Утро культурного наследия Узбекистана Искусство История

Автор: Турсунали Каримович Кузиев, Первый заместитель директора Агентства культурного наследия Узбекистана.

Монументальная мозаика братьев Жарских, вторая половина ХХ века, или Всесильные вредители городского портрета Ташкента

Ташкент уникален со многих ракурсов. У него тысячи лирических эпитетов и добрых псевдонимов: город-котёл, город милосердия, гор… Этот город синтезировал национальные традиции с европейскими культурой, искусством и …манерами.

Но есть у него «неуловимые» и «тайные» враги. Кто же они?

Ташкент славен своими богатыми монументальными произведениями. В ХХ веке стало обязательным правилом украшать все общественные, даже хозяйственные и промышленные здания произведениями монументального искусства. В каждом архитектурном проекте предусматривалось 15 % бюджета на художественное оформление! Таким образом почти все строения в государственном и общественном секторах были созданы в комплекте с бесценными произведениями талантливых мастеров своего времени.

Художественные характеры, стили, жанры, техники были разнообразны: монументальные фрески, мозаики, сграффито, росписи, рельефы, всевозможные виды смешанной техники. В Ташкент и другие уголки Узбекистана приезжали мастера со всего бывшего Союза. Это был своего рода художественный Клондайк для талантливых монументалистов, живописцев, витражистов, мозаичистов, скульпторов. Сюжеты были самые разные, от лирики до гимна труду и творчеству, от стилизованных орнаментов исторических памятников до дани благодарности народам, внесшим вклад в становление города. Цветовая палитра — от оттенков Солнца до радуги, материалы — дорогие: от смальты до цветного стекла.

Результат — фантастический!

Ташкент стал блестящей иллюстрацией монументального искусства ХХ века, так же как Рим и Ватикан иллюстрируют монументальное искусство эпохи Западного Возрождения.

В итоге не только Ташкент, но и многие города и кишлаки обрели произведения изобразительного искусства ушедшей постсоветской эпохи Возрождения, созданные выдающимися мастерами со всего бывшего Союза.
И вот мы подошли к 90-м, когда строители наконец-то освободились от морально-этических обязательств перед обществом, городом и горожанами.

Бог с ними, как говорят. Но реальная сила постепенно перешла к носителям угрозы национальному коду и культурному наследию. На этом гребне за три десятилетия страна потеряла около 40 % произведений монументального искусства. Около 30 % — в Ташкенте, — их удалось сохранить благодаря проснувшийся неравнодушной части общества, интеллигенции, передовой молодежи.

Тем временем со стороны финансово могущественных структур растет новая опасность по отношению к сохранившимся объектам монументального искусства, украшающим городскую среду — неуважительное отношение к чудом сохранившимся шедеврам монументального искусства. Огромная по размерам реклама банковских услуг, всяких «маселок», китайских иероглифов в наглую захватывает пространство города, напыляя произведения своего «монументального искусства». Как если бы на картину Шишкина повесить сушиться мужские носки или сатиновое белье…

Рекламный баннер Asakabank, закрывающий мозаику Жарских

Необходимо бороться с этим кощунством. Ведь те, кто владеет этой мощью и финансами, наверняка получили образование в лучших зарубежных университетах стран, в которых  соблюдают законы приличия, трепетно относятся к культурному наследию, берегут портрет города и уважают любящих его горожанам.

В прошлом году Агентство культурного наследия совместно с другими министерствами и ведомствами пролоббировало изменения к законам, и Сенат их поддержал. Вступило в силу уголовное наказание за нанесение вреда памятникам культурного наследия, принимаются меры по отношению к лицам, проявившим неуважение к памятникам. Но это, к сожалению, лишь сокращает число преступных деяний, но не исключает факты неуважительного отношения. А значит, ни ужесточение законодательства, ни образованность и культурный уровень виновников не являются  панацеей от фактов вандализма и неуважения к национальной гордости и памяти.

Вновь мы спотыкаемся на риторическом вопросе от Чернышевского — «Что делать?». Единственный путь — только воспитание подрастающего поколения в духе уважения и почитания истории и культуры своего народа путём изменение общественного сознания.
А пока в этом неравном бою тактический проигрыш и у Агентства культурного наследия и у неравнодушной ташкентской интеллигенции, беззаветно любящей свой город.

1 комментарий

  • Фото аватара Gassi:

    Демагогия сплошная..Сколько лет уже из пустого в порожнее переливаете..карать надо строго, а у нас штрафами и «узур»ами отделываются… из последнего : » сдали в аренду Чилпык кала»… кому это пришло в голову? зачем? кто будет отслеживать судьбу этого объекта?

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.