«Скифы» кто-нибудь помнит? Искусство История
Скифы — древние племена в Северном Причерноморье (7-й век до н.э. — 3-й век н.э.). Делились на царских, кочевников, земледельцев, пахарей. Хозяйство: земледелие, скотоводство, обработка металлов, торговля с античными городами Северного Причерноморья. В 4-м веке до н.э. создали Скифское государство. После разгрома готами Скифского государства растворились среди других племён. От скифов остались многочисленные памятники (курганы, городища).
Родильным домом, в буквальном смысле, где в творческих муках появилась на Свет Божий в 1970 г. новая рок-группа — стал институт физкультуры Ташкента. По заглавным буквам этого вуза и нарекли студенты свою команду — «Скифы». Итак, снова, спустя почти две тысячи лет по городам и весям Средней Азии пронеслись СКИФЫ, но не варвары кочевники, а трубадуры-музыканты. Появление этого коллектива стала незаурядным явлением в культурной жизни молодёжи региона.
Изначальный состав:
Георгий Пушен — бас
Рахим Арифходжаев — вокал
Альберт Козленко — гитара, вокал
Сейяр Физля — ударные
Игорь Катеринич — клавишные
П первые опыты — подражание и копирование польских бит-групп. Особенно ярко исполнялась песня «Белый крест» из репертуара «Червонных гитар» в исполнение А. Козленко. Успех группе принесла заслуженная победа на конкурсе советской песни в концертном зале «Юбилейный», где антивоенная песня «Дождь принёс на нашу землю» и лирическая песня баллада «Первый снег» завоевали не только симпатии зрителей, но и растопили ледяные сердца жюри.
Весной 1971 г. ребят приглашают участвовать во всесоюзном телебалагане «Алё мы ищем таланты», предложили поменять название на более лояльное, уплотнили ташкентским «Том Джонсоном» — А. Троицким, но увы, не вышли в финал, уступив первенство «Синтезу».
В поисках путёвой аппаратуры «СКИФЫ» поменяли базу, и когда ректор института физкультуры узнал, что его лимитированные музыканты выступают от другого ведомства, пригрозил ансамблю: если они не вернуться в родные «пенаты» отчислить их из числа привилегированных студентов. На гастролях в Карши «СКИФЫ» познакомились с болгарами, которые записали их на магнитофон и увезли пленку с собой на родину, где по слухам гоняли на родине.
Тексты песен на музыку Г. Пушена в то время писал журналист В. Энкер. Расцвет группы приходится на 1972 г. когда с появлением гитариста-виртуоза Олега Чеснокова ознаменуется крутой поворот в стилистике от попсы к хард-року. Произошла переоценка ценностей. В прошлое кануло «польское вторжение». На смену С. Физля пришёл более роковый барабанщик В. Зурабов, а клавишника потеснил В. Нойкин. Феноменальный концерт в Доме Знаний, где впервые прозвучали шедевры Deep Purple, Сантаны, а также композиции Г. Пушена утвердили «СКИФЫ» как одну из самых крутых групп и о ней стали говорить, как о новой звезде местного значения.
Редкие концерты всегда проходили при переполненых залах и на высшем уровне. «СКИФЫ» стали приглашать на местное ТВ, и песни зазвучали в эфире и даже закордонная радиостанция «Монте-Карло» передавала хиты группы неизвестно как туда попавшие. На гребне славы предприниматель Г. Рожков и композитор Е. Ширяев склоняют «СКИФЫ» к сотрудничеству в театральном институте. Группа стала самостоятельной и уже почти не зависила от самодурства зав. клубов и властей. Примечательно, что в отличии от других рок-групп раньше всех заимели фирменные инструменты. На «халтурные» деньги О. Чесноков купил у «Скальдов» гитару «Хофнер», которая по сей день пашет на все 100%!
Последней фазой в истории группы — является серия выступлений в концертном зале «Бахор» на очередных конкурсах и реликтовой концерт в ДК «Октябрьской Революции» , где они в паре с «Голубой Альфой» устроили настоящий «забой», а иллюминация при свечах довела хипачей до экстаза! Там царствовала музыка великих Led Zeppelin, Deep Purple и Джимми Хендрикса.
Итоговый состав:
Г. Пушен — бас
О. Чесноков — гитара
О. Мелконян — вокал
В. Мамедов — клавишник
А. Козленко —гитара, вокал
В. Зурабов —ударные
Стилистическое единство смыслового и музыкального направлений, дар О. Чеснокова, как импровизатора, плюс сыгранное звучание — овации фанов.
В 1973 г. Г. Пушена приглашают в «ЯЛЛУ» и группа потеряв лидера, канула в вечность. А жаль! Не жизнь дуктует свои условия. Музыканты «СКИФЫ» разбежались по своим интересам, не сумев сберечь выстраданный годами монолит, не поняли что в одиночку они никто, а вместе, сила, имидж, успех! Но тем неменее творчество «СКИФЫ» осталось яркой страницей рока в летописи Узбекистана!
Генадий Садовников — 1993 год.
В 1970 появились, в 1973 развалились. За четыре года из стартового состава остались только двое. Как можно говорить про: «не сумев сберечь выстраданный годами монолит»?
Мне статья не понравилась.
Trest[Цитировать]
Чтобы оценить творчество «Скифов» нужно было жить в то время и слышать их. И не их вина, что не сохранилось записей тех концертов, и не было пластинок. А четыре года быть на вершине творческого успеха и популярности это не так уж мало. Как сказал учитель Мельников из фильма «Доживём до понедельника»,- От некоторых остаётся только тире между двумя датами.
Кому интересна история ташкентского рока даю ссылку http://www.uzrock.net/History/history.html.
Там много фотографий и разного материала.
Владимир[Цитировать]
Владимир, я тут жил и в те годы, и сейчас живу. У Вашего тезки, на Чиланзаре, мы записывали, самые свежие диски, по три рубля за диск. Дорого это было, но того стоило! Он писал на японской аппаратуре, а слушали мы эти записи на самодельной, но очень качественной аппаратуре.
И мы то же слушали «Монте-Карло» на средних волнах вещавшее нам из Афганистана. Да, они гнали самый современный материал и можно было подойти к Володе и с «понтом дела» сказать, а нет ли у тебя того то и того то. Поверьте на слово, что даже один раз прослушав шикарное, качественное стерео исполнения подлинников, все остальные самодеятельные группы звучат по проще, кто то звучит получше, кто то звучит похуже, но все они НЕ профессионалы. Во первых у них не могло быть нормального репетиционного процесса, как говорится «по определению». Днем работа в КБ, НИИ или учеба, а вечером на «подработку». Во вторых у них не было полноценной «свиты», которая и делает их «королями».
В конце 60-х – начале 70-х у нас в Республике было очень много разных самодеятельных групп. На той же открытой эстраде в парке имени Тельмана за вечер могли выступить от пяти до десяти различных групп. В институтах, где проводились «вечера отдыха», при каждом факультете была такая группа. При каждом ресторане обязательно «кормилась» какая нибудь группа исполняющая ультрасовременные западные шлягеры. Во всех ДК (домах культуры) было не менее одной такой группы. На всех танцплощадках звучала эта музыка в живом исполнении. Причем это было и в Ташкенте, и в Самарканде, и в Фергане, и в Андижане, и не поверите – даже в Джизаке, в Арысе и в Той-тепе. Это только то, что я сам слышал.
Лучше всего про это время написал Андрей Макаревич в своей «За тех кто в море». У каждой группы было какое то свое название. Некоторые группы имели по одному – два звездных года, некоторые и этого не имели. А вот выстрелить удалось «Ялле», повезло им. Они очень грамотно стали включать западную музыку в свой репертуар. Например во вступлении к своему «Уч кудуку» 10 минут звучат темы из Пинк Флойда и это проходило на ура, на любом самом политизированном концерте. «Ялла» смогла перейти из самодеятельной группы на профессиональный уровень. Самое главное они ЕСТЬ до сих пор.
Мне они не очень нравятся, фактически те же «перепевщики», но карта жизни, для них, легла именно так, а не иначе, и с этим нельзя не считаться.
Trest[Цитировать]
Я не очень понял, про «поверьте на слово» Я родился в Ташкенте в 1952 году и всё, о чем Вы пишете, естественно знаю. Вырос я в самом центре и Парк Горького и Сквер и Тельмана и ОДО,- это всё было нашей территорией, «центровых» У вас был Володя, а у нас Марик Каганов, у которого мы также переписывали фирменные диски. И все более-менее значимые концерты, также не прошли мимо. Прочитайте мою статью «Рок группы Ташкента,история» на этой же странице.
Владимир[Цитировать]
Владимир. Мы сами строгали, паяли, а после этого еще и пытались что то «лабать». И если по техническим вопросам мы были хорошо «подкованы» , то по музыкальным вопросам была полная «лажа», что исполнять – давайте «рочешник», он сейчас в «фаворе», но нот нет, текстов нет, репетировать по 3 – 4 часа в день не реально, надо работать и учиться. На выступлениях некоторые участники откровенно «сачковали». Приезжала сюда в 90-х «Машина времени» и поздно вечером выступала на стадионе «Старт», так Макаревич пинками под зад заставлял работать своих «сачков».
Мы с вами смотрим на эту тему с разных позиций и под разными углами зрения, потому у каждого немного своё видение. В целом общее видение темы у нас совпадает, а вот детали, у каждого, все равно будут только свои.
Trest[Цитировать]
Кстати, насчёт Макаревича — его многие рокеры не считают за своего, но у него немало замечательных песен… Как он сам спел — «Меня очень не любят эстеты, за это я тоже их не очень люблю…»… Но единственное портит удовольствие от прослушивание его песен — он малость «не дружит с русским языком» — есть некоторые неточности в песнях:
1. «Звёзды не ездят в метро» — «…Бьёмся, как рыбы в стекло…» — лучше бы заменил рыб на птиц:)))…
2. «Рыбак рыбака» — «Всё в этом мире не ново…» — здесь можно было ВСЁ заменить на НИЧТО — смысл был бы тот же, а звучало бы лучше…
Фаррух[Цитировать]
Фаррух. Самому Макаревичу без разницы кто и кем его считает. У него есть собственная вилла на берегу Средиземного моря и всё остальное, что положено на его уровне, «в комплекте». Это и есть та цель к которой стремятся все артисты. О признании или о не признании говорят лишь когда уровень дохода от его лицедейства ещё не очень высокий.
Trest[Цитировать]
Но, согласитесь, что величина таланта не сильно влияет на величин гонорара, точнее не в первую очередь…Сейчас сё зависит от «гонора» «звезды»:)))… И очень жаль, что, к примеру, записи вышеуказанной группы СКИФЫ не так то легко достать… а я бы с удовольствием послушал их, дабы познать их творчество…
Фаррух[Цитировать]
Привет,ребята!С интересом читаю Ваши мнения.Возможно,что мы(«Скифы»)и имели такое «воздействие» на слушателей,и нас именно так и воспринимали…на самом деле-всё было проще.Был огромный азарт,разрозненная муз.информация(которую мы и собирали в «себе»),и желание работать,работать и работать.Что касается последнего,мы ввели практику ночных репетиций(молодость),начинали в 12 ночи,а к первым трамваям-«шлёпали» домой…конечно же,это не могло не сказаться на сыгранности группы.Кстати,»Скифы»появились в 1969 (а не в 1970)году,когда я познакомился с Григой Пушеном…
Alex[Цитировать]
Да и творчество у нас с Григой было совместным,он приносил»идею»,мы на репетиции её развивали,добавляли каждый что-то своё,анализировали,были, как бы и слушателями тоже,оставляли финальный вариант и уже потом»закрепляли»…Работать было интересно,хотя»фирму» работать-запрещали..мы старались находить лазейки,так что наш «уход»,в польский рок и был таким выходом.Но потенциал был большим,и с приходом Чеснока,это явно проявилось…как раз,подоспела поездка в стройотряд на Алтай,куда мы взяли аппаратуру,днём работали,вечером готовили новую программу…вернулись в Ташкент,почти с полным концертом Сантаны и тд.
Alex[Цитировать]
А где записи этого концерта и всего остального? Для ташкентцев вы интересней самого Сантаны.
AK[Цитировать]
У меня была в молодости (1974) запись самого Чеснокова из Скифов — импровизация и попури на гитаре, соляга, так там как раз были две вещи из Сантаны, самые популярные, «Магическая женщина» и «Бейбе» — так условно я их назвал но Вы наверное поняли.
Скляревский Е.[Цитировать]
«О, бейби» — как я мог забыть этот Гимн Молодежи 70-х :)
AK[Цитировать]
Мы были слишком легкомысленными,тогда…не хотелось «терять»время на запись,да и где мы могли это сделать?Более-менее проф.студия была на «Узбекфильме»,но там мы писались уже по отдельности,когда»разбежались»,да и в других составах… Не думаю,что если бы нас и записывали в то время, вы бы услышали, что-то сногшибательное(по отношению,к сегодняшнему дню)…да была хорошая сыгранность, драйв,и публика заводилась дико(это в те-то времена)-мы были ни на кого не похожи в Ташкенте.В принципе,всё сохраняется и до сегодняшнего дня…и публика так-же реагирует…только в другой стране.С уважением.Алик Козленко(Торонто)
Alex[Цитировать]
Алик, неужели нигде нет фонотеки ташкентских рок-музыкантов? И современные вещи послушать интересно (раз уж Вы попали в историю :)
AK[Цитировать]
АК Я понятия не имею,может где-то,у кого-то…Помню,нас записывали в радиорубке спорткомплекса»Юбилейный»в 1970 году(или1971)-был 1й конкурс Ташкентских групп…но как нас тогда могли «писать»?На плёнку?
Alex[Цитировать]