Мулла Туйчи Ташмухамедов Искусство Ташкентцы

Пишет Виолетта Лаврова

Везде искала в честь кого назван наш знаменитый Ташк. завод грампластинок им. М. Т. Ташмухамедова.
У вас на сайте что-то не увидела…
И вот крохи, которые нашлись.

* * *

Сохранились свидетельства (в работах музыковедов Т. С. Вызго, Бахриддина Насриддинова) об открытии первой чайханы с граммофоном в старой части Ташкента в 1905 году.
Инициатива принадлежала предприимчивому человеку с широкими культурными интересами Ильхомджону Иногомджонову (1872-1938), больше известному в народе под именем Ильхома-самоварчи. Он приобрел для своей чайханы граммофон в Москве и привез его в Ташкент.
На открытие чайханы пригласили известного певца Муллу Туйчи Ташмухамедова (Туйчи-хофиза, 1868-1943).

Объявление о «чудесах гирмофона» привлекло в чайхану огромное количество людей, и прослушивание музыки вызвало у них бурную реакцию. С разъяснениями о «секретах пения» граммофона выступил Мулла Туйчи, развеяв ложные и недоверчивые представления «скептиков». После этого события увлечение жителей Туркестана граммофоном и граммофонными пластинками значительно возросло. Оба энтузиаста, — и Ильхомджон Иногомджонов, и Мулла Туйчи Ташмухамедов оказались среди пионеров «граммофонного дела» в Туркестане.

Ильхомджон, установив связи с заводом граммофонов в Варшаве и студией звукозаписи в Риге, открывает аналогичное отделение в Ташкенте и приступает к записи известных певцов того времени (по сведениям Сироджиддина Ахмада).
В свою очередь Мулла Туйчи в начале 10-х годов один за другим открывает в Ташкенте, Худжанде и Андижане магазины по продаже граммофонов и пластинок. Начинается бурная эра по записи исполнителей – певцов и инструменталистов Туркестана и Бухары, в которой активное участие принимают прибывающие в край записывающие фирмы и студии из России и стран Европы. А вместе с этим, – наступает и новая эпоха в развитии музыкальной культуры, и в более широком плане – в общественно-культурной и интеллектуальной жизни региона.
http://inieberega.ru/node/391

* * *

Мулла Туйчи Ташмухамедов

(1868 – 1943.1.VI)

Известный узбек­ский певец, хафиз, знаток народной музыки и макомов, представитель вокального исполни­тельского искусства Ферганы и Ташкента. Герой Труда УзССР (1927).

Народный певец УзССР(1927).Родился Мулла Туйчи в 1868 г. в Ташкенте в семье кустаря-ткача. Будучи еще ребенком, Туй­чи помогал отцу в мастерской, после его смерти работал мардикером в медресе, а затем махаллинским поваром.

Окончил старую школу (1878 – 84).

Своими учителями Ташмухамедов считал из­вестных ферганских певцов Нарзихана — хафиза, Мадумара — хафиза и Абдукаххара- хафиза. Впослед­ствии он выступал вместе с ними и превосходил их в мастерстве исполнения.

Вскоре Мулла Туйчи ста­новится одним из любимых и популярных певцов Узбекистана, известным в народе под именем Туйчи-хафиз.

Приехавшие из Москвы специалисты в 1905 г. записывают в исполнении Муллы Туйчи Ташмухамедова более 20 известных произведений народной музыки, среди них:

„Илгор” (в двух частях),
„Янги курт”,
„Ауджи курт”,
„Сувора“ (в двух частях),
„Хисрау“ (в двух частях).

Народ называл эти записи „Пластинки Муллы Туйчи“.

В 1912 г. в свет выходит сборник „Армугони Хислат“ („Подарок Хислата“), посвященный уже известному в то время Туйчи хафизу. Он был составлен узбекским поэтом Хислатом (1882—1945) по образцу распространенных в то время сборников — собраний стихо­творений, называемых баязами.

В этих сборниках иногда приводились названия тех народных мелодий, на которые пелись данные стихи, и тогда эти сборники приобретали значение песенников. Сборник „Армугони Хислат“, включавший произведения разных поэтов, со­держал более 100 стихотворений, преимущественно лирического содержания. Большая их часть была заимствована из репертуара Муллы Туйчи.

Составитель сбор­ника сохранил и название мелодий, с которыми знаменитый хафиз исполнял эти стихотворения. В стихотворном предисловии к сборнику-песеннику Хислат гово­рит о глубокой выразительности исполнения и художественном мастерстве Муллы Туйчи. Если до Великой Октябрьской социалистической революции певец выступал преимущественно в узком кругу, на семейных празд­нествах, то в советское время его талант и знания используются для общего дела: он участвует в концертах для широкого слушателя.

В 1923 г. Ташмухамедов с группой музыкантов принимает участие в концертном обслуживании Всероссийской сельскохозяйственной выставки в Москве. В эту группу входили признанные в то время узбекские артисты и музыканты: Юсуф-Кызык Шакарджанов, Абдукадыр Исмаилов, Ахмаджан Умурзаков, Тохтасын Джалилов и др.

Позже Туйчи — хафиза вызывают в Москву, где в его исполнении записывают образцы узбекского народного творчества. Начиная с 1928 г. и до конца своих дней Мулла Туйчи Ташмухамедов работал певцом-солистом в Узбекистанском радиоко­митете.

В 1927 г. общественность Узбекистана отмечала многолетнюю исполнительскую деятельность Муллы Туйчи; певцу было присвоено звание Героя Труда и народного певца УзССР.

В 1931 г. Мулла Туйчи вместе с известными певцами Домуллой Халимом Ибадовым и Ходжи Абдулазиз Расулевым выступает на I республиканском слете работников искусства, где ими была исполнена лирическая поэма на слова Навои „ Ирок “, а также несколько народных песен.

Во время первой декады узбекского искусства в Москве (1937) Мулла Туйчи был приглашен во Всесоюзное ра­дио, где в его исполнении на магнитофон записывают макомы „Бает“ и „Ушшок”.

Макомы и песни крупной формы требовали от певца професси­ональной подготовки, хороших вокальных данных, богатой музы­кальной памяти: он должен был запомнить огромное количество мелодий, ритмов и текста. Исполнение Муллы Туйчи отличалось исключительной выразительностью, четкой и ясной дикцией; его голос баритонального тембра пленял теплотой и необычайной пла­стичностью.

Туйчи-хафиз был певцом-лириком в полном смысле этого слова; его репертуар состоял из лирических произведений „Бает“, „Чоргох“, „Ушшок”, „Гиря “, „Илгор“, „Шахноз-Гулёр” и др. Ташмухамедов пел в сопровождении танбура или инструментального ансамбля.

Концерты Туйчи хафиза с успехом проходили в Иране, Турции, Италии, Египте, Индии, Ёркенде (Кашгар — 1913).

Ташмухамедов был популярен в народе.

Простота, душевная отзывчивость привлекали к певцу массу людей; вокруг него груп­пировались лучшие музыканты: Шаборат (певец и танбурист), Султанхан Хакимов (танбурист), Набиходжа (певец и танбурист), Абдукадыр Исмаилов (найчи), Шорахим Шоумаров (певец), Ахмаджан Умурзаков (кушнайчи).

Он общался и с музыкантами других городов Ходжи Абдулазизом Расулевым (Самарканд), Ота-Джалалом Насыровым, Левы Бабахановым.

Туйчи хафиз имел многочисленных учеников и подражателей, среди них братья Юнус и Рихси Раджабовы, Джурахон Султанов, Имам Икрамов, Халима Насырова, Назира Ахмедова.

В исполнении Ташмухамедова В.А. Успенским записаны макомы: „Чоргох ”, „Бает“, „Кучабоги”, „Сувора“ и др.

Эти записи вошли в сборник „Узбекская вокальная музыка“.

Имя замечательного певца Муллы Туйчи Ташмухамедова при­своено Кашка-Дарьинскому музыкально-драматическому театру.

Награжден орденом «Знак Почета» и медалями.

Место захоронения: г. Ташкент. Чиланзарский район. Кладбище «Чилонзор-ота».

http://www.tashkentpamyat.ru/mulla-tujjchi-tashmukhamedov-pevec-.html

В юношеский период Юнус Раджаби обучался пению у хафиза, Мулла Туйчи Ташмухаммедова и вскоре стал его лучшим учеником, овладев техникой пения настолько, что даже часто подменял в концертах своего учителя.

* * *

Вот известный портрет хафиза Ташмухамедова, в прекрасном исполнении художника Л.
Абдуллаева.

ЛУТФУЛЛА АБДУЛЛАЕВ «Халк хофизи Туйчи Тошмухамедов портрети», 1938 / ЛУТФУЛЛА АБДУЛЛАЕВ «Портрет Народного хофиза Туйчи Тошмухамедова», 1938 / LUTFULLA ABDULLAYEV «Portrait of the people’s singer Tuychi Toshmuhamedov», 1938.

http://artbaza.org/38.html

Об авторе портрета (наверху страницы ЕС) — художнике Лутфулле Абдуллаеве. Знаменитый беньковец — Абдуллаев Лутфулла Абдуллаевич, ученик Павла Бенькова. Снимок Турсун Али.

Член Союза художников. Живописец и график, Ташкент, р. 25.10.1912 в Мирзачуле. Учился в Самаркандском худож. техникуме (1930-35) у П. П. Бенькова, Л. А. Бурэ, 3. М. Ковалевской. Участник выставок с 1934 г. Произведения экспонировались на зарубежных выставках (Венгрия — 1949, Индия | — 1951 и др.). Выставка работ состоялась в 1964 (Ташкент). Преподавал в Ташкентском худож. уч-ще (1935-37 и 1948-51). Нар. худ. Узбекистана (с 1948). Удостоен Золотой медали Академии художеств.

С уважением, Виолетта Лаврова

5 комментариев

  • Фото аватара София:

    Очень интересный текст, много неизвестной информации и совершенно замечательные иллюстрации. Спасибо.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Bekhzod:

    Туйчи значит «родившийся в день свадьбы». Про граммофон писали многие авторы. Гафур Гулям в «Озорнике» пишет, что в чайхане стоял большой граммофон и попугай, который матерился. Абдулла Каххар в своих «Сказках о былом» пишет, что впервые увидел граммофон и решил, что внутри ящика спрятаны маленькие люди с усами и бородами и поют.

      [Цитировать]

    • Фото аватара Виолетта:

      Представляю какое это было для них диво!

        [Цитировать]

      • Фото аватара Gangut:

        Да чему удивляться-то? Не те уже были времена.
        «Диванов вернулся на родину с объемным багажом – граммофон с пластинками, несколько различных фотоаппаратов и даже кинокамера ПАТЭ № 593
        Так появились в Хорезме многочисленные фотографии видов Хивы и ее обитателей. На некоторых из них есть подписи арабским шрифтом, сделанные самим автором прямо на стеклянных негативах. Кое-где даже проставлены даты, которые позволяют сегодня сказать, что Худайберген Диванов начал выполнять и распространять в Хивинском ханстве свои фотоснимки уже в 1310-1311 годах хиджры (то есть в 1892-1893 годах нашего летоисчисления)».

        Худайберген Диванов. Первый узбекский фотограф

          [Цитировать]

  • Фото аватара Фарида Захидова:

    Я хочу немножко поправить данные. «В 1912 г. в свет выходит сборник „ Армугони Хислат “ („ Пода­рок Хислата “), посвященный уже известному в то время Туйчи хафизу. » — Сборник не был посвящён певцу, Туйчи хафиз был спонсором этого девана.
    «Большая их часть была заимствована из репертуара Муллы Туйчи» — это ни так. в этой книге поэт Хислат собрал весь репертуар, на то время, хофиза. и над каждой газелем написано в какой музыке исполнял его Мулла Туйчи. именно поэтому это книга и ценна. Один из немногих экземпляров этой книги находится в музейи имени Юнуса Ражабий в Ташкенте.

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.