Монументально-декоративное искусство Узбекистана 30-х годов. Часть 5 История

А. Иванов. Отдых. Декоративная парковая скульптура для парка «Комсомольское озеро» в Ташкенте. Бетон. 1940.

А. Иванов. Отдых. Декоративная парковая скульптура для парка «Комсомольское озеро» в Ташкенте. Бетон. 1940.

Ск. О. Коржинская, арх. А. и Е. Жмуйда. Образование. Скульптурная группа на фасаде Ташкентского Государственного Педагогического института. Бетон. 1939.

Ск. О. Коржинская, арх. А. и Е. Жмуйда. Образование. Скульптурная группа на фасаде Ташкентского Государственного Педагогического института. Бетон. 1939.

 

Скульптуры эти не только уместны, но они тематически и сюжетно «вписываются» в парк, выражают его назначение. Ценно и то, что автор смог воплотить в них характерный этнический и временной образ современника, выразив это не только в одежде и атрибутах, но и в самом облике, позах, жестах, в состоянии человека, как бы отдыхающего после напряженного трудового дня.

Вторая половина 30-х годов характерна в истории развития монументально-декоративного искусства страны сооружением большого количества монументов и памятников вождям революции и основоположникам коммунизма— К. Марксу и Ф. Энгельсу, В. И. Ленину; соратникам великого Ленина и видным государственным деятелям Советской страны — Ф. Дзержинскому, С. Кирову, Я. Свердлову, М. Фрунзе; выдающимся писателям, ученым, деятелям культуры.

Среди многотиражной скульптурной продукции, хотя и редко, но встречаются монументы и памятники оригинальные и даже уникальные, созданные для определенного места и в единственном экземпляре. Таковыми были памятники А. С. Пушкину и Н. В. Гоголю для Ташкента. Их автор—ташкентский скульптор А. Иванов. Памятник Пушкину был установлен на площади его имени, которой завершалась улица Пушкинская. В основании треугольной площади был разбит маленький, круглый в плане скверик, у входа в который стоял памятник Пушкину, обращенный лицом к площади и вливающейся в нее улице.

Памятник Гоголю был сооружен на стыке улицы его имени с улицей Пушкинской . Ни один из этих памятников не был решен как монументальное произведение и не был рассчитан на органичную архитектурно-пластическую связь с окружающей средой.

Более широкую и сугубо градостроительную задачу стремился решить коллектив авторов, взявшихся за реконструкцию и скульптурно-пластическое оформление Красной площади в Ташкенте в связи с заказом на памятник В. И. Ленину, предназначенный для установки перед зданием Дома правительства Узбекской ССР. Авторами проекта реконструкции были архитекторы Данилов и Осипов, скульптор Б. Королев. Дом правительства, построенный в 1930 году по проекту архитектора С. Полупанова в простых геометрических формах в стиле функциональной архитектуры этих лет, диктовал замысел авторов проекта реконструкции.

В 1935 году были начаты работы по реконструкции площади и сооружению памятника В. И. Ленину. Естественно, что к этому делу было приковано внимание всей республики. Печать Узбекистана держит в центре внимания проводимые работы.

В ноябре 1936 года сооружение памятника В. И. Ленину на Красной площади в Ташкенте было закончено. Его торжественное открытие, как событие большого идейно-политического и культурного значения, получило широкий отклик в периодической печати.

В завершенном виде памятник В. И. Ленину на Красной площади в Ташкенте выглядел величественно. Выложенный из черного Лабрадора цоколь, над ним идет пояс трибуны, из середины которой, уходя вверх уступами, поднимается пьедестал, облицованный красным гангутским гранитом. На пьедестале — фигура Ленина в позе, характерной для него.

Памятник Ленину, как это свойственно всем другим монументальным работам Б. Королева, был соразмерен по своим масштабам четырехугольнику площади, замкнутому с трех сторон одно- двухэтажными строениями, так и зданию СНК на четвертой стороне площади, служившему памятнику фоном. Пьедестал памятника» начиная с уровня цокольной части, динамично вырастающей из надвигающихся крупных и мелких блоков, вызывает ассоциации с пластически-конструктивными решениями пьедесталов ранних памятников скульптора («Борцам революции» в Саратове, 1925 г.). Но в них конструкция постамента не определена окружающей средой, а свидетельствует лишь об инерции кубистического периода в творчестве Б. Королева. Конструктивистский характер постамента памятника В. И. Ленину в Ташкенте находил свою аналогию в архитектурном стиле здания СНК.

 

Отсюда

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.