Батыр Закиров и «Мюзик — холл» Tашкентцы

C именем выдающегося деятеля искусств Батыра Закирова в истории узбекской музыкальной культуры ХХ в. неразрывно связано становление и развитие эстрадного искусства республики. Многогранность творческого дарования позволила Б.Закирову создать в Узбекистане яркую, самобытную исполнительскую школу и уникальный эстрадный коллектив «Мюзик — холл». Широкой же аудитории Б.Закиров известен прежде всего как эстрадный исполнитель.

Помимо эстрадной деятельности певец увлекался живописью и кинематографией, писал стихи и прозу, в которых ярко отражено мировоззрение художника, широкий круг интересов, глубина и тонкие грани его духовного мира. Изучение творческого наследия Батыра Закирова является одним из важных вопросов решения актуальных проблем современной узбекской эстрады. Середина 1970-х — наиболее плодотворные годы в творчестве Б.Закирова. Он серьезно интересуется драматургией, режиссурой, театральным искусством. Первым его опытом в театральном жанре стало либретто к опере Икрама Акбарова «Леопард из Согдианы». С точки зрения композиционного построения, либретто Б.Закирова можно по праву поставить рядом с лучшими образцами классического оперного наследия, что свидетельствует об авторе как о настоящем знатоке сценической и музыкальной драматургии.

В 1972 г. Батыром Закировым в Ташкенте был создан первый на Востоке и третий в Союзе эстрадный коллектив, которому, несмотря на свою короткую сценическую жизнь, суждено было сыграть важную роль в становлении эстрадного искусства Узбекистана. Именно в «Мюзик — холле» наиболее зримо проявилась творческая натура Б.Закирова, который выступал в нем не только как певец, актер и художественный руководитель, но и вместе с известным московским режиссером Марком Захаровым был режиссером-постановщиком программы, основанной на национальных узбекских традициях.

Марк Захаров вместе с ведущим актером театра сатиры Александром Ширвиндтом создали сценарий программы мюзикла под названием «1973-е путешествие Синдбада Морехода». В новую труппу Б.Закиров пригласил известных деятелей культуры республики. В разные годы вместе с Б.Закировым в «Мюзик-холле» работали его сестра Луиза, братья Навфал, Фаррух, Равшан Закировы, известные певцы Эсон Каидов, Наталья Нурмуќамедова, Владимир Саркисянц, Лариса Кандалова, Юнус Тураев, ведущиеактеры труппы — Элёр Ибрагимов, Тагир Рахимов, Эдуард Сумароков, Равшан Ураков, мастера художественного слова конферансье Маргарита Хонг, Владимир Лапин, актер-кукловод — Андрей Петровец, представители циркового жанра — Юрий Макарашвили, Александр Боленко, акробаты — Андрей Рябинин, Евгений Вишневский а также балетная труппа в составе таких артистов, как Инна Горлина (балетмейстер-постановщик), Галина Закирова, Татьяна Власова, Наталья Ворюхина, Зулайхо Рахматуллаева, Нарзуля Галиева, Мунира Аргунбаева, дойрист Одил Камолхужаев, народная артистка Узбекистана хореограф Тамара Юсупова.

Программа мюзикла состояла из двух отделений — «Восточный базар, или Восточная сказка», и «Ташкентская свадьба». Представление открывала живописная картина шумного, пестрого восточного базара. На фоне торжественных призывов дойры происходили парадные гулянья с выступлениями жонглеров, канатоходцев и силачей. В основу «Восточного базара» была положена любимая народом изустно сатирическая форма «аския».

Балетные номера, построенные на элементах национальной хореографии, вместе с яркими стилизованными эстрадными песнями и сатирическими интермедиями в духе современности создавали единую композицию мюзикла. Оригинальность трактовки спектаклей мюзикла заключалась в том, что в сцене «выступления гостей на свадебном пиршестве» принимали участие настоящие гости, т.е. певцы и эстрадные коллективы «со стороны». Одно время в «Мюзик — холле» выступали Владимир Высоцкий, Ирина Понаровская, группа «Поющие гитары», «Ялла», «Наво», ансамбль «Алан» Северной Осетии, и другие известные коллективы и деятели искусств регионов, где проходили гастроли Ташкентского мюзик — холла.

Задействованные артисты «со стороны» делали пользующуюся огромной популярностью у зрителей программу особенной и неповторимой. Танцевальные номера мюзикла ставились лауреатом международного конкурса Юлианом Взоровым, Николаем Маркарянцем и Тахиром Дусметовым. «… Особенно выделялись такие оригинальные танцы, как «Капитаны голубых кораблей»; «Текстильщицы»; «Синдбад и Звездочет», восхищавшие зрителей интересными хореографическими находками», — вспоминает балерина «Мюзик-холла» Наталья Ворюхина. Музыку к мюзиклу писали такие композиторы, как Анатолий Кальварский, Эдуард Каландаров, Энмарс Салихов, Диларом Саидаминова, Владимир Силин и др. «Песенка Синдбада» (главный лейтмотив спектакля), написанная композитором Тофиком Бабаевым на слова А.Гайндберга стала своего рода символом ташкентского «Мюзик — холла». «В постановке программы Марк Захаров впервые обратился к приему «цаней». Эта находка известного режиссера нашла свое дальнейшее применение и в других его работах», — отмечает главный исполнитель ролей Визиря, Падишаха, Чёрта и Звездочета артист Андрей Петровец. Становление программы полностью легло на плечи Б.Закирова. В работе «Мюзик-холла» Б.Закиров помимо актерской, режиссерской, исполнительской, администраторской деятельности продемонстрировал свой художественный талант. По его эскизам были созданы некоторые костюмы главных героев. Коллектив «Мюзик — холла» побывал с гастролями почти во всех республиках бывшего Союза. Грандиозный успех имел коллектив в Ленинграде в Большом зале «Октябрьский» и в Московском театре сатиры.

Однако узбекскому зрителю увидеть полную версию программы мюзикла не удалось, поскольку в те годы в республике не было еще такого театра или концертного зала, способного разместить на своих подмостках это грандиозное зрелище. Отсутствие постоянного репетиционного зала вынуждало коллектив проводить много времени на гастролях. В своем дневнике Батыр Закиров с горечью писал: «Не удался и сегодняшний день. Настроение было испорчено с утра сообщением о том, что и сегодня сцена будет занята целый день. А сцены для прогона у нас нет…, вырвать у филармонии Назаров не смог. А ведь завтра концерт, и очень ответственный. Что же делать? Кому жаловаться? Куда деваться?».

В 1978 г. в Иркутске состоялся последний концерт Ташкентского «Мюзик-холла». Неразрешимость многих финансовых и организационных проблем, скопившихся за многие годы у «Мюзик-холла», стала причиной того, что в 1979 г. коллектив был расформирован. Ташкентскому «Мюзик-холлу» сопутствовала яркая, но короткая сценическая жизнь. Однако его деятельность оставила глубокий след в узбекском музыкальном искусстве и подняла национальную эстраду на качественно новый уровень.

Автор: Гульшан Турсунова

5 комментариев

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.