#нетвойне

Архитектура солнечного города Фото

Раиса Дорошина

Узбекистан в полной мере заслуживает звание края света и тепла. Здесь, в среднем, насчитывается более 300 солнечных дней в году. Эта особенность послужила поводом к поиску архитектурных средств создания комфортных условий для жизни.

Художественные решётки ̶ панджара, в архитектуре Центральной Азии предназначались для оформления и защиты световых проёмов. Со временем они приобрели и декоративную функцию. Их выкладывали из кирпича, вырезали из дерева или камня, отливали из ганча, смеси глины и гипса. В дошедших до нас памятниках средневекового зодчества резные детали составляют обязательный элемент едва ли не каждого здания. Признавайтесь, вы их уже видели?

Солнцезащита один из основных архитектурных приемов в регионах с жарким климатом. Она представляет собой систему конструктивных решений, которые защищают помещения от перегрева, вызванного прямыми солнечными лучами.

Новое прочтение и применение солнцезащита получила в модернистской архитектуре Ташкента 1960-1980 годов. Большое внимание уделялось сочетанию функциональности и эстетичности зданий. Солнцезащита стала важным элементом проектов того времени, сформировавшим в последующем неповторимый облик города.

Гостиница «Узбекистан» по праву признана одним из символов Ташкента. Здание построено в 1974 году в самом центре столицы. Главный фасад, расположенный навстречу послеполуденному солнцу, часто сравнивают с раскрытой книгой. Именно здесь архитекторы И. Мерпорт, Л. Ершова и Е. Рощупкин применили легкую бетонную решётку ритмично повторяющиеся квадратные модули, оберегая гостиничные номера от избытка солнца. Так, функциональное решение одновременно стало выразительным декоративным приемом, запоминающимся и узнаваемым.

Еще один пример синтеза архитектуры и декоративно-прикладного искусства демонстрирует здание Государственного музея истории Узбекистана, оформление фасада которого напоминает искусно выполненную резную шкатулку с драгоценностями. В первоначальной задумке авторов Е. Розанова и В. Шестопалова элементы солнцезащиты с симметричным рисунком ограждали стеклянный объем четырехэтажного здания музея. Особенно эффектно этот прием смотрелся в вечернее время. В ходе эксплуатации по внутреннему периметру появились перегородки, создающие дополнительную защиту экспонатов от солнца.

После успешной реализации проекта музея авторский коллектив был приглашен для проектирования еще одного значимого объекта – Дворца Дружбы Народов, 1980 г. Здесь так же был использован приём с солнцезащитой. Самые внимательные могут заметить применяемый ранее в музее элемент — треугольники. Они создают первый декоративный ярус, своеобразный пояс, которым обхвачено здание киноконцертного зала. Части, расположенные выше придают больше торжественности. В многогранные детали парапета, напоминающие сталактиты, это ещё одна интерпретация мотивов средневековой архитектуры, встроена подсветка.

Детали солнцезащиты присутствуют даже на ташкентской телебашне, 1985 г. Они украшают два пятиэтажных яруса: на уровне смыкания опор и на 225-метровой отметке. Каждый ярус объединен по фасаду ажурной решеткой, геометрический рисунок которой напоминает, уже упомянутую, традиционную средневековую панджару.

Солнцезащитными модулями декорированы не только сооружения культуры и искусства. Их можно также встретить на административных зданиях и жилых домах. Например, на офисном здании, построенном в 1937 году на перекрёстке современных улиц Амира Темура и Шахрисабской, в 80-е годы были смонтирована алюминиевая конструкция с повторяющимся орнаментом из восьмиконечной звезды-одного из самых распространённых символов в культуре и религии Востока.

Говоря о солнцезащите, нельзя не упомянуть об её применении в строительстве типовых многоэтажных жилых домов после землетрясения 1966 года. Во многом, заслуга этого успеха принадлежит братьям Петру, Николаю и Александру Жарским. Авторы знаменитых мозаик, вдохновляясь восточными орнаментами, также создавали уникальные сквозные рельефные панели, для декорирования балконов и лоджий. Эти решения объединили в себе утилитарность, устойчивость к климатическим условиям и уважение к традициям.

В новой архитектуре Ташкента элементы солнцезащиты продолжают применяться, однако их форма, назначение и материалы изменились. Чаще всего они используются в качестве декоративного элемента. Вероятно, это связано с тем, что при строительстве используют усовершенствованные системы охлаждения, энергоэффективные стеклянные фасады, жалюзи. Последние годы интерес к архитектурному наследию, частью которого можно считать элементы солнцезащиты, увеличился: проводятся выставки, дискуссии и конференции, публикуются новые издания. Эта положительная динамика вселяет надежду о перерождении «решеток от солнца» в новые архитектурные шедевры.

«Журнал Uzbekistan Airways, 1, 2025»
Раиса Дорошина

5 комментариев

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.