Архитектура солнечного города Фото
Раиса Дорошина
Узбекистан в полной мере заслуживает звание края света и тепла. Здесь, в среднем, насчитывается более 300 солнечных дней в году. Эта особенность послужила поводом к поиску архитектурных средств создания комфортных условий для жизни.
Художественные решётки ̶ панджара, в архитектуре Центральной Азии предназначались для оформления и защиты световых проёмов. Со временем они приобрели и декоративную функцию. Их выкладывали из кирпича, вырезали из дерева или камня, отливали из ганча, смеси глины и гипса. В дошедших до нас памятниках средневекового зодчества резные детали составляют обязательный элемент едва ли не каждого здания. Признавайтесь, вы их уже видели?
Солнцезащита один из основных архитектурных приемов в регионах с жарким климатом. Она представляет собой систему конструктивных решений, которые защищают помещения от перегрева, вызванного прямыми солнечными лучами.
Новое прочтение и применение солнцезащита получила в модернистской архитектуре Ташкента 1960-1980 годов. Большое внимание уделялось сочетанию функциональности и эстетичности зданий. Солнцезащита стала важным элементом проектов того времени, сформировавшим в последующем неповторимый облик города.
Гостиница «Узбекистан» по праву признана одним из символов Ташкента. Здание построено в 1974 году в самом центре столицы. Главный фасад, расположенный навстречу послеполуденному солнцу, часто сравнивают с раскрытой книгой. Именно здесь архитекторы И. Мерпорт, Л. Ершова и Е. Рощупкин применили легкую бетонную решётку ритмично повторяющиеся квадратные модули, оберегая гостиничные номера от избытка солнца. Так, функциональное решение одновременно стало выразительным декоративным приемом, запоминающимся и узнаваемым.
Еще один пример синтеза архитектуры и декоративно-прикладного искусства демонстрирует здание Государственного музея истории Узбекистана, оформление фасада которого напоминает искусно выполненную резную шкатулку с драгоценностями. В первоначальной задумке авторов Е. Розанова и В. Шестопалова элементы солнцезащиты с симметричным рисунком ограждали стеклянный объем четырехэтажного здания музея. Особенно эффектно этот прием смотрелся в вечернее время. В ходе эксплуатации по внутреннему периметру появились перегородки, создающие дополнительную защиту экспонатов от солнца.
После успешной реализации проекта музея авторский коллектив был приглашен для проектирования еще одного значимого объекта – Дворца Дружбы Народов, 1980 г. Здесь так же был использован приём с солнцезащитой. Самые внимательные могут заметить применяемый ранее в музее элемент — треугольники. Они создают первый декоративный ярус, своеобразный пояс, которым обхвачено здание киноконцертного зала. Части, расположенные выше придают больше торжественности. В многогранные детали парапета, напоминающие сталактиты, это ещё одна интерпретация мотивов средневековой архитектуры, встроена подсветка.
Детали солнцезащиты присутствуют даже на ташкентской телебашне, 1985 г. Они украшают два пятиэтажных яруса: на уровне смыкания опор и на 225-метровой отметке. Каждый ярус объединен по фасаду ажурной решеткой, геометрический рисунок которой напоминает, уже упомянутую, традиционную средневековую панджару.
Солнцезащитными модулями декорированы не только сооружения культуры и искусства. Их можно также встретить на административных зданиях и жилых домах. Например, на офисном здании, построенном в 1937 году на перекрёстке современных улиц Амира Темура и Шахрисабской, в 80-е годы были смонтирована алюминиевая конструкция с повторяющимся орнаментом из восьмиконечной звезды-одного из самых распространённых символов в культуре и религии Востока.
Говоря о солнцезащите, нельзя не упомянуть об её применении в строительстве типовых многоэтажных жилых домов после землетрясения 1966 года. Во многом, заслуга этого успеха принадлежит братьям Петру, Николаю и Александру Жарским. Авторы знаменитых мозаик, вдохновляясь восточными орнаментами, также создавали уникальные сквозные рельефные панели, для декорирования балконов и лоджий. Эти решения объединили в себе утилитарность, устойчивость к климатическим условиям и уважение к традициям.
В новой архитектуре Ташкента элементы солнцезащиты продолжают применяться, однако их форма, назначение и материалы изменились. Чаще всего они используются в качестве декоративного элемента. Вероятно, это связано с тем, что при строительстве используют усовершенствованные системы охлаждения, энергоэффективные стеклянные фасады, жалюзи. Последние годы интерес к архитектурному наследию, частью которого можно считать элементы солнцезащиты, увеличился: проводятся выставки, дискуссии и конференции, публикуются новые издания. Эта положительная динамика вселяет надежду о перерождении «решеток от солнца» в новые архитектурные шедевры.
«Журнал Uzbekistan Airways, 1, 2025»
Раиса Дорошина
Все таки была архитектура, не то что сейчас — типовые стекляшки небоскребы и новостройки по похожему дизайну. Скучно стало и не красиво.
Руслан[Цитировать]
У Ремпеля лучше получалось писать об этом. Потому что всё новое, это хорошо забытое старое.
Л. РЕМПЕЛЬ ПАНДЖАРА-АРХИТЕКТУРНЫЕ РЕШЕТКИ И ИХ ПОСТРОЕНИЕ
Чертежи Б.Дмитровского.
https://1024terabox.com/s/1m6Drz5R8vuzKfH6QPf18Pw
Secret Uzbek[Цитировать]
Писали про книгу эту:
EC[Цитировать]
Здание Ташкентского цирка тоже украшено интересной панджарой. Архитекторы здания Г.М.Александрович, Г.Масягин, инженеры С.Беркович, Р.Муфтахов.
Zimfira[Цитировать]
Почему было? Его что снесли, пока меня нет в городе? И почему об этом нигде не писали?
Secret Uzbek[Цитировать]