Монументально-декоративное искусство Узбекистана 30-х годов. Часть 4 История

На Республиканской художественной выставке 1940 года среди экспонатов можно было увидеть довольно большой макет красной чайханы из дерева. Он был создан бригадой в составе: архитектора Б. Засыпкина и художников В. Савина, Р. Акбальяна и Б. Балабанова. Макет был выполнен с учетом национальных традиций в архитектуре и местных климатических условий—летние айваны и закрытые зимние помещения замыкали открытый внутренний двор с водоемом. А рядом с макетом зритель мог видеть эскизы фресок в половину натуральной величины (2×4), которые должны были украсить зимнее помещение чайханы. Два из них принадлежали В. Савину. Два других «Труд — дело чести, доблести и славы» и «Колхозная весна» — были созданы Р. Акбальяном. В них художник изобразил сцены весеннеполевых работ и праздничного концерта в колхозе.

Многие народные мастера орнаментальной резьбы и росписи под влиянием требований времени, изменения вкусов, взглядов, понимания характера искусства брались, и нередко с успехом, создавать произведения фигуративного характера.

Чайхана колхоза «Гулистан» недалеко от Коканда была украшена десятью панно, созданными мастером И. Азимовым18. Выполненные клеевыми красками по загрунтованной стене, эти панно изображали цветение и сбор хлопка, бегущие по стальным рельсам поезда, заводы и фабрики, цветущие колхозные сады. Эти панно гармонично сочетались с тонкой, ювелирной орнаментальной росписью потолка чайханы. Красных колхозных и городских чайхан, украшенных в подобном духе, где орнаментальные мотивы переплетались с сюжетно-тематическими изображениями, было много. Разрушение догм ислама, внедрение в сознание народа нового мировоззрения— сама социалистическая действительность все смелее расковывала и поднимала на гребень жизни художественный гений народа, создавало почву для проявления вековечных стремлений народных талантов к художественному осмыслению окружающего мира в зримых, реальных образах.

В Намангане, на базарной площади, были установлены памятники В. И. Ленину, К. Марксу, а также скульптурная композиция «Интернационал», созданные стариком каменщиком Зиннатом Саркаровым по прозвищу Ходжа Соков (Соков-немой)19. Двухъярусный пьедестал памятника «Интернационал» с фигурами вождей пролетариата, дехканина и рабочего покрывали 10 тематических панно, выполненных Ходжа Мирза Шариповым. Наивность исполнения, отсутствие школы восполнялись искренностью автора, глубоким знанием тем и сюжетов, взятых из жизни, ясностью политической устремленности созданных росписей. На нижнем ярусе располагались четыре панно—индустриализация республики, сдача хлопка государству, сбор хлопка, новый быт—больших размеров. Верхний ярус пьедестала украшали шесть тематических панно. Они раскрывали темы колхозной жизни и раскрепощения женщины—собрание в красной чайхане, полевые работы, детские ясли в колхозе и т. д. Этот памятник-агитатор был своеобразным явлением в истории осуществления ленинского плана монументальной пропаганды.

За несколько довоенных лет Ташкент украсился целым рядом общественных зданий, в объемно-пластическую структуру которых были включены произведения монументально-декоративной скульптуры. Так, в 1937 году было закончено строительство дворцов культуры: швейников (архитектор В. Скорняков), где взаимодействие архитектуры, имевшей стиль, исходящий из традиций классики, и скульптуры, исполненной в традиционно-академических формах (скульптор Г. Массонц), были лишь формально-стилевыми. Скульптурные композиции танцующих и музицирующих юношей и девушек на фронтоне Дворца обувщиков работы О. Коржинской не были положительным примером решения проблемы синтеза. Архитектура портала требовала скульптуры, силуэт и пластика которой могли бы дать логическое завершение архитектурным формам. Однако скульптура, сухая по пластике, не учитывающая ракурсы, воспринимается чужеродной в ее структуре. Вторая попытка О. Коржинской— оформление фасада здания Ташкентского государственного педагогического института (архитекторы А. и Е. Жмуйда) — более удачна.

Трехэтажное добротное здание института занимает угол улицы Педагогической и Глинки. Часть здания, выходящая на площадь имени Фрунзе, срезается вогнутым полукружием фасада, оформленного портиком из мощных граненых колонн, к которым ведут полукружия лестниц. Они ограничены двумя крупными выступами, которые явились основанием для двух скульптурных групп, изображающих юношей и девушек. Там же была и фигура мальчика с атрибутами грамоты — книгами и кубиками с алфавитом. Скульптор сумела развернуть группы таким образом, что они связаны со стеной, и хорошо обозреваются при обходе с трех сторон.

Результатом сотрудничества архитекторов и скульпторов в предвоенные годы явилось архитектурно-скульптурное оформление парка культуры и отдыха «Комсомольское озеро» в Ташкенте (авторы: архитекторы М. Булатов и Л. Караш; входной части—Г. Голощапов, скульпторы А. Иванов и Я. Страздин).

Среди декоративной скульптуры, введенной в архитектуру парка, было немало безликих изваяний на спортивную тему (из разряда гипсово-бетонного ширпотреба, начавшего заполнять улицы, скверы и стадионы в наших городах во второй половине 30-х годов). Но лучшая часть этой скульптуры, созданная ваятелями Узбекистана, характеризуется стремлением к органическому слиянию с окружающей средой. Таковы скульптуры, изображающие юношей и девушек с атрибутами труда, знаний, венчающие легкие формы ажурной аркады—-входа в парк.

Своими вертикалями они усиливают впечатление легкости архитектурных форм. Примером более удачного решения синтеза садово-парковой архитектуры и скульптуры могут быть названы изваяния колхозников-строителей, фланкирующие верхнюю часть лестницы, ведущей с нижнего яруса парка в верхний.

 Р. Акбальян. Хлопководство. Роспись в Бухарском краеведческом музее. Темпера. 1936.

Р. Акбальян. Хлопководство. Роспись в Бухарском краеведческом музее. Темпера. 1936.

 

Отсюда.

2 комментария

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.