Пройдёмся по Бродвею История

Предлагаю повспоминать, что хорошего, приятного, памятного было на улице Карла Маркса? Я помню лишь магазин Динамо с отделом для филателистов, Универмаг, Культтовары с музыкальными инструментами — из эпохи до 1966 года. После: ярмарку из стекляшек и цирк Шапито на Кирова.

Инициатива «пройтись по Бродвею» принадлежит Татьяне Перцевой, если все «пойдут», то потом можно будет объединить воспоминания в одно эссе. Я отклонял предложение Татьяны, так как мне казалось, что еще не прошли полностью Навои и Пушкинскую… но ведь одно другому не мешает, правда? Пойдем, что ли? Стартуем со Сквера, от Доски почета? Или от САГУ?

А знаете, почему за Доской почета всегда был слышен лай собак? Мама говорила, что во дворе Биофака был собачий питомник, над собаками проводили опыты сотрудники одной из кафедр.

Напомню, что недавно были публикации про лебедей на Бродвее, фото одного из зданий. А еще в Википедии шикарная статья по истории улицы Карла Маркса

Итак, пишите в комментарии или присылайте воспоминания и фото, желательно до 1980 года. Современные и постперестроечные фото не так интересны.

94 комментария

  • tanita:

    Девочки! Акулина, Элвэта, Танечка, Барышни и кавалеры! Пойдемте, а? Так хочется пройтись от самого сквера по Бродвею, вспомнить время, когда Сквер был Сквером, ТашГу — Ташгу, театр Горького был на Бродвее, а универмаг еще не снесен, и много-много еще чего не снесено…
    Итак , мы начинаем!
    Начинаем от сквера. На самом выходе из аллеи, ведущей на Бродвей, стояла будка с газводой, тут же иногда продавали булочки, и болгарский рахат-лукум. В перерывах между лекциями мы выбегали к этой будке, и на ходу обедали. Левая половина ТашГУ — физики и ромгерм, правая — биофак и филфак… Большие неуютные аудитории с грубыми,столами. такими же как в старших классах школы, широкие коридоры, иногда поиски свободной аудитории…. ЕС, ваша мама права, собаки за доской почета вечно лаяли, только это был не питомник, а, видимо, наоборот, несчастные подопытные животные. Интересно, что мы с филфаковцами не водились, а водились с физиками. Этакая межфакультетская дружба….
    Сразу за нашим зданием был Университет марксизма-ленинизма, большое серо-голубое здание, я внутри ни разу не была, но там преподавала наша любимая семейная учительница истории Лидия Ивановна Суздальцева. Недавно я получила письмо от ее сына, который благодарил меня за память о матери. Это была необыановенная женщина. Красавица, поразительного ума и знаний. Нам с мужем повезло — мы у нее учились. Он в седьмой школе, я — в пятидесятой. Напротив Университета и была знаменитая гордская доска почета. Мраморная между прочим! Маленькой девочкой, только что научившейся читать, я торчала возле этой доски, испытывая терпение несчастной мамы, отказываясь двинутся дальше и громко, на всю улицу, читая фамилии почетных людей. Очень завидно было и обидно, что мои родители — не на этой Доске почета. Вот по-моему, тогда возле Доски почета росли цветочки… или я ошибаюсь?

      [Цитировать]

  • Aida:

    В Википедии и отличная статья о Сквере — всех времен

      [Цитировать]

  • Энвер:

    танита, мне кажется, я уж рассказывал "моменты" в связи с Доской почета. Повторюсь, если не осудят. Задняя сторона этого места с дверью (чтоб войти и поменять почетных) выходила во двор нашего (правого) корпуса ТашГу. Как раз около спортплощадки, где вечерами играли в "парагвай" (футбол без вратаря) на пиво или просто употребляли пиво вне связи с футболом. Единожды, в процессе, была обнаружена незапертость двери в Доску почета. Наш курс, отличавшийся исключительной хулиганистостью (притом исключительной же коммуникабильностью и дружбой с курсами старше, младше и вечерниками) неприминул сиим воспользоваться. В лицевую зону Доски почета вышли лучшие "хулиганские" представители нашего курса и "изобразили фигуры" на фоне фотографий понятно кого. Остальные, в качестве группы поддержки (отдельное спасибо вечерникам) и главных получателей кайфа, собрались снаружи, на КарлеМарле. Честно, не ожидали такой восторженной поддержки со стороны гуляющих по нашему Бродвею. Когда подъехала милиция, все успели благополучно смыться.

      [Цитировать]

  • tanita:

    Господи, мы по сравнению с вами были просто чем-то вроде смолянок! По струночке ходили! Попробовал бы кто у нашего Ваганова Евгения Федоровича такое выкинуть! Без соли бы съел!!! Но ты доставил мне немало радости своим рассказом! Ибо я в душе хулиганка редкостная, хоть и приходилось разыгрывать пай-девочку… Впрочем, от того, что творилось в наших общежитиях, волосы дыбом вставали!

      [Цитировать]

  • Энвер:

    Тань, иной раз незлобное весёлое хулиганство, назвать его правильнее озорством, было даже функцией "выпуска пара" при строгом руководстве. Е.Ф.В., насколько знаю, по суровости меркнет в сравнении с деканом геолфака С.Х.М. старых времен!!! Легенды!!! У нас она была уже не деканом, а завкафедрой. Но, после школы А.Ф.Сдобникова №18, нам, пришедшим оттуда на геолфак, все было совершенно приемлемым, понятным (в смысле "правил игры-поведения") и прекрасным. Да. Ну. — Ну пьянствовали по чуть-чуть, и не только, студенты. А то — нет? И вот, поутру, в уже жаркий весенний день, один из наших уважаемых и любимых преподов, выглядывая в окно во двор универа, загибал пальцы, сколько к нему сейчас на лекцию явится "орлов" в не совсем адеватном состоянии. И что было системно (но для некоторых, поступивших на геолфак по-случаю и т.д. возмутительно) — это балдёжное хулиганьё сдавало зачеты и экзамены на-раз! Особенно, по спецпредметам. Осечки лишь по "Истории КПСС" и подобной мути.
    Так — Бродвей! — Вот он! Наши любимые, очаровательные, замечательные однокурсницы всегда были готовы скинуться по 20 копеек и нам (вместе с нашими ресурсами) хватало на портвейн, полбуханки вкуснейшего ташкентского "серого" хлеба, который стоил 16 коп. и некоторое количество кильки (3 копейки 100 грамм — соленая либо 5 копеек — маринованная). И с этим богатством мы шли по КарлеМарле в кафе "Москва" (полуподвал). Ну, совсем рядом, по правой стороне, за универмагом, около книжного, напротив спортивного с фототоварами. Детали: фотоувеличитель и ванночки для проявителя-закрепителя, купленные именно там, у меня до сих пор хранятся (зачем???) на антресоли, а в комнате у дочи лежит гитара чешская "кремона", приобретенная в музтоварах рядом с "Москвой" году, наверное, эдак, в 66-67м… Там же, на удивление, тогда продавались и банджо.
    Еще что вспомню -напишу, если не скучно, всё ж — совсем "из другой оперы"…

      [Цитировать]

    • вася:

      Всё было бы хорошо если бы: 1 — кафе "Москва" не полуподвал! 2 — супротив спортивного с фототаварами была "Фергана" опять таки ступенек4-5причём вверх . Да…. на портво надо было налегать поменьше.

        [Цитировать]

      • tanita:

        от и мне кажется, то-есть, я уверена, что "Москва" — не полуподвал, а стекляшка, прчем самообслуживания. Через улицу на углу была "Минутка", где подавали толкьо кофе.

          [Цитировать]

      • Энвер:

        Вполне мог запамятовать, как-никак — более 40 лет прошло, и сколько потом еще было подвалов и полуподвалов (с), даже малозаметная румынская виноразливочная точка на иерусалимском продуктовом рынке,где мы "нарушали" сухим вином в песах! :-) (1996)

          [Цитировать]

      • lvt:

        Дамы и господа! Так как мы гуляем поперёк времени и пространства, давайте указывать в каком десятилетии пребываем. Не знаю я в первой половине 50-х никакой "Ферганы". По нечётной стороне за Узкитабом — академкнига, за ним Культтовары, где действительно продавались банджо, пианино и балалайки, а в соседнем зале уже в 60-ом -замечательные немецкие куклы, потом ювелирный, потом коммисионный. Дальше на углу Маркса и бывшей Иканской -"Москва". Так ведь? А через Иканскую эта самая "Фергана"? Это собственно что? Ресторан?

          [Цитировать]

        • акулина:

          а дверях Академкниги долго висело рукописное объявление о подписке на Апулея

            [Цитировать]

          • tanita:

            Акулина. тогда Апулей не котировался, итак же. как и сейчас…. а вот я за ювелирный. иногда там тааакие вещи попадались, яч, со своим помешательттвом на побрякушках, просто отпадала. Там при мне купили кольцо с желтым бриллиантом за ТРИ с половиной тыщи! А в культтоварах продавались какие-то странные металлическое вазы цветов побежалости — это когда в воду капнуть бензина, такие ращдужные разводы получаются. Нет, я еще в Узкитаб загляну. Чего там только не было! А какие ноты продавались! Я туда ныряла ноты покупать, не поверите. до сих пор хранятся !И книги какие было. Не перестаю благословлять местное издательство, тут тебе и Фенимор Купер, и Жюль Верн, и всяеи приключения/ мне тогда бчуть больше десяти было/ и заметьте: кто сейчас отпустить десятилетнюю девочку гулять по всему городу. А тогда отпускали!

              [Цитировать]

            • акулина:

              А я простаивала в отделе филателии, даже не мечтая что-нибудь купить.Зато каким счастьем было однажды получить в подарок на день рождения серию польских марок про народные костюмы. Они у меня до сих пор есть

                [Цитировать]

        • tanita:

          Ничччо подобного!!! Напротив, через Иканскую — "Минутка, я же писала" — кофе. С парожными. А вот за углом от ее. уже на Иканской — кафе-автомат. Там можно бюыло за денежку получить ю… напиток… а может и продукт, никогда не ьбывала это я про шестидесятые. А никакой "Ферганы" не знаю.

            [Цитировать]

          • вася:

            Узкитаб — ворота какой то спортивной управленческой организации — маг. ткани — культтовары, ювелирный — подписных изданий, кафе москва -обслуживаемое — ул. иканская — маг галантереи — кафе фергана после денежной реформы -кафе закусочная-автомат (в народном эпосе-автопоилка)_

              [Цитировать]

        • Boris:

          Может быть я ошибаюсь, но по-моему кафе "Москва" (стекляшка) было построено но месте чего-то снесенного на углу Иканской и Карла Маркса. Во всяком случае, где-то в первой половины 60-х, на Иканской на этом месте в одноэтажном строении располагался первый в Ташкенте магазин полуфабрикатов. Продавалось там что-то мало съедобное и этот магазин просуществовал не долго. А потом то ли в нем, то ли это было в угловом доме уже по Карла Маркса располагалось кафе-автомат.
          В самом кафе "москва" продавались варенные сосиски. Можно было их купить и сырыми, но по цене варенных и по блату или с еще небольшой переплатой. Но это уже было по-моему после землетрясения.

            [Цитировать]

          • Энвер:

            Boris: Хорошо Вы припомнили деталь про сосиски в "Москве" (что их можно было купить сырыми домой, не всегда они в то время свободно в магазинах были). Вася точно перечислил ряд магазинов — заведений на этом отрезке К.М., по этой стороне. А я понял, почему у меня "Москва" в памяти трансформировалась в полуподвал — это на контрасте с более возвышенной "Ферганой" (вход вверх по ступенькам). Обслуга в "Москве" была. На приносимую с собой выпивку закрывали глаза из-за собираемых потом пустых бутылок — деньги за стеклотару были, все же, заметные…

              [Цитировать]

          • lvt:

            Да! Я тоже помню кафе как капитальное здание. Даже фотографию где-то видела недавно: за спиной гуляющей публики — вход в кафе "Москва".

              [Цитировать]

  • lvt:

    На центральной аллее тенистого сквера, неподалёку от затрапезного общественного туалета(замызганного сарая, воздвигнутого напротив бывшей мужской гимназии), внезапно материализуется фигура в ночной рубахе до полу. Кто это? Ребёнок, взрослая девица, почтенная старушка? Не разобрать! Какой-то фантастический симбиоз!!! Что скрывать? Это я, ЭЛВЕТА, которую вы, такие — сякие, вытащили на прогулку прямо из койки в четыре утра по нашему времени! Хороши друзья!! Дождались, когда я засну, и рванули вдоль по Карла Маркса! Не успев хорошенько обдумать план нашего путешествия, не определившись во времени и пространстве, задравши подол ночнушки, лечу вдогонку! В три прыжка оказываюсь на чётной стороне Маркса… Стоп! Нету Маркса! Сразу за углом САГУ — сплошной забор, за ним деревья, и так почти до самого углового магазина, где потом электробытовые товары продавали. Ага! Перестаралась я маленько, проскочила аж до 19века и очутилась на Кауфманском проспекте. "Абрра-швабра-кадабрра"-кричу я и переношусь в начало 50-х 20-го в. Вот она родная партейная школа, серенького цвета! А вот стайка нарядных, модно одетых (по меркам послевоенной поры), хорошо причёсанных и подстриженных мужчин и женщин, абсолютно непартийного вида, они звонко смеются, говорят звучными, "поставленными" голосами и исчезают… в дверях института марсизма — ленинизма. Да это же артисты театра им. Максима Горького! Они спешат на политзанятия, которые тогда проходили в этом самом здании. Будут конспектировать в аккуратные тетрадочки труды революционных классиков (год за годом), как и мы в будущем. Но, смотрите, какой-то пожилой господин поотстал, присел в тени на рукоять массивной трости, машет в воздухе руками и что-то шепчет себе под нос. Мизансцена требует комментария. В позапрошлом веке мужчины, умудрялись использовать свои щеголеватые ботожки как подставку для тела во время прогулки. Нет, не надо бежать за каретой скорой помощи, девчонки и мальчишки! Он не сумасшедший. Просто большой чудак, ушибленный театром. Видимо, он думает о новом спектакле. Может быть, уже находится на репетиции, творит, доказывает что-то актёрам! Точка на улице Маркса, возле партийной школы — его воображаемая творческая лаборатория. Это главный режиссёр русского театра Арсений Григорьевич Ридаль(1884-1975). Да, господа-прогульщики и прогульщицы, он уже засветился на страницах нашего альманаха в публикации "Петровский, 13". Но легендарный, неподражаемый Владимир Рецептер пересказал со слов престарелой Н.А., тоже замечательной актрисы, довоенную "самарскую" мутную историю, которая сильно отдаёт закулисной интригой. В общем, о странностях в личной жизни ничего не знаю! Арсений Григорьевич театральному ремеслу учился в школе самого Макса Рейнхардта. А это Вам не кот чихал!!! В Брюсселе закончил консерваторию( по классу композиции и дирижирования), в Томском университете — медицинский факультет. В первую мировую он врач в действующей армии, в годы революции- лекарь на санитарной плавучей базе "Ориноко". Думаю, пароходик постепенно превращался в плавучий театр… Ридаль даже в воронежских партийных списках засветился как анархист! Он много, где играл, режиссировал. Тогда ведь служители Мельпомены постоянно переезжали. Всюду его, хоть одним словом, но вспоминают тепло. Хотя, нет, уже стали забывать. В интернете то "Георгиевичем" назовут, то Алексеем, то Александром… В русском театре были актёры, шагнувшие на ташкентскую сцену, прямо с театра военных действий. Наверное, отягощённые разными послевоенными синдромами. Они всегда поминали его добром. Ой! Что-то я заболталась! Но теперь вся улица Карла Маркса знает, какие люди творили там в начале 50-х! Не пьяненькие "шмаги", не ободранные "счастливцевы", а РЕЙНХАРДОВЦЫ, РАДЛОВЦЫ, ТАИРОВЦЫ!!! А ведь это высокая планка!
    Дальше, дальше, друзья мои! Вот он, РЕСПУБЛИКАНСКИЙ РУССКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР! ОЙ! Где же портик с колонами? И почему фасад такой кроткий? Давайте отдохнём на бережку арыка и призадумаемся…

      [Цитировать]

  • Yultash:

    "Бродвей" — ведь кажется это только небольшая часть ул. Карла Маркса? А если пойти сначала улицы? Например от Красной площади? Там такие есть (т.е.были) адреса!
    Читайте — "Дорогая Ирина Николаевна, сейчас узнала, что Вы остаетесь в Москве и Вам можно написать. Как много и напряженно я думала о Вас и всех Ваших все эти месяцы. Как хочу знать все о Вас. С бесконечной благодарностью вспоминаю, как Вы и Борис Викторович были добры ко мне.
    О Гаршине у меня не было вестей пять месяцев, и только вчера я получила от него открытку. Напишите мне о нем. Мне очень трудно.
    Крепко Вас целую.
    Привет Борису Викторовичу и Вашим детям.
    Ваша Ахматова.
    Мой адрес: Ташкент. Ул. Карла Маркса, 7. На обороте листа: Ирине Николаевне Томашевской от Ахматовой. Письмо написано карандашом на тетрадном листке в линеечку и передано с оказией."

      [Цитировать]

  • tanita:

    Юлий Львович, так мы, в общем, и собирались пройт до Красной площади. По карайней мере хотела я. А там, как дальше карта ляжет. Пока что не ооропимся. Вон сколько Элвета об университете марксихзма-ленинизма написала! Слав богу, мне не довелось туда нос сунуть!. Зато я бы сунула нос в наш родненький универмаг! Ох, как же я его любила…. представляете, даже чулки ездила туда покупать, лишь бы лишний раз пройтись по универмагу! А какие плащи на втором этаже… и пальто, моя подруга купила. Первый раз видела, как покупабют белое пальто со светло-зеленым рисунком… мне бы ни за что не купили: непрактично! А туфли… нечмотря на близкое соседство обувного на Кирова, туфли там… да…. одно время можете себе представить, обувь даже в кредит давали! Но само здание! Какое было здание! Жаль только, что побелено было пошлой розовато-желтой краской! Зато внутри! А потолки с ангелочками? Все-таки у старых зданий невероятно благородная атмосфера….

      [Цитировать]

    • Yultash:

      на этом сайте я приводил документ, где рассказывается об открытии Универмага после кап. ремонта в 1935 году и атмосфере в котором это происходило….

        [Цитировать]

    • Boris:

      Не надо обижать здание, ведь оно не виновато, что в нем распологался институт марксизма-лененизма. Во время войны в нем находился военный госпиталь. Мой дедушка был в нем главврачем. А его друг (А.П. Киваев), с которым они жили в соседних квартирах на Коммунистической, был главврачем госпиталя, который был в 50 школе.

        [Цитировать]

  • tanita:

    Юлий Львович, а как его найти?

      [Цитировать]

    • lvt:

      Танита! Где же это я про институт марксизма — ленинизма писала? Это я про театр! А институт по соседству находился. Поскольку в театр мы ещё не вошли, айда в универмаг. Помнишь, я вспоминала про состязание инвалидов на костылях? Вон они у входа гужуются! Да, настал час истины. Они не просто инвалиды, они отлично организованная банда спекулянтов. Сейчас подадут им тайный знак и весь этот ташкентский двор чудес рванет к прилавку, где "выбросят" что-нибудь, заблокируют все подходы и всё скупят. Маменькина приятельница, актриса Мария Ивановна Степанова, утверждала, что случайно затесавшихся в давке кололи иголками, что де её почти до смерти закололи, и она сознание потеряла. Правда, терять сознание М.И. была такая мастерица!

        [Цитировать]

      • tanita:

        ха! А вот Юлташ привел письмо, где его отцу пишут про открытие универмага в 1935 году. Бывший пассаж Арифходжи превратили в универмаг. Для того, чтобы туда войти нужно было отстоять гигантскую очередь, типа как у первого Макдональдса на Пушкинской площади. Это было нечто монументальное/ интересно, бывают очереди монументальными/? Автор письма -таки сумела проникнуть внутрь, но там очереди были тоже нехилые. до мужских товаров она не добралась, приличных пальто в женских товарах не было Тканей хороших она тоже не видела. поэтому накупила всякой мелочи…. Вот насчет иголок не знаю, поскольку сроду в давках не бывала. Но очень даже верю…. впрочем, потом инвалиды исчезли, так как все организовалось куда более стройно — и весь "дифцит" прямо шел на толкучку.

          [Цитировать]

        • lvt:

          Какие люди влились в ряды прогульщиков! Первоисточники выкладывают! Да, на первом этапе мальчишки нас опередили. Но Танита, давай ещё поговорим о "низком". Я открою одну страшную тайну. Драматический театр и супротивный универмаг связывала долгая и нерушимая дружба. Тогдашние законы запрещали театру что-либо покупать на стороне. На склад из специализированной базы поступало в ограниченном количестве такое, такое… что ни в сказке сказать, . ни пером описать. Да, Танита, театры всё время немножко жульничали, что бы купить то, что необходимо для спектакля! Ну а универмаг шёл навстречу.

            [Цитировать]

          • tanita:

            Та вы шо!!! Вот поэтому актрисы так здорово одевались! Элвета, ты прямо истрашные тайны открывались. А в универмаге всегда пахло старыми стенами, старым деревом, и всегда принюхивалась, а на меня подозрительно смотрели. А какие там были шкафыы и прилавки! Боже. просто произведения искусства!

              [Цитировать]

            • lvоехалt:

              Здорово одевались? Я этого не говорила. Они здорово выглядели, потому что умели произвести впечатление! Это гипноз такой, профессиональный навык. А так, добывали отрезы ( или кусочки нескольких отрезов), фантазировали. После просмотра трофейного фильма спешили домой, чтобы зарисовать, не забыть полюбившийся фасон. Копировали из разных источников с помощью прозрачной бумаги. Воплощали идеи в жизнь театральные портные, готовые к любому эксперименту. Универмаг театру помогал, а театр не забывал приглашать негоциантов на премьеры и совместные пикники на природе (маёвки). Только однажды храм торговли раскрыл свои тайники для всей труппы. В 1959году русский театр впервые отправился на декаду искусства и литературы в Москву. Собственно такая поездка была третьей, но в двух первых случаях ездили только узбекские коллективы. Тогда считали, что участники не должны были ударить лицом в грязь перед москвичами. Вся труппа отправилась за покупками.

                [Цитировать]

  • tanita:

    Так не все ли равно, одевались или нет, если так выглядели! Или тогда нам так казалось? Мы взилари на актеров, как на полубогов, и нам казалось, что у них вещи откуда-то с лдругой планеты! !!

      [Цитировать]

  • lvоехалt:

    Тогда установка была такая: актёр должен быть заметен, отличим от публики. Как бы постоянно находиться на подмостках. Так с дореволюционных времён повелось. Частный театр Корша в Москве подписывал с актрисами особый договор, где указывалось, у каких портных они обязаны одеваться, в каких местах бывать, а куда носа не совать. Ташкентский театр на театр Корша не тянул, но марку держал. В 60-е пошло новое поветрие: скромность, скромность и ещё раз скромность. Я училась в Свердловске, у главного режиссёра театра ТУРКВО в недалёком прошлом, Георгия Николаевича Полежаева. Он ставил нам в пример немецких актёров, которые сбривали даже брови. Естественно, он не призывал юных девиц делать тоже самое. Речь шла о том, что в жизни актёр незаметен. На сцене живут его герои, а сам он только белый лист.

      [Цитировать]

  • акулина:

    Очень жаль, но Бродвей был посещаем мной не так часто, как Пушкинская и существует в отдельных картинках. Одна из них — второй этаж универмага. Ткани. Моя бабушка, приехавшая с Урала, придерживалась суперконсервативного стиля в одежде (приличная женщина должна быть в платке), увидев это изобилие тканей, бросилась покупать себе куски крепдешина и еще чего-то на платки, каких не будет больше ни у кого. Один из этих кусочков — хризантемы на бордовом поле — до сих пор лежит среди других предметов, которые не нужны, а как выбросишь.Я на дняз целую сумку собрала и отнесла в подарок этнографическому музею

      [Цитировать]

    • ВТА:

      И у меня та же история. Бродвей не моя среда обитания, да еще споры о сквере настроение подпортили. "Щебетать" расхотелось. Вспоминаются только посещения магазинов, а это скучно. Одна отрада — театр Горького. Но после Элвэты уж все сказано.

        [Цитировать]

      • lvоехалt:

        Танечка, почему? Как могло случиться, что моё присутствие пресекло такую замечательную тему? Клянусь, что не буду никого поправлять, как скажется, так и будет жить. Ведь театр у каждого свой! Какое абсолютное знание может конкурировать с живым зрительским впечатлением? Я собираюсь ограничиться ранними детскими воспоминаниями. Никаких рецензий! О Ридале написала, потому что о нем, видимо, сказать уже некому. А сама-то я помню трость, ботинки и руки. Голова его будто в облаках тает.

          [Цитировать]

        • ВТА:

          Театр все ташкентцы очень любили и эгоистично огорчались, когда наши таланты забирала Москва. Помню, как боготворили Рецептора, сколько поклонниц разных возрастов у него было! Шли на все спектакли с его участием. Из ветеранов помню Галину Загурскую. Почему-то из ранних впечатлений запомнилась не русская классика, а ее Филумена. Очень рада, что театр после переезда, а позже и переименования, по-прежнему имеет своих постоянных, очень интеллигентных, любящих искусство, зрителей. Приходишь и снова оказываешься среди своих, как будто никто из тех прежних нас не покидал.

            [Цитировать]

  • Людмила:

    А мне повезло увидеть Рецептора-Раскольникова в его дебютном спектакле и. т.к. наш тренер по гимнастике работал в Театральном институте. то иногда смотрели спектакли выпускников. И к слову. просьба-может у кого есть знакомые в Театральном институте. находившемся на Шелковичной. и они могут сказать как и где живет Голубев Вадим Вячеславович. прекрасный человек и тренер с кафедры физкультуры этого института. Позже на Карла Марла появилась ярмарка пловов. которые готовились по рецептам разных областей и городов Узбекистана. Может кто и помнит-Бухарский. Наманганский. Самаркандский и т. и д. Ведь кроме театра Горького после сноса оставался гастроном на углу с классными пирожеными ну и цирк Шапито. который убрали после строительства цирка на Хадре.

      [Цитировать]

    • Art68:

      Голубев В.В. живет в Подмосковье.

        [Цитировать]

    • tanita:

      И я видела Рецептера, и не раз, особенно в роли "Гамлета"…не скажу, что этот Гамлет был лучшим в моей жизни, но совсем не так уж плох! Конечно, для Рецептера и Ткачука было счастьем уехать в Ленинград и москву, но я твердо уверена, что оставшись в Ташкенте, они бы сделали куда больше…
      Кстати, прогульщики, по выражению Элветы, ничего, если я опять все себе в закрома стаскаю и нагло воспользуюсь?

        [Цитировать]

  • Людмила:

    Спасибо за весточку. что он жив и здоров.

      [Цитировать]

  • lvt:

    Господа-прогульщики! Я уже насиделась вдоволь возле арыка в одиночестве. Приглашаю вас на экскурсию в ТЕАТР, КОТОРОГО НЕТ. Да не просто нет, а дважды, трижды нет. В начале 50-х никаких капитальных реконструкций ещё и в помине не было. До 1954 года здание оставалось таким, каким было построено на К.М. где-то в середине 30-х. В народе театр прозвали ТЯТРГОРЬКОВА. Именно так, скороговоркой и в одно слово! Был ещё вариант произношения, более среднеазиатский: ТАТРГОРКЫЙ. Вот туда-то нам и надо! Дружно переносимся в первую половину 50-х. Мне лет 5-6. Фасад на четверть короче привычной длины. Там, где красовался парадный вход с портиком о четыре колоны, нет ничего. Просто забор хозяйственного двора. А что же есть? Есть простой светлый фасад с большими прямоугольными окнами. Вот и вход. Тёмная дверь, двустворчатая, с остеклением. Переплёт в виде небольших квадратиков. Не помню, она одна была или в компании двух близнецов, слева и справа? Изо всех сил тянем за ручку и оказываемся в тёмном-претёмном вестибюле (он же кассовый зал), обшитом дощечками. Располагался он приблизительно там, где потом был буфет.В амбразуре кассы, естественно, кассир, миниатюрная женщина по фамилии Подвальная. Специально для неё сделали высоченный стул, на котором она восседала два десятилетия. Что ещё интересного в вестибюле для нас, детей? Наверное, макет зрительного зала. Для меня он был чем-то вроде кукольного домика. Следующая станция-"Фойе". Мы попадаем в среднюю его часть. Справа квадратный столбик с четырьмя зеркалами. Слева-пологий спуск вниз, в гардероб. Вешалка, с которой начинался ТЕАТР,- монументальное сооружение из прочного тёмного дерева, с коваными крючками для одежды, с полуподвальными каморками для калош, с мансардами для головных уборов. Калоши подавали через специальные отверстия в барьере, под прилавком. В особо старых театрах они сохранились, через них сейчас баулы передают. На вешалках частенько гостили шинели и военные фуражки. Папенька почему-то рассказывал мне, что после начала спектакля фуражки выбегают на К.М. и поют: "Дадли-Падли!" Ну что к чему? Кстати, тогда младшие чины в театр ходили бесплатно. Их приглашали, когда СБОРОВ не было, чтобы не играть спектакль для пустого зала. Здесь, собственно, заканчивалось левое крыло старого ТЕАТРА. Поворачиваем направо, прогульщики и прогульщицы, и через прямоугольный портал с плюшевыми драпировками попадаем в ту часть фойе, которая тянется вдоль боковой стены зрительного зала. Туда ведут три двери. К каждой приставлена капельдинерша в строгом тёмном костюме, так похожем на военнизированный прикид молодых инженеров. Двери справа ведут во внутренний дворик, мощёный кирпичом, с трогательным фонтанчиком. На стенах фойе портреты актёров, режиссёров, всяких закулисных дел мастеров. В углу гипсовый Горький за письменным столом. Напротив, в конце фойе, драпировки скрывают входы в женский и мужской туалеты. Как же они воняют!!! По старинке сыпят что-то в конические металлические сетки на кабинках, но эффекта никакого. Скорее в зрительный! До следующей встречи, ЭЛВЭТА.

      [Цитировать]

    • Art68:

      мое первое знакомоство с ТЯТРГОРЬКОВА было в детстве на новогодней елке,
      и запомнился подарком с 2мя вожделенными мандарининами и скрипучим паркетом в фойе-)))

        [Цитировать]

      • tanita:

        Нет, ну как Элвета здорово подметила это словосочетание! Я вот до сих пор не задумывалась!

          [Цитировать]

      • акулина:

        А мой первый поход в Театр Горького был в компании человек из 10-и, которую собрала наша соседка, имени которой я не помню, зато помню фамилию — Абраменкова. Она повела нас на спектакль по пьесе Розова, который позже в киноварианте назывался "Шумный день". Роль одного из героев -мальчика — идеалиста, воюющего с мещанством отцовской шашкой, играл Р.Ткачук, которого совсем недавно я видела в театре ОДО. Обрадовалась ему, как старому знакомому. Вообще, собрать ребятишек со всего двора и повести их куда-то развлечься, было в те времена в порядке вещей.Эта женщина запомнилась еще и тем, что она выписывала журнал "Семья и школа", почитав который я доказательно объяснила родителям, что они меня неправильно воспитывают. Ответ был более, чем доказателен, а вот какими нормативыми документами она пользовалась в воспитании своих детей, не знаю.

          [Цитировать]

    • Константин ташкентский:

      lvt, через 10 лет построили главный вход и пришла наша пора — «сознательных пионеров» заполнять постоянно пустующий зрительный зал. Какую только дребедень мы там не смотрели? И даже по несколько раз. Во время спектакля из зала нельзя было выйти. Да и одежду в гардеробе старались выдавать только после окончания спектакля. Но, наша «надзирательница» от школы, сидела только первый акт, а дальше свобода! А как же тяжело должны были, все это, переживать актеры?

        [Цитировать]

      • lvt:

        Какой вы жестокий, Константин! Но, что поделаешь, зритель всегда прав! Да, для актёров всех времён и народов культпоход школьников — стихийное бедствие. Дети, пришедшие в театр с родителями, с друзьями, смотрят спектакли замечательно, но как только ведут их в театр стройными колонами, всё, туши свет! Или лучше "не туши"? Вспомнили бы хоть кусочки той "дребедени", которая вам так не понравилась. Можно было бы говорить предметно, что и как. Вообще, русский театр был любим ташкентцами, всегда хорошо посещался зрителями, но жизнь то длинная. Бывали периоды пустых залов.

          [Цитировать]

        • Константин ташкентский:

          Да, не проблема. Схема такая. «Ленин» — «Партия» — «Комсомол». Театр ставит пьесу про … скажем революцию. Зал пуст. «Партия» говорит «Комсомолу»: «Надо!». Комсомол отвечает «Есть!». Представители райкома привозят в школу билеты в театр и вручают их секретарю комсомольской организации. Если удалось подсуетиться и взять в последние ряды — подешевле, то повезло. Попытки сдать билеты в кассу не проходили — «Райкомовская БРОНЬ!». Затем театр и сам начинает понимать — не идет зритель — билеты в райком. Билеты нам «сплавляли» не реже раза в два месяца. Так, что смотрели практически весь репертуар, за исключением того, на что билеты было не купить.
          Прошло еще 20 лет. Подросли мои дети и пошли в ту же школу. И им до 92 года приносили такие — же билеты и в этот же театр, и с тем же ароматом, того же туалета. Очень надеюсь, что с внуками этого не повторится.
          В музыкальной школе к этой теме подходили проще — продавали сразу годовой абонемент в концертный зал Свердлова. Наполняемость зала была на два первых ряда. Классическая музыка.
          Кстати, пустые залы это болезнь не только ташкентских театров. В 1965 году были в Москве. Решили посетить «Оружейную палату». Нашли около Кремля киоск, где можно было купить туда билеты, но в «нагрузку» надо взять еще куда-то по два билета. Одной из нагрузок оказался МХАТ, «Милый лжец». Был июль месяц и зал был пуст. В семидесятые и в восьмидесятые годы постоянно приходилось ездить в Москву. Киоск я заприметил и регулярно покупал там билеты на что-то особо популярное. Ну и в нагрузку … я увидел пустые залы всех звездных театров Москвы.

            [Цитировать]

          • Art68:

            Константин, пустые залы театров в Москве были не по причине конъюктурных постановок, а в том, что летом труппы этих театров, с закрытием сезонов, выезжали на гастроли по Союзу или зарубеж)))…
            Никогда бы не пошла на спекталь "Диктатура совести", НО! потому что это были гастроли МХАТа, и там играл Калягин…мы ходили именно на МХАТ, а не на пьесу Шатрова))).

              [Цитировать]

            • Маргарита:

              Всему свое время. Шатровские пьесы "Диктатура совести", "Так победим", " Дальше, дадьше, дальше" в начале 80-х были прорывом , символом свободы слова в театре. И залы были переполнены, и артисты замечательные играли. И люди шли не только "на Калягина", а именно "на Шатрова". Сейчас, конечно, все воспринимается по-другому.

                [Цитировать]

          • lvt:

            Кстати, "Милый лжец" со Степановой и Кторовым в 60-е годы был одним из лучших спектаклей на российском небосводе. Вам повезло Константин!
            В Москве и в Ленинграде мы тоже всегда ходили в театры. И обязательно встречали там кого-нибудь из ташкентцев!

              [Цитировать]

            • tanita:

              И было мне счастье, когда в шестьдесят четвертомЮ, я, приехав впервые в москву, ЛЕТОМ, купила с какой-то копеечной нагрузкой билеты на Таганку. на "Доброго человека из Сезуана" с Высоцким и Славиной. Я только потом поняла. как мне свезло, вот уж точно, ходила, слвно пыльным мешком прибитая, от невозможности выразить то, что предстало глазам моим…

                [Цитировать]

            • Константин ташкентский:

              Да, но акцент — то я делаю не на «звезд сцены», а на «звездный театр», со «звездным спектаклем» и с билетами в нагрузку, и с пустым залом. А вот покупать, в качестве нагрузки, билеты в «Современник» и в «На Таганке» — это вообще был полный нонсенс. Для себя я сделал вывод, что в жизни любого театра есть периоды пустых залов, когда билеты в них идут только в нагрузку, к чему-то другому. И молодец, неизвестный для меня, работник ташкентского театра имени Горького, который сумел обеспечивать СБОРЫ своему театру. Но в театр Горького я еще после школы, целых пять лет, уже сам распространял билеты, в своем транспортном институте. И скажу честно — приезжие студенты, проживавшие в общежитиях, эти билеты, в основном, брали с удовольствием. Ташкент, известный театр, но на «Махрового Ленина, где-то или в чем-то» продать ни одного билета было невозможно. Скидывались группой со стипендии, а билеты рвали на глазах у всех.

                [Цитировать]

            • акулина:

              Году этак в 69-м (1900, разумеется) забрел к нам в институт администратор театра, дядечка, лет за… Очень горячо рекламировал в комитете комсомола "Конармию", на премьеру которой и принес билеты. Я, только что прочитавшая Бабеля, прониклась и привела с собой соседей. Учитывая, что жили мы тогда в районе Рохата, это была удача. Так вот администратор, звали его, помнится, Владимиром Ивановичем, лично встретил нас у входа и рассказал моему мужу, какая у того замечательная жена.

                [Цитировать]

          • Маргарита:

            Константин. "Ну и в нагрузку … я увидел пустые залы всех звездных театров Москвы."
            Нагрузка в пустые залы в Большой, на Таганку, Ленком, Современник? Простите, не верю. Возможно, основной состав этих театров был на выезде, а на их сценах шли спектакли гастролирующих в Москве трупп?

              [Цитировать]

            • tanita:

              Маргарита, тогда, в начале шестидесятых Театр на Таганке еще по-моему, не ездил на гастроли. А вот остальыне театры летом — разумеется! И там действительно гастролировали приезжие труппы. На спектакли, которых, естественно, никто не спешил. Но были и интересные гастроли, не театров, а исполнителей.

                [Цитировать]

            • акулина:

              Подтверждаю слова Константина. Такое случалось изредка. Это было связано с разными обстоятельствами, но бывало. Кроме Большого

                [Цитировать]

            • Константин ташкентский:

              Фразу «Простите, не верю» принято употреблять со значком ©.
              Пару дней назад я подробно ответил по этому вопросу, но Скляревский стёр мой ответ. Ну и … с ним, … с ответом. :-)
              Я вспомнил пожилого мужчину с потертым портфелем, который занимался распространением билетов в ташкентский театр Горького. Он периодически появлялся в нашем институте. Позже, работая на ТАПОиЧ столкнулся с этой же проблемой реализацией неликвидных билетов. Комсоргом подразделения, где я работал, была Галочка Зайцева. Замечательная, аккуратная, обязательная и сверх исполнительная. Один раз ей вручили билеты, которые она никому не сумела продать. Горе было неописуемое. На её иждивении были пожилые папа и мама, а в комитете комсомола ей заявили, что стоимость непроданных билетов у неё вычтут из зарплаты. Пришлось вмешаться и «объяснить товарищам комсомольцам, что они делают не по Уставу». На этом процесс «впаривания» нам билетов прекратился.

                [Цитировать]

            • Маргарита:

              Константин, в данном случае я не верю абсолютно самостоятельно, без ссылок на авторитеты. Тем более, что у КС это звучало более решительно ; — «Не верю!» — и все тут, без всяких церемоний ;-)
              С впариванием нагрузочных билетов в былые времена сталкивалась не раз. Иногда среди этой нагрузки бывало и что-то весьма приличное. Думаю, просто по незнанию продавцов. Никогда не забуду, как я увидела в театральной кассе Москвы билеты на концерт Клячкина. Кассирша смотрела на меня ошарашенными глазами и только повторяла: – « Ну, надо же. У него такая фамилия смешная. Я его в нагрузку всем предлагала. А кто-то сам хочет на этот концерт пойти»

                [Цитировать]

    • ВТА:

      Элвэта, ну как же все точно, будто снова побывала в ТЕАТРЕ! Вспоминают и глаза, и уши, и даже нос, ох уж эти туалеты. Открываешь тяжелые, настоящие деревянные двери и налево окошечко кассы, да? А Вертинский выступал в Горького или Навои? Меня не взяли, не всем взрослым билеты достались, но разговоров было так много,что до сих пор это событие помнится.

        [Цитировать]

      • lvt:

        Меня не взяли ни на концерт Вертинского, ни на концерт Печковского. Поэтому ничего не помню. До 1954г.касса находилась по правую руку от входа.

          [Цитировать]

        • lvt:

          Стоп! А не мог Вертинский петь в ДОМЕ УЧЁНЫХ?

            [Цитировать]

          • ВТА:

            Может быть, хотя уверена быть не могу. Я помню только восторги. Моя мама его очень любила. Когда Вертинский исполнл "Маленькую балерину", снял кольцо, чтобы положить на крышку рояля. Камешек на перстне блестнул лучом в самый дальний угол зала. Об этом я вспомнила через много лет, когда к нам в институт пришел один из начальствующих из советского ОБХСС читать проповедь о недопустимости взяток. И что-то тоже взмахнул рукой и я увидела тот же лучик, пронзивший темноту зала. А Вертинскому перстень мешал, когда его пальцы превращались в порхающую балерину.

              [Цитировать]

  • tanita:

    Ну, Элвета! Вот это память! Читаю. взахлеб, простите, сегодня припозднилась, поскольку ездила в издательство а вернулась без задних ног, головы, рук и остальных важных частей тела! Зато сегодня читаю взахлеб! ну что можно противопоставить таким воспоминаниям, каждой слово которых на вес золота! Остается только идти дальше…. рядом с ТЯТРОМГОРЬКОВА был магазин "Фрукты-овощи", нужно сказать, магазин богатый. Конечно, туда я ходела редко, вернее, почти никогда, и помню только раз, мама узнал, что туда завезли МАСЛИНЫ! В БОЧКАХ! Послала меня купить полкило. И вот стою ф в очереди за многочисленными греками, и полкило постепенно трансформируется в два кило…Мать, как ни странно, меня не убила. Потому что потом я питалась одними маслигнкаи с утра до вечера: в сочетании с зеленым луком, редиской и серым хлебом с маслом это нечто! И не верьте надписям на нынешних банках, это не маслины, а жалкая подделка! Вот то были маслины!
    Дальше идет… то ли фотография, то ли ""Военная книга" , не припомню в каком порядке. Военные книги я не читала. Но вот перед началом учебного года — святое дело заглянуть туда, а вдруг надыбаешь учебники, ну там, альбомчик для рисования и т. д , и т. П. С той же целью прочесывался "Узкитаб". А в фотографии продавали стереофото, такие пластмассовые шары с окошечком, в которых снимок казался трехмерным…. Вообще не помню, чтобы кто-то ходил в эту фотографию , Ершов — дело другое! То-есть, ходили, конечно, но Ершов держал марку!

      [Цитировать]

  • акулина:

    В "Военной книге" случались хорошие книги, изданные Воениздатом и был букинистический отдел. Позже этот магазин переехал в 9-этажку напротив Голубых куполов

      [Цитировать]

  • Людмила:

    Не к Бродвею сказано. Танюш. но всякий раз не перестаю восхищаться богатством русского языка. Ну на каком еще можно сказать-надыбала и все поняли. Иногда пытаясь перевести что то собеседникам на иврит. не могу подобрать соответстие. Да и вообще на русский можно перевести все. а вот с него сложновато. Простите за отклонение от темы.

      [Цитировать]

  • tanita:

    Когда-то, в девяностые годы, на российской телевидении была такая прекрасная передача "Старая квартира". Вел ее Григорий Гурвич, царство ему небесное, очень рано умер. Мне посчастливилось попасть на одну из этих передач, и даже выступить атм. Сохранилась запись еще на видеокассету, не знаю, как перегнать на диск. Впрочем, видеомагнитофон тоже сохранился. Так вот, речь зашла о Хрущеве и кукурузе, и я сказала, что еще до появления слова "попкорн" хорошо знала, что такое воздушная кукуруза: еще бы, живучи в Ташкенте! Вот между "Военной книгой" и культтоварами, на углу Бродвея — Кировской, был втиснут крошечный магазинишко, "Кукуруза". И сладкая кукуруза, не венгерская, а наша, там впервые появилась. В банках. Печенье какое-то было кукурузное. Масло. И, представьте, покупатели тоже были!
    Что-то я все на какие-то меркантильные темы пишу…но из песни слова не выкинешь.

      [Цитировать]

    • акулина:

      А какие очереди стояли за кукурузным мвслом!
      Идем мы после выпускного вечера с площади, встретив "Ташкентскую зарю"(как тогда обозвали организованное действо на Красной площади для выпускников). На площади до утра что-то гремело, прыгало, пело. А мы с одним из одноклассников всю ночь никак не могли оторваться от другого одноклассника, который всю ночь просился домой.Так вот идем это мы этакой троицей мимо кукурузного магазина, а там уже и очередь за кукурузным маслом выстраивается. Говорят, жутко полезное масло!

        [Цитировать]

    • акулина:

      А твист в "Старой квартире" не ты танцевала?

        [Цитировать]

  • lvt:

    Детвора, не надоело ещё по пустому театру бродить? А почему он пустой? Да понедельник сегодня, актёрский выходной. И вот мы заходим в тёмный-претёмный зрительный зал… Не бойтесь, трусишки! Здесь никого, кроме стаи диких кошек. Вообще, театр-друг детей. Уж не знаю, какие кошмары мучили архитекторов, но в интерьере много "сюрра". Около 900 мест в зале. 900 ЧЁРНЫХ стульев и кресел! Никакой мягкой мебели. По всему видно, специально для театра заказаны жёсткие кресла для партера и жёсткие высокие стулья для ступенчатого амфитеатра. Всё чёрного цвета. Стены неопределённого цвета, скорее-коричневого. Оклеены какими-то плотными тиснёными обоями, а сверху масляной краской покрыты. Такой дизайн я видела только в старой драме в Екатеринбурге. Потолок кассетированный, в крупных квадратиках. Из центра каждого свешивается по одному шарообразному лампиону или вентилятору с большими лопастями. Вдоль стен, под потолком, тянутся окна. Стёкла замазаны коричневой краской. Все окна и три двери левой стены выходят прямо на хозяйственный двор. Открыл дверь-вышел на улицу! По этой причине в зале живут кошки и летают птички, даже гнёзда лепят в углах квадратов. Левая стена зрительного зала — граница театра до реконструкции. По бокам зала четыре прямоугольных возвышения, по два с каждой стороны. Это ложи. Естественно, деревянные барьеры лож чёрно-коричневые. Первая ложа справа называется директорской, первая слева — правительственной. Прямо из неё можно попасть в правительственную комнату, где , согласно замыслу, должно отдыхать правительство. На самом деле, это пыльный чулан, забитый мебелями из старых спектаклей. Иногда там живут актёрские семьи… Балкона нет. Традиционная ташкентская боязнь землетрясения. Зал длинноват и плосковат. Это значит, в задних рядах партера плохо слышно, плохо видно, а из амфитеатра фигурки на сцене кажутся маленькими. Считается, что акустика в зале неважная. Ведь тогда не было пресловутых подзвучек, микрофонов размером с горошину. Актёр должен был охватить пространство силой собственного голоса. Отсюда "поставленные голоса" и особая манера речи. Прогульщики и прогульщицы, куда вы полезли? Осторожно, это оркестровая яма! Она взаправду-яма. Туда можно упасть! Театр тогда имел собственный оркестрик. А вон там, по правую руку от дирижёрского пульта в крохотной будочке, сидит юноша-радист. У него во владении один зелёный сундук, списанный из Армии. Пол будочки постоянно завален плёнками. Кто бы мог подумать, что через несколько лет оркестры драматических театров ликвидируют, радисты вылезут из подполья и превратятся в звукорежиссёров, ну и так далее… ОЙ! Где вы, прогульщики и прогульщицы? Ну конечно! Вы все уже на сцене! Уже бегаете, уже прыгаете, уже за провода хватаетесь!!! Нет, я не буду ругать вас, несмышлёнышей. Почему-то все дети так поступают, даже самые робкие. Едва окажутся за кулисами, никого не слушая, летят на сцену и носятся там, как угорелые! Почему??? Кстати, спланировано здание очень своеобразно. Вход в закулисную часть из фойе — через курительную комнату того самого туалета. А сейчас обратите внимание, какая на сцене тишина… Это потому, что в первой половине 50-х здесь ещё всё делали вручную. Вручную опускали и поднимали декорации. Просто "рабочие сцены"(так называлась тогда эта профессия) вцеплялись в тросы по бокам сцены и тянули изо всех сил. В ту пору царили холст и дерево, поэтому во время антракта из-за занавеса доносился стук молотков. Самому смышлёному рабочему доверяли крутить рукоять барабана занавеса, который тогда мог открываться и закрываться весело или печально. Ташкентская сцена имела редкие во все времена КРУГ И КОЛЬЦО. Это значит, что пол сцены в виде круга мог поворачиваться в одну сторону, а кольцо вокруг — в другую, или само по себе крутиться (как в спектакле "ЗОЛОТОЙ ТЕЛЁНОК", например). Вот это делали электромоторы под сценой. Обычно в театрах есть только круг. ART-68, разве после той ёлки, где мандарины дарили, вас не катали на круге? В прошлом это была главная фишка празднеств в ТЯТОРГОРЬКАВА. Радости не было предела!!! Хотя, быть может, вы — дитя другой эпохи… Детвора! Смотрите, что стоит в углу! Это театральные машины, изобретённые лет 400 назад. Вот два деревянных вала, один большой, ребристый. На них натянуто полотно. Так крутим вот эту ручку… ничего она легко поворачивается… Слышите? Ветер воет, пурга! Теперь повернём другой барабан, наполненный горохом. Получился шум дождя! ЧТО есть силы треснем по раме, обтянутой кожей, большой колотушкой. Гром! Канонада! Так теперь оденьте на руки вот эти дощечки с ремешками. Видите, на них набиты полусферы из металла. Хлопните в ладоши! Цокот копыт! Сегодня нам не страшны запреты. Ведь мы духи в призрачном театре. Давайте бегать, лазить по колосникам. Это вон там, на верхотуре, куда небеса, написанные на холсте, возносятся. В театральной практике там имеют право присутствовать только рабочие сцены и электрики. А потом мы спрыгнем вниз и до утра будем крутиться на круге!!!

      [Цитировать]

  • tanita:

    Элвета, а пойдем мимо магазина культтоваров, где продается мечта моей мамы — немецкая швейная машинка, в гастроном. Там таааакая кондитерская! С дореволюции остались великолепные китайские вазы, выбор конфет огромный, и в гастрономе еще колбаса осталась любительсткая по два девяносто, моя любимая… Пойдем, я тебя конфетами угощу. "Белым золотом"… я как раз играю в оркестре чуть подальше, во Дворце пионеров, и в гастрономе бываю часто.

      [Цитировать]

  • lvt:

    И полюбоваться на кондитерское великолепие зайду и оркестр послушаю с радостью. А шоколадные конфеты есть не буду, аллергик я… Или так: зайдём в гастроном, потом ты потопаешь на репетицию, а я поброжу вокруг ТЕАТРА КУКОЛ, поищу, где мог располагаться балаган МАСТЕРА КУКОЛ. А то все про пельмени да про пельмени… А там ещё стоял несусветный сарай, где по стенкам висели куклы по частям. Заправлял там всем великий волшебник, который мог запросто починить любую игрушку. На крыше находился мезонинчик, где спали его дети. Я считала их счастливцами. Только убрали всю эту контору очень давно.

      [Цитировать]

    • ВТА:

      Да, ТЕАТР КУКОЛ, самый-самый первый мой театр. После того,как я впала в истерику в цирке, испугавшись за упавшего клоуна, только в этот театр меня и водили. Это теперь я смотрю на фото, снятое мною в 70-м, и вижу неказистый домик. А тогда он виделся волшебным замком. Даже соседний княжеский дворец того времени я не припомню, наверное и не смотрела, бежала мимо в театр. А вот что пельменная — это бывшая колокольня Георгиевского собора, да и кукольный театр — бывший храм, я узнала только после похорон Рашидова. "В нехорошее место похоронили",- сказал мне один очень пожилой узбек. "Там русская церковь и русские могилы", — объяснил он. Насчет церкви — прав. А могил не было. И Романов не там, путаница из-за названия храмов. Оба назывались Военными соборами, но Георгиевский в 1918 году, когда умер князь, Военным уже быть перестал. Так что все могилы остались на площади, где был Спасо-Преображенский, официально тогда считавшийся Военным. Но тогда, в 50-60-х, кто из нас задумывался о прошлом? Мы были счастливы сегодняшнем и уверенно ждали обещанного "светлого будущего".

        [Цитировать]

  • tanita:

    Да нет, Константин, все было немногтне так. В нагрузку давали билеты на какой-то эстрадный концерт, куда ходили только приезжие москвичам бы в голову не пришло. А зал Таганки был битком набит, народ просто выл от восторга, никто никогда ничего подобного до этого спектакля не видел. Для того времени это была абсолютно новаторская постановка. Я приехала в Москву впервые и конечно, обшарила все театры и музеи, какие возможно. Но Таганка…

      [Цитировать]

  • lvt:

    С добрым утром, прогульщики и прогульщицы! Подозреваю, что бродить по ТЕАТРУ вам уже надоело. Потерпите немного… Смотрите! В задней стене сцены открываются огромные створки дверей. Во всех российских театра их называют "царскими воротами". Но цари здесь ни при чём. Через них выносят и вносят декорации. Но нам туда не надо. Нам вот сюда, вверх по ступенькам в узкий коридорчик, в котором запрещено курить по-русски и по-узбекски(на латинице). И вот тут предлагаю поделиться по интересам. Мальчишки пойдут к реквизиторам в ближайшую дверь, а девчонки на второй этаж в костюмерный цех. В реквизите много всякой бытовой хурды-мурды (посуда, всякие предметы быта, веера, сделанные бутафорами, стопки книг из папье — маше) и оружие(!). Вот от него вас, пацанов, не оторвёшь. В годы революции много чего поднакопилось, так много, что излишки свезли в театр. Винтовки, пистолеты, револьверы, кинжалы, шашки, сабли, рапиры и т.д. Да ещё в красивых ножнах и с дарственными надписями. Где же были тогда этнографы и краеведы? Девчонки, за мной! На второй этаж по узкой лестнице, мимо каморки сапожника! За дверью костюмерного склада полутьма и запах театральных костюмов. Длинные платья подвешены к высоким палкам. Можно выбрать себе любое, поднырнуть под подол, залезть в него, как в палатку, и мечтать. Здесь тоже много интересных вещей, отобранных у буржуев. Шляпы, перчатки, накидки, сюртуки и фраки. А вот это цилиндр-шапокляк. Жёсткий чёрный диск на вид, а если хватит сил встряхнуть его или щёлкнуть по нему как следует, откроется блестящий шёлковый цилиндр. Парчи довольно много, как и в других театрах. Церковные облачения достались Мельпомене. Ну пошли дальше? От дверей костюмеров поворот влево и мы… в аду! Короткий узкий коридор. По обе стороны двери в довольно тесные гримёрки. В них очень всё по-спартански. Вдоль стены общий прилавок с выдвижными ящиками, маленькие зеркала, в углу чудом притулилось трюмо. Актёры мчатся во весь опор на сцену и со сцены, костюмеры машут огромными утюгами… На сегодняшний взгляд, условия чудовищные, но тогда всё казалось в порядке вещей. Если дышать нечем, можно выбраться на маленькую балхону в конце коридора. Кстати, за последней дверью справа — владения инспектора сцены Мирского. Организация творческого процесса, а также тащить и не пущать, пресекать всякое баловство и вольности в рабочее время -это его служебные обязанности. Он блестяще их исполнял. Как же его все боялись, даже дети! А вот на первом этаже в углу, в двух закутках, побольше и поменьше, сидели почтенные дамы, ведущие актрисы, служащие в театр с момента основания или около того. Кто они? Жрицы, властительницы дум или рабыни ТЕАТРА? Всё в их судьбах давно и без сожаления брошено на алтарь искусства… Сильные характеры, большие страсти и одиночество… Возле самой лестницы комнатка гримёров: парики на деревянных болванах, плойки, килограммы гумоза для фальшивых носов. Здесь могли всё! Но это совсем другая история… А нам пора на солнышко, через небольшой актёрский дворик за зелёным забором попадаем в типично восточный внутренний двор с фонтаном. Сюда мы уже заглядывали. Вот по этой дурацкой лестнице карабкаются на крышу довольно пожилые портные. Невероятно, но именно там расположен большой скворечник-пошивочный цех. По правую руку остаются двери фойе, а нам налево. Мы снова в здании театра, но теперь в его правом крыле. Там поначалу и находился буфет, продавали мороженое в стаканчиках и газированную воду. Напротив столба с четырьмя зеркалами -две двери. За правой -большой, светлый зал, угловое помещение. Окна смотрят на К.М. Здесь театр кончается. Изначально это репетиционный зал, но его оккупировали художники. Растянули на полу большой кусок холста и пишут вполне реалистический пейзаж. Природа в натуральную величину. Мода тогда была на "писаные задники". За левой дверью, через коридорчик-кабинеты главного режиссёра и директора и второй репетиционный зал, холодный и неудобный. Но народу там сегодня полно. В ТЯТРГОРЬКАВА затеяли ставить трагедию Шекспира "Ромео и Джульетта". Вот пригласили профессора Абрама Эфроса, театроведа, переводчика, преподавателя театрального института. Беседа на тему "Шекспир и его время". Тссс! Пока все на лекции, заглянем в кабинет директора. Кошмар в духе Стивена Кинга! В красный небольшой кабинет каким-то образом затолкали гарнитур в стиле ампир. Тяжеленные кресла, стол и диван с бронзовыми скульптурными нашлёпками. Двуглавые орлы, львиные морды, когтистые лапы вместо ножек! Просто можно сойти с ума! Откуда это богатство? Не иначе из резиденции генерал-губернатора. А какая здесь библиотека!!! Брокгауз и Ефрон, Метерлинк, Кнут Гамсун … Пытливое око борцов с крамолой никогда не заглядывало в эти шкафы. Ну всё, прогульщики и прогульщицы, пора по домам! Выходим на Карла Маркса через тот же тёмный вестибюль. Что это за задрипанная грузовичка стоит перед входом? Какие-то люди во всём сереньком, в кепочках и платочках, залезают через борт в кузов… Да это же актёры и актрисы театра им. Максима Горького на выездной спектакль в Чирчик отправляются. А автобуса у театра ещё нет, на грузовике колесят по пыльным дорогам.
    P.S. Колонный портик и боковое фойе со стороны двора пристроили в 1955г.

      [Цитировать]

  • tanita:

    В который раз восхищаюсь невероятной памятью Элветы. Но я сегодня немного о другом. Всячески мною уважаемый Фаим Ильясов немного неправ насчет названия "Бродвей". Оно появилось в середине пятидесятых, одновременно со стилягами. Стиляги хиляли по Бродвею, помните?! Бродвеем называли улицу Горького в Москве, которая служила тем же самым целям, что и улица Карла Маркса в Ташкенте. Честно говоря, ташкентцы просто собезъянничали. Вечерами местные стиляги и просто молодежь выходила гулять на Бродвей. Там знакомились, там завязывались романы, там ссорились и расходились навсегда. Недаром же я писала когда-то: выходишь на Бродвей идешь, киваешь налево и направо. конечно, мои прогулки начались где-то в конце пятидесятых,
    Человек я нетерпеливый, поэтому хиляю мимо театра, магазина культтоваров, быстренько перехватываю салати в "Москве, снова перехожу улицу, и мимо гастронома, вперед, к магазину "Динамо" ни тогда, ни сейчас меня он не интересует, а что это за огромное официального вида зданиерядом с Динамо"? Кто-нибудь помнит?!

      [Цитировать]

    • Константин ташкентский:

      Слово "хилять" навеяло анекдот, гулявший по Ташкенту в середине 60-х годов:
      "Идет бабулька по улице, на встречу ей стиляга:
      — Скажи, сынок, как пройти на улицу Горького? Стиляга отвечает:
      — Во-первых не сынок, а чувак. Во-вторых не пройти, а прохилять. И в-третьих не улица Горького, а Пешков-Стрит.
      — Спасибо, сынок. Идет она дальше, видит милиционера:
      — Эй, чувак, как прохилять на Пешков-Стрит? В ответ:
      — Хипуешь, плесень?"

        [Цитировать]

    • Константин ташкентский:

      На слово «хилять» вспомнил анекдот из 60-х. Не знаю, в Ташкенте он был известен?

      «Идет бабулька по улице, на встречу ей стиляга:
      — Скажи, сынок, как пройти на улицу Горького? Стиляга отвечает:
      — Во-первых не сынок, а чувак. Во-вторых не пройти, а прохилять. И в-третьих не улица Горького, а Пешков-Стрит.
      — Спасибо, сынок. Идет она дальше, видит милиционера:
      — Эй, чувак, как прохилять на Пешков-Стрит? В ответ:
      — Хипуешь, плесень?»

      В молодости всем хочется выделиться, это нормально.

        [Цитировать]

      • акулина:

        Очень знакомый анекдот, прямо детство вспомнилось.
        А еще по поводу географии: Чувак берет такси :"Шеф, вези до бороды, оттуда до лысины, а потом к клюшке поедем". То есть, объехав гуляемые сейчас места, выбрался на "Светлану"

          [Цитировать]

  • tanita:

    Да, забыла добавить: меня на эту директорскую библиотеку не было! Тогда имена Гамсуна и Метерлинка звучали для меня чем-то, вроде молитвы. А Гамсун был вообще запрещен, по причине сочувствия гетлеровской германии и профашистских взглядов, что мне лично непонятно и странно.

      [Цитировать]

  • lvt:

    Tanita, я знала, что тайны директорских шкафов пронзят вас в самое сердце!!! Да, книги там покоились с 1934 г., наверное. Но ведь, если бы все знали про те сокровища, шаловливые ручонки изъяли бы Гамсуна. Мебель куда-то "ушла" перед землетрясением. Где сейчас всё это?

      [Цитировать]

  • tanita:

    Мебель украшает кабинет "Нового узбекского". Книги, скорее всего, просто выбросили. Кстати, Метерлинк и сейчас остается одним из самых моих завораживающих писателей. Не знаю почему на меня так действует тема смерти в его пьесах. Впечатление. что его герои постоянно идут с ней рука об руку, не ропщут, а только предчувствуют и смиренно ждут.
    Элвета, а забежим на секунду в "Минутку, а потом в "Детский мир" ? Помните, какие там были елочные игрушки? И расписные потолки… как быстро все проходит… хоть и поперек времени и пространства…

      [Цитировать]

  • lvt:

    Те игрушки я вынесла во двор в Свердловске, когда маму перевозила. На лавочке стоял открытый старорежимный чемодан, под белым тюлем мерцали (или сверкали?)игрушки. А вообще, TANITA, не надо грустить! В наших прогулках я не досчиталась двух художественных салонов. В одном (возле Детского Мира) продавали кисти, краски; в другом(за "Динамо")- произведения прикладного искусства Узбекистана.

      [Цитировать]

  • tanita:

    А вот не поверишь, Элвета, те игрушки до сих пор у меня есть!! при всех переездах уцелели. Большая коробка. Такие игрушки сейчас считаются антиквариатом. очень жаль. что я так и не смогла вывезти из Ташкента игрушки сороковых-пятидесятых. Только начала-середины шестидесятых. Да, насчет салонов, кисти и краски мне были ни к чему. а во втором я покупала очень забавные игрушки, деревянные и глиныяные. но вот они не сохранились, к сожалению. И я не грущу, главное память. Пока она жива, точно все мы живы. и тот ТЯТРГОРЬКОВА тоже жив!!!!!!

      [Цитировать]

  • tanita:

    Элвета, а я так за всю свою жизнь пельменей в той пельменной не попробовала! Мама почему-то отказывалась туда заходить, а одной было вроде как неприлично, хоть и любопытство разбирало. Вот в шестидесятых там была первая машинка для попкорна, прямо на улице. почему-то его делали с яичным белком. А кукольный театрик! Такой маленький, а сколько радости!Вот всю жизнь считала, что это дворцовые кухни, а оказалось — остатки Иосифо -Георгиевского собора! Видимо, о соборе упоминать не рекомендовалось, насколько я уже сейчас поняла. Мы в театр и на взрослые спектакли ходили! А в скверике возле театра одно время была книжная толкучка. И цены там были… но я как-то ухитрялась выкроить денюжки на очередную мечту. Вот около Алайского стояли бабушки. книги были разложены на газетках, и просили недорого. Мне по карману. Дореволюционного Кнута Гамсуна и сборники Вийона и Ахмадулиной я покупала именно у них. А в скверике работали зубры и акулы капитализма. Двадцать рублей за Дрюона — это как? Совести у них не было…а книги, почему-то были. Вот и думай….

      [Цитировать]

  • lvt:

    В середине 60-х в букинистическом можно было купить драматургию за бесценок.

      [Цитировать]

  • Людмила:

    А мне повезло без поездки в Москву посмотреть на Высоцкого и Славину в театре Свердлова во время гастролей Таганки. Была поражена мощью игры этих актеров. а в Антимиры такого почему то не случилось. В Москве мое везение привело меня в Лужники во время какого то сборного концерта в 63г. Пели все начинающие звезды. в будущем мэтры советской эстрады. Пели вживую и без показа прелестей. как принято сейчас. Места были недалеко от сцены и обошлись без наших старинных биноклей.

      [Цитировать]

    • lvt:

      А мне в своё время крупно не повезло в тех самых Лужниках. Я сидела на основных местах спортивной арены. Мощности обычного театрального бинокля не хватало. Я не могла разглядеть ни кимоно на танцовщицах, ни декорации. Передвигались далеко-далеко маленькие червячки. Попросила у соседа морской бинокль, поняла чего лишена и ушла! Как-то до этого концерта смотрела всё в театральных помещениях и не подозревала о таких проблемах. Правда, в год Олимпиады поднялась на верхний ярус нового МХАТа(сейчас там работает труппа Дорониной). Актёры на сцене смотрелись в одну треть человеческого роста. Кукольный театр! Зачем строить такие "колоссы"?

        [Цитировать]

  • Людмила:

    Элвета. если честно. я не любитель концертов на спортивных аренах. но иногда их просто не бывало в театрах. Повезло послушать Магомаева в Ташкенте в спорткомплексе на Выставочной (каток). тоже на ближних рядах и. когда он пел. аккомпанируя себе на рояле. было прекрасно слышно. После стольких лет московского концерта. это было возвращением в юность. Впрочем как и все наши воспоминания. возвращающие нас в прекрасное далеко.

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.