а благодаря большому дорожному просвету и гладкому днищу, обладал высокой проходимостью.

История создания авто до сих пор покрыта белыми пятнами. Кто-то говорит, что внешний вид скопирован с «Fiat 600», кто-то находит сходство с легендарным «Фольксвагеном» («жук»). Некоторые считают, что ходовая и мотор – разработки французских ученых, но более приятно, что есть люди, которые утверждают, будто двигатель скопирован с авиационного движка «BMW». Больше 50 лет назад на «Запорожец» стали ставить торсионную подвеску, которую сейчас применяют автомобилестроители при производстве внедорожников!
«ЗАЗ 965» выпускались до 1969 года, всего было выпущено 322106 «горбатых». По данным клуба любителей «запорожцев», в Узбекистане сейчас осталось около 60 таких машин во вполне сносном и даже отличном состоянии. Кстати, известна машина была не только в СССР, но и за границей, где она продавалась под брендом «Yalta».

Несмотря на то, что с бензином тогда не было проблем, последующие модели автомобиля были очень экономичны – у ЗАЗ-966 («ушастого») – 5,9 литра на 100 км, у ЗАЗ-968 («мыльницы») — 6,6 литра. Оригинальные прозвища машин объясняются довольно просто – у 965-го, в отличие от аналогичных зарубежных авто с задним расположением двигателя, крышка мотора обладает характерным горбом, 966-й прозвали «ушастым» из-за боковых воздухозаборников, у 968-го корпус разделяют блестящие молдинги, что и дало кличку «мыльница».
За тридцать три года запорожский завод «Коммунар» выпустил больше трех миллионов самых дешевых на то время автомобилей с двигателем воздушного охлаждения.

– Необходимость в клубе почувствовалась тогда, когда я сам стал обладателем «Запорожца», – говорит президент Клуба любителей «запорожцев» Узбекистана Ильдар Лаишев. – Захотелось объединить единомышленников, с кем можно было бы обсудить возникающие проблемы в эксплуатации и ремонте машины.
Скоро клубу исполнится 3 года, и к этому событию планируется много разных и интересных мероприятий, ведь клуб уже объединяет почти 400 человек, любителей этого неприхотливого автомобиля. Кроме сайта клуба, на котором активно и оперативно решаются вопросы помощи бывалых и новичков, зазоводы ежемесячно встречаются, чтобы обсудить наболевшие проблемы, поделиться новостями, да и просто увидеться с друзьями.
Знаменательными событиями среди мероприятий клуба стал фестиваль, посвященный 50-летнему юбилею бренда «ЗАЗ», открытие «ЗАЗ-бара», оформленного, как и подобает, в лучших традициях автомобильных кафе. Стало традицией организовывать совместные поездки в горы и на озера, и на этих пикниках всегда бывают друзья из Клуба скутеристов и Байкер-клуба.

Среди активистов клуба – Стас Каргалев – большой практик в ремонте любых неполадок в машине, Роман Добрынин оказывает информационную поддержку клубу и модерирует его сайт, и, конечно же, автор идеи, основатель клуба, генератор действий Ильдар. Нужно отметить добрым словом и таких активистов клуба как Иван Беликов, Фаррух Абдуладжанов и Влад Попов. А недавно президент клуба ввел очень удобный сервис – в случае поломки автомобиля можно сделать рассылку SMS-сообщений членам клуба, которые, если находятся неподалеку, обязательно придут на помощь.
С любителями «запорожцев» можно говорить часами. Этот автомобиль часто использовали в различных фильмах, и как-то он мелькнул в одной из серий Бондиады.

Известный зубоскал Ричард Гир, конечно же, не без основания посмеялся над «Запорожцем», впрочем, как и над другими автомобилями тоже, отметил одно преимущество этой машины, которого по его словам нет даже у «Майбах». А именно люк в полу для зимней подледной рыбалки.
Надо заметить что «ЗАЗ» зачастую не единственная машина члена клуба, но первая, которую когда-то купил, на которой начинал ездить, ломаться и пытаться ремонтировать. Конечно же поэтому и если есть место во дворе-гараже, первую малышку не торопятся продавать или отправлять на металлолом. Сейчас цены на эти машины имеют огромную вилку от 50 долларов до эксклюзивных восстановленных экземпляров, ценой в несколько тысяч у.е. Но машина дорога не своей базарной стоимостью.

Источник

11 комментариев

  • tanita:

    Говорят, что подобный клуб есть и в Москве, и владельцы ужасно гордятся своими машинами. Трогательно.

      [Цитировать]

  • Ташкентка:

    Да, здесь тоже клубы любителей “жучков” – фольксвагена, мини-куперов и DCV. В нашем районе бегает один французик – весь в ромашках.

      [Цитировать]

  • HamidT HamidT:

    Инвалиды ВОВ получали ЗАЗы бесплатно, с регулярной заменой каждые 7 лет…

      [Цитировать]

  • На дорогах Ташкента примерно один «Запорожец» на 300 машин? Зато станцию техобслуживания «Запорожцев» знают все таксисты.

      [Цитировать]

  • АГ:

    О, Запорожец! Как много в этом слове! В детстве на голубом ЗАЗе по ухабистым дорогам российской глубинки меня с шиком катал юный кавалер. Мне 13, ему 15! Романтика. В зрелом возрасте будущий зять учил меня водить машину тоже на Запорожце. Учителю частенько становилось плоховато, а с машины, как с гуся вода! Долгое время уговаривала мужа купить мне Запорожец и сделать из него кабриолет. Увы, не внял моей просьбе. А говорит, что любит… :-(

      [Цитировать]

  • long59 long59:

    машина не для Ташкента.
    При жаре в 40 градусов перегревается мотор.
    Водители сами делали уши , как у старых моделей, в надежде на лучший обдув.
    Была ещё модель ЛУАЗ 969, с брезентовым верхом, очень удобно ездить было на такой на рыбалку

      [Цитировать]

    • Kt:

      ЛУАЗ 969 В народе назывался «еврейский броневичек». Согласен, классная машинка.

        [Цитировать]

      • salar5458:

        Нет!-Еврейский броневичек звали заз 965.И он же- Горбатый!Приходите к нам в ЗАЗ_КЛУБ,Третье воскресение месяца ,на против дома офицеров.Увидете их в живую!

          [Цитировать]

    • акулина:

      Чтобы мотор не перегревался, надо сзади полочку подставить, чтобы охлаждение увеличилось во время движения.

        [Цитировать]

  • Vitissimo:

    Исправьте пожалуйста ошибочку, Зубоскал не Ричард Гир, а ведущий из ТОПГИР Джереми Кларксон.

      [Цитировать]

  • Cветлана:

    У нас был «Запоржец», «мыльница». Как гордо говорил отец — «цвета «коррида»». Красный, то есть. Мне нравилось, что на переднем сидении можно было нормально вытягивать ноги, а если едешь на заднем сидении — очень просторно, не сравнить с «матиссами» всякими. На задних сидениях у нас помещались три взрослых и большой пёс! А во время езды пёс любил ходить с заднего на переднее сидение и высовывать голову в окно…Очень хорошие воспоминания у меня о запорожце нашем цвета «коррида»…

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.