Страницы истории музыкальной эстрады Узбекистана. Чайхона с граммофоном Искусство История
Все части можно посмотреть по тегу А. Попов.
От редакции
В истории музыкальной эстрады Узбекистана много ярких событий и выдающихся имен. Но время неумолимо стирает их из памяти. Газета “Новости Узбекистана”, начинает публикацию серии очерков, чтобы по мере сил восстановить забытые или утраченные страницы музыкальной эстрады Узбекистана. Чтобы помнили! Наш рассказ поделен на отдельные истории в хронологическом порядке. По времени он охватывает около 50 лет: с довоенных лет и до конца 1980-х гг., нередко и дальше.
Автор проекта, журналист Александр Попов. Еще в советские времена закончил театроведческий факультет Ташкентского театрально-художественного института им. А. С. Островского. Тема дипломной работы «Музыкальная эстрада Узбекистана». Руководителем диплома была звезда узбекской эстрады Луиза Закирова. Еще тогда Александр Попов обратил внимание на множество «белых пятен» в истории эстрады Узбекистана, которых сейчас стало еще больше.
В 1970-80 гг. Александр много печатался в республиканской прессе, в «Комсомольце Узбекистана» был ведущим рубрик «На эстраде, об эстраде» и «Семь нот эстрады», публиковался в «Дискотеке» «Вечернего Ташкента», на «Музыкальных страницах» и под рубрикой «Звездный час» журнала «Молодая смена»… Общался с артистами узбекской эстрады. Был первым диск-жокеем Узбекистана. Поэтому в рамках этого проекта найдется место и для страниц истории дискотечного движения Узбекистана. Мало того, с первого «дискоклуба» республики начнется наш рассказ.
Фотографии взяты из открытых источников, со ссылками на них, где это возможно. Часть фото позаимствована с сайтов «Ташкентская ретроспектива» и «Письма о Ташкенте». У вас есть интересные фотографии? Поделитесь, пожалуйста. Если вы, дорогой читатель, увидите неточности, у вас есть, что добавить, пишите.
История первая
Наша первая история начинается в… махаллинской чайхоне, где еще в 1905 г. появился первый ташкентский «дискоклуб». В том дореволюционном «дискоклубе» крутили пластинки на граммофоне, который выглядел, возможно, так, как на фото выше. То есть люди развлекались, слушая грампластинки, а значит чайхону можно смело назвать прообразом дискотеки.По символической случайности имя организатора «дискоклуба» – Ильхомджона — совпало с названием первой дискотеки Узбекистана – «Ильхом», возникшей через 70 лет в 1975 году. Для тех, кто не знает, слово переводится как «вдохновение».
Разузнала об этом жившая в Ташкенте театровед Виолетта Макаова-Лаврова. Она заинтересовалась, в честь кого ташкентский завод грампластинок носил имя М. Т. Ташмухамедова. Изучая материалы, Виолетта попутно обнаружила, что еще в 1905 г. в старом городе Ташкента была чайхона, куда люди приходили не только поесть, чаю попить, поговорить, но и граммофон послушать. Виолетта любезно поделилась со мнойэтой информацией, я дополнительно порылся в первоисточниках и вот, что стало известно.
Свидетельства о первой чайхоне с граммофоном в Ташкенте сохранились в работах музыковедов Тамары Семеновны Вызго и Бахриддина Насриддинова, а также, в повести Гафура Гуляма «Озорник». В ее первых строках говорится, что чайхона была крупным по тем временам заведением и находилась «на повороте от молочного ряда к махалле Махкама». Здесь, пишет Гафур Гулям, « …играл граммофон, без умолку звучали старинные песни в исполнении Туйчи-хафиза, Хамракула-коры, Ходжи Абдул-Азиза или ферганских певиц. Места в чайхане всегда не хватало. Посетители – в основном сыновья богатых торговцев — собирались вокруг дастархана, где были сахар, миндаль, фисташки, разные сладости, стояло варенье, зачастую красовался коньяк в соломенных плетенках. Гости весело горланили, рассказывали анекдоты, смеялись…». В общем, отдыхали под музыку с грампластинок в общественном месте, что сегодня и называется дискотекой.
Махалля Махкама в Старом городе, как объясняет сайт Tashkent Retrospective, «находилась на базаре Эски-Джува и относилась к Бешагачской части города, но часть махалли прихватывала Кукчинскую и Сибзарскую часть. Сейчас на этом месте небольшая дорога от проспекта Беруни (автостоянка) к станции метро «Чорсу», рядом с которой стоит мечеть махали». А на Юнусабаде есть чайхона «Махкам ота» (по крайне мере была несколько лет назад).
Создателя «дискоклуба» Ильхомджона Иногомджонова (1872-1938) в народе называли Ильхом-чайханщик. Это был предприимчивый по натуре человек с широкими культурными интересами. Граммофон для своей чайхоны он приобрел в Москве. На открытие чайханы пригласили известного певца Муллу Туйчи Ташмухамедова (Туйчи-хофиза, 1868-1943).
Объявление о «чудесах гирмофона» привлекло в чайхону множество людей. Это была своего рода тематическая программа прослушивания музыки, с чего, к слову, начинали первые ташкентские дискотеки. Мулла Туйчи выступил с разъяснениями о «секретах пения» граммофона, развеяв ложные и недоверчивые представления местных «скептиков. Абдулла Каххар в своих «Сказках о былом» писал, что когда впервые увидел граммофон (опять-таки в чайхоне), то подумал, что внутри ящика с трубой, похожей на огромный цветок, было много маленьких поющих человечков.
Первая фабрика отечественных граммофонов «Сирена» появилась в России в 1910 г., а значит граммофон, который привез в Ташкент Ильхомджон, был иностранного, как говорили при советской власти, «фирменного» производства.
Оба энтузиаста — Ильхомджон Иногомджонов и Мулла Туйчи Ташмухамедов – стали в Туркестане пионерами «граммофонного дела», которое реально заинтересовало многих любознательных людей, охочих до необычного. Появился спрос на граммофоны и граммофонные пластинки. Повторюсь, есть что-то в том, что имя креативного чайханщика-энтузиастасовпало с названием первой ташкентской дискотеки «Ильхом» с дистанцией более в сто лет! Мало того, главным конкурентом «Ильхома» в Ташкенте была дискотека «Граммофон».
Довольно скоро Ильхомджон, наладил связь с варшавским отделением фабрики «Сирена» (Польша тогда входила в состав Российской империи) и существовавшей с 1901 г. студией звукозаписи в Риге, открыл первую звукозаписывающую студию в Ташкенте и, по словам историка и писателя Сироджиддина Ахмада, стал записывать известных певцов того времени.
В свою очередь Мулла Туйчи перед первой мировой войной открыл в Ташкенте, Худжанде и Андижане магазины по продаже граммофонов и пластинок. По его инициативе началась бурная эра записи певцов и инструменталистов Туркестана и Бухары. Сюда приезжали представители записывающих фирм и студий из России и стран Европы. Например, специалисты из Москвы записали в исполнении Ташмухамедова более 20 народных песен. В интеллектуальной жизни края и развитии его музыкальной культуры началось время «поющих машин».
До революции Мулла Туйчи Ташмухамедов выступал, в основном, в узком кругу, на семейных праздниках, в советское время стал участвовать в концертах для широкого слушателя. В 1923 г. он был включен в группу концертного обслуживания Всероссийской сельскохозяйственной выставки в Москве. Не раз приезжал туда для записи узбекских народных песен. Начиная с 1928 г. и до конца своих дней Мулла Туйчи был певцом-солистом в Узбекистанском радиокомитете. Ему было присвоено звание Героя Труда и народного певца УзССР. В 1969 г. имя Муллы Туйчи Ташмухамедова получил Ташкентский завод грампластинок. Находился он на улице Грампластинок, улицы с подобным названием нет нигде в мире.
Александр Попов
Продолжение следует
Источник.
Описка
Верно им. А.Н. Островского.
виолав[Цитировать]
Реально описка. Ведь у нас одинаковое отчество. А. Н. Попов
Александр[Цитировать]
довелось видеть и граммофон , и пластинки с татарскими песнями , пластинки 1908 г , изготовлены на американском заводе . были они толстые , тяжолые !
шамиль[Цитировать]
Всем привет. Я не устаю удивляться тем людям и авторам уникальных исторических фактов, которые публикуются здесь. Я лично ничего не знал о мулле Туйчи, о том, что завод грампластинок назвали в его честь. Я много задавал вопросов в то время и потом о том, что в честь кого назвали в 1969 году завод (я в то время учился на втором курсе.) И вот только сейчас в 2023 году узнал правду. БОЛЬШОЕ СПАСИБО ещё раз. Долгих лет Вам жизни.
Валеев Эльмас[Цитировать]