#нетвойне

Детские воспоминания военных лет История

Владимир Соколов

Воспоминания детства – они всегда как-то сглажены, как бы адаптированы к сегодняшнему восприятию. В десять лет не умеешь анализировать и не с чем сравнивать. И хорошее, и плохое воспринимаешь как должное и нормальное.

Поход, скажем, в баню – это была серьезная операция на весь вечер. Ходили раз в 10-15 дней. Как правило, всей семьей. В очереди сидели час-полтора. Но при бане всегда была парикмахерская, где за время ожидания можно было постричься.

У отца была служебная машина (грузовая полуторка). Он приезжал домой часов в шесть, ужинал и ложился спать на час-полтора. Опять приезжала машина, и он ехал на работу часов до одиннадцати. Так работали многие госслужащие. Вечером во всех учреждениях горел свет.
Медицина была бесплатной. От мелких болячек до серьезных операций. И она действительно была таковой. Ни врачам, ни сестрам ничего в карман не совали и со своими бинтами и шприцами в клинику не шли. А люди тогда болели много. Оплачиваемый бюллетень выписывали без проблем. Были и частники. Рядом с нашим двором (коммунальным) был частный двор зубного врача. Однажды мама сказала, что сидела в очереди рядом с Людмилой Целиковской (Мосфильм ведь был эвакуирован в Ташкент). Тогдашняя звезда номер один советского кино сидела в общей очереди!
Вечерами в городе было опасно. Чаще всего снимали часы (наручные недавно появились и стоили дорого). И раздевали, частично или полностью. Кроме профессиональных воров и грабителей полно было малолетней шпаны. Этим пырнуть человека ничего не стоило. Учитель немецкого языка как-то рассказал: «Вчера меня чуть совсем не раздели. Но кто-то узнал и крикнул: «Пацаны, это же наш Исак!» Все тут же разбежались».
Но во время войны в классе (да и во всей школе) не помню случая, чтобы кому-то ставили отметку по блату или за деньги. (Это все появилось в 50-х годах после смерти Сталина). На второй год могли оставить любого.
Электроэнергия стоила не дорого, но все-таки керосинки и примусы были незаменимы. Керосин развозили по улицам на бричках. Возничий в рупор кричал: «Керосииин!», и все бежали с бидонами. Керосиновая лампа была в каждой семье.
В кино в начале фильма минут 10 показывали кинохронику – киножурналы обо всем. Несмотря на откровенную пропаганду, при тогдашнем дефиците информации их смотрели с интересом. На улице Ленина был кинотеатр, где эти журналы гоняли с утра до вечера, и можно было зайти и выйти в любое время.
А мороженое было трех видов: молочное, сливочное и крем-брюле (фруктовые и эскимо появились позже). Конечно, ледяной комочек, зажатый между двумя вафельными кружочками, не сравнить с современными пломбирами и пр., но почему-то тот вкус и сейчас вспоминается как нечто волшебное!
Бывает тяжесть воспоминаний, бывает радость. Чем глубже копаешься в памяти, тем чаще всплывает то, что хочется вспомнить.
В детских играх конца военных лет почему-то превалировала пиротехника. Продавались отлитые алюминиевые пистолеты с пистонами, глиняными пробками с порохом и пр. Они не выстреливали, только взрывались. Гораздо интереснее были самоделки. Те же пробки мы вставляли в проволочные кольца, которые можно было бросить под ноги прохожему. Эффект огромный: люди шарахались как от настоящего взрыва.
А чего только мы ни делали с карбидом (кальция), который был легкодоступен. Самое интересное, когда выкапывали цилиндрическую ямку, бросали на дно кусочек карбида, чуть водички и плотно затыкали консервной банкой дном вверх. В дне делали маленькую дырочку. Скапливался ацетилен, к дырочке подносили огонек. Взрыв, грохот, и банка летела вверх на десяток метров.
Рядом с нашей улицей была организация под названием «Взрывпром», которая в частности занималась взрывами ледяных заторов на реках. Использовали бездымный порох (горит даже в воде). При тогдашней халатности хранения достать порох было не трудно. Не надо было даже воровать. За забором (с дырками и лазейками) порох валялся по всему двору.
У каждого мальчишки было полно этого добра. Порох был в виде пластинок, шариков , трубочек, шнуров и пр., причем, разных цветов. Можете представить себе, какое раздолье для фантазии! Если, например, набить пластинками спичечный коробок, поджечь и подбросить, то он иногда долго летал, выписывая зигзаги. А какие делали фейерверки!
А какое удовольствие рулончик кинопленки (старой, целлулоидной) затолкать в замочную скважину соседу Глауберзону и поджечь. Комнаты наполнялись едким дымом. Глауберзон с женой открывали дверь и вениками выгоняли вонючий воздух. (Соседа все не любили, и про него ходили разные слухи).
Почему-то везде было полно серы. Из нее получались прекрасные факелы. И спички. Настругаешь палочек, мокнешь их в кипящую серу и все. Я даже продавал их на улице связками по 20 штук. И брали. Хотя качество не ахти, зато вдвое дешевле обычных спичек.
Только вот в войну во время войны мы не играли: все-таки Ташкент – глубокий тыл.

2 комментария

  • Фото аватара виолав:

    «…фруктовое и эскимо появились позже».

    Фруктовое было сразу с 41 года.
    ГОСТ 117-41 «Мороженое сливочное, мороженое пломбир, фруктово-ягодное, ароматическое», который был введён 12 марта 1941 г.

    «… ледяной комочек, зажатый между двумя вафельными кружочками».
    Не застала кружочки, в мою бытность были брикеты с квадратными вафлями.

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.