Чингизу Ахмарову — 99 лет! Искусство Ташкентцы
Рустам Шагаев, фото автора.
Это не круглая дата, но добрый повод, чтобы вспомнить о великом художнике. Ведь если во времена Навои творил Бехзод, то в нашу эпоху — Ахмаров. Как и древний миниатюрист, Чингиз-ака оставил прекрасный след на этой земле.
Мастер прожил 83 года, из них шестьдесят пять — отдал искусству. Создал тысячи живописных работ, много иллюстраций к книгам и немало монументальных работ. Его керамические панно украшают станцию «Алишер Навои» ташкентского метрополитена, а мозаика «Дружба народов» — станцию «Киевская» московского метро. Ахмаровские росписи есть в санатории «Узбекистан» в Кисловодске, в Самарканде и Бухаре, в Коканде и многих других городах страны.
В 1947 году он создал росписи в Государственном академическом большом театре имени А.Навои в Ташкенте. Они сразу стали знаменитыми. За эту работу в возрасте 35 лет он был удостоен Государственной премии 1 степени – тогда награды выше этой не было!
Именно после этих росписей он стал работать в технике темпера.
Он никогда не писал две одинаковые работы, все его картины неповторимы. Его ученик Садык Рахмонов вспоминает, как перед поездкой в Казань, учитель сказал, что там у него много друзей и каждому надо сделать подарок. Он попросил натянуть холсты на десять одинаковых подрамников. Садык сделал всю подготовительную работу, с кальки перенес на холсты наброски его знаменитых красавиц.
И тогда Ахмаров взялся за кисти. Хотя сюжет картин был один, но в каждое новое творение он вносил что-то неповторимое. У его красавиц всегда были разные украшения: тиары и диадемы, серьги и браслеты.
Каждая его работа становилась шедевром!
Ахмаров, несомненно, один из ярчайших художников в блистательном созвездии мастеров изобразительного искусства нашей страны. Лучше всех о нем писала академик Галина Анатольевна Пугаченкова: «Его главная заслуга в том, что он возродил школу восточной миниатюры! Он первым сказал, что художники Узбекистана должны отойти от традиций европейского изобразительного искусства и вернуться к своим истокам».
Немало у него и учеников. Среди них есть академики и народные художники, живописцы и скульпторы, керамисты и графики.
Чингиз-ака был не только художником, он обладал энциклопедическими знаниями, прекрасно знал узбекскую литературу и поэзию, музыку. Он дружил со многими деятелями культуры. Но больше всего его любили ученики — студенты Ташкентского театрально-художественного института. В день стипендии они устраивали праздник в лагманной на Буржаре. Приглашали устоза, и он охотно шел, любил молодежь.
В конце обеда вынимал неизменную десятку.
— Устоз, не надо, — отговаривали ученики.
— Как не не надо? — отвечал он. — Вы студенты, а я — профессор, народный художник. Если не возьмете — больше не приду.
В феврале 1995 года Народный художник Узбекистана и Татарстана Чингиз Ахмаров похоронен на ташкентском кладбище Чигатай. Он покоится рядом с рано ушедшей из жизни замечательной художницей Шамсиной Хасановой.
После смерти любимой жены, он так и не создал вторую семью. Всю свою любовь к прекрасной половине он вложил в свои работы!
В Самарканде его панно на стене ресторана Юлдуз, что при въезде в город, возле обсерватори Улугбека
Ulitka[Цитировать]
Панно его кисти есть в санатории «Узбекистан» в Сочи, в фойе Института востоковедения АН. Он всю свою жизнь писал свою любимую жену — Шамсирой Хасанову — во всей изображениях женских лиц присутствует ОНА.
Бекзод[Цитировать]
Посмотреть бы на ее фотографию
Aida[Цитировать]
в сети не нашел ее фото. Видел ее фото давно в какой-то книжке по изобразительному искусству…
Бекзод[Цитировать]
Она — тетя моего папы. У нас сохранилось ее фото. Она была необыкновенной красоты.
Элина[Цитировать]
Элина, а кто по национальности были родители тёти Вашего отца?
Гарай абый[Цитировать]
Добрый день, Гарай абый!
Мама ее была была родной сестрой моей прабабушки Азизы. Они были, насколько мне известно, узбеки.
Но есть вероятность части татарской крови тоже есть. Шамширой опа и моя бабушка Биби были двоюродными сестрами.
В моей бабушке была татарская кровь тоже. Как я думаю, со стороны ее отца.
Элина[Цитировать]
Извините? Элина — мне интересно творчество Шамсирой Хасановой и ее судьба есть ли у вас еще фотографии художницы или эскизы работ ?
Акбар Хакимов[Цитировать]
Мало кто знает, что мэтро был потомственным татарином из г.Троицка Уфимской губернии (ныне этот город относится к Челябинской области России). Прилагаю фото его жены — Шамсии Хасановой.
Гарай абый[Цитировать]
У светлого человека и жена солнечная. Шамсия — солнечная (Шамс — по арабски солнце).
Efim Solomonovich[Цитировать]
Шамширой Хасанова слева.
Элина[Цитировать]
Возможно кто-то узнает своих бабушек на этой фотографии. Здесь девушкам где-то по 20 лет.
Элина[Цитировать]
Элиночка, спасибо Вам огромное за выложенную фотографию Шамсирой Хасановой. Она действительно просто необычайная красавица….Как жаль , что в интернете так мало информации о ней и ее изображений. Если можно, напишите , что Вы знаете. И если можно, поместите еще какие-нибудь фото. Люди хотят их видеть. А ее помнить и почитать. С детства в самое сердце была поражена небесной красотой ее портрета Надиры, в маленькой книжечке из серии Поэзия Востока. Но мало информации…так мало. Напишите и поделитесь фотографиями!!!! Заранее спасибо!!
Валя[Цитировать]
https://www.facebook.com/gamil.nur/posts/10205540261737883
1. Мозаики Чингиза Ахмарова в Казани при 1990-2010 покрыли от глаз.
2. Люблю мозаику, крупные или цветные узоры: увы исчезающие декоры из парков, остановок. Страдаю от наивизма, хочу яркие цвета. Для меня трагедия: такое состояние мозаик, не только потому, что Ахмпров — мастер, мировое имя, восточный колорит, экзотика для туристов, но еще и потому, что панно речного порта — яркое, веселое начало города было. ))
3. А в Казани Ахмарова уже не стало.
4. Вопрос: где в Казани уничтожена еще одна фреска Ахмарова?
Гамиль Нур[Цитировать]
Salam aleykum Qazannan.
Гамиль Нур[Цитировать]