Тамара Ханум о Берте Давыдовой Искусство История Ташкентцы
Рано Шарипова
О МАМЕ ГОВОРЯТ СТАРЕЙШИНЫ… ТАМАРА ХАНУМ (Народная артистка СССР)
Я хочу сказать…, то, что сделала Бертахоним в искусстве, это был подвиг! В те суровые, послереволюционные годы так смело выходить на сцену и играть роли узбекских героинь, первые роли…, нужно было быть героем! Она была подвижницей! Я была свидетельницей того, как она работает, видела, как она борется за своё артистическое реноме, за то, чтобы стать актрисой ведущих театров. Проявив отвагу, небывалый энтузиазм, патриотизм и преданность Родине, она стала Героиней Театра!
Все роли, которые исполняла Берта в спектаклях «Фархад и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Гульсара», «Тахир и Зухра»…, в тех, которые были в то время, она неизменно их играла много лет и много лет в этих ролях творила. И даже когда режиссёр менялся или вместо неё хотел поставить других…, он видел — то, что делает Берта, те образы, которые она создаёт, никто создать не может. Будь то молодая героиня или характерная, или она играла старух, неважно, важно было то, что её талант проявлялся во всех ролях, которые она исполняла. И это было очень значимо! В этом была наша сила! И это было самое главное.
Её талант проявлялся во всех ролях. Не каждая молодая актриса хотела бы играть старух. Мы же были девчонками, нам было по 18 лет!
За роль зловещей старухи Ёсуман смело взялась Берта. ОНА БЫЛА ПЕРВОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНИЦЕЙ РОЛИ ЁСУМАН В СПЕКТАКЛЕ «ФАРХАД И ШИРИН». Несмотря на свой юный возраст, она создала блистательный образ и для молодых узбекских актрис стала наглядным примером и большим стимулятором. Эта роль в спектакле стала захватывающей и центральной настолько, что потом Мукаррам Тургунбаева тоже сыграла Ёсуман. Она загорелась этой потрясающей ролью и Берта в этом стала для неё педагогом. После Мукаррам эту роль сыграл Исахар Акилов, а после него — Фазлиддин Шамсуддинов…
Мы были счастливы, когда видели, что можем создавать роли в спектаклях по произведениям великого Алишера Навои, интернациональные спектакли. Сейчас этим никого не удивишь, а тогда это было поразительно, знаменательно и очень важно! Это был культурный взрыв! Это была наша победа! Это была революция в искусстве, которая установила первый фундамент для того, чтобы появились театры «Мукими», «Хамза», «Навои».
Принято считать, что фундамент театров «Мукими», «Хамза», «Навои» создали такие как Кари Якубов, Тамара Ханум, Халима Насырова… Но мне кажется, что сначала я должна произнести имя БЕРТЫ…, потом остальных. Она стала примером, стала образцом для наших узбекских актрис и их мощным стимулом!
Это очень важно ещё и потому (сегодня уже можно об этом говорить: гласность есть такая), что она, являясь местной, туземной бухарской еврейкой, СТАЛА ПЕРВОЙ АКТРИСОЙ УЗБЕКСКОГО ТЕАТРА !!! В этом весь смак и смысл нашей жизни, в этом есть интернационализм, и мы победили, создали узбекское искусство, поставили его на постамент, который сами же соорудили. И мы гордимся сегодня – фанатики от искусства, именно фанатики, и самой страстной фанатичкой и оптимисткой была БЕРТА, и это при всех трудностях, при всём ужасном окружении, при том, что отношение было нехорошее и к национальности, и к этому жанру. Мешало всё – и национализм, и феодализм, всё было направлено против искусства, и всё равно мы выкарабкивались!
Я же армянка, и меня пожирали из зависти и ненависти. Были угрозы, во всём проявлялся национализм. Поэтому я остро чувствовала боль других, понимала Берту.
Её цель в искусстве была – защитить, вытащить народное творчество, показать его миру, свету! ВОТ ОТКУДА ИДЁТ НАЧАЛО ВСЕХ НАЧАЛ !!! Об этом никто не знает, никто и не скажет.
Я горжусь тем, что могу и сегодня постоять за людей, которых уже нет, но которые построили вот этот ДОМ. Дом, в котором надо свято хранить Узбекское народное искусство.
Бертахон отличалась от всех, её ни с кем нельзя было спутать или сравнить. Она была женственной, красивый жест, походка, яркое, очень неординарное лицо. Она не была забитой, была жизнерадостной, энергичной, твёрдого характера, острой на язык, была видной, изящной, изысканно одевалась, и при этом, была очень скромной. Одним словом, была не как все.
Я её хорошо помню на Ферганском Канале. Помню её яркие, красочные выступления в концертах, которые мы давали почти два месяца, и особенно её сольные концерты…!!!
Берта была истинной актрисой, в каждой роли создавала образ, не похожий на другой: Лейли — она одна, Ширин – совершенно другая.
В 1927-29 годы она особо отличалась и в ЛАПАРЕ ! У нее был потрясающий ансамбль! ОНА ОЧЕНЬ ХОРОШО ПЕЛА И ТАНЦЕВАЛА.
…Я всегда вспоминаю книгу японского писателя Кобо Абэ «Женщина в песках». Так вот, жанр лапара, его корни, мы создали на том самом «голом песке». Из этих песков мы выкарабкивались, чтобы воссоздать, возродить этот исконно народный жанр. ЛАПАРУ МЫ ОТДАЛИ ЖИЗНЬ, вдохнули в него новую силу, это очень важно! Он содержит в себе самую большую, самую главную суть! И если мы от него отдалимся, мы оборвём связь с нашим национальным искусством.
Я могу много рассказать о человеке, который, помимо Театра, стоял у истоков нашего МАКОМА. Я знаю очень многих певцов, певиц, но КАЖДАЯ ЭПОХА РОЖДАЕТ СВОЕГО ГЕРОЯ !!!
Берта действительно была ГЕРОИНЯ, была ЗВЕЗДОЙ МАКОМА.
Никогда не забуду её пение. Когда мы за кулисами готовились к выступлению, мы всегда слушали, как она пела.
Многое можно рассказать…, но я скажу только о том, что в Узбекистане мы имели замечательных звёзд от первых узбекских, таджикских, еврейских певцов. Но среди женщин звёзд было мало. Так вот, БЕРТАХОНИМ БЫЛА ИМЕННО ТОЙ ЯРКОЙ ЗВЕЗДОЙ, о которой нужно говорить.
Это была изумительная танцовщица, сильная певица и мощная драматическая актриса. Это была истинная женщина. Это была Мать!
Она была замечательным человеком, умница, наставница (устоз): «Надо, значит научу…», «надо, значит пойду…»,«надо – буду петь…», «надо – сыграю роль…». В работе слова «нет» она не знала. В любое время была готова влиться в любой спектакль, заменить заболевшую коллегу, выручить театр: ей были подвластны любые музыкальные стили и театральные жанры. Такая святая простота, фанатичная влюблённость в свою профессию не приобретается, не покупается на базаре, нигде, ни в Москве, ни в университетах, ни в каких-либо институтах. С этим люди рождаются! Великодушие, бескорыстность, щедрость в ней были настолько велики, что она всегда нас этим покоряла. Она была на редкость добрым, отзывчивым человеком и надёжным другом. Ей можно было доверить всё, любую тайну, и мы доверяли — и Халима, и Мукаррам, и я. Это была необычайно интересная, неординарная и благородная личность.
Я счастлива, что была коллегой и соратницей такой великой женщины!
Не могу не рассказать о доме и семье Берты, где я бывала множество раз и одна, и с Кари Якубовым. Приходили по творческим вопросам, бывали на их семейных торжествах − они были особенными!
Я всегда восторгалась пышными застольями и поражалась тому, как Берта умудрялась сочетать нелёгкий график работы в театре, плюс концертные нагрузки… с уютом и порядком в такой большой семье, во главе с её талантливым мужем — Байзо Шариповым…?!
Два фаната, страстно влюблённых в искусство, два редких самородка! Красивая была пара. Они буквально светились! Ими любовались!
Мы с Кари Якубовым очень симпатизировали этой семье, обожали Байзо ака. Он был необычайно одарённым, образованным и обаятельным человеком, блистательно исполнял макомы, шашмакомы, народные узбекские, таджикские песни, и даже русские…! Однажды мне довелось услышать в их доме на «Сквере», с какой молодецкой удалью он исполнял песню из кинофильма «Большая жизнь»:
Спят курганы тёмные, Солнцем опалённые, И туманы белые Ходят чередой, Через рощи шумные И поля зеленые, Вышел в степь донецкую Парень молодой...
* * *
И такое было…. Как большой знаток классических шедевров и наставник ведущих артистов Театров, он знал и с легкостью исполнял все основные арии из узбекских спектаклей, писал изумительные стихи, пел песни собственного сочинения, аккомпанируя себе на дутаре, тамбуре, пел дуэтом с Бертой, с Халимой… Жаль, что нет ни единой его записи на магнитной ленте. Он этого не хотел.
Те неповторимые, самобытные вечера до сих пор в моей памяти…
Они незабываемы…!
13. 12. 90.
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.