В годы войны в Узбекистане жило около 200 выдающихся писателей Tашкентцы Искусство История

Многолетние связи, тесные контакты культуры Узбекистана с Россией получили новое развитие в суровые годы войны – великой битвы народов против фашизма. В военные годы в Узбекистане получило развитие и укрепилось сотрудничество узбекских деятелей культуры с коллегами из России, Украины, Белоруссии…

Как пишет Валерий Иофе, магистр Международной Ассоциации «Искусство народов мира», доцент, заместитель декана исторического факультета Национального университета Узбекистана им. М.Улугбека, в условиях эвакуации в Узбекистане жило около 200 выдающихся писателей, авторов широко известных художественных произведений.

Среди них – писатель Алексей Николаевич Толстой, автор эпических романов «Пётр I» и «Хождение по мукам»; человек, предсказавший появление лазера в знаменитом «Гиперболоиде инженера Гарина», автор одного из наиболее известных советских фантастических произведений — «Аэлита», и замечательной сказочной повести «Буратино».

Когда-то в Ташкенте был дом с мемориальной доской, где жил в военные годы А.Н. Толстой, но здание было снесено в советские годы. Снесен был дом, где жила великая актриса В.Ф.Комиссаржевская; сейчас на этом месте – новый корпус роддома № 6.

Именно в Ташкенте Толстым были созданы такие произведения, как драма «Орёл и орлица» — часть известной дилогии «Самоотверженность», а после поездок на фронт, в которых его сопровождал ташкентец, командир армейского батальона Г.Л.Гамбург, написанные на основе фронтовых впечатлений — «Рассказы Ивана Сударева».
Жили в Ташкенте в годы войны Корней Иванович Чуковский и Анна Ахматова, чей общественный музей функционирует в Ташкенте на базе Дворца культуры ТТЗ.

Илья Эренбург написал здесь свое известное произведение «Узбеки»; В.П.Ставский в период войны создал в Ташкенте «Бронебойщик Рахимов», Е.Дорош в годы пребывания в Ташкенте написал произведение «Чёрная кровь Ферганы», П.Павленко написал в Узбекистане «Мой земляк Юсупов».

Здесь жили и работали известные писатели: Борис Горбатов, Борис Лавренев, Всеволод Иванов, Николай Вирта, Мариэтта Шагинян…
Исторический романист Василий Ян (В.Г.Янчевецкий), поэты — Владимир Луговской, Илья Сельвинский, Иосиф Уткин. Драматург Николай Погодин, белорусский писатель Якуб Колас, а также С.Городецкий, В.Гусев, В.Державин, А.Дейч, К.Зелинский, литературоведы Е.Э.Бертельс, В.М.Жирмунский, Д.Д.Благой, М.А.Цявловский и многие другие.

Русские учёные, приехавшие в Узбекистан, внесли значительный вклад в изучение наследия узбекской классики, в том числе фольклора.

В творческом содружестве писателей Узбекистана – России — Украины -Белоруссии были созданы сборники «Дар» и «Литературный Ташкент», антология «Поэты Узбекистана — фронту», альманахи «Мы победим» и «Ташкентский альманах».

В этот период были переведены на русский язык знаменитые классические произведения узбекской литературы – поэмы Навои «Лейли и Меджнун», «Фархад и Ширин», лирические произведения Захириддина Мухаммада Бабура, стихи Фурката, лирика и сатира Мукими…. Народные эпосы – «Алпомыш» и «Кёр-Оглы».

На узбекский язык были переведены произведения русской классической литературы. Были изданы на русском языке сборники стихов узбекских поэтов — Зульфии, Гафура Гуляма, Максуда Шейхзаде, Уйгуна.

В военные годы из России и Украины в Узбекистан были эвакуированы многие театры. В годы войны на сценах Узбекистана шли пьесы: «Парень из нашего города» и «Русские люди» К.М.Симонова, «Платон Кречет» А.Е.Корнейчука, «Чапаев» по известному роману Д.А. Фурманова. «Нашествие» Л.М.Леонова, «Сталинградцы» Ю.Чепурина, «Фронт» В.Соловьёва, «Олеко Дундич» Ржевского и Каца, «Батальон идёт на запад» и «Приказ по фронту» Г.Мдивани, «Оптимистическая трагедия» В.Вишневского.

Были поставлены произведения русской классики «Анна Каренина» Л.Толстого, «Бесприданница» и «Поздняя любовь» А.Островского. «Маскарад» М.Лермонтова, «Дядя Ваня» А.Чехова.

Многие патриотические спектакли были созданы работавшими в Узбекистане режиссёрами Н.Лодыгиным («Профессор Мамлок» Ф.Вольфа), И.Берсеневым («Полёт орла» И.Султанова).

Во время войны наряду с мастерами кино Узбекистана работали на Ташкентской киностудии известные кинематографисты из других республик, многие эвакуированные киностудии. Здесь трудились такие знаменитые режиссёры, как М.Ромм. Т.Луков, Я.Протазанов, Г. Козинцев, Л. Трауберг, А.Зархи.
Именно в Ташкенте были поставлены известнейшие фильмы военных лет – «Два бойца» (с М.Бернесом и Б.Андреевым в главных ролях), «Александр Пархоменко» Л.Лукова, «Насреддин в Бухаре» Я.Протазанова, «Человек № 217» М.Ромма. Многие фильмы создавались совместно. В частности по сценарию А.Спешнева совместно с С.Абдуллой Н.Ганиевым был поставлен фильм «Тахир и Зухра».

Среди творений художников Узбекистана были портреты, скульптуры, жанровые полотна, посвящённые воинам — бойцам на фронтах войны с фашизмом. Можно вспомнить работы мастеров разных национальностей, стилей и жанров — Л.Абдуллаева, У.Тансыкбаева, Ч.Ахмарова.

В те годы получили известность картины В.О.Кайдалова – «Уничтожим фашистскую гадину», «Сокрушительный удар по врагу» и многие другие; О.Татевосяна — «Кавалерийская атака», «Советский воин в плен не сдаётся»; сатирические антифашистские рисунки Г.Карлова «Великое одичание», серия рисунков В.Рождественского «Фронтовые зарисовки»; картины Н.Кашиной «Клятва бойца», П.Гана «Белорусские партизаны», З.Ковалевской «Возвращайся с победой» и «В гостях у раненых». Работы художников-графиков были собраны в альбоме «Узбекистан в Великой Отечественной войне». Широко известна созданная в эти годы галерея портретов А.Волкова.
В годы войны в Узбекистане работали знаменитые художники и скульпторы: И.Э.Грабарь, Д.С.Моор, С.В.

Герасимов, В.А.Фаворский и другие. Невзирая на военное положение, было проведено 25 художественных выставок — «Героическая защита Родины», «Два года Отечественной войны», «Узбекистан в Отечественной войне» и др.
В Узбекистан была эвакуирована Ленинградская консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова. Педагоги этого крупнейшего музыкального вуза наладили тесные творческие связи с узбекскими коллегами, их работа в Узбекистане способствовала изучению традиций музыкальной классики.

Многочисленные концерты давали во время войны в Узбекистане А.Меерович. Н.Мусин, Е.Брик, П.Серебряков. В.Шер…. В Узбекистане создано много камерных, симфонических и сценических произведений на национальную тематику композиторами М.Штейнбергом, О.Чишко, Б.Араповым, В.Волошиновым, Ю.Тюлиным и др. Большой вклад в изучение истории традиционной, а также современной узбекской музыки внесли С.Гинзбург, Ю.Тюлин, Х.Кушнарёв. Высокие звания народного артиста Узбекистана были присвоены М.Штейнбергу, заслуженных деятелей искусств республики — Ю.Тюлину Х.Кушнарёву, О.Чишко, Б.Арапову, И.Мусину, М.Семёнову.

Широкую известность получили кантаты и оратории Г.А.Мушеля «Фархадстрой», песни В.А.Успенского, А.Козловского, Б.Ф. Гиенко, В.Князева. Стали популярны и произведения Н.Миронова в соавторстве с Ю Раджаби «Кучкар Турдыев», опера А.Козловского «Улугбек» по либретто Г.Герус-Козловской, симфония–оратория № 5 М.Штейнберга, музыкальная драма «Даврон-ата» А.Козловского и Т.Садыкова.

Оратория «Джалалиддин» А.Козловского и Б.Арапова и опера «Махмуд Тараби» О.Чишко посвящены выдающимся национальным узбекским героям, борцам против монгольского ига. С.Вейнбергом вместе с узбекскими композиторами был создан в 1942 г. спектакль «Меч Узбекистана».

В 1944 г. при Узбекском театре оперы и балета была создана балетная студия, где вместе с М.Тургунбаевой, У.А.Камиловым и другими узбекскими педагогами преподавали Е.К.Обухова, А.Н.Обухова, П.К.Йоркин, В.Н. Вильтзак.
В ходе совместной творческой работы деятелей культуры и искусства усилилось взаимообогащение культур народов разных республик, повысился художественный уровень театральных и музыкальных коллективов.

Спектакли, документальные и художественные кинофильмы, произведения скульпторов и художников, книги, созданные во время войны, мобилизовали силы людей на борьбу с общим врагом и на достижение победы.

На фото: кадр из фильма «Два бойца» снятого в годы войны на Ташкентской киностудии.

Отсюда

54 комментария

  • Татьяна:

    Прошу прощения за поправку: это не «Два бойца» Это «Жди меня» по сценарию Константина Симонова. На снимке Валентина Серова. Фамилии актера, к сожалению, не знаю.

  • Yultash:

    «Снесен был дом, где жила великая актриса В.Ф.Комиссаржевская…» Неточностей хватает… Комиссаржевская умерла в Ташкенте в 1910 году, за 30 с лишним лет до указанной в статье войне. Дом, где она жила во время гастролей находился на улице Самаркандской. Снесён после землетрясения. Где новы

  • Yultash:

    Где новый роддом №6 не знаю, но на месте этого дома (практически напротив гостиницы Ташкент), на расширенной Самаркандской прямо по месту, где был дом проходят трамваи…..

  • Муж Снежанны Денисовны:

    дом , где жила Комиссаржевская снесли из санитарных соображений, чтобы никто не подхватил чуму или оспу, хотя я точно не знаю какая между ними разница

  • Татьяна:

    Муж Снежанны Денисовны — это не так, и прав Юлташ: я до сих пор жалею, что этот дом снесли. он был на Самаркандской, неподалеку от гостиницы Ташкент, и там была мемориальная табличка, где было написано, что в этом доме умерла Вера Федоровна Комиссаржевская. Между чумой и оспой — огромная разница, не буду вдаваться в медицинские подробности.

  • MK:

    Двухсот выдающихся не собрать в одном месте, даже если это место — Ташкент.
    Двести выдающихся писателей — это вся национальная литература (если повезло) лет за 200-300.
    На снимке одна из звезд первой величины советского кино Валентина Серова. Остается только просипеть, что сик проходит глория мунди.
    Евгений Семенович, а почем бы Вам не освоить спасительную формулировку «За стиль и содержание материала редакция ответственности не несет». Очень помогает, говорят…

  • ЕС:

    MK, я как бы косвенно несу ответственность, так как подбираю сам или отбираю из присланных. Но это не значит, что в материалах не могут быть спорные или ошибочные сведения. Для этого и комментарии, чтобы приблизиться к истине :-0)

  • Муж Снежанны Денисовны:

    Вы правы, Татьяна, надо установить небольшой памятник на этом месте или хотя бы табличку, бронзовую, для потомков, чтобы люди знали, кто здесь гостил проездом, какая актриса экстра класса к нам приезжала, а мы ее не сберегли, а как она играла, как пела, никогда современные актрисы финтифлюшки не приблизятся к ней в своем таланте и масчтерстве.

  • Лилия Свердлина:

    Если немного изменить заголовок*Выдающиеся деятели культуры и искусства*, то ,пожалуй, наберется 200 человек, вот в *случайных записях* промелькнуло имя Николая Ромадина и т.д

  • Л.С *:

    ↑ . В Ташкенте в дни своей болезни В. Ф. Комиссаржевская жила в доме № 24 по улице Самаркандской. На этом доме, находящимся прямо напротив только что построенной в начале 60-х годов XX века гостиницы «Ташкент», находилась мемориальная доска в честь В. Ф. Комиссаржевской: «В этом доме 10 февраля 1910 года скончалась знаменитая актриса Вера Федоровна Комиссаржевская». После землетрясения 1966 года этот дом был снесён, и на его месте стал проходить проспект, в советское время называвшийся проспект Ленина. *ВИКИ*

  • Мастура:

    Да, и театр (в последствие кинотеатр «30 лет Комсомола» с мемориальной доской) в котором играла знаменитая актриса Вера Федоровна Комиссаржевская, тоже снесли. Пока на этом месте котлован огороженный шиферным забором.

  • mark:

    Надо обладать особым талантом для того, чтобы написать такую статью и не упомянуть о С. Михоэлсе (???!!!)
    М.Ф.

    • Николай:

      Да, только его здесь и не хватает,он ведь такой великий.

  • НаталиМ:

    Я думаю, что если бы был изменён заголовок, все вопросы были бы сняты.
    В названии упомянуты только писатели, а в статье перечисляются и другие деятели культуры. Точнее, некоторые из них…

  • ОлегНик:

    Я долго рассматривал фото 1942 года с эвакуированными сталинскими любимцами. Предоставляю и Вам возможность узнать кого-либо… задачка еще из тех.

  • Татьяна:

    ОлегНик, а что тут особенно узнавать, простите? Уже все их узнали. Другое дело, что фамилия актера известна немногим, а вот Валентина Серова вполне узнаваема. И из какого фильма этот кадр — тоже ясно/ см. комменты/.

  • Iofe Valeriy:

    Итак,по сути комментариев.
    1)Фотография здесь не моя в том смысле, что я лично никаких фотографий не посылал, более того,не посылал и этой статьи. Видимо, её послал Г.П.Уфимцев,у которого, ,.возможно,был и её электронный вариант.Впрочем, под фотографией подписи нет и почему автор комментария решил что имеется ввиду, что это — кадр из фильма «Два бойца»-не совсем понятно. Снимались,кстати, в Ташкенте и другие известные в те годы фильмы, причём
    НАСЧЕТ известными режиссёрами и с участием известных артистов тех лет.
    2)Дом, где жила великая актриса В.Ф. Комиссаржевская. Нет никаких неточностей тут. В тексте и речи нет о том, что Комиссаржевская умерла в годы войны. Умерла она в Ташкенте, где гастролировала, действительно в 1910 г..Но дом тогда не был снесен-нечего всякую, простите., чушь писать, он стоял сзади позднее построенной гостиницы «Ташкент» -с другой стороны от гостиницы тогдашней улицы Самаркандской, за тогдашней трамвайной линией. Дом я этот сам не раз видел . И был , увы снесен -но совсем не в 1910 г. и не в годы войны, а в первой половине 60- х. гг.-когда начался снос домов в этом районе и на этом месте был построен «полуподземный» гараж Совмина, в котором бывать приходилось Снесен он был примерно в тот же период, что и дом, где в годы второй мировой войны жил А.Н.Толстой, В тексте нигде не указано, что Комиссаржевская умерла в годы войны или что-то подобное?!. Читать надо внимательно-если уж делать подобные «замечания».Снос начался в этом районе до землетрясения -да будет известно. Лишь часть снесена позже. Я сам жил недалеко-на ул.Ленинградской 4 и нас переселили в начале марта 1965 г.-т.е. за год до землетрясения, а многие дома и раньше. Во всяком случае точная дата сноса дома,где жила Комиссаржевская -требует уточнения, и поражает безапелляционность и небрежность автора комментария!Тем более -главное- что в статье никакой даты и не называется!!!
    3) Какое отношение к дому А.Н.Толстого имеет Самаркандская,где был дом Комиссаржевской-вообще непонятно. Новое (сейчас уже относительно) здание известного многим ташкентцам роддома № 6 -стояло и стоит рядом со старым, только старое здание стояло /и стоит/ на ул. Первомайской (ныне Шахрисябзская), а новое-рядом. оно много больше ,на углу быв.Первомайской и быв.К.Маркса в сторону «старого» ТашМИ(ТашМЭА), на углуи частично идет уже по быв. ул К.Маркса по сторону Ташсельмаша. Дом же,где жил А.Н.Толстой, стояло как раз на этом углу.о ближе к прежде шедшей здесь трамвайной линии, видел его неоднократно, видимо,возможно, что точно на этом месте вообще или частично нет никакого дома или здание роддома № 6 нынешнее (новое) только частично на этом месте-там была расширена дорога, потом тротуар. В те годы я его не раз видел.И там (на нём)была (как и на доме Комисассаржевской) мемориальная доска.
    4) Дом , где жила Комиссаржевская никто из санитарных соображений не с носил , хотя бы потому что если никто никто не подхватил чуму или оспу ( а знать разницу чумы или оспы культурному человеку можно бы хотя бы в общем, но здесь не в этом дело) и дома из-за них не сжигали в 1910 г. -были другие меры, чумы кстати и не было в это время массовой уже сравнительно.Сам этот комментарий поражает своей глупостью, невежством и безграмотностью-болезнь, от которой умерла Комиссаржевская -была у неё в 1910 году, а дом снесли -пусть дата точно нам порка неизвестна, но примерно в 1963-1966 гг. Т.е. что же ,более 50 лет не с носили , а потом решили из санитарных соображений снести более чем через полвека!!!???Даже если бы речь шла о человеке,умершим в 18941-45 гг-в е равно это было бы более чем странным разрывом между смертью и сносом дома в 2 0 лет с гаком!!!.Но Комиссаржевская умерла в 1910 году!!! Надо же такое написать!В этом случае полностью согласен с Татьяной!
    5)Были ли все писатели,находившиеся в эвакуации в Ташкенте-выдающимися. Ну, вот об этом можно спорить .В Ташкенте в эвакуации была тьма деятелей культуры и куда больше 200, и многие были весьма известными. О термине выдающиеся можно спорить,но тут важна память. да в тексте и нет настоятельного утверждения о выдающихся талантов каждого. Кроме того,именно ЭТА ЦИФРА НЕ НОВА, вот это указано было даже ещё в школьном учебнике под РУК.Р,.Я.РАДЖАПОВОЙ на стр.217 -просьба ознакомиться .Издано ещё в 1995-ИСТОРИЯ УЗБЕКИСТАНА для 9 класса, Двести выдающихся писателей – это вся национальная литература (если повезло) лет за 200-300.=Причем тут национальная литература вообще-это утверждение спорное. Согласен с Л.Свердлиной-думаю,что в целом наберется, может быть вообще 200 (примерно естественно) деятелей культуры, (хотя чисто формально мог дать сноску на указанную школьную даже книгу, там речь идет именно о писателях!Но не буду тут формалистом!Хотя автор ,приводящий эту цифру — А.Ю.Ибрагимова-это конкретный автор этого раздела учебника. что указано в самом издании.
    Как оказалась на фото с Валентиной Серовой.-вопрос не ко мне.ХАМСКИЙ КОММЕНТАРИЙ ЧЕЛОВЕКА,СКРЫВШЕГОСЯ за инициалами МК-плевок в лицо, причем несправедливый, так как о стиле судить не берусь-но право многое из опубликованного вряд ли лучше (конечно,есть и лучше0но это другой вопрос)-иначе не стоит и писать о достойных людях, стараться сохранить их память, к тому же ни каких ошибок и существенных неточностей в тексте нет!!!!…Нравятся ли оценки и подходы-это другое дело что без согласования со мной опубликован черновый, рабочий вариант, не предназначавшийся в таком виде и для публикации в Ташкенте Другое дело -под
    ходы, оценки-согласен -об этом можно спорить!И ещё раз -опубликован рабочий вариант статьи,не знаю, кем посланный в
    редакцию.
    6)»…надо установить небольшой памятник на этом месте или хотя бы табличку, бронзовую, для потомков, чтобы люди знали, кто здесь гостил проездом, какая актриса экстра класса к нам приезжала, а мы ее не сберегли, а как она играла, как пела, никогда современные актрисы финтифлюшки не приблизятся к ней в своем таланте и мастерстве»-что поставит доску (как и А.Н.Толстому) В.Ф.Комиссаржевской полностью согласен. НО -Комиссаржевская пела в рамках , нужных для драматических ролей, но славилась они драматической игрой,а не пением, так как знаменита именно как великая драматическая актриса. Причем тут «как пела»Автор никак не мог видеть её на сцене и я,во всяком случае,никогда не встречал каких-либо записей пения Комиссаржевской. И не уверен — по меньшей мере -что они есть вообще .Особенно учтя период-фонозаписи уже были, но распространены были мало, технически были малосовершены и записывали обычно только знаменитостей. а кино было немым.И почему автор этого «комментария»так оскорбительно пишет обо всех современных актрисах «ЧОХОм», СОГЛАСЕН,НАВЕРНОЕ, БОЛЬШИНСТВО ДАЛЕКО НЕ КОМИССАРЖЕВСКИЕ, НО ЗАЧЕМ ОСКОРБЛЯТЬ ВСЕХ АКТРИС ВМЕСТЕ , ДА ЕЩЁ И ОБЗЫВАТЬ И ВСЕХ (!)»ФИНТИФЛЮШКАМИ»?И ГРУБО И НЕСПРАВЕДЛИВО.ПРИТЯТНО ЛИ БУДЕТ АВТОРУ ЕСЛИ Я ,НЕДОВОЛЬНЫЙ ЕГО ОСКОРБИТЕЛЬНО-РАЗНОСНЫМИ И СОВЕРШЕННО ПУСТЫМ ОТЗЫВОМ.БУДУ НАЗЫВАТЬ ЕГО-«ЭТА ФИНТИФЛЮШКА, МУЖ….» Будет ли приятно? Думаю, нет. Помнить бы авторам части комментариев (некоторые из них-совершенно здравые)слова КОНФУЦИЯ-» Не пожелай другому того, чего ты не пожелал бы себе»(чуть перефразируя-Не пишу другому того-чего т ы не хочешь, чтобы написали в твой адрес»…А, ,безымянный оскорбитель ?!).
    Насчет кинотеатра- тут Мастура совершенно права…Да.
    Всем -чьи комментарии на эту-совершенно неожиданную для меня в данном случае -«публикацию»-чьи комментарии интересны и содержательны-выражаю глубокую благодарность
    ,и за написанное, и уже за интерес к теме
    К тем же -к счастью их меньше-чьи демонстрируют лишь небрежность, а иногда и просто невежство авторов(в, а порой по сути-и просто оскорбительную ругань)-никакого уважения не выражаю и могу лишь пожелать, чтобы невежственные люди не брались писать о том, чего вообще не изучали и серьёзно не знают.и которые видимо этим никогда всерьёз и не занимались. И ещё раз хочу подчеркнуть — никаких ошибок в статье нет! ВПОЛНЕ ДОПУСКАЮ-ВСЁ бывает.Могут иногда встреться и ошибки и неточности. И за указание на них-реальные-можно серьёзному автору быть только благодарным.Но по сути то никаких замечаний нет и разносное указание о множестве неточностей-пустая болтовня . В чем они?200 «выдающихся»-дано на основе опубликованного в исторической литературе, можно поспорить,но это не неточность-использована известная в литературе и довольно давно цифра; что дом был снесен после землетрясения -не факт, так как,повторяю, снос начался в этом районе и раньше, но если и так-в самой статье об этом ровным счётом ничего нет -в смысле точной даты сноса И пример с дом ом Комиссаржевской приведен только в связи с тем, чтобы подчеркнуть небрежное,увы,отношение, к сохранению таких мемориальных памятников,памятников истории культуры, как дома , где жили В.Ф.Комиссаржевская и А.Н.Толстой Насчет места расположения дома Комиссаржевской-действительно в этом черновом необработанном тексте вместо очки с запятой или скобок стоит опечатка точка и можно понять, что речь идет о доме не Толстого, а Комиссаржевской-но это лишь показывает, что надо внимательно вычитывать текст и не надо публиковывать материалы за спиной автора без его согласия и тем более-посылать без ведома автора материалы!.Но так и ли иначе и в этом черновом тексте все равно ровным счетом нет ничего, что позволяло бы думать, что Комиссаржевская была жива в годы второй мировой войны и была в Ташкенте именно в это время(?),речь лишь идет об отношении к домам,где жили выдающиеся люди .После подхода иных дилетантов уже не хочется ни жить, ни работать над чем-то.В.Иофе.

  • ЕС:

    Коллеги, статья (вместе с фотографией) скопирована с публикации в издании Анонс.уз двухлетней давности (ссылка в конце статьи). Наверняка эту фотографию вставили редакторы Анонса.уз просто потому что она близка к теме.

  • Татьяна:

    ЕС, лично я ничего не имею против фотографии, да и самой статьи. Просто упомянула, что подпись неверна. И не понимаю, из-за чего ломаются копья. Если фото вставили редакторы, они должны были отвечать за соответстие его и подписи.

  • Art68:

    )) простите великодушно, где можно взглянуть на эту фотографию, из за которой тут так все «серьезно»

  • Татьяна:

    Кадр из фильма помещен в начале статьи. Подпись — «Два бойца» На самом деле это «Жди меня». Только и всего.

  • Art68:

    упс, а я ищу фото с 200 -ми дейтелями искусства-)) «Жди меня «- точно..но этот фильм не имеет отношения к Ташкенту, его в Алма- ате снимали

  • MK:

    Уважаемый г-н Иофе!
    Примите мои искренние извинения, если я Вас обидел. Не имел такого намерения. Честно сказать, я и сейчас не очень понимаю, что же Вас задело в моей реплике.
    Несогласие с оценкой литераторов, упомянутых в Вашем тексте? Так это не я, это время рассудило. И речь даже не о том, что многие из них негодяи и доносчики, тут, как сказал их Главный Друг: «других писателей у меня нет». Дело в том, что большинство, за некоторым исключением, просто-напросто бездарны и вполне заслужено канули в Лету. Кто знает сегодня их имена, кто читает их произведения?
    И еще, мой Вам совет, если где-то появляется Ваш текст, который Вы считаете незаконченным или недостаточно отделанным, требуйте его удаления или замены более совершенным вариантом. «Что бы не было потом мучительно больно», -как писал другой, тоже некоторое время побывавший выдающимся, писатель.
    Еще раз простите.
    С уважением, Михаил Книжник

  • Iofe Valeriy:

    В отношении заголовка-и заголовок не мой. Статья назвалась в первоначальном варианте- Из истории сотрудничества России и Узбекистана в годы войны с фашизмом. Поэтому в ней, естественно, идет речь не только о писателях, но и о и о художниках,музыкантах, о театральной жизни и т.д.
    Фото вставлено также, видимо, редакторами Анонса.Уз.-я просто никаких фотографий к этому материалу не давал. Тематически фото близкое статье, но,конечно, к Ташкенту фильм, снятый в Алма-Ате ,прямого отношения не имеет.
    Относительно фото-вполне согласен с Татьянойю,. а всех ли даже довольно видных и известных и современных , скажем, знают в лицо-писателей ,художников и т.д.(думаю, большинство людей-кроме ,м.б., профессионально тесно связанных с этой сферой -кроме, м.б., очень немногих самых знаменитых-или самых любимых-не знает «в лицо » , зная о них, читая их произведения «даже» и т.д.-)
    Ув.Михаил! Принимаю Ваши извинения.
    Вторично объяснять не хочется-мне казалось. что всё объяснял. В отношении цифры в 200 эвакуированных литераторов -достаточно известных-она не моя, а опубликованная во вполне «официальной» печати периода независимости….Уже писал об этом-если её считаете не точной-то претензии автору первоисточника-А.Ю. Ибрагимовой, если Вас интересует моё мнение-хотя я её не проверял в смысле попытки»пересчёта»-она примерно правильна (сколь могу судить на основе косвенных данных).Считать ли их всех выдающимися -это,конечно,дело личное .Кому кто и что нравится субъективно.А вообще-не судите да не судимы будете… Не надо усердно осуждать со стороны -во -первых,люди жили в определенных условиях
    т ,простите, неизвестно как ВЫ или Я -никак не хочу ВАс в этом плане обидеть-в чем-то повели себя в тех или иных условиях; во-вторых-личные черты человека могут быть очень неприятными ,м.б., но это не мешает ему быть талантливым;общеизвестно,даже гениальным-судя по отзывам очень многих-.был крайне неприятный в жизни Л.Д.Ландау;скажем; Наполеон был выдающейся личностью во многих отношениях( не только в военном)-но много каких «общечеловеческих и моральных претензий можно ему «предъявить» и т .д. и т.п. При сталинском режиме многие тяжело (мягко говоря) пострадали (в т.ч. и часть моей родни, включая и некоторых видных людей той эпохи-включая застрелившегося ещё в 1927 г. А.А.Иоффе-министра и зам министра (наркома) иностранных дел и т.д.видного сторонника Троцкого. и никаких оснований питать личные симпатии к Вождю Народов не имею. но оценивать надо объективно ,по мнению достаточно многих трезвых людей Сталин был порядочным мерзавцем, но это не мешало ему быть более чем неглупым человеком, прекрасно разбираться в психологии людей, обладать редкой волей и целеустремленностью и иметь государственные подходы к интересам страны, и ,кстати, в воем роде разбираться и в литературе-его отношение своеобразное к тому же Булгакову или Пастернаку (хотя при этом жизнь конкретного человека для него была что песок сквозь пальцы).И книги он реально читал,например, вс е выдвигавшиеся на ту же Сталинскуюпреми. В отличие от более поздних и более относительно мягких эпох. А своре время за мнение суда времени-ой -ли-стоит ли «выдавать»Да и суд этот много раз меняет оценки в истории…
    ТАТЬЯНА! Вы правы — отмечая неточность.Раз фильм снят в Алма-Ата -то, значит, к Узбекистану военных лет имеет только очень косвенное отношение-так как это один регион -но и только. Ещё раз подчеркиваю-я не только не давал подписи, но и до появления этой фотографии-не помню чтобы когда её видел, хотя В,Серову на фото и на экране видеть, конечно, приходилось вообще. Подпись дали ,видимо, в Анонс Уз-где непонятно откуда взяв без моего смогласия-опубликовали статью-которая также без согласования со мной-хот я я пока ещё жив-опубликовали » В письмах о Ташкенте». Но в моей статье -опубликованной, кстати. в этом варианте здесь без согласования со мной-фото вообще не было в любом случае, и соответственно, никаки зх подписей я не давал.Что подтвердил и Е.С. . Я вообще никаких фотографий нигде и никогда по этой теме не давал — тем более подписей-а я немного об этом уже писал
    Естественно, фото сразу 200 выдающихся меятелей литературы (или пусть литературы и искусства) нет и быть не может, а уж тем более — кого уж считать выдающимся или нет -это дело в общем-то личное, тут могут быть самые разные мнения,конечно.Фото В.Серовой-и з фильма-по сообщению Татьяны-из фитльма «Жди меня»,снятого в Алма-Ата-вполне возможно и .наверно,так и есть. Никакой подписи к кадру-который я не давал и впервые вообще сам увидел в начале статьи-я ,естественно,не «писал». Вероятно предположение самого Е.С., что авторы Анонса.Уз.-откуда он взят-где-то сами его нашли и дали-как подходящего по периоду и теме-грубой ошибкой я лично это не считаю-в том смысле что и фильм того периода ив Ташкенте снимались не только «Два бойца» с М.Бернесом и Б .Андреевым в главных ролях (откуда, кстати, до сих пор довольно широко известная песня про Костю-моряка-«Шаланды, полные кефали…»), но и многие другие,например,»Александр Пархоменко»,» Морской ястреб»,»Насреддин в Бухаре»и многие другие.+ Но Татьяна,несомненно,права в том отношении, что нужна точность и если те,кто давал фото, не были уверены, что это кадр из фильма «Два бойца» или уж хотя бы из фильма- нятого в Ташкенте- нечего было и давать; конечно, Алма-Ата (Алматы) и Ташшкент -это в общем -то один регион,конечно, но всё же это разные республики. и с Узбекистаном , соответственно, съёмки фильма «Жди меня» не связаны.Впрочем, сейчас такая небрежность вещь,увы, нередкая.Я всегда стараюсь быть точным и писать-опираясь на какой-то источники хотя в принципе у всякого-«всё может быть»; но в данном случае для меня существенно то, что я не только не давал этого кадра с В.Серовой, но и, естественно, не давал нему подписи!И в этом смысле ни в чем «не повинен»! В принципе же Татьяне только спасибо за уточнение. Ничего же особенного в самом кадре нет -просто кадр из фильма с хорошей актрисой тех лет.

  • Iofe Valeriy:

    Чуковский. Борис Лавернев, Борис Горбатов, Мариэтта Шагинян,Анна Ахматова заслуживают уважения, кстати, не думаю, что они так уж «плохи» Корней Чуковский, Борис Лавренев, Борис Горбатов, Мариэтта Шагинян,В.Ян-Янчевецкий-выдающийся исторический романист,я к ним отношусь см искренним уважением и симпатией,да и Алексей Толстой-выдающегося таланта человека, как бы не оценивать его те или личные черты. Вл. Луговского знаю мало. Всеволод Иванов и Николай Вирта -люди своего времени, но совсем небезынтересные и отнюдь не бездарные. Например, не слишком люблю Вл.Набокова или А.Солженицына ,считаю что они на заслуживают ни своей реакционностью, ни своими талантами такого внимания -но понимаю дело вкуса,хотя порой их превозносят из политических симпатий, а не за выдающийся талант, но они все же его, безусловно ,не лишены, а скажем А.Платонов-стоит ли так превозносить его, с моей точки зрения, антихудожественные произведения представляют интерес только с политической точки зрения. Вообще в литературе и в искусстве сколько людей-столько вкусов-и не надо навязывать другим только свои…

  • Татьяна:

    Валерий, вы правы, талантливых писателей было много, но еще больше — совершенно бесталанных коньюнктурщиков. Ф. Панферов, С . Бубеннов, П. Павленко…. перечислять не перечислить… и сплошные доносы друг на друга. В отношении Платонова и Солженицына, во многом с вами согласна — политика. Но ведь не могут быть сразу двести человек гениями. Я очень люблю Лавренева, и совсем не люблю Вирту и Иванова. Шагинян… ох уж нет! А Корнейчук один с Вандой Василевской чего стоят! Антонина Коптяева…. Равнодушна к Вс. Вишневскому, но, господи, сколько же так называемых писателей канули в Лету?! Те, кто заседал в президиумах, получал Сталинские премии, доносил на соседа, и считал себя великим творцом! Об этом и речь. Не об Ахматовой, разумеется. И не о Чуковском. И , упаси бог навязывать кому-то свои вкусы! Просто очень-очень немногие помнят упомянгутые мной имена…

  • АНАСТАСИЯ:

    Статья интересная и полезная. не стоит м заниматься мелочными придирками, гораздо полезнее вспоминать о давних традициях сотрудничества.

  • ВЛАДИЛЕН:

    Кому-то нравится один писатель-кому-то другой больше… Это нормапльно и естес твеннно. Но автор научно-популлярной статьи вовсе не обязан заниматься анализом творчества писателей или изложением сворих взглядов на их творчество. Я например,счмитаю что М.Бубеннов ) а не С.Бубеннов=-такого не было), Н.Вирта,П.Павленко, Н.ВиртаБорис Горбатов, Вс.Вишневский -тем более В.Г.Ян или М.Шагинян ,АН.Толстой -очень даже небесталанны, в отношении Ф.Панферова А.Солженицина, А.Платонова, -согласен, дутые фигуры, чистая политика,только разная.Но это уже мое мнение о конкретных писателях-но причем тут, скажем, статья? Статья, сохраняющая память об интересном событии -не должна быть напрямую , по крайней мере, с симпатиями или антипатиями СТАТЬЯЧ НУЖНАЯ,ХОРОШАЯю,ПОЛЕЗНАЯ!!!А если кого-то из 200-в т.ч. уважаемого С.Михоэлса -не упомянули-так вот это ,во-первых,как раз дело автора, во-вторых, всех нравящихся тому или иному человеку-в статье не назовешь!

  • Урюк:

    Всё в одну кучу свалили, и писателей, и художников, и композиторов, и местных, и эвакуированных. И заголовок несоответствующий.

  • ВСЕВОЛОД:

    ПОСМОТРЕЛ Я МАТЕРИАЛЫ «ДИСКУССИИ№, и не только этой. ..Статья нужная и хорошая и полезная-сохраняет память об интересных страницах прошлого,я обеими руками-за неё. А вот комментарии бывают разные-есть справедливые, верные и дельные замечания,есть спорные, но по сути-а каждый на свое мнение и имеет право, есть уважительные к авторам а есть- разнузданно-хулиганские, как ни жаль. Увы, я пришел к выводу что комментарии искренне неуважаемых мной болтунов ( типа неких Урюков) направлены только на то, чтобы целенаправленно мешать доброжелательному и деловому обсуждению. то за чепуха -например- в одну кучу? Если материал посвящен гуманитарной миссии Узбекистана в годы войны-то представители всех видов искусства достойны упоминания (просто, в одной статье всех не упомянешь, понятное дело). А эвакуированные сюда действовали в тесном сотрудничестве и содружестве с местными, поэтому разделить их искусственно и сложно, наверно, а главное-вовсе не к чему.

  • CТАЛИНА КУРЖЕВСКАЯ:

    Полностью согласна со Всеволодом. Думаю, надо все же «чистить» Интернет от всякого рода хулиганов, откровенного мешающих нормальным обсуждениям своими хулиганскими выходками. Комментарии типа комментариев типа Урюка-посмотрела и на другие некоторые его
    пассажи-это то,что в электронной почте-СПАМ, и такой материал надо удалять , с моей точки зрения. Внимательно почитав ещё дискуссии- убеждаешься-тут нет и тени объективности, а явное стремление за что-либо мстить . Зачем даже давать возможность таким способом пытаться сводить личные какие-то счёты. И недопустимо-глубоко убеждена-писать в оскорбительно -разносном тоне. Уж если кто-то и валит все в одну кучу-то «комментатор»типа Урюка.
    А теперь о статье — нормальная и полезная информационно- познавательная, если хотите-научно-популярная статья. А другие задачи тут и не могли ставиться.Я за анализ дружелюбный и корректный по сути, но против свободы даже интернет-кулиганства.

  • ВОЛЬФ:

    СТАТЬЯ ХОРОШАЯ И СОВЕРШЕННО НОРМАЛЬНАЯ! Есть замечания толковые по деталям.НО -НЕ НАДО ГЛУПЫХ И МЕЛОЧНЫХ ПРИДИРОК К ЧАСТНОСТЯМ и ли вообще не по теме. Статья сохраняет память об интересных событиях и интересной эпохе.

  • ВОЛЬФ:

    КРИТЕРИЙ-СОХРАНЯЕТ ЛИ ИСТОРИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ ПАМЯТЬ ОБ ИНТЕРЕСНЫХ СОБЫТИЯХ?! ЭТА-СОХРАНЯЕТ. И УЖЕ ПО-ТОМУ СТОИТ ,ЗАСЛУЖИВАЕТ ВНИМАНИЯ. И автору- только спасибо!

  • ФИЛИПП:

    Вообще думаю так-нужна какая-то защита интересных материалов от -не вообще комментариев-они могу и быть толковы и полезны-а от пустого и глупого зубоскальства по пустякам или вообще на пустом месте! НЕ В ОБИДУ БУДЬ НИКОМУ СКАЗАНО-коле-что можно удалить без всякого вреда ! Не надо писать чепуху !

    • МАКСИМ:

      Порой удиавляюсь-хорошая, толковая статья вызывает целую волну поразительной глупости и злости комментариев! Пользы от таких-0,0. Разве что некий «пиар»0но очень ли он нужен хорошим статьям вроде этой!Согласен-много ерунды в комментариях.Прошу не обижаться авторов толковых и дельных комментариев!

  • МАКСИМ:

    Интересно-что многие хорошие и интересные статьи -как эта-вызывают порой совершенно непонятное оживление с точки зрения трезвого, здравого смысла-оживление некоторых болтунов от Интернета. Пользы от их комментариев -О,0!Разве что действительно создают некий -не думаю что нужный-«пиар»! Прошу не обижаться авторов хороших и толковых комментариев по делу!

  • Русина:

    Глаза Галины кротки
    Мужчин пленят без водки…
    так написал в Ташкенте Иосиф Уткин и отбыл на год на фронт, а потом то ли не вернулся-его там убили, то ли вернулся, но с покалеченной рукой и уже перестал быть шутником

    • ВСЕВОЛОД, ,ВАЛЕРИЙ:

      ОТРЫВОК,НАПРИМЕР. ИЗ википедии
      «с началом Отечественной войны уходит на фронт, воюет под Брянском. В сентябре 1941 года, в бою под Ельней, Уткин был ранен осколком мины — ему оторвало четыре пальца правой руки. Отправлен на лечение в Ташкент, где несмотря на ранение не прекращает литературной работы. Менее чем за полугодовое пребывание Уткина в Ташкенте им были созданы две книжки фронтовой лирики — «Фронтовые стихи» и «Стихи о героях», а также альбом оборонных песен, написанных совместно с московскими композиторами. И всё это время Уткин рвался «на линию огня», беспокоя высшие военные органы настойчивыми просьбами послать его на фронт. Летом 1942 года Уткин вновь оказался на Брянском фронте — в качестве спецкора Совинформбюро, от газет «Правда» и «Известия». Участвовал в боях, совершая большие переходы с солдатами. Писал песни-марши. Многие стихи были положены на музыку, пелись на фронте «Провожала сына мать», «Дед», «Бабы», «Я видел девочку убитую», «Над родиной грозные тучи», «Я видел сам» и другие. Летом 1944 года вышел последний сборник произведений Уткина — «О родине, о дружбе, о любви», — маленькая, карманного размера, книжечка, вобравшая в себя лучшее из написанного поэтом.

      Возвращаясь из партизанского края 13 ноября 1944 года, И. Уткин погиб в авиационной катастрофе. Самолет упал недалеко от Москвы, в руках И. Уткина в момент гибели был томик стихов Лермонтова…

  • Русина:

    А вот где жил во время войны Лавренёв, где сноха с дочками Горького, кто знает?

  • Валерий Иофе,Вал.Аксенов, В.Григорьев:

    О Борисе Лавреневе и его «ташкенском периоде» -много писал известный ташкентский литературовед Б.А.Uеронимус, к сожалению, покойный.М.б. что и об адресе в его можно будет найти. Кроме того, есть работа М.Соколовой и других, посвященная эвакуации в Ташкент «все в чужое глядят в окно…» -это,кстати,цитата (строчка) из ахматовской «Поэмы без героя». Найти её (книгу)скорее всего можно в Интернете.О снохе и дочерях Максима Горького лучше всего искать в работах Белкиной.Скорее всего-но данные не проверенные-они жили в общежитии Союза писателей по адресу ул.Карла Марксе 7Известно, что А.Н.Толстой, с семьёй и сноха и дочери М.Горького и другие получали паёк лично (домработницам и др.-не давали)на углу улиц Узбекистанской и Пролетарской (ныне А.Темура) в здании бывшей-кухни (сейчас это 2х-этажное здание использует Завод электронной техники -объединение «ФОТОН».
    Если этот вопрос ВАС интересует всерьёз-может быть что-то дополнительно могли бы Вам найти и сообщить некоторые ташкентские краеведы и литературоведы (например. А.В.Маркевич, Б.А.Голендер, А.Ю. Кучинский ….). Если ВЫ хотите вести такой писк-сообщите, дадим их координаты…е

    • Русина:

      В нашем переулке они жили, во втором Коларовском. Лавренёв с Уткиным заходили частенько за моей мамой и втроём шли купаться на Комсомольское озеро. А вот сноха Горького была особой нелюдимой, гордой

  • Вал.АКСЕНОВ, Вал.Иофе:

    УТОЧНЕНИЕ:БОРИС АВИГДОРОВИЧ ГЕРОНИМУС-
    простите, проскочила опечатка.Надо поискать в его работах.»ВСЕ В ЧУЖОЕ ГЛЯДЯТ В ОКНО»-книга, которая м.б. есть у А.В.Маркевич.Вообще в Ташкенте их почти нет.ФАБРИКА-КУХНЯ-если ВЫ жили или бывали в Ташкенте-здание постройки 20-х в «кубическом стиле.» ПОИСК будет трудным, но не безнадежным. А.Ю..Кчинский, Б.А.Голендер смогут ВАМ отчасти ,думается, помочь.Но это всё-если ВАМ нужно или очень хочется найти, а то что известно и можно узнать сразу-сообщили.

  • В.ГРИГОРЬЕВ:

    РУСИНа! Если ВЫ знали где они жили-зачем же ВЫ заставили людей,которые стремились ВАм помочь, найти-искать. звонить, разыскивать…? Это неуважение к чужому времени?! Если ВАШИ данные точны,то просьба сообщить:
    1) Где был «-й Коларовский переулок;
    2) какие документальные свидетельства у ВАс есть, подтверждающие Вашу информацию?
    Если эти данные окажутся точными-0то сообщу о них наим литературоведам и Вам будут благодарны за информацию.
    К сожалению, в Ташкенте сейчас никто из литературоведов не занимается творчеством М.Горького и -после смерти Б.А.Геронимуса-творчеством Б.А.Лавренева

  • СТАЛИНА КУРЖЕВСКАЯ:

    К сожалению, Вы , В.Григорьев,напрасно поражаетесь-увы, неуважение к людям, наплевательское отношение к их врем ени, издевательство в разных формах стало нормой,УВЫ и УВЫ, многих т.н.комментариев в Интернете… Только обычно чаще хамство проявляют молодые люди (к счастью. не все) но и иные вовсе не юные больны этой болезнью , тому много подтверждений и тут -только одно из многих….!

  • ВСЕВОЛОД:

    ПЕЧАЛЬНО ВИДЕТЬ-КАК В ОТВЕТ НА ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОЕ СТРЕМЛЕНИЕ ПОМОЧЬ -в ответ издевательство и хамство. Увы, Сталина права-сколько таких «развелось»…
    Думаю, терпеть подобное не надо-и каждая выходка должна получать должный и адекватный , а то стократный ответ!
    Особенно грустно, что подобные выходки позволяют себе люди уже в возрасте, казалось, которые не должны себе позволят «шутить» в таком духе…

  • ВОЛЬДЕМАР:

    Может быть, РУСИНА немела ввиду ничего того ж дурного? Она ,возможно,шутливо поинтересовалась знает ли кто,где жили…, но
    написано это было нечетко и небрежно и поняли это так-что спрашивают,где жили…и стремились помочь. Вышло ,конечно,некрасиво, тем более -не последовало никаких извинений, но в общем, думается, данный случай все же сравнительно безобиден, много бывает гораздо хуже. А в принципе я со Всеволодом полностью согласен!

  • ВОЛЬФ:

    Относиться надо спокойнее. Думается, Русину неправильно всего лишь поняли;но она «виновата» в плане нечёткой и небрежной формулировки вопроса- и в итоге и обидела явно людей-которые старались, по крайней мере, ей искренне помочь. Ещё раз подтверждается-сперва думай, потом….

  • ФИЛИПП:

    Я довольно старый ташкентец-но ,например,не знаю и не знал где 2-ой Коларовский переулок?!Хорошо бы пояснить-де он был, какой дом и т.д. Ведь эти сведения могут быть полезны и интересны для ташкентских краеведов и литературоведов?! а в остальном согласен с комментаторами до меня- наверно,уж очень злого умысла у РУСИНОЙ (не знаю-этот ,видимо, псевдоним-означает имя или фамилию-хотя бы условные?)не было, но получилось с её стороны как-то не очень красиво, потому и вызвало и критику и явные обиды.НЕ НАДО ОБИЖАТЬ ЛЮДЕЙ. Я ,например, признаюсь-всю жизнь терпеть не мог розыгрышей, всегда на них обижался и рвал личные отношения с людьми, которые их позволяли… Впрочем, по мрачному выражению-«Каждому -своё»…

  • МАКСИМ:

    ПРИСОЕДИНЯЮСЬ. Скорее это было типа-«а вот вы знаете, что….где…..?» Шутливый вопрос, правда с подтекстом, думаю, вот никто не знает, а я знаю…. Но получилось всё это действительно как-то не хорошо. И обиды,и людям голову заморочили…А вообще красть чужое время -тем более у людей,которые к тебе хорошо отнеслись-
    это….

  • Русина:

    Отвечаю сразу и всем- раньше не могла-работала. Вопрос был задан по форме-ЧТО ГДЕ КОГДА…(нервные все какие то, не учла-иной менталитет)
    2 Коларовский переулок был затем перименован в 3 тупик Жуковского, но во время войны он был 2 Коларовским, именно там жили эти люди и все общались между собой просто и шутливо. Поворот с улицы Жуковского напротив Министерства Финансов. Во 2 Кол.ещё находилась Епархия, жил проф. Ходукин, 1 секр.ЦК Ниязов и моя семья-мама, бабушка и дедушка. Надеюсь, теперь не будет обид?А если ещё что-нибудь захотите узнать об Ахматовой например или об Крокодилистах-спрашивайте-отвечу, но не сегодня.

  • МСТИСЛАВ:

    Честно говоря -не всё понятно в ответе Русиной Переименование переулка-понятно. министерство финансов-Русина. наверно.уже давно уехала из Ташента и Министерства финансов там сейчас нет,но смутно принимаю что в своё время оно было -достаточно давно- в 2х-этажном здании где-то на угу быв. К.Маркса и ул.Жуковского.Епархия уже на памяти нынешнего поколения была на Госпитальном, но….Н.И.Ходукин-эпидемиолог был известный,его личный фонд в ЦГА НТМД.
    Удивляет другое-какой-то удивитедльно высокомерный тон Хотите узнать об Ахматовой? В Ташкенте есть музей А.Ахматовой. где директор-блестящий специалист А.В.Маркевич, встречавшаяся в детстве с А.Ахматовой. Но если человек что-то действительно хочет поделиться чем-то-что неизвестно, что не отражено в музее-в Ташкенте —ув.Русина-не все ,знаете ли. «неграмотные»-так почему без выкрутасов не написать. не рассказать в воспоминаниях…. Могу сообщить-если Русина не знает- клуб-музей «Мангалочий дворик» находится здании ДК ТТЗ, встречи там регулярно 2 раза в неделю.а часто бывают и в широком составе, и экскурсии туда ходят. Почему не написать туда? Или не позвонить А.В.Маркевич? Можно сообщить и телефон её-дело ,м.б. и полезное, доброе; и о крокодилистах рассказать тоже неплохо-я не филолог, я-любитель, но .возможно.есть и специалисты ,которые знают о них… В общем. Русина может много действительно доброго ,полезного.хорошего. если оставит свой поучающе-высокомерный тон. Только как-то мирно обойден вопрос-зачем же все-таки надо было заставлять людей заниматься поиском-0чтобы потом сообщить-«А я вот и сама знаю!».Так ,что ли?

  • ВСЕВОЛОД, ,ВАЛЕРИЙ:

    Человека, видимо,не переделаещь …Поэтому призываю для пользы дела-все дискуссии прекратить, а Русиной -написать воспоминания и о б А.Ахмтовой . м о Б.Лавреневе, и о родне А.М.Горького, и о крокодилистах, и прислать их или в ДК ТТЗ или сюда, в «Письма о Ташкенте»-думаю, все с интересом -кто захочет-смогут познакомиться с ними и будет явно-есть там что-то действительно ценное и новое-если есть-ну, и очень хорошо, и специалистам можно будет показать…

  • Русина:

    Не получается написать-какие то проблемы с отправкой

    • В.И.:

      RЭто действительно очень интересно-если это материал, рассказывающий о жизни в Ташкенте Б.Лавренева, близких Горького… И даже просто воспоминания-интересны (да и полезны….).А проблемы с отправкой-думаю, дело временное-«сверхсрочности»тут нет-как наладится-так и пришлёте. С ув. В.И.