По развалинам Городского сада Старые фото
Пишет Евгений Смехов.
К вышеуказанному хотел бы добавить свою версию ответа на поставленные вопросы.
И полагаю, что следует начать с самого начала, а именно с истории возникновения и развития Городского сада, традиции проведения в нем выставок, истории строительства интересующего нас памятника и прочих зданий и сооружений в нем присутствовавших. С этой целью я привожу отрывки, касающиеся данной темы, из работ трех классиков ташкентоведения, итак:
Добросмыслов «Ташкент в прошлом и настоящем» 1912 год:
«……Первый выборный городской голова чиновник – купец К. М. Максимович во время кратковременного пребывания в должности проявил свою деятельность по приведению города, хотя отчасти, в приличный вид, и в одном из первых заседаний думы под своим председательством в 1882 г. доложил ей о необходимости устройства общественного сада, а также поскольку городская касса была пуста, то первый сделал на этот предмет пожертвований в 100 рублей и пригласил к тому же и гласных. Так как часть площади, на которой предполагалось разбить сад, ранее была отведена под постройки домов губернатора (то место, где затем были главные ворота сада), начальника города и под музей, то дума, пользуясь случаем, испросила у начальника края разрешение на присоединение этой части к саду и засадке деревьями. Посадка деревьев была произведена весной 1882 г. Распланировка площади, засыпка ям и рытвин, проведение арыков, устройство скамеек и покупка и посадка деревьев обошлись городу всего в 2000 руб., из которых до 700 руб. было пожертвовано разными лицами. Всего было посажено 4143 дерева, из которых 1321 дерево также пожертвовано. В тоже время был нанят городской садовник с содержанием 300 руб. в год, но первый садовник больше занимался сдиранием кож с чумных животных, чем садоводством.
К 1910 г. расходы города по содержанию садов и скверов достигли 6642 р. 45 к. в год, в том числе содержание садовника 1040 р. Во второй половине восьмидесятых годов 19-го века в саду было устроено помещение для огневой сушки плодов, в котором затем помещался музей общества сельского хозяйства.
В 1898 г. общественное собрание заняло в саду большое место (1675 кв. саж.) для постройки летнего помещения собрания. Условия пользования этим участком не были своевременно выработаны, почему между городом и общественным собранием постоянно происходили недоразумения и, наконец, в 1907 г. между ними возникло судебное дело, окончившиеся в сентябре 1910 года в пользу города, и собранию пришлось сад оставить. В 1894 г. в саду было выстроено летнее театральное помещение. В начале 20-го века в саду появились синематографы, рестораны, большие и малые помещения c прохладительными напитками и мороженным. Словом, сад постепенно превращался из места для прогулок и отдыха в большое увеселительное заведение до гуляющих гетер включительно, хотя, открытой сцены для певичек в нем не было.
В центре сада помещался памятник, поставленный в 1890 г. в память завоевания Туркестанского края, исполненный по рисунку академика М. О. Микешина, видоизмененному А. И. Вилькинсом.
Начиная с 1886 г. сад служил местом разных выставок, причем к открытию выставки 1890 года и за счет ее были выстроены массивные ворота, которые существовали долгое время. Стоимость ворот была 2000 руб.
Наконец, в саду устраивались народные гулянья с благотворительной целью туркестанским благотворительным обществом, управлением красного креста и другими обществами.
Город получал дохода от сдачи места в аренду под увеселительные и другие заведения 6000 руб. в год…..»
Давайте теперь на карте 1910 года посмотрим, о каких зданиях идет речь, где они находились и как они выглядели:
Чабров монография «По улицам Ташкента»:
В ближайшем соседстве со сквером находится бывший Городской сад, ныне детский парк культуры и отдыха им. А. М. Горького. Громадная территория, отведенная под этот сад, ограничивалась улицей Московской, Куйлюкским шоссе и Куропаткинской (ныне Первомайская). Первоначально на этом участке намечалось построить летнюю дачу генерал-губернатора, а позднее, когда эта дача была построена на другом, отдаленном участке (на территории нынешнего парка им. Кирова), здесь был разбит городской сад. Правильно распланированные аллеи были засажены декоративными деревьями и кустарниками.
Начиная с конца 80 гг. сад используется для устройства выставок. При открытии большой сельскохозяйственной, промышленной и научной выставки 1890 года, здесь был открыт памятник русскому солдату – завоевателю Средней Азии. На высоком постаменте стояла фигура солдата, водружающего русский флаг на стене взятого города.
Для выставок в саду строились временные павильоны. Довольно долго стояло здесь деревянное здание летнего театра, на подмостках которого выступали вначале ташкентские любители, а потом и многие труппы профессионалов – гастролеров.
Когда в 1909 году устраивалась громадная выставка, посвященная 25 летию Туркестанского общества сельского хозяйства, территория сада была объединена со сквером висячим пешеходным мостиком, по которому посетители, не затрудняя движения городского транспорта, могли попадать из Константиновского сквера прямо в сад. Его украшением длительное время считались ворота в псевдорусском стиле, служившие главным входом на выставку 1890 года. Незадолго до Отечественной войны эти ворота были снесены и заменены сначала временными, а в послевоенный период теми, что сохранились до наших дней….»
Фотография с выставки 1909 года. За памятником, по крайней мере, насколько это можно видеть, нет того бледного силуэта здания, хотя, качество фотографии достаточно хорошее.
И вот силуэт уже появляется. И это говорит о том, что здание появилось после 1909 года.
Какие же здания появились в этой округе после 1909 года?
В. А. Нильсен «У истоков современного градостроительства Узбекистана»
«В начале века, в стороне Московского проспекта часть территории парка отошла для двух кинотеатров — «Хива» и «Туран», а еще в 1894 г. внутри парка было построено летнее театральное сооружение. Таким образом городской сад стал популярным местом вечерних гуляний …..
….Заключая обзор зданий общественного назначения, можно отметить, что Ташкент явился центром становления нового типа зрелищного сооружения — летнего кинотеатра. Это — уже упомянутые кинотеатры «Хива» и «Туран», находившиеся в пределах городского сада.
Они представляют собой открытые сооружения прямоугольной («Туран») или секторной формы плана («Хива»); с отдельно стоящими объемами экрана и двухъярусными деревянными галереями в задней части. Причем, в кинотеатре «Хива», построенном в 1912 г. по проекту Г. М. Сваричевского, эти галереи очень развиты и в плане изгибаются по окружности секторного плана. Все пространство между объемами экранов и галерей занимали ряды деревянных скамеек.
Положение кинотеатров в плане определило и их фасадное решение. Так, кинотеатр «Туран» примыкал к красной линии застройки и поэтому имел высокое ограждение с входными воротами. Кинотеатр «Хива» расположен в глубине участка, поэтому на улицу выходило легкое ограждение с входными воротами, за которыми находился небольшой садик — своеобразная летняя рекреация…..»
Про здания Ташкентского трамвая, которые появились в этот же период времени в окрестностях Городского сада Нильсен пишет:
«……..Промышленная архитектура тех лет в большинстве случаев не представляет большого интереса. Это обычно здания из жженого кирпича довольно прочные, но имеющие сухой и невыразительный облик. Внимание могут привлечь только постройки Ташкентского трамвая и скотобойни. Постройки трамвая расположены в центре города в виде двух комплексов. Один из них состоял из зданий дизельной электростанции, механических мастерских, административного здания и жилых построек для технического персонала; находился он между Куропаткинской и Гоголевской улицами. Другой комплекс объединял просторный трамвайный парк. В обоих комплексах для основных зданий применены интересные системы металлических большепролетных перекрытий, сочетающихся с арочными формами входных проемов и декоративными островерхими башенками, создающими своеобразный силуэт.
Близкие архитектурные формы применены в главном здании комплекса скотобойни, находившегося на окраине города за старыми бешагачскими воротами.
Все эти комплексы построены инженером В. С. Гейнцельмапом в 1908 — 1912 гг. с присущей ему добросовестностью и аккуратностью…..»
Теперь обратимся непосредственно к вопросу и ответу Олега Николаевича.
И для этого рассмотри карту уже 1917 года с исправлениями 1920 года, на которой указывается точное расположение всех зданий Ташкента.
Теперь сравним с космическим снимком:
Здание ТЭТ под номером 10 (слева) (наши дни):
Здание ТЭТ под номером 11 (наши дни):
Здание, предложенное Олегом Николаевичем (наши дни):
Вид на угол Ремесленной и угловое здание под номером 8 (второй этаж надстроен в советское время) (наши дни):
А теперь, как говорится, думайте сами, решайте сами…..
ЕСм! Два моих последних коммента адресованы Вам (см. «За спиной «Знаменосца»). С уважением!
ОлегНик[Цитировать]
Уж не знаю, кто может здесь быть арбитром, хоть спиритизмом занимайся и вызывай духов из прошлого, но труд и логика знатоков потрясает. Спасибо всем причастным к великолепному обсуждению данного вопроса! ЕСм, ждем ваших размышлений по поводу версии Фесенко.
VTA[Цитировать]
Вася из Израиля был прав: https://mytashkent.uz/2012/08/15/pod-senyu-sada-gorodskogo/#comments И приз по праву должен достаться ему. Это, к сожалению, действительно ни что иное как деревья. Достаточно сравнить раскрашенную открытку «Виды Ташкента. Городской сад» и ч\б открытку «Виды Туркестана. № 55. Ташкент. Городской сад». Они сделаны с одного и того же негатива.
Урикзор[Цитировать]
Запуталась в статьях и доказательствах,поместила на другой странице,но напишу и здесь огромное спасибо Вам ,Е.См.,за обширный и поучительный материал.
OL[Цитировать]
Кстати , о птичках…
Сорока на хвосте принесла- завтра, 22 авГуста, у нашего друга, «письмоташкентца», знатока истории города, Евгения Смехова -ЮБИЛЕЙ!!!
Мои наилучшие пожелания ему! Женя, живи долго и счастливо и радуй нас новыми открытиями!
Вячеславич[Цитировать]
А мне кажется это может быть здание Вестминстерского Университета. Его как раз и строили в 1909-1911 годах.
Алексей[Цитировать]