Русский след История

Юрий Флыгин, историк, публицист

В предыдущее столетие за пределами Отечества сформировалась многочисленная русская диаспора. Её образование как мирового явления началось на рубеже XIX-XX веков и происходило волнами, связанными с переломными событиями российской истории. Многократное увеличение числа зарубежных соотечественников произошло после одного из величайших геополитических катаклизмов прошлого века – распада Советского Союза в 1991 году.

Ныне русские входят в первую пятёрку народов, имеющих наиболее многочисленные диаспоры в рассеянии. Русская диаспора в мире в совокупности насчитывает более 30 млн человек. Замечательный российский учёный и публицист Игорь Шафаревич писал в 2005 году в предисловии к своему сборнику статей «Русофобия»: «После распада Советского Союза русский народ оказался разделённым между несколькими государствами, подобно немецкому после конца Великой Отечественной войны».

В действительности же положение русского народа было гораздо более драматичным, нежели положение немцев. Ведь немцы были разделены лишь на два государства, и в обоих они являлись основным по численности народом. Русские же в результате дезинтеграции Союза оказались, кроме России, ещё в 14 государствах, и во всех они оказались меньшинством, а в некоторых постсоветских странах даже преследуемым.

Конечно, говоря о русской диаспоре в мировом масштабе, надо иметь в виду, что в её состав входят не только этнические русские, но и представители других народов Советского Союза, объединяющим фактором для которых является русский язык. Но применительно к Узбекистану, так же как и к остальным странам бывшего Союза, мы можем говорить именно о русской диаспоре, поскольку другие некоренные народы этих стран идентифицируют себя, как правило, отдельно.

Русская диаспора Узбекистана является одной из старейших диаспор соотечественников за пределами нынешней России. Русское население живёт на территории Узбекистана уже порядка 150 лет. Упоминавшийся распад бывшего Союза в одночасье определил ему статус зарубежной диаспоры.

Народы России и Узбекистана, равно как и остальных стран Средней Азии, в течение многих веков находились в относительном соседстве, а в последние полтора века около 130 лет жили в общем политическом и экономическом пространстве.

Первые контакты русских людей с народами Средней Азии уходят во времена средневекового Русского государства. Конечно, они носили лишь эпизодический характер. Участники таких контактов были очень немногочисленны и все подобные эпизоды не оказывали сколь-либо заметного влияния на быт, общественно-политическую и хозяйственную жизнь своих стран.

Со второй половины XVI века контакты России со Средней Азией приобретают относительно регулярный характер. В это время устанавливается контроль Русского государства над всем течением Волги, русские пределы приблизились к среднеазиатским землям. Астрахань в низовьях Волги в течение двух веков была для русских своего рода «воротами в Азию».

С ХVIII века российско-среднеазиатские связи становятся более широкими и разнообразными. Основой для них в первую очередь был торговый интерес. Россия постепенно становится ведущим торговым партнёром для стран Средней Азии. И Россия также ценила торговую привлекательность среднеазиатских стран. За последнюю четверть ХVIII – первую половину XIX в., то есть за 75 лет, торговый оборот России со Средней Азией вырос в 13 раз. Характеризуя важность для Средней Азии торговли с Россией, один из исследователей середины XIX века писал: «Мы шлём в Среднюю Азию такого рода товары, которые в целом Туране составляют предметы самых необходимых потребностей всего народонаселения».

В XVIII веке Средняя Азия входит в сферу внешнеполитических интересов России. Но ещё гораздо раньше, в середине ХVII века, тогдашний руководитель русской дипломатической службы А.Л. Ордин-Нащокин, по утверждению выдающегося русского историка В.О. Ключевского, вполне осознавал значение для России отношений со странами Востока и старался наладить торговые связи с Персией, Хивой и Бухарой.

Среднюю Азию в ХVIII и первой половине ХIХ века посещали в первую очередь купцы и дипломаты. Именно русские дипломаты были первыми из европейцев, составившими обстоятельные описания государственного управления, хозяйственной жизни, обычаев, образа жизни и быта среднеазиатских народов. Список имён русских дипломатов, внёсших вклад в изучение Средней Азии, велик. Среди них – И.Д. Хохлов, И.В. Виткевич, Е.К. Мейендорф, Н.В. Ханыков, Г.И. Данилевский, Н.П. Игнатьев.

В 1796-1797 гг. российское посольство во главе с С. Телятниковым и А. Безносиковым впервые посетило Ташкент, который тогда был центром самостоятельного владения во главе с Юнусом Ходжой. Тот обратился к российскому правительству с просьбой о военной помощи. Такую же просьбу повторили побывавшие в конце 1797 года в Петербурге послы Юнуса Ходжи. Они сообщили о желании ташкентского правителя быть под покровительством России.

Среди русских дипломатов отметим имя Е.П. Ковалевского, который одновременно является и выдающимся востоковедом. Хотя он сам никогда не был в Ташкенте, но именно ему Ташкент в известной мере обязан своим столичным статусом. В марте 1862 года на правительственном заседании он предложил образовать особую административную единицу для управления казахскими землями, население которых вошло в состав Российского государства, «назначив местопребыванием [администрации], по удобству местности, Ташкент».

В XVIII – первой половине XIX в. в среднеазиатских ханствах появляются первые группы постоянно проживающих россиян. Это были люди, захваченные в приграничной полосе в ходе грабительских набегов и потом проданные в рабство в среднеазиатские пределы. К середине XIX века таких пленников находилось довольно много. Российский посланник петровских времён Ф. Беневени утверждал, что пленных русских людей в Бухарии содержится до двух тысяч человек. В первой половине XIX в. численность «русских пленников в среднеазиатских государствах по различным данным колебалась от нескольких сотен до нескольких тысяч человек».

Именно освобождение этих пленников явилось одной из целей российского движения в Среднюю Азию. Положение пленников было ужасным. Хотя многие русские люди «дослуживались до довольно высоких дипломатических и военных постов, благодаря своим умениям и навыкам, образованности и талантам».

На новый уровень отношений народы Средней Азии и России выходят во второй половине XIX века, когда Средняя Азия стала частью Российской империи. Если до этого контакты затрагивали лишь представителей власти, посольские миссии, торговлю, то теперь они охватывали более значительные сферы местной жизни – экономику, социальные отношения и быт.

С середины ХIХ века русские люди начинают поселяться в Туркестане, в том числе на территории нынешнего Узбекистана. Сначала это были в основном чиновники и военные. Появляются русские кварталы в местных городах, формируются небольшие русские общины. На территории Узбекистана русское население в сельской местности было крайне незначительным. Постепенно состав русских общин становится более разнообразным, появились рабочие, крестьяне, рядовые служащие, представители интеллигенции.

Появление в Туркестане европейского, преимущественно русского населения, повлияло на конфессиональную структуру региона, он становился более поликонфессиональным. Формируются христианские общины. Однако это, как правило, не приводило к конфликтам на религиозной почве. Наоборот, в регионе укреплялся и расширялся опыт межконфессионального общения и добрососедства.

Конфессиональному согласию содействовала разумная политика государственной власти и Русской Церкви, совершенно не поощрявших в регионе прозелитизм и миссионерство.

Согласию и добрососедству способствовали и искони свойственные русским людям веротерпимость и доброжелательное отношение к людям иной веры. Во многом благодаря этому в регионе созидалась атмосфера взаимоуважительности и межнационального добрососедства – этих замечательных качеств, которые до сих пор ярко характеризуют отношения между народами в среднеазиатском регионе. Заслуга русского народа в их утверждении исключительно велика.

Очень большое влияние на формирование характера русского народа, его поразительного умения находить взаимопонимание с другими народами, имело то обстоятельство, что, начиная с ХVI века, Русское государство развивалось как полиэтническая и поликонфессиональная евразийская держава. «Этнокультурный облик русского народа [складывался] на богатом основании, сочетающем в себе как европейские, так и восточные элементы, унаследованные в результате длительного и богатого событиями исторического развития».

Административным центром новообразованного в 1867 году Туркестанского генерал-губернаторства стал Ташкент. Он был очагом формирования крупнейшей в Средней Азии русской общины. Ташкент в Средней Азии середины XIX века был очень многонаселённым городом по меркам того времени. В 1865 году его население составляло, по экспертным оценкам, около 106 тысяч человек. Это было исключительно местное, мусульманское население. Появившееся в 1865 году в Ташкенте малочисленное европейское население росло крайне медленно.

В 1871 году количество жителей новой, «русской», части составляло всего 2073 человека. Причем это были не только русские. Так называемый «русский город» таковым был лишь по названию, в действительности же он с самого начала формировался как многонациональный. В этом же 1871 году из 2073 человек русских насчитывалось лишь 1289 человек, около 450 было узбеков и казахов. Местные жители, особенно зажиточные, охотно селились в европейской части. Относительно крупными общинами были представлены немцы, евреи и татары.

Русское население Туркестана отличалось, как правило, хорошей образованностью, а это определяло его разносторонние интересы. Среди русских администраторов, офицеров, педагогов, служащих, представителей духовенства было практически повсеместной практикой членство в различных просветительских, научных, благотворительных, литературных, музыкальных обществах.

В Ташкенте в 1883 году проживало около 5000 человек русского населения. При этом выписывалось из столиц Империи 1353 экземпляра периодических изданий, в том числе такие как «Вестник Европы», «Отечественные записки», «Московские ведомости», «Новое время», «Восточное обозрение», «Нива» и другие. Получается, что каждая семья выписывала 1-2 периодических издания.

Русские люди стали в Туркестане зачинателями таких явлений современной цивилизации, как музеи, театры и кинотеатры, общедоступные библиотеки и парки, газеты и журналы, выставки, больницы, благотворительные общества, организации кредита и страхования. Исключительно огромным было русское влияние в производственной сфере. С русскими именами связана борьба за искоренение в регионе многих опаснейших болезней. Именно русские краеведы и учёные привлекли внимание к истории местных народов, познакомили с ней другие страны, положили начало реставрации и охране местных архитектурных памятников.

По данным Всероссийской переписи населения, в 1897 году общая численность населения в Ташкенте составляла 156 тысяч 414 человек. Из них 26,3 тысячи (17 процентов) относились к некоренному населению. На 1 января 1912 года в Ташкенте проживало «в русской части… 71192 жителя, не считая войск [с войсками на 8-10 тысяч больше – Прим. автора], и в туземной части свыше 226000». Однако, источник делает оговорку, «что данные по туземной части далеко не полны… вернее же население Ташкента надо считать до 300000».

Уникальные качества русского народа, его умение устанавливать добрые взаимоотношения со всеми народами неоднократно отмечались отечественными и зарубежными авторами. Врач и публицист И.Л. Яворский, в конце XIX века лично имевший возможность наблюдать взаимоотношения русских и среднеазиатских людей, писал: «Куда бы ни являлся русский человек, он несёт с собой и основные черты своего счастливого характера: прямоту и стремление к правде, добродушие, желание сблизиться со своими соседями, кто бы они ни были по происхождению, а в случае нужды и оказать посильную помощь».

Зарубежные авторы особенно отмечали, что русская позиция по отношению к коренным народам Средней Азии разительно контрастировала с аналогичной практикой западноевропейцев в странах с мусульманским населением, например, Англии в Индии, Франции в Алжире и Тунисе, Германии в Восточной Африке. Даже русофоб лорд Керзон писал: «Дружелюбие и откровенность русских манер… терпимость к религиозной практике… мусульманского населения… снискали русским уважение и расположение азиатских народов».

Американский дипломат и путешественник Ю. Скайлер, также не замеченный в симпатиях к России и русским, был вынужден признать, что русские люди никогда не относились в Туркестане к местным жителям «с тем презрением, которое характерно в отношениях представителей англосаксонской расы с народами [другой] культуры и цивилизации … русские офицеры и чиновники не только принимают [местных жителей] в своих домах, но в действительности встречают их, общаются с ними как с равными по социальному положению».

Эмир бухарский Ахадхан во время встречи с императором Николаем II в ноябре 1906 года заявил, что он, проезжая по Туркестанскому краю, «лично видел, что население русское равно и мусульманское, живут в мире, спокойствии».

На формирование добрососедских отношений между русскими и коренными жителями Средней Азии, в том числе Узбекистана, влиял также следующий фактор. Местное население имело возможность видеть рядом с собой не только администраторов и военных, но и простых переселенцев из России – рабочих, рядовых служащих, ремесленников, крестьян, видеть, что эти люди не имеют от власти никаких преимуществ «господствующего» народа, добывают свой хлеб собственным трудом, не отгораживаясь от местного населения. Это не могло не вызывать симпатий со стороны коренных жителей. Совместный труд, тесное общение способствовали тому, что черты нового быта проникали в веками сложившийся уклад жизни населения региона.

Ведь, скажем, жители Индии не видели у себя простых людей из Англии. Дж. Неру в своей книги «Открытие Индии» писал по этому поводу: «Даже английский рабочий и фермер… несмотря на подчинённое положение у себя на родине, испытывали гордость владельцев и властелинов. Тот же рабочий или фермер, приехав в Индию, неизбежно был бы причислен к правящему классу».

Французский путешественник барон Бенуа-Мешэн, посетивший в 1883 году Самарканд и Бухару, отмечал близкие отношения, сложившиеся в Средней Азии между русскими и местным населением: «Русский не такой иностранец, каким является англичанин по отношению к индусу. Русский солдат живёт вместе с сартом, между тем как ничто не может изменить мнение британского солдата о своём превосходстве над всеми народностями, населяющими Индостан».

ХХ век, который в жизни и русского и узбекского народов характеризуется в первую очередь многолетним совместным процессом построения общества на новых политических и экономических принципах, который, несмотря на разные издержки на этом пути, вместе с тем благоприятствовал дальнейшему укреплению уз дружбы и добрососедства между двумя народами.

Совместная работа по совершенствованию и развитию хозяйства, культуры ещё более их сближала. Тяжелейшие испытания Второй мировой войны, совместная героическая борьба против фашизма выковывали настоящее братство по оружию русских и узбеков, других народов страны.

Исключительно ярким примером беззаветного служения русских учёных, педагогов делу развития науки и образования в Узбекистане явилось открытие по инициативе русской интеллигенции университета в Ташкенте, нынешнего Национального университета Узбекистана. Содействие русских учёных и союзных государственных властей в деле развития науки в Узбекистане ярко проявилось в учреждении в республике в 1943 году, во время Второй мировой войны, Академии наук. Подобного прецедента не знает мировая история.

Исключительно велика была роль русского народа в совместном трудовом подвиге всех народов бывшего Союза по восстановлению Ташкента после катастрофического землетрясения 1966 года.

Роль русских людей очень значительна практически во всех крупных событиях и процессах хозяйственной и культурной жизни Узбекистана ХХ века – в освоении новых земель и разработке месторождений полезных ископаемых, строительстве ирригационных сооружений, заводов, электростанций, железных дорог, городов.

Известный государственный деятель Узбекистана второй половины XX века Ш.Р. Рашидов утверждал, что «вступление в общение с русским народом является основным, определяющим при оценке последствий интеграции Средней Азии в состав Российского государства».

Какой была динамика численности русской диаспоры в Узбекистане? Здесь придётся столкнуться с некоторыми трудностями при определении территории подсчёта в период до формирования Узбекистана в нынешних границах.

Впервые относительно полные сведения о численности населения в Российской империи, и в том числе в Туркестане, дала первая Всеобщая перепись населения в 1897 году. Тогда территория нынешнего Узбекистана была разделена между Туркестанским генерал-губернаторством, Бухарским эмиратом и Хивинским ханством.

В Хивинском ханстве русских практически не было, в Бухарском эмирате численность их была незначительной. Появление здесь русского, вообще европейского населения связано было со строительством Закаспийской железной дороги, Самарканд-Термезского тракта, основанием и деятельностью Амударьинской флотилии, учреждением таможенных постов, в частности, в Термезе. В конце XIX века в эмирате проживало немногим более 12 тысяч российских подданных (понятное дело, что не все они были русскими). К 1917 году численность российских подданных в Бухарском эмирате выросла до 50 тысяч человек. В обоих протекторатах перепись населения не проводилась.

По Туркестанскому краю русские в конце XIX века составляли всего 3,75% от всей численности населения, а на обследованной территории Узбекистана и того меньше – 1,9% (44,6 тысячи человек), 85% из них проживали в городах.

В первое десятилетие XX века численность русского населения на территории нынешнего Узбекистана продолжала увеличиваться очень медленными темпами. В основном рост этот достигался за счёт внешней миграции. Естественный внутренний рост за счёт рождаемости был крайне незначителен из-за высокой смертности – на это влияли непривычный климат, плохая вода, многочисленные болезни.

Существенно повлияли на национальный состав населения в Туркестане события Первой мировой войны и Российской революции 1917 года. В крае появилось значительное число беженцев и военнопленных. Но и в первом, а тем более во втором случае это было не русское население. Наоборот, в связи с мобилизацией в армию значительной частью европейского населения (коренное население на фронт не привлекалось), численность русских уменьшилась.

С начала Первой мировой войны по 1916 год по Туркестанскому краю «было мобилизовано 286,4 тысячи человек, из них большинство представителей восточнославянской диаспоры». В середине 1917 года русское население в Туркестане составляло 7,9% против 10,5% в 1915 году.

Революционные события 1917 года, гражданская война, процессы общественно-политической трансформации в первые послереволюционные десятилетия вызвали в Средней Азии довольно значительное движение в первую очередь именно европейского населения. В 1920 году в Туркестанской АССР (а это была территория всего бывшего Туркестанского генерал-губернаторства, так что приводимые данные не могут точно отражать ситуацию конкретно по Узбекистану – Прим. автора) русских проживало 536,7 тысячи человек, что составляло 10,3% от всего населения. Перепись 1926 года даёт нам численность русского населения уже конкретно по Узбекистану. Русских тогда в республике проживало 246,5 тысячи человек, это было 4,7% от общего населения.

Новое значительное движение населения и довольно быстрое увеличение числа русских людей в Узбекистане было связано с огромными народно-хозяйственными преобразованиями второй половины 20-30-х годов. Приток русских в Узбекистане в 20-30-е годы «был связан с промышленным развитием республики в годы первых пятилеток. С 1926 по 1939 годы число их увеличилось втрое (с 241 до 727 тысяч).

В ходе процесса индустриализации в Узбекистане сюда приходилось направлять из других республик Союза, в основном из России, не только квалифицированных специалистов, но и рабочих. У местного населения отсутствовали навыки индустриального труда. Всего только за 1933-1938 годы в Узбекистан из других республик прибыло 650 тысяч человек на многочисленные промышленные новостройки. Коренное население крайне неохотно шло работать на заводы, фабрики, стройки (за исключением, пожалуй, предприятий пищевой промышленности). Такое положение сохранялось вплоть до распада Союза.

Нынешняя узбекская историография пытается утверждать, что якобы «формирование рабочего класса республики шло в значительной степени на базе привозной рабочей силы, что являлось следствием имперской политики Центра». Такие утверждения совершенно не соответствуют действительному положению. Их вздорность и надуманность опровергается хотя бы тем фактом, что до 1991 года все города Узбекистана были буквально обклеены объявлениями о приглашении на рабочие места на различные промышленные предприятия, в которых никогда не содержалось и малейшего намёка на какую-либо дискриминацию по национальному и языковому принципу.

По данным Всесоюзной переписи населения 1939 года, в Узбекистане проживало 723,3 тысячи русских. Относительно всего населения республики это было 11,5%. После 1926 года численность русских выросла на 480,8 тысячи человек.

Значительное влияние на демографию Узбекистана оказала Вторая мировая война. В Узбекистан было эвакуировано значительное число людей из западных районов Союза, подвергнувшихся оккупации. Это в первую очередь были евреи, украинцы, белорусы, поляки. Русских среди эвакуированных было не так уж и много. Например, по данным израильского историка В. Дубсона, изучавшего соответствующие материалы белорусских архивов, из Белоруссии в Узбекистан было эвакуировано 20,6 тысячи человек, из них евреи составляли примерно 50%. Остальные – белорусы, поляки и другие. (Вообще цифры по эвакуации в Узбекистан в годы Второй мировой войны, постоянно приводящиеся в узбекских научных и пропагандистских источниках, не представляются достаточно объективными, не имеют источниковых обоснований и нуждаются в серьёзном изучении, без пропагандистской эмоциональности – Прим. автора).

После окончания Второй мировой войны основная масса эвакуированных вернулась в свои регионы. Но некоторая часть осталась в Узбекистане по разным обстоятельствам – семейным, в связи с работой.

В 50-е годы прошлого века в Узбекистане активно продолжалось развитие промышленности, и опять-таки это было сопряжено с привлечением работников из других республик. Согласно переписи 1959 года, в Узбекистане проживало около 1 млн 100 тысяч русских, что составляло 13,5% от всего населения. Это был самый высокий показатель относительной доли русского населения в Узбекистане за все годы. По сравнению с предыдущей переписью численность русских выросла на 324,4 тысячи человек.

Русские по-прежнему были преимущественно «городским» народом, хотя его доля в городском населении Узбекистана и понизилась – с 35,5 до 33,4%. Русская диаспора играла исключительно большую роль во всех сферах жизнедеятельности. Ее представители составляли основную массу инженерно-технических работников, педагогов, врачей, учёных, строителей, рабочих заводов, фабрик, транспорта. Вместе с тем русские специалисты с неизменной щедростью и готовностью к помощи содействовали формированию национальных кадров во всех отраслях производства, образования, науки, культуры.

К следующей переписи 1970 года численность русских в Узбекистане выросла на 382,8 тысячи человек, достигнув 1473,5 тысячи. Однако их удельный вес несколько понизился и составил 12,5%. Это объяснялось гораздо более высокой рождаемостью у коренного населения. Такая тенденция ещё более значительной станет в последующие годы.

В 60-70-е годы прошлого века крупные русские общины сформировались в Ташкенте и Ташкентской области, а также в Ферганской, Самаркандской и Бухарской (Навоийской после разделения) областях. В 80-е годы стал заметным выезд русского населения из республики. Впервые «отрицательное сальдо миграции… было зафиксировано ещё в 1976 году, когда из [Узбекистана] уехало людей больше, чем приехало сюда жить». Сначала отрицательное сальдо миграции было небольшим. Но с каждым годом оно увеличивалось.

Причин этому было несколько. В республике гораздо более высокими темпами по сравнению с европейцами росла численность коренного (титульного) населения. Несмотря на огромные вложения в социальную сферу республики из союзного бюджета, её развитие не успевало за ростом населения. Это определяло более низкий уровень жизни в сравнении, скажем, с Россией, Украиной, Белоруссией, Прибалтикой. Обострялась конкуренция на рынке рабочей силы в условиях характерной для Узбекистана клановости и кумовства. В этих условиях у европейцев сужались перспективы служебного роста.

Всесоюзная перепись 1979 года показала, что численность русского населения после 1970 года несколько увеличилась – на 192,2 тысячи человек и достигла 1 млн 666 тысяч. Однако доля русских в национальной структуре всего населения вновь уменьшилась до 10,8%.

Результаты следующей Всесоюзной переписи в 1989 году ещё более закрепили сформировавшуюся тенденцию. Перепись показала сокращение и численности русских в Узбекистане, хотя незначительно, и ещё более заметное уменьшение их доли в общей массе населения. Русских в 1989 году в республике проживало 1653,6 тысячи (на 12 тысяч меньше, чем было в 1979 году). Это было 8,3% от всего населения, то есть на 2,5% меньше предыдущего показателя. Но всё равно русские продолжали оставаться второй по численности национальной общиной Узбекистана после узбеков.

Быстрые и значительные изменения в русской диаспоре Узбекистана стали происходить после 1991 года, после дезинтеграции Советского Союза и провозглашения независимости Узбекистана. Численность русских стремительно сокращалась в связи с их выездом из республики. Такой же процесс наблюдался и среди остальных европейцев, так называемых русскоязычных.

В Узбекистане после 1991 года практически не публикуется статистика о миграции населения, обстоятельных переписей не проводилось. Приходится в основном оперировать оценочными экспертными данными.

К 2000 году русское население в республике сократилось до 1,2 млн человек (4,9% от всего населения). 1991-2000 годы были периодом наиболее стремительного сокращения численности русского населения в Узбекистане (как и в остальных странах постсоветской Центральной Азии). Хотя в последующие годы темпы оттока русских людей сократились (все, кто мог это быстро сделать, уже уехали), но этот процесс не останавливался и происходит буквально ежедневно до настоящего момента.

Каковы причины выезда русских из Узбекистана? Включая тех, кто жил здесь уже в третьем-четвёртом поколении. К отъезду вынуждал людей клубок сложных причин и обстоятельств, в том числе неизбежных в сложное переломное время.

Власти республики в 90-е годы взяли курс на формирование преимущественно мононационального государства. Высшее руководство Узбекистана никогда не пыталось обратиться к русским людям с публичной оценкой их важной роли в разных сферах жизнедеятельности страны, с призывом продолжать выполнять эту роль и хотя бы обещанием моральной поддержки.

Распад Союза, нарушение интеграционных связей, ошибочная экономическая политика, до 2016 года ориентированная преимущественно на сокращение совместной с Российской Федерацией хозяйственной деятельности, привели к закрытию многих промышленных предприятий. А ведь русские в Узбекистане были всегда преимущественно городским народом. Они выполняли исключительно большую роль в качестве рабочих и инженерно-технических работников в индустриальной сфере. Оставшись без работы, они соответственно остались и без средств к существованию.

Сокращение функционирования русского языка отрезало русских от административной и ряда других сфер. Обозначившаяся довольно значительная безработица, высокая конкуренция за рабочие места вкупе с уже упоминавшейся клановостью среди коренного населения практически не оставляла русским шансов на рабочие места за пределами наименее привлекательных. Эта практика никак не может опровергаться единичными фактами, когда благодаря исключительно высокой квалификации отдельным русским удавалось сохранить свои относительно высокие должности.

Также надо отметить всплеск в 90-е годы узбекского национализма, который, конечно, не благоприятствовал добрососедским отношением русских и коренных жителей. Надо со всей определённостью сказать, что, несмотря на часто встречаемые заклинания типа «в Узбекистане национализма нет», это явление всегда имело место и в предыдущие годы, хотя и в незначительных масштабах. Национализм, к сожалению, имеет место во всех странах и у всех народов, и Узбекистан здесь не является исключением. Вместе с тем в Узбекистане он не доходил до таких оголтелых и массовых проявлений, как в ряде других постсоветских стран.

С благодарностью отмечая присущую многим узбекистанцам традицию добрососедства и доброжелательности по отношению к другим народам, нельзя не заметить, что в последнее время имели место факты проявления национализма со стороны отдельных государственных чиновников. Продолжается также в отдельных эпизодах некорректное и необъективное освещение некоторых фактов совместной истории в школьных и вузовских учебниках. Несомненным отражением этого являются нередкие случаи оскорбительных русофобских выпадов в социальных сетях. Всё это не может не отражаться на планах русских людей относительно своей будущности в Узбекистане.

Выезд русских из Узбекистана стимулировало также отставание Узбекистана от России и некоторых других постсоветских стран в социальной сфере, в уровне жизни.

В 2013 году официальная оценка численности русских в Узбекистане составила 809,5 тысячи человек (2,7% от всего населения). А к 2015 году, по оценке Госкомитета РУз по статистике (не публиковавшейся), русских оставалось 650 тысяч (1,8%).

В 2021 году впервые были опубликованы данные Госкомитета Узбекистана по статистике об этническом составе населения по состоянию на 1 января 2020 года. Численность русских в Узбекистане там была определена в 720,3 тысячи человек. Достаточно определенно можно утверждать, что эти данные не соответствуют действительности.

Одной из причин неточной оценки является тот факт, что многие русские (как и лица других национальностей) давно уже выехали из Узбекистана, стали гражданами других государств, но не завершили ещё официальное оформление выхода из узбекистанского гражданства. Процесс этот в силу бюрократических причин нередко длится годами. Какая-то часть и не оформляет этот выход, сохраняет таким образом два гражданства (это вовсе не означает двойного гражданства) в силу родственных обстоятельств. Но все эти люди уже не являются жителями Узбекистана и не собираются возвращаться. Отдельные редкие случаи «возвращенцев» всё-таки имеют место, но это никак не влияет на общую картину.

Большинство экспертов сходится во мнении, что по состоянию на 2022 год в Узбекистане проживало порядка 450-500 тысяч русских. Русская диаспора ныне является пятой по своей численности. Впереди неё, кроме узбеков, таджики, казахи и каракалпаки. Русские, таким образом, составляют 1,3-1,4% от всего населения Узбекистана, которое определяется по состоянию на начало 2022 года в 35,27 млн человек.

В Узбекистане проживает ныне также примерно 350-400 тысяч людей, которые традиционно относятся к русскоязычным (украинцы, белорусы, татары, корейцы, евреи, армяне и другие). Вместе с русскими это составляет 800-900 тысяч человек.
Около 80% всего русского населения Узбекистана живёт в Ташкенте, составляя около 20% всего населения столицы (в 1989 году русские составляли в Ташкенте 37% – 850 тысяч человек). Остальные 20% проживают в ташкентском оазисе (в основном в Чирчике), в Навои, Заравшане, Самарканде. В большинстве других мест, включая даже некоторые областные центры, русских осталось совсем мало.

Какова будущность русской диаспоры в Узбекистане? Отъезд продолжается. Причём, мы можем отметить, что в 2019-2021 годах он даже усилился (некоторое торможение произошло в период эпидемиологических ограничений).

Поскольку действие вышеперечисленных факторов, стимулирующих миграцию, по-прежнему сохраняется, то и отъезд людей не останавливается. Диаспора будет продолжать сокращаться и ещё более сжиматься локально, концентрируясь в основном в Ташкенте и его округе. Практически совсем не останется русских людей в сельской местности (их и сейчас там крайне мало). Сокращение будет обусловлено как отъездом за пределы республики, так и естественной убылью. Ведь сейчас среди русских узбекистанцев, не планирующих выезд, преобладают лица преклонного возраста, для которых смена места жительства сложна по физическим и медицинским обстоятельствам.

Но нет сомнений, что хотя бы небольшая численно русская община ещё долго сохранит своё присутствие в Узбекистане. Возможно она временами сможет даже пополняться за счёт россиян, которые будут на определённое время приезжать для работы на совместных производствах в процессе реализации разнообразных планов по экономическому российско-узбекскому сотрудничеству, которому после 2016 года высшее руководство Узбекистана уделяет большое внимание.

Несколько неожиданно в 2022 году число русских в Узбекистане значительно увеличилось. В Узбекистан, как и в ряд других соседних с Россией стран, прибыла довольно большая группа так называемых российских релокантов.

Согласно информации сайта Gazeta.uz от 28.10.22, за 9 месяцев 2022 года в страну прибыло «318156 россиян… прошедших регистрацию в Узбекистане». То есть, надо полагать, эти люди планировали находиться на территории Узбекистана относительно продолжительное время (граждане России могут находиться в Узбекистане до 15 дней без регистрации). Однако на судьбу русской диаспоры российские релоканты едва ли повлияют, во всяком случае в долгосрочной перспективе.

Значительная часть новых эмигрантов — это на самом деле бывшие коренные жители Узбекистана (узбеки, таджики, казахи и другие), которые получили гражданство России ради более высоких стандартов жизни. Однако, когда потребовалось разделить с новым отечеством трудности и испытания, они предпочли выехать в ранее покинутые ими отчие земли. Также многие релоканты уже вернулись в Российскую Федерацию. Некоторое их число уехало из Узбекистана в другие страны, в поисках более благоприятных условий. Из числа оставшихся большинство по разным причинам не рассматривает Узбекистан как страну проживания «на всю оставшуюся жизнь», так что российская релокация 2022 года не остановит сокращение русского населения в Узбекистане.

Даже и значительно сократившаяся русская диаспора по-прежнему благодаря профессионализму и трудолюбию русских людей играет весьма важную роль во всех сферах жизнедеятельности страны, активно участвует в созидании демократического и прогрессивного государства. Нельзя не видеть, что влияние, роль русского населения в Узбекистане гораздо значительнее его количественных показателей.

Сейчас трудно предвидеть роль русской диаспоры в Узбекистане в далёкой перспективе, однако, вне всякого сомнения, сейчас она благодаря своей неизменной приверженности традициям добрососедства и уважения других народов остаётся важным фактором укрепления межнационального согласия в республике.

39 комментариев

  • Фото аватара Михаил:

    Спасибо великое за честный и объективный анализ такой глобальной проблемы!!! Хотя, резюме весьма грустное… Пожилые люди новых детишек не родят, а молодёжь потихоньку уезжает. Тут могло бы оказать существенную пользу и дать положительный эффект признание за русским языком статуса официального языка (не путать с государственным!), как например в Киргизии или в Казахстане. Даже в Индии, бывшей колонии Англии, которая жестоко расправлялась, убивая индусов и сипаев, английский язык относится с числу государственных и никто даже не думает отменять его! А Россия в Туркестане, начиная с 1860-х годов, таких зверств не устраивала, отменила существовавшее тогда рабство, и несла только просвещение и прогресс, который сейчас некоторые узбекистанские «историки» оболгали и продолжают дурить голову дурманом национализма молодому поколению, которое не знает какая была жизнь во времена СССР. Старики-узбеки, аксакалы могут подтвердить это и рассказать правду о жизни в бывшей Узбекской ССР!
    Еще раз СПАСИБО за Ваш труд, глубокоуважаемый Юрий Флыгин!!! Честь и хвала Вам!!!

      [Цитировать]

    • Фото аватара Лидия Козлова:

      Большое Спасибо за статью! Всё написано честно и разумно. Возникшая в обсуждении перепалка стала «шумом за сценой», необходимым по ходу спектакля нашей жизни. Вроде бы пустяк, но работает на сюжет.

        [Цитировать]

  • Фото аватара Тигрёнок:

    Но, сначала вы пролили кровь местного населения. Вы пришли с оружием и исключительно в своих политико- экономических интересах. Вы пришли войной и крестом! Не надо так красиво романтизировать свои исторические военные походы. Называйте вещи своими именами. То СВО, то интернациональный долг, то ещё что нибудь придумаете. Агрессия и оккупация! Узкий мир одним словом.

      [Цитировать]

    • Фото аватара J_Silver:

      Сдрисни, дурачок — завоевание было практически бескровное! По той простой причине, что местные правители довели свой народ так, что он был готов перейти под власть кого угодно, но не своих сатрапов…

        [Цитировать]

      • Фото аватара Максим Калашников:

        Кто нибудь, обуздайте это животное! Оно только лает оскорблениями. Ты можешь людей не трогать? Сколько раз тебе это писать? Высказывай любое контр-мнение, но людей не оскорбляй! Как тебя до сих пор отсюда не вышвырнули?
        А Тигренок абсолютно прав.

          [Цитировать]

        • Фото аватара Саид:

          В чем это он прав? Боестолкновения были не с местным населением, а с армией Кокандского хана, а кокандский хан тогда набрал в свою армию калмыков. Думайте-думайте. А Черняев набрал подмогу из джигитов, а это были, в основном, казахи. Думайте-думайте. Сам Черняев — полуфранцуз, женатый на немке. В отряде Черняева не только русские, но и немцы, татары, евреи из кантонистов, оренбургские казаки. А животное тигренок — это не люди, а пропагандист, а это две большие разницы, по-адески выражаясь.

            [Цитировать]

        • Фото аватара Лариса:

          Уважаемый «Максим Калашников»! Отвечу Вам здесь, так как обсуждение слишком разветвилось. Если Вам стыдно быть русским, для чего Вам русский псевдоним? Хотите быть прибалтом — будьте, в Сети это несложно. Тем более, что Вы, естественно, не Калашников. Более того, вменяемый русский никогда не возьмёт себе такой ник. Что это Вам даёт, если Вы хотите от русского и советского наследия отмежеваться? Зачем эти реверансы в сторону русских в части никнеймов? Остаюсь при своем мнении — взаимопроникновение культур России и Узбекистана обоюдно плодотворно. Нахваливать советский строй не собираюсь, негатив тоже был, но позитива было достаточно, я своими глазами это видела и помню. Жила в Ташкенте до 1991 года. И часто приезжала впоследствии. Моими одноклассниками были узбеки, татары, евреи, украинцы, таджики, поляки. Никто не делился на диаспоры, при этом как-то дружно жили, и продуктивно учились и работали. Ташкент был живым многогранным и развитым научным, промышленным и культурным центром, при этом первенство оставалось за узбекской культурой. И узбекский народ был в приоритете при назначении на все руководящие должности, что считалось естественным. А труд уважаемого Юрия Флыгина исчерпывающе показывает историю вопроса. Я для себя открыла много интересного. Ещё раз спасибо автору «Русского следа»!

            [Цитировать]

    • Фото аватара Тулкун:

      ТИГРЕНОК ! Амир Темур в своих походах с миром ходил? Если бы не русские мы могли быть колонии Англии. Надо восстановить памятник Кауфману, надо ставить памятники Боровскому , Слониму и т.д. Необходимо включить программу учебников истории школ , ВУЗов о подвигах Великих русских медиков , инженеров, энергетиков, строителей и т.д. Нынешняя поколения должен знать в каких тяжелейших условиях жили наше предки во времена ХАНОВ.

        [Цитировать]

    • Фото аватара AK:

      Исторический анализ показывает что проблемы межнациональных трений всегда инспирируются преступниками. Сам народ всегда имеет общие интересы и взаимодействует по общечеловеческим правилам.
      Поздравляю всех трудящихся с Днем Солидарности 1 Мая!
      Будем солидарны в борьбе с теми у кого нет национальности, нет общечеловеческой культуры.. они опасны и история полна примеров как из мелких коррупционеров делают организаторов меж-нац-побоищ.

        [Цитировать]

    • Фото аватара Михаил:

      Типичный продукт каримовской русофобии и мустакиллика — узколобость и однобокость мышления, замешанные на национализме. Посмотри на соседний Афганистан — вот что было бы с Туркестаном, приди сюда в 19 веке Англия, а не Россия!

        [Цитировать]

      • Фото аватара Системщик:

        Между нами, девочками, говоря, Афганистан никогда под Англией не был.

          [Цитировать]

        • Фото аватара Михаил:

          Англия в 19-20 веках трижды воевала в Афганистане: 1838-1842 г.г.; 1878-1880 г.г. и в 1919 г.

            [Цитировать]

          • Фото аватара Системщик:

            Воевала, но, хотя афганская армия и потерпела несколько раз поражение, Англия ни разу формально даже не оккупировала Афганистан, о чем вам с гордостью расскажет каждый мало-мальски образованный афганец.
            А вот Индия была британской колонией, а сейчас самостоятельно проводит запуски спутников связи на геостационарную орбиту, возвращаемых космических аппаратов и автоматических межпланетных станций к Луне и Марсу и оказывает международные пусковые услуги, а также имеет собственную пилотируемую космическую программу, чего в Узбекистане не предвидится. :-)

              [Цитировать]

            • Фото аватара Системщик:

              Экстраполируя, делаем вывод о том, что, если бы Великобритания колонизировала Афганистан, то он стал бы сейчас космической державой с большой долей рынка программных продуктов в США. :-)

                [Цитировать]

    • Фото аватара Лариса:

      Если посмотреть на историю края непредвзято, Узбекистан, как и вся Средняя Азия, были в сфере интересов Британии. И при захвате власти Британия бы не церемонилась, однозначно. Русские показали себя в высшей степени лояльными к местному населению и не собирались ни продавать узбеков в рабство, ни покупать себе их в богатые дома ради экзотики, как это делали британцы с индийцами. Зато в Петербурге была построена красивейшая мечеть. Русские подняли ирригацию, здравоохранение, образование в Узбекистане на достойную высоту, чаще всего отступая на второй план и все бразды правления построенными школами, гидросооружениями, больницами, и т. п. отдавая в руки обученного персонала из местных жителей. Эмир Бухарский, насколько я помню, не признал отречения государя Николая II, как и хан Нахичеванский. Потому что существование в рамках Российской империи давало Узбекистану огромные преимущества перед тем же Афганистаном или Индией, и настоящие патриоты страны это понимали… Про советское время можно и не говорить, все налицо. Ташкент вырос в прекрасный современный город, с научными институтами, предприятиями мирового уровня, здравницами, современным метрополитеном (в части художественного оформления превосходящим даже московский). Сейсмология в Ташкенте была на высочайшем уровне, строительство велось с соблюдением всех международных норм. Разработки ученых-сейсмологов Ташкента были отмечены как выдающиеся в Токио, на симпозиуме 1978 года. А японцы знают толк в сейсмологии. Поэтому смотря на что смотреть и с чем сравнивать.

        [Цитировать]

  • Фото аватара AK:

    События 1916 года в Киргизии очень похожи на наше время!

    Я еще не дочитал книгу В.Шварца «Имею честь донести» (сама книга большая — 700с.), но уже понятна схема «Просто в армии не было гвоздя» — ведь доклад Керенского по событиям в Киргизии выбил трон из-под Николая-2!

    Простой сибирский казак Поротиков попал служить на границу с Китаем, там где проходила вся российско-китайская торговля. Начав «тырить по карманам» он понял, что здесь можно стать Рокфеллером. И он добрался до поста главного полицмейстера Семиречья используя методы всемирноизвестного миллионера. Подобрав подручных из своих агентов, администрации и местного населения он стал олигархом.

    Но, как известно, в таких делах нет предела совершенству! И в 1916 году представился случай подняться в ранге на невиданный доселе в России уровень. Это как грабители квартир решили ограбить банк. В этом Поротикову стали помощниками казацкие старшины и даже армейские генералы.
    Под видом недовольства киргиз из-за набора в армию были разграблены купцы Каркалинской ярмарки, дальше пошли грабежи купцов в Пржевальском уезде. Заодно, грабили и убивали русских.. ну чтобы не сомневались что киргизы восстали. Далее пришлось убивать свидетелей и кредиторов заодно. Хотели убить и следователя Железнякова, но удалось ликвидировать только некоторых его помощников.

    Результат этого «бизнеса» — сто тысяч погибших киргиз, разоренный край и.. как сказано выше — рассыпание Российской империи.

      [Цитировать]

    • Фото аватара J_Silver:

      Что-то у меня большие сомнения в достоверности данной информации!

        [Цитировать]

    • Фото аватара Лидия Козлова:

      АК! Не читайте всякую мерзость «на костях»! Побойтесь БОГА! Сейчас изданы подлинные материалы допросов, отчётов… Почитайте хотя бы публикацию в альманахе «Восток свыше». Это была самая настоящая резня переселенцев… Самый настоящий погром. И не только в Киргизии. Да, коренным жителям не нравились инородцы и иноверцы, переселившиеся на их землю. Как только регулярные войска и мужики, способные держать оружие, ушли на войну, пробил кровавый час. «Революционеры» позже использовали всё в своих целях, перевернув события с ног на голову. Так растерзанные и изувеченные тела легли в основу лживой национальной политики, где по сценарию всё это стало «заговором» царских чиновников (чтобы истребить местное население), а беззащитные, безоружные люди, спасавшие свою жизнь «кулаками» и злодеями! В 50-е хозяйка домика, где мы остановились, по секрету рассказывала моей маме о том, что выпало на долю старшего поколения в их семье. Менталитет нашего народа таков, что раз пережив трагедию, люди не кричат о своей беде на всех углах. Просто хоронят свою беду в глубинах души и живут дальше.

        [Цитировать]

      • Фото аватара AK:

        то есть Вы считаете что люди друг-друга режут за милую душу? И что в архиве Узбекистана «мерзость на костях»? Это расследование уникально благодаря подвигу жандармского офицера Железнякова и я с чувством недостойного держать в руках такие ценные документы листал тысячи официальных отчетов по отслеживанию ситуации и расследованию потрясшего Россию дела. А Вы — «хоронят в душах»! В Вас сидит страх перед азиатской культурой, подлинной демократии по законам которой живут азиатские племена! Читайте архивы, просто воспоминания людей той эпохи и у Вас откроются глаза на пропасть в которую упал народ лишенный голоса.

          [Цитировать]

      • Фото аватара Лариса:

        Спасибо! Вы правы. Нельзя изучать историю по сомнительным бестселлерам, пусть даже и 700-страничным.

          [Цитировать]

    • Фото аватара Саид:

      Вовик Шварц — известный сетевой клоун. Уважайте себя.

        [Цитировать]

  • Фото аватара мальтус:

    Ак, а не Вы ли сами Шварц, не узнаю без грима? Так уверенно топите за фрика.

      [Цитировать]

    • Фото аватара Лидия Козлова:

      В самом деле — последний комментарий как-то резко отличен от стиля, в котором обычно пишет АК. Неужели вдруг такое перевоплощение? «Резать друг друга» — это совсем не то, что истреблять беззащитных: убивать долго, мучительно… АК, чтобы «хоронить беду в душе» надо эту душу иметь. Нет души и хоронить негде. И насчёт «страха перед азиатской культурой» — ерунда какая-то. Никогда не считала себя европейкой, родилась и живу в АЗИИ.

        [Цитировать]

      • Фото аватара AK:

        Да, у меня нет души. Я как искусственный интеллект подсчитываю результат: две тысячи жертв среди русских переселенцев, богатых дунган и купцов-сартов — это грабеж, триста тысяч убежавших в Китай киргиз — это захват их земель. Никакой политики, обыкновенный капитализм. Тот самый который восстановили на всей территории бывшей Рос-империи через 75 лет после тех событий.. со всеми вытекающими результатами.
        Кстати, мужиков и казаков из Семиречья не забирали. Наоборот, раздали оружие. Кому? Наверно, своим бандам.
        Демократию в Азии называют почему-то феодализмом хотя она более древняя по форме организации общества. Какие-то элементы (многоступенчатые выборы) есть в США, Европа еще ближе к азиатской демократии (за это ее хотят в очередной раз сжечь). Настоящая демократия всегда идет вместе с авторитаризмом, по отдельности это бардак. В этом причина порядка в Туркестане и беспорядка в Семиречье.

          [Цитировать]

        • Фото аватара J_Silver:

          Это куда не забирали мужиков и казаков из Семиречья? На фронт? И кто это сказал? Поганый киргизский клоун Шварц, по поводу лжи которого уже ругались здесь какое-то время назад? Как раз когда вернули с фронта семиреченских казаков, то и стал устанавливаться порядок — и этом в подтверждение архивные документы, а не высеры какой-то лживой вонючки Шварца…

            [Цитировать]

  • Фото аватара Джага:

    Аналогия Шафаревича — отождествление современных русских с немцами после ВМВ — двусмысленна. Но автор вправе обращаться к ней, м б это ему необходимо.
    Борьба царской России с рабовладением в Туркестанских ханствах тоже двусмысленна. У себя в России около 60 процентов в рабах (крепостничестве) с середины 16го века, а освобождать шли в Азию!? У мусульман рабовладения единоверцев и единокровцев не было.
    Душами ! христианскими не торговали. Торговали христианами. Тех кто принимал ислам освобождали. Кстати, рабов в ханства одно время поставляли астраханские и волжские казаки (не казахи).
    Афганистан пытались завоевать и Англия и Россия (два раза при царе и два раза после). Результат такой же как у Англии. Кстати, афганцы из числа политиков говорят, что напрасно сопротивлялись Европе, сравнивая Южную Корею с Северной и Финляндию с Карелией.
    1916 г. Наверное, не стоит о нем писать, как и о Бековиче Черкасском, но уж если дискуссанты начали, добавлю. Туркестан восстал от туркменов до кыргызов, весь. Причина, мобилизация туземцев на тыловые работы, в т ч прифронтовые. М б все и обошлось бы, но в списки попадала беднота, а баи откупались. Более того, семьи мобилизованных обрекались на холодную и голодную смерть, т к в семьях работали мужчины и по найму, и на семью. Осенний урожай и скот, дрова не было кому убирать и перерабатывать на зиму. Женщины не могли покидать дома, ичкари. Сначала поднялись матери мобилизованных, а когда их высекли, за матерей вступились мужчины. Резня после этого была обоюдострашная. Как точно пишет АК, этим воспользовались «господа ташкентцы» (Шедрин), прибирая к рукам предприятия, земли, скот, урожай и даже, трафик опиума в Китай. К слову, жандармы докладали а Петербург что не наблюдают англичан на границах и в стране.
    Завоевание Туркестана было кровавое. Тот, кто говорит о мирном присоединении отведал бы шомполов от Скобелева и т п генералов, офицеров и солдат погибавших от ран и поноса.
    Конечно, худа без добра не бывает, и было много хорошего, но напоминать об этом некрасиво, как выставлять счет, как и «туземцам» выпячивать помощь эвакуированным и беженцам.
    Что было, то было и не стоит расковыривать шрамы, как и прятать их под косметикой.
    Жаль до слёз видеть картину «Русь уходящая». Но не картину «Россия сосредотачивается»
    не дай Бог, по примеру немцев Шафаревича.
    Туркестан и Россия приговорены географией, историей и демографией друг к другу. М б будет общее экономо-социальное пространство без милитаризации и претензий на повторное завоевание, в т ч с участием завозимых добровольцев из Кении и т п африканских стран.

      [Цитировать]

    • Фото аватара AK:

      Руководители — тоже трудящиеся (Роберт Фицо отработал ночную смену на заводе в честь дня солидарности трудящихся) и спекулировать «правом власти на преступления» то же самое как считать что «у воров трудная и опасная работа».
      Туркестанские губернаторы показали пример как надо работать даже будучи «колонизаторами», то есть взаимодействовать с существующей системой власти на местах. «Красные директора» в советское время были трудоголиками понимая ответственность за людей и конечно они не занимались «бизнесом».
      Когда генерал-губернатор Куропаткин приехал в Семиречье разбираться с теми кто устроил резню губернатор Фольбаум умер, возможно застрелился (есть вариант что убрали свидетеля, я еще не разобрался). То есть всегда были люди честные и бесчестные — вот что является основой деятельности.
      И вызывает удивление как некоторые упорно держатся за версию преступников, вопреки всем документам и свидетельствам. Зачем им это нужно? Поддерживают принцип «барин всегда прав»? Или «у туземцев не может быть своего мнения», «они кровожадны»..

        [Цитировать]

    • Фото аватара Джага:

      Добавлю.
      Всетуркестанское восстание случилось потому что по уговору с царем он обещал не мобилизовывать население для военных целей
      Зачем мобилизация была нужна? Русские мужики, миллионы хлеборобов гнили в окопах проигранных войн с 905 г. Хлеб растить было некому, разразился голод, солдаты побежали с фронта их перехватили большевики и использовали для переворота.
      ну а далее «революция»

        [Цитировать]

      • Фото аватара Саид:

        В 41-ом мобилизовали — никто не пикнул. В 16-ом здесь очень много турецких эмиссаров шастало. По каким «уговорам» с царем? Что вы бредите? Мобилизовывали на тыловые работы. На тыловых работах мобилизованные получали денежное пособие. Вернулись — понастроили себе дома. С 14 года киргизы-добровольцы были на фронте, многие помогали фронту. Восставшие роды кара-киргизов, ушедшие в Китай, в 17-ом на коленях приползли назад как нищие в лохмотьях без угнанных баранов. С китайцами не забалуешь. И почему не должны были мобилизовывать? Пользовались всеми благами подданства, богатели, были освобождены на 50 лет от повинностей и податей, а когда мягко так попросили поехать на тыловые работы, начали резать женщин и детей. Туркмены почему-то поехали на фронт и с конца 19-го века несли воинскую повинность. А первый пост сплошное вранье школьника. Крепостных в 1861 году было 37% от населения. И это далеко не рабы. Можно было выкупиться и получить вольную. Можно было не отрабатывать барщину, а платить оброк. В США негров освободили в 1865 году, а в автобусах разрешили ездить через сто лет. И про рабов в ханствах и эмирате смешно читать. В 1873 году, когда освободили хивинских рабов, то процентов 90 из них были персами. В 1865 году в Ташкенте большинство рабов было из должников, баи не хотели отпускать. Черняев много энергии потратил на уговоры. 50 лет после этого только пушка в крепости стреляла в полдень вместо курантов. «Два раза при царе Афганистан пытались завоевать» — это когда? Слишком долго весь этот бред разбирать.

          [Цитировать]

        • Фото аватара Джага:

          1. По поводу рабства. Спасибо.
          Вы честно признаете что пишете о доле крепостных к дате отмены рабовладения. Я писал, но не подчеркнул о периоде до Павла, когда начался процесс смягчения крепостного права, но расцвет его был с Петра и до Павла.
          Прилагаю ссылки.
          https://www.google.com/url?sa=t&source=web&rct=j&opi=89978449&url=https://news.rambler.ru/other/41243641-pri-kakih-tsaryah-v-rossii-bylo-samoe-tyazheloe-krepostnoe-pravo/&ved=2ahUKEwiT5Inlze-FAxVsQlUIHQQIA544FBAWegQIAxAB&usg=AOvVaw2Qdnv524GyqEE8q-WKA75X

          https://www.google.com/url?sa=t&source=web&rct=j&opi=89978449&url=https://www.kommersant.ru/doc/634373&ved=2ahUKEwjAsYPKze-FAxVhR1UIHUewCuI4ChAWegQIDRAB&usg=AOvVaw3CYcrFpO8j7rwl2kdVGrf
          2. Росс войска шли освобождать не персов и должников, а православных. Вы подменили их персами и должниками.
          3. В целом. Вы нарушаете правила Логики и полемики, подмениая предметы суждения аналогиями по типу «луна жёлтая, круглая в щербинках, похожа на блин, поэтому она блин и будем говорить не о луне, а о блине». В частности подменили 16-ый год 41-ым, рабов в России рабами в США (хорошо не написали о линчевании), восставших мусульман подменили туркменами и кыргызами (спасибо, не Дикой дивизией), массовое убийства росс войсками бегущих в Китай — китайцами, которые ограбили беженцев, среди которых были некыргызы, англичан подменили турками. Туркестан — Хивой и Ташкентом.
          Как в игре называется подмена карты?
          4. Историю военных отношений России и СССР см в источниках сами. Кстати, Афганистан ни разу войсками не переходил границы (речку) и первым из государств признал СССР, который убил около миллиона афганцев в последней войне.

            [Цитировать]

          • Фото аватара Саид:

            Вы действительно больной или притворяетесь? Крепостной крестьянин на 1861 год — это не раб, прикреплен к поместью, а чаще к монастырю, и он не в полной зависимости от помещика. И что Вы по векам разбегаетесь? Раз уж начали говорить про 1861 год? 37% от общего числа населения. Из них большинство было монастырскими крестьянами. Сравните с вольными хлебопашцами. 2. «2. Росс войска шли освобождать не персов и должников, а православных. Вы подменили их персами и должниками.» Вы явно больной. Какие православные в Хиве в 1873 г.? Про должников была фраза о ташкентских рабах 1865 года, которых Черняев у ташкентских баев попросил освободить. И они освободили. Там тоже не было православных. В рабство попадали должники, если Вам это неизвестно. Взял в долг, не отдал, попадаешь в рабство. Причем здесь религия? Про Хиву это свидетельства очевидцев, после взятия Хивы оказалось, что большинство рабов было персами. Как еще Вам разжевывать? На пальцах. Взяли Хиву, освободили рабов, рабов оказалось 3000, из них 2700 персов. Так разжевывать? 3. В чем подмена? Как еще разжевывать? В 1916 году истек 50-летний срок освобождения ряда туркестанских народов от воинской и других повинностей. Если ты подданный России, то подчиняйся мобилизации или эмигрируй. И причем здесь религия? Пример привожу, что туркмены, которые тоже формально были мусульманами добровольно начали нести воинскую повинность с конца 19 века. Киргизы и сарты — некоторые — добровольцами с 1914 года отправлялись на фронт, а офицеры — в полках все. Да будет Вам известно, что в армии служили тогда внуки кокандского хана. Остальных бы и с 1914 года призывали бы, да только сложилось мнение, что киргизы и сарты плохо владеют русским языком и не выносят казарменного быта. Ошибка Самсонова, что не начал подготовку к несению воинской службы местных народов еще до 1914 года. Про турецких эмиссаров что не ясно? Все эти паши-маши из стамбулов здесь шастали с 1914 года. Какие англичане? Зачем бредить? Посмотрите хоть, кто был у России тогда в союзниках, Зачем англичанам подстрекать к бунту местные народности в 1916 году? Все эти паши-маши в 1918 году опять сместились в долину и в Бухару, подстрекая басмаческое движение на идеях пан-тюркизма и пан-исламизма, которые Вы сейчас здесь в пылу русофобии проповедуете. И затем как розочка на торте Энвер-паша сюда подтянулся, которого сами турки не успели повесить, убежал на немецкой подводной лодке. Вы, это, излечивайтесь от русофобии, это опасная, смертельная болезнь, хуже ковида. Правда всегда одна и всегда лучше. А сову натягивать на глобус — последнее дело. Начинаете начетничеством заниматься: вот здесь персы, здесь не персы.

              [Цитировать]

  • Фото аватара Саид:

    Вы действительно больной или притворяетесь? Крепостной крестьянин на 1861 год — это не раб, прикреплен к поместью, а чаще к монастырю, и он не в полной зависимости от помещика. И что Вы по векам разбегаетесь? Раз уж начали говорить про 1861 год? 37% от общего числа населения. Из них большинство было монастырскими крестьянами. Сравните с вольными хлебопашцами. 2. «2. Росс войска шли освобождать не персов и должников, а православных. Вы подменили их персами и должниками.» Вы явно больной. Какие православные в Хиве в 1873 г.? Про должников была фраза о ташкентских рабах 1865 года, которых Черняев у ташкентских баев попросил освободить. И они освободили. Там тоже не было православных. В рабство попадали должники, если Вам это неизвестно. Взял в долг, не отдал, попадаешь в рабство. Причем здесь религия? Про Хиву это свидетельства очевидцев, после взятия Хивы оказалось, что большинство рабов было персами. Как еще Вам разжевывать? На пальцах. Взяли Хиву, освободили рабов, рабов оказалось 3000, из них 2700 персов. Так разжевывать? 3. В чем подмена? Как еще разжевывать? В 1916 году истек 50-летний срок освобождения ряда туркестанских народов от воинской и других повинностей. Если ты подданный России, то подчиняйся мобилизации или эмигрируй. И причем здесь религия? Пример привожу, что туркмены, которые тоже формально были мусульманами добровольно начали нести воинскую повинность с конца 19 века. Киргизы и сарты — некоторые — добровольцами с 1914 года отправлялись на фронт, а офицеры — в полках все. Да будет Вам известно, что в армии служили тогда внуки кокандского хана. Остальных бы и с 1914 года призывали бы, да только сложилось мнение, что киргизы и сарты плохо владеют русским языком и не выносят казарменного быта. Ошибка Самсонова, что не начал подготовку к несению воинской службы местных народов еще до 1914 года. Про турецких эмиссаров что не ясно? Все эти паши-маши из стамбулов здесь шастали с 1914 года. Какие англичане? Зачем бредить? Посмотрите хоть, кто был у России тогда в союзниках, Зачем англичанам подстрекать к бунту местные народности в 1916 году? Все эти паши-маши в 1918 году опять сместились в долину и в Бухару, подстрекая басмаческое движение на идеях пан-тюркизма и пан-исламизма, которые Вы сейчас здесь в пылу русофобии проповедуете. И затем как розочка на торте Энвер-паша сюда подтянулся, которого сами турки не успели повесить, убежал на немецкой подводной лодке. Вы, это, излечивайтесь от русофобии, это опасная, смертельная болезнь, хуже ковида. Правда всегда одна и всегда лучше. А сову натягивать на глобус — последнее дело. Начинаете начетничеством заниматься: вот здесь персы, здесь не персы.

      [Цитировать]

    • Фото аватара Джага:

      Вы опять нарушаете правила Логики, подменивая предметы суждения аргументом к личности- «больной» и т. д.
      Более того, к тому же стучите на меня в доносем, приписывая русофобство, хотя я нигде даже не намекал на русских. Более того у меня вся родня по линии супруги и часть внуков — русские. Ия после этого русофоб?! Как обычно в такого рода случаях доносчики путают русских с Вашесковородием.
      Далее. Вы опять подмениваете 16ый год
      но уже 18ым, и турков приплетаете к 16му голу, им было тогда не до Туркестана.
      Энвер Паша появился здесь гораздо позже и не розочкой, а полноценным представителем большевиков и Ленина. Но увидев, что они творят, возглавил как зять халифа — восставшее население.
      В 16 году население Хивинского, Бухарского ханства и части Туркестана считали себя поддаными своих ханов, а не царя. Если кто то считал их подданными царя, то это его проблемы.
      В Хиве и Бухаре были православные рабы и росс солдат вели освобождать именно их, а не персов и должников. Должники не были рабами, их или их жен и детей не могли продавать. Должники отрабатывали долг тому кто давал им в долг. Даже в сов время отправляли людей отрабатывать долги.
      Ваши логические ошибки легко объяснимы, большевики отменили Логику как предмет в среднем образовании и не ввели до сих пор.

        [Цитировать]

    • Фото аватара AK:

      Авторитарная власть — это обезьяний путь, тупиковый. Власть может объявить что гарантии отменяются или были даны на 50 лет, да что угодно может сказать авторитарная власть. Человеческие общества возникли как демократии. Сейчас это «обратная связь» без которой любая система идет в разнос. Если в общество пришли (прискакали, приплыли) бандиты, то это уже не общество, это то что вы тут обсуждаете — рабы, не рабы.. Цари, местные «поротиковы» часто сходят с ума от своей власти, а массы людей консервативны. Часто говорят «пассивны», но это только под воздействием бандитов которые нарушают «обратную связь».
      В Азии были великие цивилизации и они были разрушены бандитами. Если в Киргизии сто лет назад страдали сотни тысяч людей, то сейчас, с развитием бандитской техники десятки миллионов беженцев не проблема.
      Азиатская философия ограничивала техническое развитие и оказалась уязвимой перед Диким Западом, а новая философия глобалистов ограничивает людей 10 долларами в день — чтоб не мусорили и отсутствием крупной личной собственности — чтоб не своевольничали. Но это не означает ограничение демократии, обратной связи, активности в пределах компетенций..

        [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.